18+

Статьи — Жизнь — Цветы жизни — Цветы жизни

В песочном царстве

Психолог Анна Танакова о том, как помочь ребенку разобраться в том, что его тревожит

«Детская психологическая травма» — такое объяснение особенностей поведения, страхов и ряда других черт характера взрослого человека можно услышать довольно часто. Зная, как важны детские впечатления для будущей благополучной жизни ребенка, родители стараются максимально оградить его от травмирующих событий. Одно «но»: угадать, что «западет в душу» малыша и останется там надолго — очень трудно. А сам ребенок обычно не в состоянии осознать свои переживания и рассказать о них. Как же быть? Решение на удивление простое: играть, дать ребенку возможность создать свой мир! Одним из очень эффективных видов такой «познавательной» игры является песочная терапия. И некоторые ее элементы может самостоятельно применить любой ­родитель.
 
 
Удачная ­находка!
Впервые песок в работе с детьми еще в далеком 1929 году применила Маргарет Ловенфельд, английский детский психотерапевт. Она считала, что тактильный контакт ребенка с песком и водой способствует стабилизации эмоционального состояния, а игра помогает ребенку раскрыть свой внутренний ­мир.
 
Позже Маргарет начала использовать в песочной терапии миниатюрные игрушки. На это ее вдохновила книга писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывал, как его сыновья, играя с фигурками, выражали и преодолевали трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Так и возникла «техника построения мира» — диагностическая и терапевтическая методика Маргарет Ловенфельд, которую она детально разработала и описала в книге «Игра в детстве» (1935).
 
Однако основателем песочной терапии как самостоятельного психотерапевтического метода считается Дора Калф, последовательница известного психоаналитика Карла Юнга. За основу своего подхода она взяла представление Юнга о том, что создание художественных образов является альтернативным методом психотерапии. Также она использовала предложенную им технику «активного воображения», которая помогает понять, что внутренний мир человека богат и многообразен, хотя человек зачастую этого не осознает, и что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые или подавленные чувства и ­убеждения.
 
Главным принципом метода Доры Калф является «создание свободного и защищенного пространства», в котором пациент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого‑либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Песочная терапия», 1980).
 
Привнести элементы песочной терапии в игровую деятельность ребенка может любой родитель. Для этого вам понадобится пластмассовый лоток, чистый речной песок, вода и миниатюрные игрушки. Взаимодействие с такими природными материалами, как песок и вода, помогает успокоиться и способствует развитию мелкой моторики. А создание песочных историй прекрасно развивает воображение и мышление детей. Вы и ваш ребенок можете получить массу приятных эмоций от этой простой и вместе с тем необычной ­игры.
Оптимальный размер лотка с песком — 90×50×10 см. Такое пространство ребенку будет легко охватить взглядом целиком. Дно и борта ящиков с песком в кабинетах песочной терапии покрашены синей и голубой красками: они символизируют водные стихии и небо. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед этим песок надо прокварцевать или прокалить в ­духовке.
Однако не стоит увлекаться и самостоятельно интерпретировать творение ребенка. Конечно, оно может быть довольно очевидным, но консультация со специалистом в любом случае будет нелишней, так как он может посоветовать, как лучше и аккуратнее исправить ­ситуацию.
 
Специально для ребят
Чаще всего песочную терапию психологи используют в работе с детьми, так как она прекрасно встраивается в детскую игровую реальность и проста в реализации. Кроме того, это увлекательное занятие, которое совсем не похоже на «лечение», и дети с радостью включаются в такой творческий процесс. Проигрывая тревожащие ситуации, которые чаще всего не осознаются им в полной мере, создавая песочное полотно собственного мира, ребенок освобождается от негативных ­переживаний.
 
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно спроецировать на выбранную игрушку: ее можно закопать, ударить, спрятать и т. д. В игре ребенок непременно покажет, что его тревожит в детском саду, что в поведении взрослых причиняет ему страдания, чего он боится и о чем мечтает. Участие родителей в процессе песочной терапии в качестве стороннего наблюдателя или же активного участника бывает крайне важным, так как в такие моменты у мам и пап появляется уникальная возможность прикоснуться к детской реальности и понять суть психологической проблемы своего ­ребенка.
Возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений — существенное психотерапевтическое свойство песка. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенок может изменить дискомфортную для него ситуацию. Он учится самостоятельно преодолевать трудности, проигрывая множество вариантов развития событий и приобретая таким образом бесценный опыт символического разрешения множества жизненных трудностей. Ведь здесь он выступает в качестве создателя, который сам управляет ходом ­событий!
 
