18+

Статьи — Журнал — Конфликтная зона

Стиль управления

Татьяна Рябцева изучает поведение начальников и советует, что делать, если они неправы

Есть такой бородатый анекдот про должностную инструкцию
образцового подчиненного, состоящую всего из трех пунктов:

  1. Начальник всегда прав.
  2. Если начальник не прав, см. пункт выше.
  3. В случае пожара начальника выносить первым.

А как должен вести себя образцовый подчиненный не из анекдота?

В любой организации, в том числе и в аптечной, довольно часто возникают моменты, когда в рабочих вопросах мы считаем себя более компетентными, чем начальство. И нередко наша уверенность справедлива, особенно если дело касается узкоспециализированных вопросов. Руководитель крупной фирмы просто в силу особенностей человеческого организма не в силах объять необъятное, то есть быть в курсе всех тонкостей процесса. Как быть, если начальник все-таки не прав? Говорить ему об этом прямо? Или попытаться найти обходные пути и донести до руководителя мысль, что ваш взгляд более профессиональный и верный? А, может, и вовсе промолчать? На словах почти все руководители желают, чтобы их подчиненные в процессе делового общения проявляли большую активность и инициативу в отстаивании своей точки зрения, но далеко не все действительно этого хотят.

Ситуации бывают разные. И начальники бывают разные. С одним можно найти общий язык, а для другого ваше несогласие равно открытому саботажу и заявлению «по собственному желанию». Факторы, которые влияют на исход вашего диалога, многочисленны и разнообразны: пол начальника, руководителем какого звена он является, его установки, психологические особенности, стиль руководства и т. д. Давайте рассмотрим основные типы начальников, а также способы общения с ними.

В 1708 году Пётр I издал указ о том, как надо относиться к начальству: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства».

Сначала об исключениях

Если вопрос «что делать, если начальник не прав» не возникает в принципе, то, скорее всего, ваш руководитель:

а) деспот. «Я начальник, а ты дурак» — вот девиз такого руководителя. С мнением своих сотрудников он не считается, увольняет и наказывает мановением руки, нечасто повышает голос, а если недоволен результатами работы, то может использовать и ненормативную лексику. Сложные решения и длинные обсуждения не любит. Всю текущую работу перепоручает другим и требует точного выполнения. Внешние факторы, такие как форс-мажор, падение доллара, пробки на дорогах, во внимание не принимает.

С деспотом любая попытка диалога бессмысленна — приводить какие-то аргументы в пользу своего решения проблемы — бесполезно. Вас все равно не будут слушать.

б) демократ. Руководствуется демократическими принципами управления: решает все судьбоносные для компании вопросы на общем собрании, в ходе диалога, и всегда готов выслушать сотрудника и принять его доводы к сведению.

Типы руководителей

Если же вопрос «что делать?» все-таки появляется, а это уже более частый случай, нежели крайности, приведенные выше, то тогда типы поведения начальника куда более обширны. Классификаций руководителей по типам существует великое множество. В ходе подготовки материала я рассмотрела их около 12, и, после анализа данных, решила выделить именно эту, опубликованную на http://spaceincome.com/about-work/types-boss. Приведенная классификация — не истина в последней инстанции и весьма условна, но, на мой взгляд, охватывает основные типы руководителей. Итак, ищите своих начальников и запоминайте безопасную схему взаимодействия.

  1. Патриарх. Он не руководит, а правит. Не любит заниматься текущей работой, а также глубоко вдаваться в проблемы. С подчиненными общается вежливо и мягко. Любит долгие разговоры ни о чем. Может интересоваться семейными делами сотрудников. Указания подчиненным дает с видом человека, который объясняет дикарям, как устроен карманный фонарик. Не любит принимать суровые решения. Уделяет внимание внешним атрибутам власти, создает «свиту». Считает, что может управлять любым коллективом в любой области бизнеса или государственной службы.

    Что делать, если патриарх не прав. Патриарх искренне не допускает мысли, что он не прав. К тому же, он считает сотрудников неразумными детьми. Прямое противодействие тут невозможно, но если действовать хитростью, то можно добиться успеха.

  2. Специалист. Очень хорошо разбирается в своей сфере деятельности и требует того же от подчиненных. Вникает в самую глубину проблемы и обращает внимание на детали. С подчиненными вежлив, но сух и иногда резок. К дисциплине и внешнему виду сотрудников безразличен. Терпеть не может дилетантов. К чужому мнению может прислушаться, но обычно устраивает долгие дебаты. Уважает фактический материал. Выполняет свою работу эффективно, но не эффектно.

    Что делать, если специалист не прав. Скорее всего, не правы вы.

  3. Карьерист. Коллектив для него является ступенькой для продвижения наверх. С подчиненными он безразлично вежлив, но в случае неудачи сваливает все на исполнителей. Чужую идею выслушивает, и, если она удачна, выдает за свою. Любит быстрый результат, заметный высшему руководству. Смысл его указаний обычно размыт и не всегда понятен подчиненным. Дружит только с нужными ему в данный момент людьми.

    Что делать, если карьерист не прав. Нужно быть альтруистом — сказать ему, что в случае удачи, он пожнет все лавры.

  4. Педант. Любит во всем идеальный порядок. Ненавидит разгильдяйство, опоздания на работу, неопрятный внешний вид, неточности в фактическом материале. В общении сух, а в указаниях подчиненным — нуден. Успех подчиненного ему коллектива не производит на этот тип сильного впечатления. Но в случае отрицательного результата он изводит всех поучениями. На материальные наказания идет неохотно.

    Что делать, если педант не прав. Педанту лучше предоставить факты, документы, графики и таблицы. Они произведут на него должное впечатление.

  5. Дилетант. Обычно его назначают на должность по знакомству. Он старается опереться на знающего сотрудника или своего заместителя. Окунуться в глубину проблем он не в состоянии, знает только отдельные факты. Этот тип любит развивать деятельность по второстепенным, но понятным ему вопросам. По возможности отгораживается от коллектива секретарем. К резким действиям не склонен, но если вышестоящее начальство даст команду, то выполнит ее беспрекословно.

    Что делать, если дилетант не прав. Обычно дилетант старается делегировать свои полномочия более опытным сотрудникам, поэтому достаточно иметь репутацию профессионала, чтобы вам было позволено принимать решения за него.

  6. Трудоголик. Это руководитель, для которого работа — не средство, а цель и главная страсть. Он приходит на работу раньше всех подчиненных, а уходит позже всех и недоумевает, когда сотрудники ведут себя иначе. Он деятелен и требователен к подчиненным, но не будет ворчать по мелочам. Любит замыкать все рабочие моменты на себя. Отношение к людям строится согласно степени их применимости и значимости в работе. Представитель этого типа очень сильно переживает за результат своей работы, поэтому в случае неудачи может нагрубить.

    Что делать, если трудоголик не прав. Несмотря на свои видимые недостатки, это один из самых «симпатичных» типов руководителей. Он интересуется всем, что касается сферы его деятельности — новыми технологиями, статистикой, читает все статьи и законопроекты по своей теме и т. д. С трудоголиком всегда можно вступить в конструктивную полемику, если вы зарекомендовали себя как ответственный и знающий работник.

Универсальные способы

Разумеется, редко встретишь «чистый» тип руководителя — некоторые сочетают в себе несколько черт разных видов, а иные и вовсе не относятся ни к одному из них. Существуют универсальные схемы действий, которые помогут склонить начальника к вашей точке зрения.

Вариант № 1. Честный: попытка диалога

Попробуйте просто поговорить. Здесь действует 2 главных правила: 1) набросайте предварительно схему разговора с начальством; 2) не будьте голословным во время разговора — вы должны грамотно аргументировать свое мнение. А вот предостережений гораздо больше:

  1. Не стоит яростно отстаивать свою точку зрения. Во-первых, спорщиков начальство не любит. Во-вторых, есть люди, которые даже когда сознают, что они не правы, все равно продолжают спор. И если ваш начальник — именно такой случай, будет очень сложно доказать ему что бы то ни было. И уж совсем непонятно стремление отстаивать свою точку зрения в малозначительных спорах, которые не имеют принципиального смысла.
  2. Не стоит прямо говорить, что начальник не прав. Просто предложите свою схему как альтернативную, и тактично укажите на возможные неблагоприятные последствия его решения.
  3. Договоритесь о разговоре один на один. Не стоит начинать разговор по горячим следам и руководствуясь импульсом — например, прямо во время утренней летучки и перед всеми коллегами.

Вариант № 2. Хитрый: доведите всё до абсурда

Если шеф дает вам какое-нибудь задание, а вы понимаете, что оно невыполнимо в силу каких-то обстоятельств, которые неминуемо возникнут, не перечьте ему. Наоборот, начните педантично выполнять его указания. Пару раз проинформируйте его о ходе выполнения. А потом, когда эти непреодолимые обстоятельства станут перед вами и начальником, задайте ему вопрос: «что делать?».

Вариант № 3. Рискованный: сделать по-своему

Этот способ касается только непринципиальных вопросов рабочего процесса. Здесь можно прибегнуть к небольшим хитростям: использовать тот факт, что начальство, как правило, контролирует общий ход рабочего процесса, но не вдается в детали того, как именно выполняется дело. В таких мелких и нестратегических делах вполне можно использовать простор для творчества и искать свои способы исполнения. Поверьте, за это вас никто не осудит. А вот рисковать по-крупному лучше только при 100%-ной уверенности успеха.

Нюансы

Также существуют факторы, осложняющие принятие решений и взаимодействие с любым типом руководителя. Непременно примите их во внимание, иначе ваши действия могут быть восприняты не так, как нужно, а способы просто не сработают.

  1. Гендерный вопрос

    От того, какого пола ваше начальство, зависит многое. Подчиненному-мужчине не следует показывать начальнику-женщине, что он умнее нее, а руководителю-мужчине обычно довольно сложно признать, что подчиненные-дамы могут быть более компетентны. Поэтому, в любом случае, будьте корректны и вежливы в общении с начальством противоположного пола — чтобы ваша точка зрения не была воспринята как попытка самоутверждения или демонстрация гендерного превосходства.

  2. Начальник или собственник?

    Когда встает вопрос, соглашаться с начальником или нет, то один из вопросов, влияющий на исход диалога: кто именно перед вами — нанятое лицо или собственник? Когда речь идет о последнем, не забывайте, что это его бизнес, и, в любом случае, владелец диктует правила игры. Конечно, можно попытаться доказать вашу правоту, однако последнее слово всегда за владельцем предприятия. Не согласны — увольняйтесь.

  3. Тварь я дрожащая или право имею?

    Кто-то имеет право обсуждать, прав ли начальник, а кто-то нет. Кто-то может возразить — и его выслушают, а кто-то выглядит при этом смехотворно. Если приходит молодой человек без опыта и безапелляционно заявляет, что руководитель ниже его профессионально, стоит ли к этому прислушиваться? Это, скорее, проблема новичка, а не начальника. Другое дело, если в полемику с руководством вступает опытный специалист: тут есть и права, и конкретная цель, и видение выгод для предприятия, и понимание основных процессов.

  4. Все выше и выше и выше?

    Одно из решений конфликта между начальником и подчиненным — это выход на руководителя рангом выше. Возможно, ваш начальник недостаточно профессионален, но прежде чем критиковать своего непосредственного руководителя, надо зарекомендовать себя с самой положительной стороны перед вышестоящим начальством: показать, что вы — весьма перспективный сотрудник, и что у вас есть моральное право на критику.

Резюме

Помните, руководители воспринимают ситуацию иначе, чем подчиненные. Нередко начальство путает несогласие с неуважением. Но тут уже все зависит от индивидуальных особенностей. Умный начальник понимает, что не надо обижаться и раздражаться на то, что его решение не принимается подчиненным безоговорочно, ведь если он высказывает свои идеи вслух, то руководитель получает бесценную информацию, которая может способствовать повышению эффективности управления. Гораздо хуже, когда подчиненный на словах соглашается, а на деле саботирует решения руководства.

Если ваш начальник не прав, и вы чувствуете, что можете повлиять на его решение — действуйте. А если понимаете, что бороться надо, но руководителя вам не переспорить, да и к конфликту вы не готовы, то лучше уйти с такой работы. Ищите начальника, авторитет которого вы готовы признать.

0 0 лайков 427 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

На выход!

Екатерина Филиппова о том, как выйти из зоны комфорта без потерь и нужно ли это именно вам

0 комментариев 0 лайков 238 просмотров

Поручите это мне!

Любава Новикова о том, как использовать делегирование обязанностей руководителям и подчиненным

0 комментариев 0 лайков 176 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку