18+

Виктория Заикина

Виктория Заикина

о том, как вести семейный бизнес в небольшом городе

Небольшой городок Красный Сулин в Ростовской области — сам по себе как большая семья: о том, что происходит в одном конце города, почти сразу же узнают в другом. И это — своего рода вызов тем, кто делает в этом городе бизнес. По словам заместителя директора ООО «Медсервис Плюс» Виктории Заикиной, отлично работающее «сарафанное радио» просто не оставляет права на ошибку: «Люди любят делиться друг с другом новостями, мнением, что понравилось, что нет, и обязательно расскажут об этом коллегам и знакомым. Поэтому в маленьких городах нужно дорожить репутацией и, в частности, предлагать только качественные товары и услуги». Мы поговорили с Викторией о том, как в этих условиях существует ее семейный бизнес и как в равномерном течении этого бизнеса удается оставить немного времени для семьи, детей, друзей и ­увлечений.
 
Досье КС
Виктория Заикина
Город: Красный Сулин (Ростовская область)
Должность: зам. директора ООО «Медсервис Плюс»
Интересы: флористический дизайн
Виктория, Вы готовитесь отметить 20‑летие компании. Если оглянуться назад — что к этому моменту достигнуто, чем Вы ­гордитесь?
 
За 20 лет мы открыли несколько аптек в разных районах нашего города. На сегодняшний день в нашей сети 6 аптек, часть из них расположена в «спальных» районах, еще часть — в центре города, соответственно, каждая из них имеет свою четкую направленность на потребности наших клиентов. Если говорить о новых областях, то в данный момент мы запускаем весьма амбициозный проект. Я пока не хотела бы рассказывать о нем детально, могу сказать лишь то, что мы затронем смежную с фармацевтикой ­область.
 
Что касается вопроса о гордости, я горжусь прежде всего тем, что наша сеть занимает лидирующее положение в городе и развивается в смежных областях. Наш бизнес стартовал 20 лет назад, и важный вклад в сохранение и развитие компании на протяжении такого длительного времени, безусловно, сделали бессменные руководители — мои родители, а впоследствии к работе подключилась и я. За эти годы мы разработали оптимальную стратегию ведения бизнеса — стараемся не упускать новых возможностей, ориентированы, прежде всего, на ­успех.
 
Вы работаете в маленьком городе, и функцио-нируете не совсем так, как аптеки в больших городах — в том же Ростове например. В чем особенность ведения такого ­бизнеса?
 
Особенность прежде всего в том, что залогом успешности становится репутация предприятия, его руководителя и персонала. Общественное мнение в небольшом городе играет большую роль. Личный фактор в мегаполисе, как мне кажется, не так влияет на лояльность клиентов — они не знакомы лично с руководителем и не могут руководствоваться субъективным мнением. А не иметь личного контакта с покупателями в маленьком городке — это неправильно, и этот контакт достигается благодаря энтузиазму и профессионализму не только руководителей, но и сотрудников. Если клиент в какой‑то степени предвзято относится к кому‑то из сотрудников или к руководителю — в эту сеть он больше не пойдет, несмотря на низкую цену, скидку, удобство ­расположения.
 
Поэтому хочется сказать особое спасибо сотрудникам, которые работают с нами с момента основания сети, — в городе их знают, любят, уважают, благодаря им мы приобрели постоянных покупателей, которые с нами много лет. Благодаря их активности и энтузиазму мы приобретаем новых клиентов, а их верность традициям фирмы становится примером для молодых сотрудников — они узнают, как нужно относиться к людям, как их понимать, и в этой преемственности, я думаю, секрет успеха нашей семейной ­аптеки.
 
Расскажите о своей семье, пожалуйста, — насколько мне известно, она у вас ­интернациональная…
 
Да, у меня мама гречанка, хотя и родилась в России. Мои родители вместе учились в вузе, а потом создали семью — это была студенческая ­любовь!
 
Не секрет, что детей в «смешанных» семьях воспитывают согласно канонам обеих наций. Что Вам дали греческие ­корни?
 
