18+

Статьи — Журнал — Аптека: взгляд изнутри

Сутки напролет

Мария Маркович о том, стоит ли переводить аптеку на «ночной режим»

фото_Павел-Лисовский.png""

Досье КС

Павел Лисовский

к. э. н., управляющий партнер компании «Проектирование систем управления», консультант по увеличению прибыльности бизнеса, действительный участник ­РАФМ

За последнюю пару десятилетий темп нашей жизни удивительным образом изменился, ускорившись в несколько раз. Учитывая это, сфера услуг подстраивается под потребности жителей крупных городов. Сегодня редко встретишь организации, которые работают только с 9 до 18 по будням, а многие услуги можно получить круглосуточно и практически в любом месте: выпить кофе и перекусить, купить продукты или цветы, сходить к врачу, а в некоторых городах — даже посетить библиотеки и музеи. И, конечно, учреждения фармации не отстают от современных ­трендов.

Круглосуточные аптеки: вводный курс

Продажа аптечных товаров по ночам — это не только возможность получения первой медицинской помощи, например, при неопасных состояниях и мелких бытовых травмах, не требующих вызова бригады скорой помощи (порез, отравление, головная боль, повышенная температура тела и др.). Это также шанс привлечь новых лояльных клиентов и получить дополнительный доход. Возможность зайти в аптеку в ночное время, а не ждать до утра, очень удобна для покупателей — кто‑то поздно возвращается с работы или поездки, кому‑то срочно понадобятся препараты для домашней аптечки или внезапно закончившиеся предметы ­гигиены.

Ночная смена в аптеке имеет определенные часы пик: с 22 часов до 1–2 часов ночи, пока ходит общественный транспорт и люди возвращаются с работы, и утром, с 5–6 часов утра, когда город просыпается вновь. В промежутке аптека работает в более спокойном режиме, в это время в помещение может заходить всего 1–2 покупателя в час. Хотя это не касается тех заведений, которые расположены рядом с вокзалом, аэропортом или травмпунктом, — в этом случае организация фармации может работать в таком же напряженном режиме, как и днем. Чаще всего на работу в ночную смену соглашаются либо фармацевты, продолжающие обучение в высшем учебном заведении, либо специалисты, живущие в ­области.

Если говорить о форме торговли, то встречаются два варианта ночных аптек: работающие в обычном режиме, при котором покупатели могут заходить внутрь и рассматривать витрины, и закрытые, когда покупатель звонит в звонок и взаимодействует с фармспециалистом через открытое окошко. Первый вариант более удобный, но требует дополнительных ресурсных вложений, например, наличия охранника и оплаты тревожной ­кнопки.

Приблизительный подсчет

Трудно сказать, сколько всего круглосуточных аптек работает в России, учитывая, что учреждения фармации могут открываться, менять график работы или вовсе уходить с конкурентного поля. В январе 2015 года аналитики компании 2ГИС провели исследования разных сфер экономики в 15 городах России с населением свыше 1 млн человек. В результате исследования был составлен рейтинг по доле круглосуточных аптек (от общего числа организаций) в рассмотренных городах. Выяснилось, что в любое время суток в крупных городах работает только каждая восьмая аптека. При этом больше всего круглосуточных учреждений сосредоточено в Перми (24 % от общего числа аптек), Москве (16 %) и Ростове-на-Дону (15 %). Меньше всего шансы отовариваться в аптеке ночью у жителей Новосибирска, Красноярска и Уфы — круглосуточных аптек в этих городах всего 4–5 %.

Рейтинг городов по доле круглосуточных аптек

(от общего числа аптек)

farma_2016_05_быть-в-курсе-2_02.png

По букве закона

Сегодня вопрос урегулирования работы круглосуточных аптек прописан не очень четко. Зачастую решение о графике работы принимается владельцами учреждений фармации, учитывая разные факторы (район и расположение аптеки, количество жителей, экономическая выгода, наличие конкурентных организаций вблизи и др.). В основных нормативных документах, которые регламентируют деятельность аптечных организаций (Федеральный закон от 12.04.2010 № 61‑ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обращении лекарственных средств», Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 15.04.2013)), о нормах и порядке работы в ночное время не говорится ни слова. При этом в 11 статье Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 13.07.2015) написано: «режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного ­самоуправления». Иными словами, если аптека государственная или муниципальная, то переход на круглосуточный режим работы нужно предварительно согласовать с органами исполнительной власти на местах. Невыполнение этого условия может грозить аптеке обвинениями в нарушении лицензионных ­требований.

