18+

Статьи — Журнал — Интервью экспертов

Александр Швидченко: «Быстрая карьера возможна только при желании расти»

Александр Швидченко — один из самых молодых руководителей компании Danone: в 27 лет он стал коммерческим директором украинского подразделения компании, где работал с 2005 по 2008 год. Ставка руководства компании оправдалась: «Danone Украина» три года подряд показывал прирост выручки 50—60 % в год, и по истечении этого срока объем продаж вырос с 15 до 80 млн долларов. В 2013 году Александр возглавил отдел продаж в "Nutricia Россия" — подразделения компании Danone, производителя детского питания. Мы поговорили с Александром о том, как правильно стартовать, делая карьеру в серьезной компании.

фото_Швидченко.png""

Досье КС

Александр Владимирович Швидченко

Родился 21 января 1977 года в Черниговской обл., Украина.

В 1999 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «компьютерные системы и сети».

В 2000–2005 годах работал в компании «СанИнтербрю» (сейчас ABInBev — крупнейшая пивоваренная компания в мире).

С 2005 по 2008 год руководил продажами в «Danone Украина».

С 2008 по 2012 год работал на руководящих позициях в компаниях розничного и продуктового сектора в Беларуси и Украине).

С 2012 года — директор по продажам Южного дивизиона «Danone Россия».

С 2013 года — директор по продажам «Nutricia Россия» (подразделение группы Danone).

Увлечения: чтение бизнес-литературы, плавание, теннис.

КС: Александр, расскажите, пожалуйста, о том, как вы стали директором по продажам «Нутриция Россия». Что этому предшествовало?

Александр: Принять решение о переходе было достаточно просто: я оставался в группе Danone и при этом получал больше ответственности и полномочий. Сейчас у меня 600 подчиненных в разных регионах России, и это предполагает частые поездки по стране.

КС: Какие задачи вам пришлось решать в первую очередь?

Александр: У Nutricia на тот момент существовала четкая стратегия развития, целью которой было стать компанией № 1 на рынке сухих молочных смесей. И в 2014–2015 годах нам предстояло определить, где у нас есть максимальные возможности для роста и что нам мешает выйти в лидеры.

КС: В том числе вы занимались продвижением бренда «Малютка». Вероятно, пришлось преодолеть ряд стереотипов?

Александр: Да, отчасти: бренд «Малютка» на рынке уже сорок лет и, благодаря своему советскому прошлому, успел обрасти мифами. Так что мы, не упирая на «многолетний опыт работы», сразу стали ориентироваться на интересы своей целевой аудитории — молодых мам в возрасте от 20 до 30 лет, которые заботятся о здоровье своего ребенка и ценят в первую очередь высокое качество и профессиональный подход. Провели рестайлинг, начали работать с рекламой, донося идею, что детское молочко «Малютка» делается из импортных ингредиентов высокого качества: молочная основа — из Ирландии, рецептура разработана в Голландии, и так далее.

В конце концов, за счет перезапуска брендов и активной работы с торговыми сетями мы достигли своей цели и продолжаем удерживать лидерство на этих позициях. Что не так‑то просто, учитывая, что на нашем рынке довольно жесткая конкуренция.

КС: Каковы сегодня тенденции на рынке сухих смесей?

Александр: Как и на все остальные рынки, на него влияет кризис — растет себестоимость продукта и, соответственно, его розничная цена. Мы думали, это вызовет снижение спроса на товары премиум-класса, но этого не произошло. Если говорить об объеме в упаковках, тут тоже всё стабильно, ведь рождаемость детей остается на том же уровне, что и до кризиса.

КС: Главный принцип работы Александра Швидченко — это?..

Александр: В своей работе я всегда руководствуюсь очень простым принципом — непрерывное улучшение. Причем не нужно улучшать всё подряд — необходимо определить проблемы, которые мешают компании двигаться вперед именно в данный момент, и работать над их разрешением.

В последнее время мы много работали над оптимизацией бизнес-процессов: уменьшили количество управленческих уровней в организации, сделав коммуникацию более эффективной, ввели четкую привязку менеджера к региону или территории плюс запустили новую систему контроля качества выполнения работы сотрудниками.