Тут надо учесть историю: грекам долгое время приходилось бороться за свободу и благополучную жизнь. Поэтому они и стремятся к созданию всего нового, к экономической самостоятельности, вместе с тем они стремятся работать на себя и получать дивиденды от собственного бизнеса. Все эти аспекты генетически, видимо, передались и мне. В нашей семье принято заботиться о близких, радушно относиться к гостям, быть трудолюбивыми и преданными делу — в таком вот ключе меня воспитывали родители, и это мне впоследствии пригодилось, когда я стала руководителем. Мои родители являются для меня примером, образцом для подражания: они живут своим делом, очень требовательны к себе, и я стараюсь быть похожей на ­них.
 
Каково было быть ребенком бизнес-родителей? Хватало ли Вам родительского ­тепла?
 
Мне хватало и внимания, и участия, и заботы, да и, честно говоря, скучать мне особо было некогда — свободного времени у меня было очень мало, даже в летний период, потому что я активно занималась и учебой, и спортом. Благодаря этому, я чувствовала себя значимой, нужной, востребованной. Ну и потом, этот бизнес всегда был нашим общим: мой первый рабочий день прошел 20 лет назад — когда я впервые пришла на работу своих родителей, чтобы им чем‑то ­помочь.
 
Будучи подростком, Вы начали работать у своих родителей, а теперь Вы наравне с ними руководите предприятием. Как было принято решение продолжать ­династию?
 
У меня рано возникло огромное желание помогать не только семье, но и людям, учиться и получить профессиональное образование именно в той сфере, в которой работали мои родители. После школы я всегда приходила к ним на работу и помогала чем могла — участвовала в разборе товара, маркировке и во всем, что я могла сделать в 12 лет, когда стартовал наш бизнес. Конечно, впоследствии, когда я стала старше и получила первое высшее образование в Академии государственной службы, было желание остаться в мегаполисе, но я быстро поняла, что семейный бизнес приносит гораздо больше моральных и финансовых дивидендов. И потом уже другой мысли у меня не было — я видела себя только в семейном ­бизнесе.
 
Одно дело — работать на родителей, другое — принимать самостоятельные решения. Готовы ли Вы были к такой ­ответственности?
 
Для меня это не было тяжелым бременем, потому что произошло не единомоментно: чем старше я становилась, тем больше я проводила времени на работе, папа с мамой прививали мне профессиональные навыки, показывали, как вести бизнес, я смотрела на них, обучалась, и, в конце концов, когда я была готова, папа передоверил мне руководство одним из участков. Конечно, было немного сложно перешагнуть ту грань, которая отделяет подростка от взрослого и стать руководителем, которого даже родители называют по имени-отчеству. Но потом я начала анализировать деятельность родителей и искать новые подходы к развитию нашей семейной ­сети.
 
Чем семейный бизнес отличается от обычного и насколько это легко — работать с ­родственниками?
 
Специфика семейного бизнеса в том, что роль управленца и члена семьи играет одно и то же лицо, и родители ориентированы на долгосрочные перспективы — передачу бизнеса следующим поколениям. Это то, к чему пришла я, и к чему, надеюсь, придет моя дочка. Работать с родственниками непросто, но наш семейный бизнес держится благодаря крепким узам уважения друг к ­другу.
 
Если подробнее — в чем плюсы, какие ­минусы?
 
Я не могу найти явных минусов — да, у нас были конфликты внутри семьи, но на работе они никак не отражались, и точно так же наши разногласия как руководителей мы стараемся не выносить в семейную жизнь. Сначала мы и дома продолжали говорить о работе, но потом поняли, что из‑за этого у нас остается мало времени друг на друга. Теперь мы стараемся все рабочие вопросы решать в стенах офиса — всему свое время: время для работы, где мы сотрудники, ну и время вне работы — в гармонии и согласии как родители и как дочь. В целом и на работе, и вне ее помогает то, что между нами крепкие отношения — мы умеем слушать и слышать друг друга. Так что в том, что наш бизнес — семейный, я вижу только ­плюсы.
 
Неужели не хочется побыть на работе маминой дочкой, перейдя эту ­черту?
 
Нет, субординация нужна — мы пришли к этому сообща: на работе — по имени-отчеству, дома — дочь, папа и мама. Потому что должно быть четкое разграничение: здесь работа, там — семья. Благодаря этому, сотрудники не чувствуют себя ущемленными. Кстати, они нас полностью в этом поддерживают, хотя фармацевтов и провизоров, которые пришли несколько лет назад, подчас удивляло строго формальное общение между родителями и ­мной.
 
Есть ли среди ваших сотрудников ­родственники?
 
У нас в разных аптеках работают в одной смене брат с сестрой и племянница с тетей. Возможно, кому‑то из руководителей показалось бы недопустимым, чтобы родственники работали не только в одной аптеке, но и в одну смену. Но мы исходили немного из других соображений: эти люди зарекомендовали себя как великолепные специалисты, и наличие родственных связей не сказалось негативно на их работе — наоборот, именно они внесли вклад в формирование сплоченного коллектива сотрудников аптеки. Кроме того, даже при соблюдении субординации родственники-коллеги привносят толику домашнего уюта и тепла как в общение друг с другом и в коллективе, так и в общение с клиентами, которые ценят заботливое отношение к себе. А дружелюбная атмосфера в коллективе — это очень большой ­плюс.
 
Виктория, три с половиной года назад Вы сами стали мамой. Что изменилось после рождения дочки в Вас как в ­руководителе?
 
Став мамой, я приобрела способность спокойно преодолевать любые сложности на работе и в жизни, научилась быть выдержанной и настойчивой, а еще — получила новый импульс к развитию: можно сказать, материнство придало мне сил, уверенности и желания без страха идти вперед. С рождением дочки, конечно, добавилось много дел, но именно благодаря этому я научилась распределять время и перестала быть заложницей собственного бизнеса: теперь я эффективно управляю своими делами, уделяя внимание прежде всего семье и заботе о развитии своего ­ребенка.
 
То есть семья теперь ­важнее?
 
На первом месте, безусловно, семья, но и на качество моей работы это не влияет: благодаря тайм-менеджменту я научилась вести дом и бизнес без потерь. Секрета «как всё успевать» нет, есть только рациональное управление временем: планируя свой день накануне, я работаю только с запланированными делами и задачами, и, прежде всего, стремлюсь к равновесию — нахожу баланс между семьей, работой, встречами с ­друзьями.
 
Отношение к подчиненным не пересмотрели после рождения дочки? К тем же отпускам по болезни ­ребенка?
 
Нет, отношение к коллегам с детьми или без не поменялось. Безусловно, мы идем навстречу сотрудникам, если им требуется дополнительный отпуск, но для меня все сотрудники равны. Если мне надо оставить ребенка, я могу его перепоручить бабушке или дедушке — опять же, это связано с тем, что у нас семейный бизнес и мы в нем взаимозаменяемы: если на месте нет директора, то есть моего отца, коллектив не страдает, потому что есть я или мама. То же самое, если на месте нет меня или мамы. В этом плюсы семейного бизнеса: кто‑то может посидеть с ребенком, пока остальные ­руководят.
 
И все‑таки, у бизнес-мамы работа часто бывает неотделима от воспитания ребенка — после рождения ребенка они рано выходят на работу, а иногда и не уходят с нее ­вовсе…
 
Первые несколько месяцев я провела с ребенком, а потом, когда дочке исполнилось 11 месяцев, нашла замечательную няню — но даже несмотря на это, полноценного рабочего дня сначала не получалось. Хорошо, что территориально работа и дом находятся близко, и я могла в любое время приехать и пообщаться с ­ребенком.
 
Многим работающим мамам кажется, что они недостаточно времени уделяют своему ребенку и многое делают в ущерб отношениям с ним. У Вас нет таких ­страхов?
 
Как работающая мама, я понимаю, что нужна своей дочери и уже не могу оставаться на работе до 8–9 вечера — это идет вразрез с воспитанием ребенка. Так что мой рабочий день заканчивается в 17:00, и я еду домой, чтобы пообщаться с дочкой. А пока я на работе, она в детском саду, так что, думаю, внимания она получает ­достаточно.
 
Приходилось ли Вам брать дочку с собой на ­работу?
 
Да, такое бывало, и в эти моменты мне сильно помогали коллеги: они сидели с ребенком, пока я была на переговорах или занималась другими неотложными делами. В результате моя дочка в свои три года знает едва ли не всех наших сотрудников, называет их по имени-отчеству, и с большинством коллектива у нее теплые отношения: с ней играют, общаются, одна из сотрудниц даже алфавиту ее ­обучала.
 