Еще одно важное качество песочной терапии — способность успокаивать. Казалось бы, всё очень просто: ребенок сначала строит что‑то из песка, потом без сожаления разрушает свое творение и снова строит… Но именно это нехитрое действие хранит уникальную тайну: нет ничего непоправимого, на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает равновесия, его тревога и страх ­уходят.
 
Цель песочной терапии — дать ребенку возможность быть самим собой, ведь это способ исследовать свой внутренний мир. Не стоит ожидать, что такая терапия сможет изменить ребенка, сделать его «более удобным для взрослых», научит каким‑то особым поведенческим навыкам. Но, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому спешу привести вам примеры, которым я была ­свидетелем.
 
Песочная терапия показана следующим категориям ­детей:
  • трудно контролирующие свои эмоции (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гипер-активными и агрессивными ­детьми);
  • нуждающиеся в развитии «тактильной» чувствительности как основы «ручного» ­интеллекта;
  • избегающие ­трудностей;
  • робкие, неуверенные в себе, дети с заниженной ­самооценкой;
  • страдающие от ­страхов;
  • имеющие психотравмирующий ­опыт;
  • испытывающие трудности в принятии ­себя.
  • Противопоказания к проведению песочной ­терапии:
  • ребенок характеризуется повышенной ­возбудимостью;
  • уровень тревожности ребенка очень ­высок;
  • астма и аллергия на пыль и мелкие ­частицы;
  • кожные заболевания и порезы на ­руках.
История № 1. Яблоки и яблони
Татьяна (41 год) обратилась ко мне, потому что ее тринадцатилетняя дочь Маша слишком не уверена в себе и не умеет общаться со сверстниками. На консультации Татьяна много говорила о дочери и всячески избегала вопросов, касающихся лично ее. На следующую консультацию пришла Маша, но в сопровождении матери. Заметив такой сверхконтроль в отношении дочери, я решила включить Татьяну в совместный терапевтический контекст. Я предложила Маше вместе с мамой создать на песке свой уникальный мир, который будет комфортным как для Маши, так и для ­Татьяны.
 
Игра: Татьяна с большим энтузиазмом принялась за дело, Маша покорно помогала ей. Когда композиция была закончена, я попросила устроить для меня небольшую экскурсию. Татьяна стала рассказывать о том, что это предстоящий день рождения Маши. Здесь много ребят, вот они поиграли в веселые конкурсы и отправились пить чай с тортом, который испекла Татьяна. Маша почти все время молчала и иногда кивала матери, которая ждала ее одобрения. После я задала несколько вопросов Маше. Выяснилось, что Маше вовсе не хотелось праздновать день рождения дома, поход с друзьями и родителями в боулинг понравился бы ей больше. К тому же Татьяна назвала в числе гостей мальчика, которого Маша терпеть не могла, и не упомянула девочку, с которой Маша подружилась в танцевальной ­студии.
 
Что значит: В следующий раз мы с Татьяной говорили о ней. Оказалось, что она совершенно несчастлива в браке, работа не приносит ей удовольствия, с друзьями она давно не поддерживает отношения. Смысл ее жизни заключался в Маше, а именно в том, чтобы дочка была лучше и успешнее ее. На деле же получалось, что Татьяна отчаянно пытается жить жизнью дочери, мешая ей проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Татьяне предстояла длительная работа по обретению себя. То, что заявлялось как проблема ребенка, оказалось, в сущности, проблемой родителя, и именно игра помогла расставить всё по своим ­местам.
 
История № 2. Меж двух огней
Елена (29 лет) попросила меня поработать с ее пятилетним сыном Мишей, который на протяжении полутора лет плохо спал и страдал ночным недержанием мочи. К тому же мальчик стал плаксивым и часто болел. Врач-невролог видимых причин этих симптомов не обнаружил и порекомендовал обратиться к психологу. Сначала я стала расспрашивать Елену о том, какие события происходили в их семье в течение последних 1–2 лет. Полтора года назад Лена развелась с отцом Миши, но она отказывалась связать между собой это событие и проблемы ребенка, аргументируя это тем, что и до развода муж уделял ребенку мало ­внимания.
 
Игра: Миша с большим интересом воспринял мое предложение поиграть в песок. Из всех игрушек он выбрал двух больших солдат, танк и еще одного солдатика поменьше. Больших солдат Миша поставил друг против друга, а маленький метался между ними, зарывался в песок или прятался за танком. Я поинтересовалась у Миши, что происходит в его мире. «Раньше они дружили все вместе, а потом поссорились. А вот этот солдат (Миша указал на маленькую фигурку) хочет с ними обоими играть в войнушку. А они не хотят», — рассказывал мне мальчик. Потом Миша добавил еще одного солдата и поставил его рядом с одним из больших. «Теперь этот солдат дружит с этим (показывает на новую фигурку). Но маленькому он не нравится. С ним играть скучно. И вообще он тут не нужен, у него одежда совсем другая, на этих не похожая», — объяснил мне Миша. Он зарыл новую фигурку поглубже в песок, а остальных солдат пододвинул ближе друг к ­другу.
 
Что значит: Позже Елена рассказала мне, что мальчик был свидетелем многократных ссор родителей. К тому же Лена препятствовала встречам отца с сыном, желая, чтобы Миша называл папой обеспеченного и успешного любовника, к которому она ушла от мужа. Лене так хотелось красивой жизни, что она отказывалась замечать, как в этой жизни чувствует себя Миша. Мы долго работали над преодолением затянувшегося конфликта между бывшими супругами ради здоровья Миши. В итоге положительные перемены все же произошли, и проблемы мальчика бесследно ­исчезли.
 
История № 3. Все люди как люди, а я королева
Наташе 16 лет. Она мечтает стать переводчиком и поэтому много времени уделяет изучению английского языка. А еще она посещает занятия по живописи, потому что ей это очень нравится. Одно огорчает девушку — у нее совсем нет друзей. С одноклассниками отношения не сложились, в школе иностранных языков и изостудии подружиться с кем‑нибудь тоже не удалось. Я попросила Наташу создать песочную ­композицию.
Игра: Внимание Наташи привлекла коробка с камнями — природными и искусственными, напоминающими самоцветы. Наташа выложила круг из обычных серых камней, а в середине положила красивый бирюзовый стеклянный шар. Ей очень понравилась ее песочная картина, и она охотно согласилась рассказать мне о своем творении. Наташа долго говорила о бирюзовом шаре, о его красоте и невероятных магических ­свойствах.
— А что ты можешь рассказать о других камнях? — спросила ­я.
— Даже не знаю. Они просто так здесь, — смутилась ­Наташа.
— У них есть какие‑нибудь необычные ­свойства?
— Нет. Они самые обычные серые ­камни.
— Скажи, а магическому шару не одиноко? Он один в центре, а эти все рядом, плечом к плечу ­стоят.
— Не знаю… Наверное, ­одиноко.
— А что эти камни могли бы рассказать о ­шаре?
— Они не очень хорошего мнения о нем… Они считают его зазнайкой, и поэтому он им не ­нравится.
— А что по этому поводу думает ­шар?
— Может, они и ­правы…
Что значит: Мы детально обсудили то, как придуманная картина связана с реальной ситуацией. Наташа часто старается продемонстрировать сверстникам свое превосходство. Такое поведение отталкивает ребят, и в итоге Наташа остается в одиночестве. В этом поведении было скрыто многое: и страх произвести дурное впечатление, и желание самоутвердиться, и недостаточно развитые навыки общения. Поэтому мы с Наташей начали разбираться с ее тревогами и учиться конструктивно взаимодействовать с другими ­людьми.
Как видите, за внешней простотой игр с песком скрывается невероятный психотерапевтический потенциал. Кроме того, эта разновидность арт-терапии помогает в буквальном смысле понять, что все в твоих ­руках.

0 0 лайков 63 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Результаты исследования: кесарево сечение чревато ожирением у детей

0 комментариев 0 лайков 218 просмотров

Ребятам о зверятах

Анна Танакова о том, почему ребенку нужно позволить завести домашнего питомца

0 комментариев 0 лайков 387 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку