18+

Создавая настроение: атмосфера в аптеке

Создавая настроение: атмосфера в аптеке

Создавая настроение: атмосфера в аптеке

Екатерина Филипповао том, как создать в аптеке такую атмосферу, чтобы клиенты захотели вернуться

Гинда.png

Мария Гинда

директор по рекламе аптечной сети «Здоровые Люди», член Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), Санкт-­Петербург:

Вопрос номер один при оформлении аптек — выбор цвета. Оптимальны комбинации холодных и теплых тонов. Преобладать должен один цвет, желательно из холодной палитры: она действует на посетителей успокаивающе, а персоналу помогает сохранить высокую ­работоспособность.

Кто‑то скажет, что аптеке не нужна эфемерная «позитивная атмосфера»: главное, чтобы человек купил лекарство, в какой обстановке — несущественно. Однако эти доводы устарели: конкуренция между аптеками очень высока и привлекать посетителей нужно не только достойным ассортиментом. Как сделать аптеку максимально комфортной, чтобы людям хотелось у вас задержаться, а случайные посетители переходили в разряд постоянных клиентов? Есть масса факторов, формирующих имидж аптеки, среди них эстетичный интерьер, выразительная витрина, удачная выкладка товаров и многое ­другое.

Войти, чтобы остаться - правила оформления вывески аптеки

Визуальный образ входной зоны очень важен, ведь именно здесь формируется первое впечатление. «Непрезентабельные аптеки с разбитыми ступенями и серыми вывесками не привлекают людей. Сюда ходят в основном по привычке, а случайные клиенты — редкость, — отмечает Людмила Колосова. — Нужны яркие вывески с крупными буквами, которые видны издалека». Нина Тельпуховская называет витрину и вывеску визитными карточками аптеки. Отличное решение — светящаяся вывеска: она не будет лишней, даже если ночью аптека не работает. В ненастный день, вечером или ранним осенним утром такая вывеска обязательно обратит на себя внимание. Как минимум человек запомнит: здесь находится ­аптека.

Оптимально сочетание нескольких цветов, лучше не более трех. В идеале гамма вывески и витрины должна совпадать или хотя бы гармонировать с фирменной палитрой аптеки, тогда покупатели будут связывать те или иные сочетания цветов с вашей сетью. Находясь в другой части города, они распознают знакомое «цветовое пятно» и при необходимости заглянут именно к ­вам.

Аптеки на центральных улицах должны быть особенно яркими, ведь здесь проходимость людей высока. Беспроигрышный вариант — размещение рекламных плакатов с интересными фармновинками, брендовой косметикой и актуальными в рамках того или иного сезона ЛС. В спальных районах, где частыми посетителями являются пожилые люди, характер плакатов должен быть соответствующим. Нина Тельпуховская предлагает использовать, например, рекламу БАДов для зрения и препаратов от заболеваний ­суставов.

Троицкая.png

Галина Троицкая

директор «Аптека Гарант»

в Сорочинске, Бузулуке, Новотроицке, Санкт-­Петербурге:

В наших аптеках — позитивная гамма лайм-оранж, в ней оформлены вывески, баннеры, визитки, бейджи и т. д. В залах расположены мониторы с бегущей строкой: перечисляются все виды товаров, присутствующих в ассортименте. Как известно, в любой аптеке есть «холодные» зоны, которые покупатели посещают редко, и часто посещаемые «горячие» зоны. «Холодные» образуются, поскольку людям несвойственно менять направление движения. Наша задача — превратить «холодные» зоны в «горячие», для этого мы стараемся четко ориентировать клиента: красочные указатели помогают ему не потеряться в обилии ­товаров.

Безусловно, витрина — это лицо аптеки, и, глядя на некоторые «лица», становится не по себе. «Бывает, плакаты не меняют по полгода и больше, а ведь они быстро становятся неопрятными из‑за действия солнца и перепадов температуры», — отмечает Нина Тельпуховская. Особо нужно следить за красочностью витрины, если аптека расположена на южной стороне. Не забывайте также, что стекла всегда должны блестеть, иначе они испортят даже самую сочную ­картинку.

Гармония в интерьере

Большинство людей являются визуалами, поэтому стильный интерьер аптеки — вещь далеко не бесполезная. Обычно при оформлении аптечных помещений не выходят за пределы минимализма, хай-тека или легкой классики. Если вы решили рискнуть и создать, например, винтажную аптеку, будьте последовательны. Для поддержания ретро-настроения Нина Тельпуховская советует сделать экспозицию, посвященную аптекарскому делу, и среди экспонатов поставить, например, старинные весы или медную ступку — эти детали добавят интерьеру ­очарования.

По мнению Нины Тельпуховской, холодные тона особенно выигрышны в активных зонах аптеки (например, у кассы) — они позволяют разрядить обстановку. Этой же цели служат зеленые растения. Агрессивные тона не только сделают интерьер безвкусным — от такой цветовой феерии у покупателей может подскочить давление. «Пастельная палитра, напротив, не раздражает клиентов и не отвлекает их от изучения ярких упаковок», — говорит Людмила Колосова. Фавориты аптек — белый, зеленый и синий в различных вариациях. Белый ассоциируется с чистотой, синий и зеленый — с природой: морем, небом, ­лесом.

Наталия Вавилина отмечает, что выбор палитры зависит от объема помещения: «Если помещение небольшое, предпочтительна светлая гамма. Если же потолки высокие и площадь торгового зала более 100 м2, можно рискнуть и сделать темный интерьер. Хотя темные тона, на мой взгляд, неуместны в аптеке: коричневый — это всё же цвет кофеен, а черный и фиолетовый навевают ­печаль».

атмосфера в аптеке.jpg

Приручить свет

завьялов.png

Андрей Завьялов

генеральный директор ООО «АС «Эвалар»:

В аптеках мы стараемся использовать много глянцевых поверхностей и стекла, это создает атмосферу премиальности. Для освещения применяем приборы с рассеивающим светом: они дают достаточно света, но без прожекторного эффекта. Зоны долгих консультаций (лечебной косметики, ароматерапии и т. д.) мы логично располагаем в менее проходных местах, а сезонный и акционный товар — в прикассовой ­зоне.

Экономить на аптечном освещении не стоит, ведь при достаточно ярком свете даже упаковки с препаратами кажутся привлекательнее. А еще правильный свет сглаживает изъяны помещения и добавляет простора. Нина Тельпуховская рекомендует встраивать в подвесные потолки люминесцентные лампы, свет которых мощный, но мягкий: «Ориентируйтесь на освещенность 200 люксов, в кассовой зоне предпочтителен более яркий свет — до 500 люксов». Помимо общего света используется локальный — для выделения, например, витрины (такой акцентирующий свет может быть в три раза ярче общего). Кроме того, применяют декоративный свет: светодиодные лампы разных оттенков помогают дифференцировать группы товаров, делая навигацию более понятной для ­посетителей.

Холодное освещение в аптеке нежелательно: оно вызывает ассоциации с больницей, в то время как теплые оттенки создают уют. Нина Тельпуховская подчеркивает, что люди подсознательно избегают темных зон, так что нужно максимально сократить плохо освещенную площадь. «Однако не допускайте перегрева товара от осветительных приборов», — предупреждает ­специалист.

Разложить по полочкам: рекомендации при выкладке товаров в аптеке

Препараты нужно выкладывать в торговом зале так, чтобы человек, впервые попавший в вашу аптеку, сам мог разобраться в ассортименте. «Важно, чтобы в аптеках самообслуживания были размещены понятные указатели для быстрого ориентирования покупателя», — говорит Ольга Зенина. Галина Мариниченко добавляет, что необходимы ценники крупного размера — это снимает часть нагрузки с фармацевта. «Витрины не стоит перегружать большим количеством упаковок — посетитель теряется и в итоге не может выбрать ничего», — продолжает Галина Мариниченко. Людмила Колосова напоминает о пользе тематических выкладок и выкладок брендовых продуктов, всегда привлекающих клиентов. «Вне зависимости от формата аптеки (закрытого или открытого), внутри товарной категории нужно соблюдать ранжирование по размеру, цвету, цене, — говорит Мария Гинда. — Справа выставляйте более дорогой товар, слева — дешевый». Человек ведет взгляд справа налево и делает выбор, исходя из своих возможностей. «Можно выкладывать товары по цветам радуги, двигаясь от темных оттенков цвета к светлым: от синего — к голубому, от темно-зеленого — к зеленому, — предлагает Нина Тельпуховская. — При этом для темных упаковок лучше выбирать светлый фон и ­наоборот».

согоян.png

Самсон Согоян

гендиректор АС «Самсон-Фарма», член ­РААС:

Мы стремимся создать в аптеках такую атмосферу, чтобы больной человек хотя бы ненадолго забыл о недуге, а здоровый получил еще больше позитива. Для психологической разгрузки в залах звучит приятная фоновая музыка. В аптеках установлены мониторы: транслируются видеоролики о всемирных праздниках — дне улыбок, дружбы, шоколада (мы выбираем только позитивные темы). В интерьере много элементов, радующих глаз, например, цветочные композиции. Красота лечит — это правда: эстетическое наслаждение дает порцию душевного здоровья, а значит, и ­физического.

Наталия Вавилина считает выкладку товаров целой наукой: «Обычно в аптеке руководствуются интуицией, что нередко приводит к потере выручки. Нужно составлять планограммы, менять упаковки местами, анализируя изменения в товарообороте. Но главное — сохранять золотую середину, избегая как нагромождений, так и ­пустоты».

Запахи и звуки

Во многих аптеках на музыку накладывают табу, считая, что она раздражает клиентов. На деле правильный аккомпанемент помогает установить контакт с посетителем и создать ауру безмятежности. Нина Тельпуховская советует негромко включать достаточно медленные композиции, например, джаз или аранжировки классики (но не классику «в оригинале»: она ассоциируется у многих с похоронной процессией). «Музыка должна звучать как бы издалека, чтобы не отвлекать посетителей от выбора лекарств», — говорит Людмила Колосова. Если в аптеку часто заходят пожилые люди, не нужно транслировать молодежные хиты, и вообще лучше отказаться от песен в пользу инструментальной музыки. В преддверии праздников включайте всеми любимые мелодии из старых фильмов. «Покупатель может даже задержаться, чтобы дослушать дорогую сердцу композицию, а дополнительное время, как известно, это дополнительные покупки», — отмечает Нина Тельпуховская. А вот радио — неудачный вариант: реклама и реплики ведущих часто нервируют ­посетителей.

С запахами в аптеке вопрос решается категоричнее, чем со звуками: в отличие от супермаркетов с ароматами выпечки или бутиков с восточными благовониями, в аптеках никаких специфических запахов быть не должно — только запах свежести. «В кофейне пахнет кофе, в магазине «Спорт и туризм» — резиной… А чем должно пахнуть в аптеке — корвалолом и рибофлавином?! — рассуждает Наталия Вавилина. — Ароматы для нас — большой риск, ведь у кого‑то из покупателей может быть аллергия на конкретный запах. Считаю, что можно попробовать разве что ароматы ели и апельсина перед Новым годом — но лишь на несколько ­дней».

Агрессивные цвета, громкая музыка, резкие запахи — вещи для аптеки недопустимые. Впрочем, тусклая палитра и безмолвие тоже не лучший вариант. В поисках уникального имиджа своей аптеки старайтесь смотреть на нее глазами посетителей и помните, что превыше всего клиенты ценят душевное к себе ­отношение.

10364 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.