Порядок работы в ночное время некоторых категорий сотрудников

(ст. 96 ТК РФ)

farma_2016_05_быть-в-курсе-2_03.png

С частными аптеками (ОАО, ЗАО, ООО) дело обстоит по‑другому: режим работы организаций индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Иными словами, «частник» сам решает, по какому графику будет работать его аптека. Хотя есть особенности, касающиеся вопросов трудового законодательства и защиты ночных «дежурантов». В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) продолжительность работы в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. Не сокращается оно только в двух ­случаях:

  • если работнику ночной смены установлена сокращенная продолжительность рабочего ­времени;
  • если сотрудник принят специально для работы в ночное ­время.

Режим рабочего времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, которые прописаны в приложении к коллективному договору. В соответствии с ТК РФ под ночным временем подразумевается период с 22 до 6 часов, однако нередко на практике режим работы ночных дежурантов несколько отличается от прописанного в кодексе. Обычно этот вопрос решается по договорённости между руководителем и работником, однако принципиальный сотрудник может потребовать соблюдения норм ­закона.

При этом размер заработной платы, премий и повышений оплаты за работу в ночное время в коммерческих аптеках действующим законодательством не установлены — работодатель волен определять их сам, опираясь на условия, прописанные в коллективном или трудовом договоре. Как правило, каждый час «ночной» работы оплачивается выше по сравнению с ­«дневной».

Конкурентное преимущество или конкурентный ­недостаток?

Следует ли считать, что открытие круглосуточной аптеки — это гарантированный залог успеха и дополнительной прибыли? Все, как всегда, индивидуально и зависит от многих факторов. Павел Лисовский, к. э. н., консультант по увеличению прибыльности бизнеса, считает, что плюсы и минусы круглосуточной работы аптеки определяются, прежде всего, экономическими критериями. Наш эксперт поясняет: «Представьте, что на небольшом пятачке расположено 5 аптек с примерно одинаковыми ассортиментом, ценами, прекрасными фармацевтами и красивыми вывесками. Для усложнения ситуации представим, что все 5 аптек находятся на расстоянии нескольких метров («дверь в дверь»). Можно ли назвать конкуренцию на этом пятачке абсолютной? Конечно, нет. А может ли возникнуть ситуация, когда одна из организаций вдруг оказывается вне конкуренции? Да, может. Например, если одна из аптек круглосуточная, а остальные работают с 8:00 до 20:00. Тогда в промежутке времени с 20:00 до 08:00 круглосуточная аптека находится вне конкуренции». Казалось бы — огромный плюс и отстройка от ­конкурентов!

Однако в этой ситуации Павел Лисовский предлагает задуматься: всегда ли круглосуточный режим работы аптеки будет конкурентным преимуществом? С первого взгляда, безусловно, будет. Но руководитель должен задать себе вопрос: а что с этого имеет аптека? Лояльность клиента? Положительный имидж? Прекрасно! Тем не менее, как известно, эти понятия не фигурируют в бухгалтерском отчете о прибыли и убытках. Здесь возникает вопрос о том, можно ли монетизировать услугу круглосуточной работы аптеки? Павел Лисовский считает, что существует три варианта развития ­событий:

  1. Ночная смена в аптеке не окупается. Ночью аптека работает в убыток, мало покупателей или «специфический» контингент покупателей. В этом случае круглосуточная работа аптеки будет не конкурентным преимуществом, а конкурентным ­недостатком.
  2. Ночная смена едва-едва окупается. Вроде бы нет убытка, но и прибыли круглосуточная работа не приносит. Можно ли в этом случае говорить о том, что круглосуточная работа аптеки является конкурентным преимуществом? Нет. Это не более чем конкурентное отличие — как, например, у одной аптеки вывеска красная, а у другой — ­желтая.
  3. Ночная смена приносит доход. Тогда и только тогда круглосуточная работа является конкурентным ­преимуществом.

Возникает еще один вопрос: можно ли при нулевой окупаемости реализовать конкурентное преимущество? То есть будет ли круглосуточный режим конкурентным преимуществом при вариантах 1 и 2? Вспомним, что конкурентное преимущество — это значимое для клиента конкурентное отличие, которое можно монетизировать. Круглосуточная работа аптеки — это дополнительная услуга. Павел Лисовский утверждает: капиталистическая модель хозяйствования подразумевает, ­что:

  • неправильно предоставлять клиенту больший сервис за те же деньги, что он платил ­раньше;
  • любые дополнительные услуги, превышающие стандартные запросы клиента, можно и нужно ­монетизировать.

По мнению Павла Лисовского, вопрос необходимости круглосуточного режима в конкретной аптеке — это не более чем частная организационно-экономическая задача. Если аптека может монетизировать свою услугу круглосуточной работы, то она может реализовать конкурентное ­преимущество.

Инструменты монетизации

Какие инструменты можно использовать, чтобы работа аптеки в ночное время приносила ­прибыль?
  • Привлечение дополнительных покупателей: светящаяся вывеска, размещение информирующих указателей и объявлений, размещение комментариев на местных форумах и даже устное оповещение клиентов помогут информировать жителей района о круглосуточной работе аптеки, что обеспечит дополнительный поток покупателей и увеличение прибыли в ночное время. Также с этой целью можно использовать договоренность с районными травмпунктами и больницами, оповестив их о круглосуточном режиме или разместив визитки аптеки в специально отведенных для этого ­местах.
  • Отмена действия дисконтных карт и любых других скидок в ночное время: как правило, ночные посетители не нацелены произвести выгодную покупку, им необходимо срочное решение их проблемы, которое не зависит от ценового ­стимулирования.
  • Искусственное сокращение ночного ассортимента: например, исключение менее прибыльных аналогов товаров ночного ассортимента либо ограничение продажи мелких фасовок и т. д. Причем это может быть не обязательно лекарственный ­ассортимент.
farma_2016_05_быть-в-курсе-2_04.png

Итак, нельзя однозначно ответить на вопрос, будет ли открытие конкретной круглосуточной аптеки удачным и выгодным решением. Рентабельность круглосуточного бизнеса может зависеть от месторасположения аптеки, района (спальный, центр и т. д.) и общего числа его жителей, наличия рядом конкурентов, а также стратегически важных объектов, которые обеспечивают большую проходимость (больниц, травмпунктов, транспортных узлов и т. д.).

Плюсы очевидны: возможность дополнительной прибыли, положительный имидж аптеки. Однако и минусов немало: автоматически возникают и траты на оборудование рабочего места (если требуется организовать окошко для отпуска товаров покупателям), повышенную зарплату фармспециалисту, обеспечение охраны аптеки (оплата персоналу охраны, тревожной кнопки). Чтобы круглосуточная работа аптечной организации была выгодна, руководитель должен принимать решение о переходе на такой режим только после тщательного анализа всех деталей и нюансов. Предварительное изучение рынка и конкурентного поля позволит минимизировать риски ­неудач.

0 0 лайков 478 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Первостольников обязали под подпись инструктировать покупателей иммунобиологических препаратов

0 комментариев 0 лайков 708 просмотров

Директора и маркетологи аптек: какие акции повышают продажи в условиях кризиса

Кризис — это время, когда можно в полной мере проявить свои таланты и креативность. На плаву остаются лучшие — те, кто сумел не только адаптироваться к непростым условиям, но и извлечь из них пользу, превратив кризис в своего союзника. Каким образом можно расширить круг посетителей аптек и мотивировать их на покупку в непростых экономических условиях?

0 комментариев 0 лайков 1072 просмотра

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку