18+

Статьи — Журнал — Конфликтная зона

Под ковром

Мария Маркович о том, как избежать участия в подковерных интригах и стоит ли это делать

Каждому из нас хотелось бы, чтобы коллектив аптеки был сплоченным и дружным, а отношения с коллегами — доверительными и приятными. Однако в реальности порой все может оказаться совсем по-другому: сплетни за спиной, козни недоброжелателей и коварные «подковерные» игры. Что же делать, если сотрудники на вашем месте работы играют по правилам, к которым вы не привыкли?

Под прессом

Чем заполнить свободную минутку, появившуюся при обслуживании посетителей аптеки? Конечно, задушевным разговором с коллегами. По мнению Натальи Головановой, руководителя Исследовательского центра портала Superjob.ru (Москва), благоприятный психологический климат в коллективе способствует сплоченности сотрудников, повышает их лояльность к организации и снижает текучесть кадров. По данным опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru, эту точку зрения разделяет каждый третий россиянин. По словам респондентов, счастливыми на рабочем месте они бывают в первую очередь благодаря общению с коллегами.

По результатам опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru в ноябре 2011 года:

  • 45% женщин хорошо чувствуют себя на работе именно благодаря общению с коллегами; мужчины, являясь существами менее восприимчивыми и разговорчивыми, выбирали этот вариант ответа заметно реже (22%).
  • 10% работающих россиян нервирует манера коллег сплетничать и вести пустые разговоры «о сапожках и прочих модных штучках». «Обсуждают личную жизнь, это безумно раздражает!» — делятся эмоциями опрошенные.
  • Ангельским терпением могут похвастаться только 14% наших соотечественников, которых ничего не раздражает в коллегах. «У нас отличный коллектив!», «К счастью, никто из моих коллег меня не раздражает», «Меня ничего не раздражает в моих коллегах, все люди разные!», «Не суди, да не судим будешь!» — комментируют они.

Однако говорить «о природе и погоде» мало кому интересно. Гораздо большее любопытство вызывают обсуждения пикантных подробностей из жизни знакомых и других коллег. И одно дело, когда подобные беседы заводятся ради невинного зубоскальства, а другое — когда ситуация доходит до конфликтов и сплетен, которые неприятны обсуждаемому человеку или могут даже навредить ему в профессиональном плане.

Бывают случаи, когда подобные действия (насмешки, подкалывание, неадекватное отношение к коллеге, наговоры) становились причиной увольнения сотрудника, причем как по собственному желанию из-за невозможности и дальше терпеть подобное поведение, так и по настоянию руководителя, поверившего в клевету. У такого явления даже есть название — моббинг (от англ. mob — толпа) — это форма психологического насилия в виде травли сотрудников в коллективе.

Почему же люди играют в подковерные игры? Кто-то таким способом пытается самоутвердиться за чужой счет или занять лидерские позиции в организации, кто-то элементарно завидует и видит в коллеге конкурента, кто-то не хочет отделяться от коллектива и принимает участие в травле. Методы подковерных игр поражают своим разнообразием: сплетни, интриги, клевета, распространение ложных слухов — и все это направлено на то, чтобы у руководства появились сомнения в честности, порядочности или профессионализме сотрудника. Причем человек далеко не всегда в курсе, что против него строятся козни, грозящие ему испорченной репутацией.

Как известно, из каждой ситуации есть как минимум два выхода, а в данном случае их даже больше. Давайте вместе подумаем, как избежать участия в подковерных интригах.

Выход № 1: игнорирование

Если вы стали свидетелем травли сотрудника или сами оказались «жертвой», один из способов остудить пыл злорадствующих коллег — полное безразличие. Ответные реакции, будь то обида, словесная перепалка или жалоба руководству — могут еще больше распалить людей. Отсутствие каких-либо эмоций, напротив, вводит агрессоров в ступор: как же теперь воздействовать на человека, если он никак не реагирует на нападки и не выходит из себя? В дальнейшем попытки навредить человеку, скорей всего, не будут предприниматься: если нет реакции — нет интереса.

Татьяна, фармацевт (Москва): «Однажды мне пришлось столкнуться с неприязнью со стороны своей напарницы. Почему-то она сразу меня невзлюбила и использовала каждый удобный случай, чтобы подколоть или посплетничать обо мне с другими коллегами. Я по природе своей флегматик. Мне проще не отреагировать на что-то, потому что реагировать либо просто лень, либо жалко свои нервы. Что я получу в итоге — стресс, испорченное настроение, еще большую озлобленность? Поэтому я не проявляла недовольства или агрессии при общении с ней, а с другими коллегами была вежлива и дружелюбна. Со временем сотрудники поняли, что коллега наговаривает на меня, и отношения у нас полностью наладились. Кстати, напарнице тоже, видимо, надоело постоянно меня задевать и не получать ответа, так что теперь мы нормально общаемся».

Выход № 2: пресечение конфликта

Маловероятно, что жертвой подковерных игр может стать активный жизнерадостный человек с ярко выраженной лидерской позицией — такой себя в обиду точно не даст. Хотя может прослыть выскочкой и навлечь на себя зависть и клевету. Однако застенчивому новичку, который ведет себя с осторожностью, присматриваясь к обстановке и притираясь к коллегам, придется еще сложнее. Для старых сотрудников это шанс подтрунить над ним, поэтому на первых порах возможны мелкие конфликты, особенно если новичок делает какие-то ошибки. Однако если время адаптации уже прошло, а претензии остались, новому сотруднику стоит заявить о себе и попытаться пресечь конфликт. Правда, не нужно делать это грубо и резко, дабы не вызвать новую волну возмущения. Если коллеги унижают и переходят дозволенные границы, нужно сразу поставить их на место, но не агрессивно, а вежливо и деликатно.

Светлана, фармацевт (Москва): «После окончания училища я устроилась работать в аптеку, где другие сотрудники работали уже много лет. У меня было мало практического опыта, поэтому я делала много ошибок при консультировании покупателей. Конечно, это вызывало раздражение моих коллег, о чем они спешили сообщить мне в весьма резкой форме. Когда через несколько месяцев я значительно подтянулась в своих знаниях, то обнаружила, что коллеги по-прежнему выражают мне свое недовольство. Я вежливо попросила их не придираться ко мне и пообещала более внимательно относиться к своей работе. Кажется, после этих слов они стали смотреть на меня не как на вчерашнюю выпускницу, а как на равную себе».

Выход № 3: минимум информации

Как говорится, дыма без огня не бывает. Если сотрудник сам открыто посвящает коллег в подробности своей личной жизни, то нельзя быть уверенным, что эта информация не будет использована против него при любом удобном для злопыхателя случае. Конечно, не стоит полностью окутывать себя ореолом тайны, но придержать язык за зубами в некоторых ситуациях будет полезно. К закрытым темам можно отнести личную жизнь, обсуждение проблем в семье, размер доходов, карьерных планов на будущее — нередко именно эти вопросы вызывают массу кривотолков и зависть. Чем меньше подробностей рассказывать людям, тем меньше шансов у недоброжелателей посудачить за спиной или использовать полученные данные против человека.

Елена, провизор (Рязань): «Я всегда думала, что коллектив — это как вторая семья, поэтому у меня никогда не было секретов от коллег. Я рассказывала им о своей личной жизни, проблемах в семье, материальных трудностях. Но однажды случайно услышала о себе очень неприятные вещи. Мне было очень обидно — ведь эти люди улыбались мне в лицо, а за спиной говорили такое! Поэтому я выработала для себя строгое правило: на работе общайся только на рабочие темы, но не распространяйся о своей личной жизни. Сейчас я работаю в другой аптеке. Мои новые коллеги знают обо мне только общую информацию: я замужем, у меня дочь, но деталей я им не раскрываю. Кто-то из них периодически пытается узнать что-то, но я непреклонна и обычно перевожу разговор на другую тему или вежливо отвечаю, что не хочу об этом говорить. Может быть, я „дую на воду, обжегшись на молоке“, но для меня самой так спокойнее».

Выход № 4: переведение ситуации в шутку

В большинстве случаев ответ агрессией на агрессию может привести к еще более серьезным конфликтам. Грозит эта ситуация тем, что проблема будет расти как снежный ком, а отношения с коллегами так никогда и не удастся наладить. Если коллеги подтрунивают над кем-то из других сотрудников, иногда проще перевести ситуацию в шутку, чем доводить дело до открытой конфронтации. Веселая история, самоирония и смех помогут разрядить обстановку и зарекомендовать себя как неконфликтного и приятного в общении человека.

Яна, провизор (Пятигорск): «Однажды в начале своей аптечной карьеры я перепутала препараты с похожими названиями. Покупатель просил сироп от кашля, а я чуть было не отпустила ему слабительное с похожим названием. Коллеги устроили мне грандиозный скандал на тему „Как же можно было перепутать?!“. Потом еще целый месяц мне этот казус припоминали. Как-то раз при очередной подобной „выволочке“ я рассказала им анекдот про то, что лучшее средство от кашля — это касторка: пациент просто побоится кашлянуть. Мы все посмеялись и забыли о проблеме. Зато теперь я точно не перепутаю эти два препарата».

Выход № 5: найти что-то положительное

Казалось бы, как можно оправдать участие в подковерных играх? Возможно, и в них можно увидеть какие-то плюсы для себя. Например, невинный «заговор» против строгой заведующей, позволяющий беззлобно обсудить какие-то ситуации и отвлечься от работы, иногда может помочь новому сотруднику быстрее влиться в коллектив и лучше понять, кто и что из себя представляет. Случается и так, что коллеги принимают недавно устроившегося специалиста в какую-то из «групп по интересам» — и человек сразу чувствует себя более уверенно, потому что ему важно понимать, что теперь он тоже в команде, в которой есть свои правила, традиции, лидер.

Ирина, провизор (Москва): «У нас очень педантичная заведующая с авторитарным стилем управления. Иногда с ней просто тяжело работать. Естественно, мы никогда не лезем на рожон, не спорим и не пререкаемся, стараемся друг друга прикрыть, если опаздываем на работу или совершаем какие-то незначительные ошибки. Конечно, она не в курсе наших мелких проделок, но они не сказываются на качестве работы, да и нам спокойнее, если удается избежать лишних отчитываний. Так мы с коллегами чувствуем себя более сплоченными, зная, что у нас есть общие маленькие секреты и что мы можем друг на друга положиться, не посвящая в подробности нашу заведующую».

Всякое случается

Общение сотрудников в коллективе может сложиться по-разному: в одном устанавливаются хорошие и доверительные отношения, в другом — «каждый сам за себя» и «человек человеку волк». Предугадать, в какой коллектив попадет специалист, практически невозможно. Что выбрать: примкнуть к какому-то определенному лагерю для собственного психологического комфорта, игнорировать претензии работников или просто отшутиться — зависит только от вас. Однако правило не выходить за рамки и вести себя достойно действует в любой ситуации. Человеку, уважающему себя и своих коллег, всегда легче выйти победителем из разного рода передряг.

0 0 лайков 369 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

На выход!

Екатерина Филиппова о том, как выйти из зоны комфорта без потерь и нужно ли это именно вам

0 комментариев 0 лайков 237 просмотров

Поручите это мне!

Любава Новикова о том, как использовать делегирование обязанностей руководителям и подчиненным

0 комментариев 0 лайков 176 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку