18+

Герой невидимого фронта

Герой невидимого фронта

Лариса Ракитина о том, чего вы еще не знали о старших медсестрах

Однажды мне довелось наблюдать, как старшая сестра сумела быстро успокоить пациента, возмущенного «вопиющим нарушением санэпидрежима». Он никогда раньше не видел вакуумных пробирок и решил, что у него берут кровь «нестерильными шприцами». Процедурная сестра, в очереди к которой сидело еще 15 человек, раздраженно ответила, что она всё делает по правилам и у нее всё стерильно. На это больной пообещал написать жалобы главному врачу, в Горздрав и Росздравнадзор. Другие пациенты заволновались. Чтобы успокоить больного, старшей сестре понадобилось 5 минут. Она дала ему рассмотреть вакуумную пробирку, объяснила, что снаружи она и не должна быть стерильной, и ответила на пару вопросов пациента. Он успокоился, и никаких жалоб во всевозможные инстанции не ­последовало.
 
И швец, и жнец: должностные обязанности старшей медсестры
Старшая сестра оперативно решает множество вопросов, ежедневно возникающих в работе медицинского подразделения: она юрист, завхоз, делопроизводитель, финансист, психолог, социальный работник, преподаватель и организатор в одном лице. И если она справляется со всеми своими обязанностями, то смело можно сказать — отделению повезло. По сути, старшая — второй человек после заведующего отделением. И зачастую она лучше него знает хозяйственные и бытовые проблемы, а иногда и тонкости общения с определенными пациентами. От человеческих качеств старшей медсестры во многом зависит микроклимат в ­коллективе.
 
Поскольку специфика деятельности лечебных учреждений и их отдельных подразделений значительно разнится — кто‑то работает в отделении интервенционной кардиологии, где ежедневно спасаются жизни, а кто‑то в тихой и спокойной физиотерапии — единых функциональных обязанностей старшей медсестры отделения не существует. Она тот герой невидимого фронта, который заполняет огромное количество документации, составляет отчеты, табели и графики, готовится к бесконечным проверкам, конференциям, оформляет заявки на мелкий ремонт, медикаменты и расходники, и прочее, и прочее… И при этом тщательно контролирует санитарное состояние в кабинетах, палатах, манипуляционных помещениях, перевязочных и ­туалетах.
 
Врачи ежедневно обращаются к старшей сестре по множеству вопросов. Она знает, есть ли в наличии необходимые препараты, оформлены ли уже документы на больного и кто из сестер дежурит в выходной. А в конфликтах, возникающих периодически между пациентами и средним и младшим медперсоналом, очень велика роль старшей медсестры как ­миротворца.
 
Опыт или ­образование?
Из каких сестер получаются хорошие старшие — из опытных, старой закалки или имеющих не так много практического опыта, но с дополнительным образованием и знакомых с теорией менеджмента и компьютером? На этот вопрос есть разные точки ­зрения.
 
С одной стороны, чтобы занимать какую‑либо руководящую должность, неплохо пройти путь рядового сотрудника, который на собственном опыте знает, что и как происходит в этой сфере, и чем выше уровень руководителя, тем это ­заметнее.
 
С другой стороны, практическая значимость прошлого опыта нынешних управленцев становится сомнительной — непрерывно происходят изменения в системе финансирования и в законодательстве, и за ними не так легко уследить. Увеличиваются масштабы компьютеризации, создаются общие для нескольких ЛПУ базы данных — одним словом, система управления медицинским учреждением меняется на всех уровнях, в том числе и на низовом. Например, раньше в государственных ЛПУ не было платных услуг, не было и распрей при распределении процентов от них между исполнителями. Сестрам, привыкшим вести всю документацию вручную, бывает трудно приспособиться к электронному документо-обороту. Мне известны случаи, когда после введения электронных историй болезни многоопытные старшие сестры, помучившись, уходили на пенсию, не совладав с ­компьютеризацией.
 
И, честно говоря, я не берусь судить, какая старшая лучше — умеющая найти общий язык с любым, даже самым скандальным пациентом, но теряющаяся при необходимости заполнить таблицу в Excel, или блестяще разбирающаяся в тонкостях начисления коэффициента трудового участия, но нетвердо знающая аспекты работы подчиненных. В идеальном случае современные знания и опыт должны ­сочетаться.
 
В реальности сестра с высшим образованием — редкость в государственной клинике. У такого сотрудника было и есть больше возможностей для карьерного роста, но учиться несколько лет, чтобы в итоге получать ту же зарплату, что и без высшего образования, мало кому интересно. А именно так и происходит в бюджетных ЛПУ. В то же время коммерческие медицинские, фармацевтические, стоматологические и другие организации охотно принимают на работу высококвалифицированных специалистов по медицинскому менеджменту — и сестры, обученные за счет государства, с удовольствием уходят на более высокие ­зарплаты.
 
Мы настолько привыкли к должности «старшая медсестра», что, кажется, она существовала всегда. Но на самом деле история медицинских сестер началась сравнительно ­недавно:
 
1926 год — реформа сестринского обучения после II Всесоюзной конференции по среднему медицинскому образованию; средние медицинские учебные заведения переименованы в техникумы, сестры милосердия — в медицинских ­сестер;
 
1965 год — приказом МЗ СССР утверждена должность главной медицинской сестры, созданы курсы повышения квалификации медицинских ­сестер;
 
1977 год — в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры, хотя в некоторых подразделениях старшие сестры фактически были и ­раньше;
 
1991 год — созданы факультеты высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, Самарском государственном медицинском университете, а позже и в 37 других медицинских вузах. Однако в 2010 году Министерство здравоохранения посчитало высшее образование сестер нецелесообразным, и прием на бюджетные отделения ­прекратился;
 
2010 год — старшая сестра должна иметь повышенный уровень среднеспециального медицинского образования, при этом ее стаж может быть любым (ранее он должен был составлять не менее 5 лет). «Повышенный уровень» означает дополнительный год обучения в медицинском колледже или переподготовку на его базе в течение около 1000 ­часов.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Почему сестры кажутся плохими
Случается, что врачи недовольны старшими сестрами. «Нерасторопная», «Вечно всё путает», «Не имеет влияния на подчиненных» — какие только обвинения не сыпятся в их адрес. Я знала одну старшую, в отделении у которой сестры плохо слушались врачей, санитарки без зазрения совести прогуливали, расходники всегда заканчивались внезапно, а она во всех затруднительных ситуациях знала только один выход — горько ­рыдать.
Врачи любят покритиковать сестер, в том числе и старших, но если глубже вникнуть в особенности их работы, можно понять, что во многих случаях их поведение определяется не всегда зависящими от них ­причинами.
 
Фактор первый. Не из кого выбирать
Острейший кадровый дефицит среди среднего и младшего медицинского персонала — одна из главных проблем нашего здравоохранения. Должность старшей часто занимают не совсем подходящие для нее сестры, потому что выбирать, в общем‑то, не из кого, да и повышение зарплаты не пропорционально увеличению ответственности. И бывает, что сестры упорно отказываются от предложенного повышения, их в конце концов уговаривают, но работают они без энтузиазма и с соответствующим ­качеством.

Несмотря на приказ Министерства здравоохранения, старшими сестрами очень часто становятся сотрудники без повышенного уровня образования и даже со сравнительно небольшим стажем. Сестер не хватает, и выбирать старшую просто не из ­кого.


Что делать: Некоторые обстоятельства мы изменить не в силах: например, не в нашей власти подыскать для отделения идеальную старшую сестру. Остается быть снисходительными, по возможности поддерживать и подбадривать коллегу, и помнить: профессионалами не рождаются, ими становятся. Да и, кстати, — за одного битого двух небитых ­дают.
 
 
Фактор второй. Между двух огней
Особенность должности старшей медсестры состоит в том, что она одновременно подчиняется и заведующему отделением, и главной сестре учреждения. Заведующий отделением территориально ближе, поэтому, как правило, его указания выполняются в первую очередь, что все‑таки не отменяет необходимости следовать требованиям главной ­сестры.

Одновременно и по разным каналам старшей сестре могут поступить распоряжения если и не взаимоисключающие, то, по крайней мере, разнонаправленные. Например, главная сестра требует всё бросить и подготовить к приходу комиссии наркоконтроля журнал учета наркотиков, а завотделением — обеспечить срочный перевод отяжелевшего больного в ­реанимацию.

Приоритеты у них обычно не совсем совпадают. Врачей больше интересует обеспечение лечебного процесса как такового — правильное и своевременное выполнение назначений и оформление документов больных. А главные сестры бдительно следят за тем, чтобы к приходу комиссии по санэпидрежиму отделение было практически стерильным, как будто никаких пациентов там никогда не было. Всякий раз, когда наша старшая ждала очередную проверку, работа отделения сильно тормозилась: сестры не пускали врачей с больными в перевязочную, и на этой почве неоднократно возникали ­конфликты.

Что делать: Иногда врачам проще один раз сделать всё необходимое самостоятельно, не привлекая сестер, вместо того чтобы преодолевать их сопротивление. В нашем случае во время проверок происходило именно так. В результате все были довольны — и отделение в глазах проверяющих выглядело хорошо, и работа не ­останавливалась.
 
Фактор третий. Чужой среди своих
Если старшая сестра до назначения на должность работала в отделении, то с повышением ее дружба с коллективом заканчивается, и она переходит в категорию начальства. А если к тому же линия администрации не совпадает с интересами коллектива — то и в категорию врагов. Она может продолжать пить чай в компании остальных сестер и обсуждать домашние дела, но возмущаться наравне со всеми приказом администрации завести очередной журнал учета ей уже не позволяет должность. Если, будучи палатной сестрой, нынешняя старшая позволяла себе прикорнуть на ночном дежурстве, то теперь она за то же самое устраивает нагоняй своим подчиненным. В общем, как и в других отраслях, после назначения на руководящую должность работник приближается к начальству, но отдаляется от ­коллектива.
 
Что делать: Врачу не стоит открыто вмешиваться в зачастую сложные и запутанные сестринские взаимоотношения. Но «невзначай» высказать оправдывающую и примиряющую стороны мысль — можно. Зерна, попавшие на плодородную почву, обязательно принесут плоды — имеющий уши да ­услышит.
 
 
Фактор четвертый. Хороших новостей не бывает
Еще одна особенность работы старшей сестры: она принимает поступающую с более высокого уровня информацию об изменениях и нововведениях и должна донести ее до подчиненных. Поскольку в большинстве случаев инновации осложняют жизнь сотрудников, встречаются они без восторга и энтузиазма, вплоть до попыток ­саботажа.
 
Что делать: Хорошо, если старшая умеет находить в любых нововведениях положительные стороны и акцентировать внимание именно на них. А если нет, можно ей в этом помочь. Или, по крайней мере, посоветовать не демонстрировать свое негативное отношение к ним при ­подчиненных.
 
 
Фактор пятый. Женщины есть женщины
Старшая сестра почти всегда руководит исключительно женским коллективом. А, как утверждают психологи (и доказывает личный опыт), женщины более эмоциональны, обидчивы, конфликтны, болезненно реагируют на критику и резкие интонации, в то же время они прагматичны и склонны смотреть на жизнь без иллюзий. Обычно они любят не риск, а предсказуемость, и неохотно берутся за новую для себя работу, боясь с ней не справиться. А семейную женщину трудно уговорить задержаться после работы. К производственным конфликтам в таком коллективе всегда примешиваются эмоции и недовольство личными качествами конкретных ­коллег.
 
Что делать: Чтобы руководить женским коллективом, старшей сестре нужно учитывать характеры всех сестер, их совместимость в смене, уметь вовремя погасить вспыхнувший конфликт. «Особое отношение» иногда потребуется и к самой старшей: как женщине, ей в той или иной степени присущи все вышеперечисленные ­особенности.
 
 
Причин «неподобающего» с точки зрения врача поведения может быть много. Самое разумное во всех возможных случаях — пытаться понять, почему старшая поступает именно так, и стремиться к взаимному ­компромиссу.
 
В работе старшей сестры много трудностей и поводов понервничать, и если она сегодня с вами не очень приветлива — не таите на нее обиду. Может быть, вы уже пятый, кто указал ей на неработающую бестеневую лампу, а она третий день не может добиться прихода электрика, процедурная сестра опять взяла больничный и вчерашняя комиссия объявила старшей выговор за тряпку, оставленную санитаркой на батарее, а не в ­дезрастворе.
 
Хорошо, если в вашем подразделении практически идеальная старшая сестра. Но если это не совсем так, есть три варианта: начать кампанию по ее увольнению, попытаться перевоспитать или помогать ей в работе, даже если это выходит за рамки ваших обязанностей. И не стоит забывать, что эффективное взаимодействие строится на компромиссе, а не на ­перфекционизме.

 

43503 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.