КС: Александр, ваши коллеги рассказали мне, что вы заняли позицию коммерческого директора в 27 лет. Что позволило вам этого добиться в таком молодом возрасте? И насколько сложно вам это далось?

Александр: Да, это правда: в 2005 году я стал самым молодым директором по продажам в компании Danone. Путь к этому был очень непростым, т. к. вся моя предыдущая деятельность была связана с аналитикой и бизнес-планированием (хотя я и работал в отделе продаж). Было сложно, потому что все потенциальные работодатели видели во мне в первую очередь аналитика — в то время как мои знания и амбиции уже позволяли претендовать на должность руководителя. Но мне повезло: в Danone поверили в меня и доверили управлять продажами в украинском подразделении компании.

КС: В чем, по‑вашему, преимущества и недостатки «быстрой» карьеры?

Александр: Быстрая карьера — понятие относительное: для кого‑то пребывание в одной должности в течение двух лет — целая вечность, для других 10 лет — норма. Все зависит от того, чего человек хочет достичь и какие усилия он готов для этого приложить.

В моем понимании, преимущества «быстрой» карьеры в том, что за короткий промежуток времени можно получить максимум знаний и опыта. Но это дается высокой ценой: придется приложить огромное количество усилий и, возможно, пожертвовать своим личным временем, так как, переходя на новые уровни карьеры, приходится постоянно ощущать недостаток знаний и опыта — и этот «вакуум» нужно быстро заполнять, чтобы продолжать работать.

КС: Тогда такой вопрос: есть ли в действительности должности, до которых надо «дорасти»?

Александр: Многие считают, что до должности нужно «дорасти», т. е. следовать армейскому принципу «выслуга лет». Но в большинстве случаев человек, находящийся на одной должности больше 5 лет, уже не получает нового опыта: он «повторяет» опыт, полученный в первые 2–3 года, и «перегорает», теряя мотивацию. Поэтому, если у сотрудника есть необходимые способности, знания и, главное, мотивация, — я за «быструю» карьеру. Тем более в наше время, когда можно стать миллиардером за несколько лет, реализовав хорошую идею: Facebook, WhatsApp, Telegram и т. д. являются хорошим примером. Представляете, сколько лет пришлось бы потратить Марку Цукербергу, чтобы возглавить Facebook при «классическом» подходе к развитию карьеры?..

КС: В качестве примера «быстрого» успеха вы перечислили социальные сети и мессенджеры. А насколько легко сделать карьеру в фармсреде, которая местами довольно консервативна?

Александр: Обычно карьеру тормозит не консерватизм среды, а нежелание человека учиться. Причем учиться, не просто ходя на работу, а активно. Казалось бы, самый простой способ — чтение специализированной литературы: это отличный способ получить дополнительные знания и тем самым повысить свою рыночную стоимость. Но на деле он оказывается самым сложным: 95 % людей говорят, что у них на это нет времени, предпочитая жаловаться, что руководство не проводит для них тренингов.

КС: То есть это даже не от политики руководства зависит?

Александр: Политика руководства влияет в том смысле, что любому адекватному руководителю нужны сотрудники, способные к результативной работе. Карьера сама по себе — мощный мотиватор роста: это необходимо, чтобы получать больше возможностей, зарабатывать больше. Чем быстрее ты развиваешься, тем больший объем работы ты можешь делать. И это рано или поздно замечают — не одни руководители, так другие.

КС: Как отец, скажите: как замотивировать ребенка быть успешным? И стоит ли это делать специально?

Александр: Это очень сложный вопрос. Я уверен, что нужно работать над мотивацией ребенка. Но делать это не через «ты должен стать тем‑то и тем‑то, ты должен делать то‑то и то‑то». Идеально создать пространство вариантов, из которого он сможет выбрать то, что ему интересно.

Моему сыну сейчас 13 лет. С детства я старался заинтересовать его вещами, которые приносят пользу: сначала это были пазлы, потом конструктор Lego (он собрал почти все наборы), а сейчас он занимается электроникой и программированием. Причем я ничего не навязывал — просто показывал, какие есть варианты, а он выбирал. Конечно же, в современном мире у детей велик соблазн проводить много времени, играя в комьпьютерные игры или пролистывая странички в соцсетях. Но я на примерах показываю сыну ценность времени, которое он тратит на такие «привычки», и даю возможность заняться чем‑то более полезным — спорт, книги, хобби. В большинстве случаев работает.

КС: Кстати, о спорте: даже топ-менеджеру нужно время для себя, в том числе для поддержания физической формы. Остается ли у вас время на спорт, тренировки? Чем предпочитаете заниматься?

Александр: Баланс между работой и личной жизнью всегда был моим приоритетом. Я не верю, что можно эффективно работать, если в личной жизни есть проблемы. Существует известная фраза «Работать нужно не по 12 часов в день, а головой». Это очень точно описывает мой подход. Так что время на спорт и тренировки есть всегда, если есть желание им заниматься: лично я регулярно хожу в спортзал, летом езжу на велосипеде, играю в теннис.

КС: Как я слышала, коллеги подарили вам на день рождения сегвей (самобалансирующееся транспортное средство с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя, — прим. ред.). Освоили ли вы его? Используете ли?

Александр: Каждый год мои коллеги делают мне сюрприз на день рождения, и этот раз не стал исключением! Сегвей освоил минут за 5–10, очень мощная и интересная вещь! Теперь это у нас с сыном вариант прогулки выходного дня: он у меня в Киеве живет, так что катаемся там по набережной, иногда — в парке.

КС: Александр, вы упоминали, что совершаете много рабочих поездок по стране. Очень устаете от этого?

Александр: У меня действительно много рабочих поездок — в основном по России, но бывают и зарубежные. График не всегда равномерный: иногда я месяц не сажусь в самолет, а иногда за 3 недели совершаю около 15 перелетов — прибывать куда‑то практически каждые два дня, конечно, тяжеловато. Но, несмотря на это, рабочие поездки наполняют меня позитивной энергией: я встречаюсь с разными людьми, провожу время со своими коллегами, вижу разные города и страны. А еще полет — это отличная возможность почитать книгу: благодаря этому я читаю по 1–2 книги в месяц.

КС: Как человек, посмотревший практически всю Россию, скажите: в чем преимущество российского туризма?

Александр: Я думаю, есть смысл путешествовать по России: у нас огромная и очень интересная страна, и даже рядом с нами есть очень много вещей, о которых мы не знаем. В России потрясающе разная и красивая природа: Сургут — одно, Иркутск — другое, Владивосток — третье. В России много самобытных городов: Казань с ее историческими памятниками, мегаполис Екатеринбург, Краснодар с его самым большим количеством торговых площадей на душу населения, Ростов с потрясающими ресторанами на левом берегу, Калининград, в котором царит европейский дух… В общем, у нас определенно есть что посмотреть.

КС: Есть ли у вас любимые города, страны?

Александр: Любимые города — конечно же, есть. В России это Санкт-Петербург, а в Европе — Амстердам и Барселона: там даже есть любимые места и рестораны. Кроме того, я достаточно часто бываю в Дагестане — мне очень нравится этот регион.

КС: Весьма неожиданный выбор.

Александр: Самое первое, что хочется сказать, — там достаточно безопасно и спокойно: вероятность попасть в неприятную ситуацию в Москве в десятки раз выше. Отчасти это связано с тем, что в Дагестане потребляют алкоголя меньше, чем в любом регионе России, и пьяных, ведущих себя агрессивно, там нет. Зато очень много гостеприимных людей: если ты приходишь в гости, тебя обязательно встретят и непременно накормят (а кухня в Дагестане — чудесная). И, конечно, природа Дагестана — одна из красивейших в России: в Махачкале с одной стороны — море, а с другой — гора, на которую можно подняться и со смотровой площадки увидеть весь город.

КС: Где предпочитаете проводить отпуск?

Александр: Люблю активный отдых: зимой — горные лыжи в Альпах, летом — виндсерфинг где‑нибудь на море, осенью — рыбалка в Астрахани. Но я не сторонник длительного отпуска: недели раз в три месяца достаточно, для того чтобы переключиться, — и снова в бой!

0 0 лайков 226 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку