18+

О чем думают в сетях

О чем думают в сетях

О чем думают в сетях

Самвел Григорян о мыслях и планах руководителей аптечных сетей, а также о том, что из этого следует

Недалеко от моего дома года три назад открылась аптека, принадлежавшая к крупной сети, развивающейся в формате среднего / традиционного ценового сегмента. Совсем недавно я обратил внимание на смену ее вывески — новое название указывало на то, что теперь этот аптечный объект функционирует в формате дискаунтера. Перефразируя известную песню, можно сказать, что для кого‑то это просто смена вывески, а для отраслевого эксперта, быть может, тенденция или вектор, по которому движется в настоящий момент аптечная система.

Эта и другие тенденции выявились также в ходе опроса, который был проведен в 1‑й половине 2016 г. и опубликован в конце июля аудиторско-консалтинговой компанией KPMG (при поддержке Vademecum) в виде «Обзора и анализа актуальных трендов на аптечном рынке России».

Катрина мнений и тенденций, сложившаяся в результате данного исследования, получались актуальной, интересной и в чем‑то даже забавной. Стоит с ней ознакомиться подробнее, потому что она дает ответ на вопрос «Камо грядеши?», обращенный к аптечной системе.

Становится жарче

Коротко о самом опросе. В нем приняли участие представители 21 компании — в основном, владельцы (38 %) и генеральные директора (43 %), а также другие представители топ-менеджмента (19 %). Аналитики KPMG условно разделили их на две группы. Первую составили крупные сетевики (более 200 аптечных объектов, 43 % от общего числа опрошенных), вторую — средние и мелкие. Отметим также, что 71 % опрошенных представляют региональные аптечные сети, 29 %, соответственно, федеральные.

Вопросы, заданные сетевикам, также можно сгруппировать по темам. Первая из них — конкуренция на аптечном рынке. Ее уровень подавляющее большинство опрошенных (76 %) оценивают как высокий. Причем у крупных сетевиков этот показатель еще выше (89 %), во второй же группе он составил 67 %.

Столь же высоки и ожидания усиления конкуренции в ближайшем будущем — этого ожидают 62 % респондентов. Однако здесь имеется нюанс. Существенное усиление конкуренции чаще, наоборот, прогнозируют представители средних и мелких сетей (67 %), чем крупные фармритейлеры (56 %).

Другой вопрос — почему усиливается конкуренция? Аналитики KPMG предложили на выбор сетевиков несколько ответов об источниках ее усиления. Любопытно, что среди них с большим отрывом лидирует ответ «агрессивная ценовая политика конкурентов», который набрал 90 % голосов.

В этом пункте опроса проявляется обычное беспокойство рыночных игроков по поводу «ценового переманивания», усиленное озабоченностью широким распространением так называемых аптек-дискаунтеров. Тем более, что 35 % опрошенных прямо указывают на то, что развитие другими сетевиками таких форматов, как «дискаунтер», «аптека-супермаркет» повышает градус соперничества в фармритейле.

Высокую концентрацию аптечных объектов в регионах присутствия своей компании назвали в качестве источника усиления конкуренции почти две трети опрошенных (65 %).

25 % респондентов согласились с тем, что ужесточение соперничества появлением в этих объясняется регионах новых игроков, федеральных либо региональных.

Иными словами, с точки зрения самих сетевых лидеров, на рынке становится жарче. Тем более, что для полноты картины ко всем приведенным выше источникам усиления конкуренции можно добавить и факт уменьшения коммерческого рынка лекарств в натуральном выражении. По данным аналитической компании DSM Group, в июне 2016 г. он составил 318,6 млн. упаковок, что на 1,4 % меньше, чем в июне 2015 г. Понятно, что чем меньше пищи в водоеме, тем сильнее рыбы за нее борются.

Метание бумеранга

Падение происходит на фоне продолжающегося увеличения числа аптечных объектов в стране. Как показал опрос KPMG, данное обстоятельство стало уже вызывать озабоченность и у самих руководителей фармрозницы, возглавляющих эти сами умножающиеся объекты. На вопрос аналитиков «Какие изменения в законодательстве способствовали бы развитию аптечного бизнеса?» парадоксальным образом наибольшую популярность (58 %) набрал ответ «Законодательное ограничение количества аптек в стране». Один из авторов обзора Артем Колтовской, директор отдела инвестиций и рынков капитала компании KPMG, замечает, что эта идея одинаково популярна среди обеих групп респондентов — так ответили 56 % представителей крупных сетей и 60 % средних / малых.

Еще более странным этот ответ кажется потому, что среди приоритетных задач своего бизнеса на ближайшее время подавляющее большинство опрошенных сетевиков (81 %) выделили расширение присутствия собственной сети в регионах. То есть, мне‑то самому позвольте вольготно расширяться и множиться, а конкурентов пожалуйста ограничьте. На первый взгляд, такая позиция выглядит, по меньшей мере, противоречивой.

«Противоречия здесь, на наш взгляд, нет», — поясняет Артем Колтовской. — «У участников отрасли растет осознание того, что аптек становится слишком много. При этом каждый мыслит следующим образом: если я приостановлю расширение, конкурент этого не сделает». Поэтому, полагает Артем Колтовской, теоретическое вмешательство государственного регулятора, способного ограничить численный рост конкурентов, представляется многим привлекательным сценарием.

Это пояснение, безусловно, логично. Но возникает закономерный вопрос. Почему представители той или иной сетевой компании так уверены, что ограничительные меры — если законодатель и госрегулятор действительно прибегнут к ним — будут применены к другим аптечным организациям, включая ближайших конкурентов, но не коснутся их самих, их собственных планов развития. Почеркнем, расширительных планов развития, ибо этот же опрос показал, что 90 % респондентов планируют расширение своей сети в ближайшее время.

А потому пожелание законодательного ограничения количества аптек — высказанное, заметьте, не аптекарями, владеющими одним-двумя объектами, а как раз представителями отраслевых гигантов, создавших российское аптечное множество — может оказаться бумерангом, который в итоге ограничит тех, кто высказал пожелание. И нет никаких гарантий, что введенные ограничения в итоге будут полезны потребителям и отрасли, не сомнут, как зеленую траву, здоровую конкуренцию.

Что касается других желательных изменений, то 42 % опрошенных приветствовали бы смягчение регулирования в отношении ЖНВЛП, а 26 % — в отношении специальных налоговых режимов, применяемых аптечными организациями (ЕНВД, УСН). 21 % и 11 % респондентов соответственно, наоборот, высказались за ужесточение регулирования по этим направлениям.

Между крупными и мелкими

По многим пунктам опроса заметна разница между предпочтениями представителей крупных и средних / мелких сетевых компаний. Особенное большое расхождение получилось среди тех, кто выбрал пункт «Повышение качества сервиса» при ответе на вопрос о приоритетных задачах своего бизнеса на ближайшее время. Общий показатель выбора этого пункта — 48 %. Но при этом, отмечает Тимофей Исаев, менеджер отдела инвестиций и рынков капитала компании KPMG, он составляет 11 % у крупных сетевиков и достигает 75 % у средних / мелких.

А вот оптимизация условий работы с поставщиками лекарственных препаратов, арендодателями, наоборот, значительно важнее для представителей первой группы — от 70 % до 80 % против 25 %, при общем показателе 48 %. Что, в общем‑то, закономерно, ведь для первых характерны большие объемы поставок и большие площади используемых помещений. Также легко объяснимо то обстоятельство, что крупные компании более склонны к приобретению других аптечных сетей (89 %), чем их коллеги-конкуренты размером поменьше (50 %).

Дистанционная торговля лекарственными препаратами (включая доставку) в настоящее время российским законодательством запрещена. Однако выбирать лекарства и сопутствующие товары на сайтах аптечных компаний и делать он-лайн заказы / бронирования оно не возбраняет. На данный момент почти половина крупных сетевых организаций и три четверти средних / мелких не принимают такие заказы. Однако развитие этого направления сервиса планируется. 77 % сетей первой группы и 60 % сетей второй настроены на усиление сегмента онлайн-услуг — вероятно, с учетов сообщений СМИ о том, что Правительство РФ разрабатывает систему законодательного регулирования онлайн-отпуска и доставки лекарственных препаратов по адресу потребителя.

В условиях усиления конкуренции участникам рынка приходится думать не только о расширении собственной сети с целью увеличения прибыли, но и о том, чтобы кое‑где затянуть пояса, то есть, закрыть отдельные убыточные или недостаточно рентабельные аптеки. В целом 52 % опрошенных отметили этот пункт в качестве одной из задач своего бизнеса на ближайшее время. При этом, раскрывает детали Тимофей Исаев, у крупных сетевиков данный показатель составил 67 %, у остальных — 42 %. Ну что ж, кто шагает более широкой поступью, у того риск обзавестись убыточным / низкорентабельным объектом существенно больше. Тем более, что стратегия некоторых сетевых гигантов оставляет подчас впечатление, что для них количество важнее качества, а число сетевых единиц — величины среднего чека.

Аптечный лоукост

Опрос, проведенный компанией KPMG, выявил еще одну текущую отраслевую закономерность. Многие из нас хоть раз в жизни летали на самолетах так называемых низкотарифных или бюджетных авиакомпаний, иными словами, лоукостеров. Это когда более низкая цена на авиабилет достигает путем сокращения, в том числе, сервисных издержек — например, строгого ограничения нормы бесплатного багажа, отсутствия питания на борту и т. д. В более сложные с точки зрения экономического положения времена востребованность услуг лоукостеров, как правило, увеличивается.

Сейчас на аптечном рынке можно заметить аналогичные тенденции. Отвечая на вопрос о приоритетных форматах развития сети на ближайший период 55 % опрошенных предпочли низкий ценовой сегмент (дискаунтеры), 50 % — традиционный / средний ценовой сегмент, и никто не высказался в пользу премиум-сегмента (здесь респонденты могли выбирать два или три варианта одновременно).

Тимофей Исаев подчеркивает, что на развитии формата дискаунтеров значительно больше фокусируются крупные сетевые компании (78 % против 36 % у средних / малых). Они же, как было показано выше, гораздо меньше акцентируют свои усилия на аптечном сервисе. Чем не «аптечный лоукост»? По данным KPMG, в среднем 18 % участников опроса планируют развивать в своей сети диагностику, врачебные консультации и изготовление лекарств, 12 % — консультации косметолога, а 47 % не имеют никаких планов по внедрению дополнительных сервисных услуг.

Выводы

Опрос показал, что лидеры сетевого сегмента озабочены поиском путей и мер защиты / развития своего бизнеса в условиях усиливающейся конкуренции в фармритейле. Причем наиболее популярная из предложенных ими мер носит, мягко говоря, неоднозначный и парадоксальный характер — законодательное ограничение числа аптек.

Усиливается также тенденция развития формата аптек-дискаунтеров. В ближайшее время, вероятно, можно будет констатировать, что их процент увеличился. На этом формате особенно фокусируются крупные сетевые структуры, в том время как мелкие и средние сети делают больший упор на повышении качества сервиса и оптимизацию ассортимента.

3233 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.