Вы стали работать с родителями, когда вам было 12 лет. А дочка едва ли не с пеленок на вашей работе. Планируете ли, чтобы она продолжила династию, и если да — когда хотите начать вводить ее в курс ­дела?
 
Пока не думала об этом, сейчас мне важно лишь ее развитие — хочу, чтобы у нее было полноценное детство. Дочери всего 3 года и 4 месяца, пока еще рано говорить с ней о работе — хотя я уже сейчас стараюсь привить в игровой форме те качества, которые ей пригодятся в дальнейшем, — самостоятельность, надежность, верность, уважение к старшим и так далее. В общем, все то, что в меня вложили родители: как мама, я переосмыслила духовно-нравственные ценности, которые были залогом побед для меня, и, я надеюсь, они помогут и моему ребенку. Ее возраст — это период, когда ребенок быстро обучается, и правильное воспитание является главным условием его полноценного развития. Важно сейчас заложить доброе отношение ребенка к окружающему миру, людям и событиям. В этом помогает и то, что она приходит ко мне на работу, она видит мой авторитет, авторитет бабушки и дедушки, уважение к ним, это стало первой ступенью ее ­воспитания.
 
Уже проявляются какие‑то склонности, ­предпочтения?
 
Пока нет — у нее есть тяга к спорту, рисованию, пению — как и у всех малышей ее возраста, наверное. Но это только зачатки, рано говорить — надо подождать год-­два.
 
Расскажите немного о своем свободном времени — как Вы его ­проводите?
 
При всей своей занятости я всё же нахожу время и силы для того, чтобы следить за своей физической формой и здоровьем. Несколько лет назад я освоила декораторское искусство, и теперь реставрирую старые и ненужные предметы интерьера, даря им новую жизнь. Также, параллельно с работой, я получила и дополнительное образование — окончила курсы флористического дизайна и курсы визажа с получением ­сертификата.
 
Применяете ли Вы эти умения на ­практике?
 
На ту же флористику остается очень мало времени, но мне приятно, что на праздник или на день рождения родственникам или друзьям я могу подарить букет, который будет отличаться от тех, которые можно купить в цветочных магазинах. Есть цветочные базы, где можно купить как цветы, так и дополнительные товары для составления композиций. По стоимости, правда, букет выходит даже дороже, чем если бы я его заказывала у профессионального флориста, но мне важно сделать его своими руками и вложить в него тепло, которое передастся ­окружающим.
 
Можете рассказать о композиции, которая Вам больше всего ­запомнилась?
 
Да, это была моя дипломная работа по окончании курса — нужно было создать свадебный букет на каркасе в виде капли. Это было достаточно сложно — придать композиции каплевидную форму, но в итоге я получила отличную оценку и лишний раз убедилась, что стремление вперед позволяет достигать высоких результатов в любых ­областях!
 
Но почему именно флористика? А не вышивание или горные лыжи, ­например?
 
Я не люблю активный отдых, горные лыжи — это не мое. На работе приходится быть весьма жестким руководителем, хочется смягчить саму себя — и тут очень выручает флористика с ее теплом, исходящим от цветов, это очень женственное ­занятие.
 
Из видов спорта мне близки шахматы, так мой дедушка великолепно играет в них, обладает большой коллекцией и длительное время был председателем Шахматной федерации в одном из городов Волгоградской области. Эту коллекцию я видела только один раз, так как территориально мы жили далеко от дедушкиного дома. Но игре меня обучил именно дедушка, мотивируя это тем, что шахматы развивают логическое мышление и умение анализировать, стимулируют ­внимание.
 
А как насчет ­путешествий?
Виктория: Я активно путешествовала, пока у меня не появился ребенок, и сейчас я не могу это позволить, так как расставание с ней довольно тяжело для меня. А везти ее в три года куда‑то далеко я не готова — не приемлю отдых с маленькими детьми до 4–5 лет, это больше нужно родителям, чем детям. Но, я надеюсь, в скором времени она подрастет, составит мне компанию, и мы будем путешествовать ­вместе.

1729 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.