18+

Ассоциации аптек: зачем они нужны?

Ассоциации аптек: зачем они нужны?

Ирина Дроздова-Куривчак о проблемах, которые помогают решить аптекам ассоциации и о том, что дает вступление в ассоциацию

 

Досье КС:


Елена Неволина

Город: Москва

Должность: исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия», представляющего интересы 37 фармацевтических компаний (одиночные аптеки и аптечные сети), в совокупности это более 4000 аптечных организаций в 36 регионах России. Также в состав ассоциации входят три региональные фармацевтические ассоциации — самарская, сахалинская и вологодская.

 

Досье КС:


Нелли Игнатьева

Город: Москва

Должность: исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), некоммерческой профессиональной организации, представляющей интересы 102 аптечных сетей и отдельных аптечных организаций, в совокупности это более 3000 аптечных организаций в 43 регионах России. В рейтинге наиболее влиятельных профессиональных некоммерческих организаций, подготовленном Институтом развития общественного здравоохранения, РААС занимает первое место.

 

Ассоциации: почему их несколько

Зачем создаются профессиональные объединения? Чаще всего для того, чтобы отстаивать интересы отрасли. Для аптек и аптечных сетей это очень актуально, поскольку постоянно разрабатываются новые лицензионные требования, повышаются налоги, а недавно появилась новая угроза — безрецептурные препараты могут разрешить продавать в торговых организациях. В таких ситуациях под ударом оказываются все аптечные организации. И самое время забыть о конкуренции, объединиться и отвоевать выгодную для отрасли позицию. Осознав это, аптеки объединяются в ассоциации и лоббируют свои интересы в Государственной Думе, в Минздраве и других структурах.

Сегодня наиболее активную деятельность ведут общероссийские ассоциации «СоюзФарма», «Российская ассоциация аптечных сетей» (РААС) и «Аптечная гильдия». Также есть активные региональные объединения, например Вологодская ассоциация аптечных сетей. Возникает вопрос, зачем нам много ассоциаций? Разве нельзя объединиться всем аптекам в рамках одной структуры? Дело в том, что каждая ассоциация имеет свои особенности и принципы работы. Например, региональные ассоциации решают прежде всего проблемы местного уровня с местными властями. А для решения глобальных вопросов, таких как уровень налогов для аптечных организаций, требования к минимальному ассортименту, квалификационные требования к сотрудникам аптек, нужны федеральные ассоциации. «Аптечная гильдия» и РААС включают в себя как индивидуальные аптеки, так и аптечные сети, а «СоюзФарма» — только отдельные аптеки. О том, чем еще ассоциации отличаются друг от друга, мы поговорили с Нелли Игнатьевой, исполнительным директором РААС, и Еленой Неволиной, исполнительным директором «Аптечной гильдии».

Направление работы большинства ассоциаций совпадает — все они стремятся улучшить условия ведения бизнеса для аптечных организаций и условия для профессиональной самореализации специалистов отрасли. «Деятельность всех ассоциаций имеет общие цели и задачи, отличается только полученными результатами. Первыми ассоциациями розничного фармацевтического рынка являются ассоциации, созданные аптечными сетями РААС и отдельными аптечными учреждениями «СоюзФарма». На данный момент ассоциаций уже далеко не две, их охват представлен интересами фармацевтической розницы как на федеральном, так и на региональном уровнях», — отмечает Нелли Игнатьева, РААС.

Несмотря на похожие цели, в частных вопросах позиция ассоциаций может различаться. Именно такое различие во взглядах между некоторыми участниками одной из ассоциаций в 2009 году послужило толчком к созданию новой ассоциации «Аптечная гильдия». «Самыми первыми инициаторами создания ассоциации можно считать самарскую аптечную сеть «Вита» и московскую сеть «Фора-Фарм», — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — К ним в качестве учредителей примкнули аптечные сети «Ригла», «Фармленд» в Уфе, «Авиценна» в Иркутске и «Мир здоровья» в Якутске. Организации, которые входят в ассоциацию, хотят, чтобы голос каждой из них был услышан, поэтому в независимости от количества аптек и аффилированных юридических лиц каждая аптечная сеть выступает как один индивидуальный участник ассоциации. В некоторых регионах многие аптечные сети-участники жестко конкурируют, но смогли объединиться в рамках гильдии, потому что у всех есть общие профессиональные интересы, все хотят выработать общую траекторию развития отрасли и донести эти идеи до органов власти».

Сегодня как в «Российскую ассоциацию аптечных сетей», так и в «Аптечную гильдию» входят не только аптечные сети, но и индивидуальные аптеки. Как же одиночные аптеки и аптечные сети договариваются об общих решениях, ведь их интересы не всегда совпадают? «Конечно, коммерческие интересы могут расходиться, — подтверждает Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Именно поэтому мы пришли к соглашению о том, что не будем касаться коммерческих интересов, а будем заниматься только профессиональными интересами. У нас в аптечном совете представлены все группы участников — малый, средний и крупный бизнес, чтобы каждый участник через представителя в совете мог донести свое мнение».

 

В чем польза лично для моей аптеки?

«Чем все эти ассоциации могут помочь конкретно моей аптеке?» — возникает резонный вопрос у руководителя аптечной организации. Мы переадресовали этот вопрос руководителям ассоциаций. Судите сами, коснулись ли вас перемены, которые случились благодаря деятельности ассоциаций.

Сохранение ЕНВД на 2009–2010 гг. для всех аптечных организаций

«Заслуги РААС неоднократно спасали весь розничный сегмент, пусть это звучит нескромно, но это уже свершенные факты, — комментирует Нели Игнатьева, РААС. — Например, это сохранение ЕНВД на 2009–2010 гг. для всех аптечных организаций». Это решение было пролоббировано в 2008 году Российской ассоциацией аптечных сетей.

Сохранение «лечебной косметики» в ассортименте аптек в 2010 г.

Это второй пример успеха ассоциации, который приводит Нелли Игнатьева: «Именно нам удалось инициировать поправки в Федеральный закон № 61 “Об обращении лекарственных средств” до вступления в силу самого закона, и косметика осталась в ассортименте аптек». Другие проблемы решаются вместе с профессиональным сообществом (например, изменения минимального ассортимента и др.).

Сокращение минимального обязательного ассортимента в 2011 г.

Эта заслуга принадлежит «Аптечной гильдии». За отсутствие в аптеке любого наименования из списка минимального ассортимента аптеки штрафуют. До 2011 года проблема усугублялась тем, что существовало требование иметь все лекарственные формы того или иного препарата, например, активированный уголь должен был присутствовать и в таблетках, и в капсулах. Кроме того, в список входило большое количество препаратов для лечения гриппа, на которые есть спрос только в сезон простудных заболеваний. В остальное время хранить в аптеке эти дорогостоящие препараты с ограниченным сроком годности было невыгодно. «С помощью обращений в Минздрав и Федеральную антимонопольную службу мы добились того, что теперь можно иметь какую-то одну лекарственную форму на выбор: таблетки или капсулы, мазь, или крем, или гель, — комментирует Елена Неволина. — А главное — из обязательного списка были исключены практически все интерфероны. Список сократился почти вдвое».

Смягчение требований к условиям хранения лекарств

За нарушение условий хранения аптека может получить штраф до 300 тысяч рублей, при этом некоторые требования к хранению препаратов противоречивы или слишком строги. «Нам уже удалось добиться того, что в регионах проверяющие органы перестали штрафовать за несоблюдение различий в условиях хранения лекарств из списков А и Б, — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Однако решение большинства вопросов впереди. Например, аптеки зачастую штрафуют за хранение при комнатной температуре тех препаратов, для которых предписано прохладное место (12–15 °С), а также за несоблюдение требования хранить препарат в темном месте, даже если он защищен упаковкой. Понятие “прохладное место” необходимо вообще убрать из требований к условиям хранения, как это сделано за рубежом. Мы внесли в Минздрав свои предложения о таких необходимых изменениях в Фармакопее 12 издания».

Есть и другие несправедливо назначенные аптекам штрафы, например, штрафы за отсутствие пандусов даже в тех местах, где их технически невозможно соорудить. «Аптечная гильдия» работает над тем, чтобы законодательно разрешить возможность для аптеки организовать доступ для инвалидов другими способами, например, с помощью кнопки вызова дежурного администратора.

Изменение квалификационных требований

В некоторых случаях квалификационные требования к фармацевтическим работникам не соответствуют реалиям рынка. Например, по закону выпускник с сертификатом «Управление и экономика фармации» имеет право руководить аптекой, но только после получения опыта работы в течение трех лет. При этом непонятно, где выпускник должен получить этот опыт, потому что тот же самый сертификат не позволяет ему устроиться на должность, например, провизора-технолога. Чтобы сделать это, необходимо пройти переподготовку. «Пока что удалось решить только часть проблемы, — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Раньше директор аптеки, имеющий сертификат «Управление и экономика фармации», даже в случае необходимости не имел права заменить на работе провизора. Однако мы с Минздравом пришли к соглашению, что директор аптеки все же имеет право при необходимости выполнять функции провизора, не проходя переподготовку. Однако проблема с выпускниками, как и некоторые другие проблемы с образованием, пока не решены».

Угроза конкуренции с торговыми сетями

В конце 2012 года Правительством был поднят вопрос о возможности реализации отдельных препаратов безрецептурного отпуска в торговых сетях. Эта угроза всколыхнула интерес аптечных организаций к возможностям отстоять свои права: «Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Активность ритейлеров в их желании отобрать у аптек часть ассортимента поспособствовала тому, что аптеки чаще стали приходить к нам в ассоциацию, — комментирует Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Их возмущению не было предела. И они хотят довести свое мнение до сведения людей, принимающих решения».

Нелли Игнатьева, РААС, также подчеркивает важность ситуации: «Многие проблемы одинаково существенны и порой просто опасны для всех участников рынка и сегодня решаются единым фронтом со всеми ассоциациями и пациентскими организациями. Возможность реализации отдельных лекарственных препаратов вне аптек недопустима, и здесь мы все вместе».

 

Стоит ли вступать в ассоциацию?

Возражение 1. «Пусть крупные аптечные сети все решают»

Так может сказать руководитель небольшой аптечной организации. Правильный ли это подход?

«Такое мнение встречается все реже, — считает Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Многие одиночные аптеки присылают нам заявления о вступлении. Это связано с тем, что сегодня невозможно разобраться в лавине документов, которые необходимо знать руководителю. Мы подсчитали, сколько нормативно-правовых законодательных актов сегодня регулируют аптечную деятельность. Их 85! Сориентироваться в них сложно. Например, раньше действовал приказ Минздравсоцразвития, согласно которому все рабочие места в аптеке, даже для офисных сотрудников, должны были аттестовываться по общему принципу. Мы писали письма в министерство о том, что это неправильно, наконец, нас услышали, но в это время произошел раздел Минздравсоцразвития на две структуры. В итоге изменения в приказ вносило уже Министерство социального развития. Как это все отследить обычной аптеке? А между тем изменение важное, потому что теперь можно, например, рабочее место бухгалтера аттестовывать только один раз при его создании. А знаете ли вы, чей приказ регулирует срок хранения накладных в аптеке? Приказ министерства культуры. Аптекам, которые вступают в нашу ассоциацию, мы даем материал по нормативно-правовому регулированию аптечной деятельности».

Участники «Аптечной гильдии» получают ежедневную рассылку новостей, касающихся аптечного ритейла, они первыми получают информацию о готовящихся нормативно-правовых актах, могут вносить свои предложения по изменению проектов законов, а также получать консультации по правовым вопросам.

Помимо интереса к правовой документации небольшие аптеки заинтересованы и в том, чтобы участвовать в обсуждении новых законов. «Дистанцироваться от профессионального сообщества неправильно, — считает Нелли Игнатьева, РААС. — Каждый голос должен быть услышан, тем более что в ходе обсуждения и дискуссий формируются наиболее объективная позиция и правильные решения».

 

Возражение 2. «Мне некогда этим заниматься»

Много ли времени занимает участие в работе ассоциации? Вот, что говорят руководители ассоциаций.

«Членство в ассоциации — это серьезная работа, — считает Нелли Игнатьева, РААС. — РААС — это площадка, от имени которой профессиональное экспертное сообщество доносит свою позицию и предложения до наших регуляторных структур. Быть в составе РААС — это не формальное членство, это работа».

Членство в «Аптечной гильдии» также подразумевает определенную нагрузку. Ассоциация присылает всем участникам проекты важных документов и ждет в ответ предложения и замечания по этим документам. Если документ вызывает критику со стороны участников ассоциации, то по нему готовятся письма с замечаниями и пожеланиями для законодательных органов.

Можно ли быть участником и ничего не делать? Елена Неволина отвечает: «Теоретически да. Если человек просто хочет иметь доступ к документам, быть в курсе новостей, он может получать рассылки и не участвовать в обсуждении. Но такого не бывает. Если аптеки молчали по каким-то другим вопросам, то когда мы попросили сформулировать обоснование для письма президенту о том, почему нельзя разрешать торговым организациям продавать безрецептурные лекарственные препараты, – промолчавших не было».

 

Возражение 3. «Это дорого, у меня нет на это денег»

Действительно, любая некоммерческая организация живет на деньги от членских взносов. Причем аптека может одновременно быть членом нескольких ассоциаций. Тратить ли на это деньги, зависит от решения собственника. Помимо вступительного взноса от потенциального участника ассоциации требуется также соответствие определенным требованиям.

Требования «Российской ассоциации аптечных сетей»: «В состав РААС входят только аптечные организации. Главное требование к потенциальному члену РААС — это активная профессиональная позиция, ориентированная на развитие рынка, повышение его престижа и готовность нести ответственность», — комментирует Нелли Игнатьева.

Требования «Аптечной гильдии»: «Участник нашей ассоциации не должен фигурировать как злостный нарушитель на сайте Росздравнадзора. Его бизнес должен быть “белым”. Мы представляем интересы отрасли и для нас важно, чтобы никто не мог сказать, что наши участники не соблюдают законы», — комментирует Елена Неволина.

 

Вступительные взносы

«При вступлении в Гильдию наши участники платят единовременный Вступительный взнос, а также ежегодный членский взнос, который рассчитывается исходя из количества аптек каждой аптечной сети-участника. В 1 квартале 2013 г. он составил 177 рублей с одной аптеки в месяц».

Информация с сайта «Аптечной гильдии», www.aptekiguild.ru

 

«Вступительный взнос. <…> Все вновь принятые члены Ассоциации не позднее одного месяца после решения Координационного совета о принятии в члены Ассоциации вносят на расчетный счет Ассоциации вступительный взнос в следующем размере:

— при товарообороте до 15 000 000 руб. в месяц — 25 000 рублей;

— при товарообороте от 15 000 000 руб. до 30 000 000 рублей в месяц – 50 000 рублей;

— при товарообороте свыше 30 000 000 руб. в месяц – 100 000 рублей. <…>

Членский взнос. <…> размер взноса с каждого торгового объекта рассчитывается Исполнительной дирекцией РААС ежегодно исходя из суммы годового бюджета, утвержденного координационным советом РААС».

Информация с сайта РААС, www.raas.ru

 

Что ждет ассоциации в будущем

В первую очередь все ассоциации работают над расширением количества участников. «Любой орган законодательной или исполнительной власти требует от нас репрезентативности, — поясняет Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Нам важно быть представленными в большинстве регионов и объединять достаточное количество аптечных организаций, чтобы мнение наших участников можно было экстраполировать на весь рынок. Конечно, мы и сегодня считаем, что наше мнение совпадает с мнением представителей рынка в целом, поскольку уже сегодня в ассоциации состоит больше 10 % от общего количества работающих аптек в стране».

«Расширение количества участников важно для любой ассоциации, поскольку любое ассоциативное объединение представляет интересы сообществ и оно более сильное, если отражает мнение большинства», — считает Нелли Игнатьева, РААС.

Какие задачи для ассоциаций будут наиболее актуальны в будущем? «Мы будем работать над тем, чтобы регуляторными органами устанавливались более прозрачные правила и нормы деятельности, — комментирует Елена Неволина, «Аптечная гильдия». — Мы хотим, чтобы аптечный бизнес приносил нашим участникам и удовольствие от занятия им, и прибыль. На сегодняшний день, к сожалению, можно констатировать тот факт, что многие собственники являются заложниками собственного бизнеса, потому что часто меняющиеся правила игры, которые вводятся регуляторными органами, дестабилизируют ситуацию. Кроме того, мы будем добиваться соответствия образования требуемым компетенциям и хотим, чтобы Фармация развивалась и как профессия, и как наука».

Нелли Игнатьева, РААС, также рассказала о своем видении будущего аптечных ассоциаций и актуальных для них задач: «Задачи РААС на текущий год — обеспечение равных конкурентных условий деятельности на рынке, формирование этичной конкурентной борьбы, повышение значимости и престижа профессии фармацевтического специалиста, активная позиция в СМИ, недопущение выхода лекарственных препаратов во внеаптечную зону, расширение разрешенного аптечного ассортимента, подготовка заключений и предложений в нормативно-правовые акты. Будущее профессиональных организаций должно быть обеспечено расширением их полномочий, признанием их значимости как для профессионального сообщества, так и для государства в целом, для наших пациентов, а еще — повышением ответственности за деятельность профессионального сообщества перед пациентами, перед государством. Один из неизбежных вариантов для нашего рынка — это внедрение механизмов саморегулирования. Переход от лицензирования к уведомительному порядку начала осуществления фармацевтической деятельности и одновременное ужесточение контроля запланированы еще в 2010 г. Какое будущее нас ожидает, во многом зависит, прежде всего, от самого профессионального сообщества».

Сегодня все больше руководителей аптечных организаций приходят к осознанию того, что свои правовые и бизнес-интересы можно и нужно отстаивать. Делать ли это самостоятельно или в рамках одной из ассоциаций — личное дело каждого. А вот полностью игнорировать существующие проблемы и никак не участвовать в их решении — сегодня, пожалуй, не очень эффективный подход. Ведь при принятии тех или иных решений учесть интересы тех, кто даже не пытается высказать свое мнение, в принципе невозможно.

 

9207 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.