18+

Статьи — Жизнь — Отдых — Отдых

Дорогая моя реформа

Анна Долаевская провела свое расследование «о ребрендинге милиции».

С тех пор, как российские милиционеры стали называться полицейскими, прошел ровно год. С переименованием в силовом ведомстве планировались и другие изменения: переаттестация личного состава, изменение структуры денежного довольствия. Но что реально изменилось за прошедшее время? За что налогоплательщики заплатили более 20 (по некоторым подсчетам – в 15 раз больше!) миллиардов рублей – именно в эту сумму, по некоторым предварительным оценкам (так, например, по сообщению агентства РИА новости, об этом говорил экс-министр финансов Алексей Кудрин – http://ria.ru/defense_safety/20091223/200952502.html), обошлась реализация реформы? И как сами граждане относятся к переименованию силовой структуры?

Начало

Итак, с 1 марта 2011 года милицию официально переименовали в полицию: документ, полное название которого звучит как Федеральный закон Российской Федерации № 3 «О полиции», вступил в силу с первого дня весны. Закон, состоящий из 11 глав и 56 статей, по мнению тех, кто над ним работал, призван реформировать существующий институт силовых структур для более эффективной «защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства <…>, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности».

В начале 2010 года бывший глава МВД РФ Сергей Степашин предложил создать в стране профессиональную полицию, поскольку в то время ходили слухи о том, что милиция общественной безопасности будет упразднена. Инициатива была поддержана рядом высокопоставленных чиновников, в частности, спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым – он высказал пожелание разделить функции милиции и полиции: первая будет заниматься исключительно охраной правопорядка, новая же структура возьмет на себя борьбу с криминалом. Предложение имело под собой реальную основу: на тот момент в России существовало четкое разделение милиции на криминальную, которая занималась оперативной, розыскной, уголовно-процессуальной деятельностью, раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений, и милицию общественной безопасности – в ее функции входила охрана общественного порядка, собственности, дознание, а также организация безопасности дорожного движения. При упразднении милиции общественной безопасности сама система в любом случае подверглась бы значительным реформам. К тому же, за «ребрендинг» милиции высказывались не только чиновники, но также филологи и историки: по их мнению, полиция как государственная структура в России появилась еще во времена Петра I, а милиция, в исконном понимании, — это добровольные дружины.

Благодаря такому единодушию, новый законопроект был подготовлен в рекордно короткие сроки, и 28 января 2011 года его одобрила Государственная Дума, 2 февраля – Совет Федерации, а с 1 марта он уже вступил в силу. При этом в законе было, на мой взгляд, два существенных недочета. Первый: по сути, он полностью кодифицировал функции, которые милиция и так выполняла, то есть свел на нет саму идею реформы. Второй: реформа затронула «внешнюю» сторону милиции, не углубляясь в тонкости работы – а именно их и следовало бы изменить для того, чтобы получить эффективную структуру, занимающуюся обеспечением правопорядка в государстве.

Безусловно, положительным является тот факт, что, цитируя «Российскую газету» от 1 августа 2011 года, «в Законе “О полиции” законодательно закреплена новая социальная партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, детализированы права и обязанности полицейских, которые без отсылки к другим нормативным правовым актам становятся однозначно понятны и доступны в одном документе как самим сотрудникам, так и гражданам». Также привлекательно выглядят принятые в рамках реформы дополнительные правовые акты и положения – например, о социальных гарантиях. Закон направлен на повышение уровня социальной защищенности не только полицейских, но и сотрудников органов внутренних дел в целом.

Переаттестация

Но все эти меры не будут действенными без реформы «изнутри». В чем она заключается? Например, есть некое отделение милиции. Помимо прямых обязанностей, таких как обеспечение правопорядка, раскрытие преступлений, предотвращение правонарушений, милиционеры работают «на показатели»: чем лучше раскрываемость, тем эффективнее работа того или иного отдела – и отделения в целом. Казалось бы, сотрудники заинтересованы в том, чтобы работать лучше. Однако на практике все происходит иначе. Ситуацию комментирует один из преподавателей Санкт-Петербургской Академии МВД, пожелавший остаться неизвестным: «В погоне за показателями определенная часть сотрудников готова предоставлять сфальсифицированные данные. При существующей оценке и системе контроля проверить их подлинность сложно, и у сотрудника полиции может возникнуть заинтересованность не столько в добросовестной работе, сколько в том, чтобы начальство было довольно показателями. К слову, рост зарплаты и премии будут зависеть от тех же показателей. Есть опасность, что в полицию пойдут работать люди, которые в первую очередь будут заинтересованы в начальном хорошем окладе. Хотелось бы, чтобы реформа МВД решила реальные проблемы». В ходе реформы планировалось не только переименование, но и сокращение личного состава ведомства. В декабре 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», согласно которому число сотрудников ведомства должно быть в течение двух лет сокращено на 20%. Так и произошло – по данным сайта МВД (www.mvd.ru), в структуре остались работать 875 344 человека, а уволились (либо были уволены) – 226 900, что составляет 20,6%. Сокращения численности личного состава происходили с помощью переаттестации и реструктурирования подразделений. При этом процент не прошедших переаттестацию среди высшего руководства (тех, кто не имеет отношения к работе над раскрытием преступлений) составил всего 6%. Таким образом, можно сделать вывод, что новорожденная полиция лишилась одной пятой из тех, кто «работает на земле» (в районных отделах, занимаясь непосредственной оперативной работой, – прим. автора), т.е., на мой взгляд, наиболее эффективных сотрудников.

Права и обязанности

Однако, Закон о полиции, при всех своих особенностях и недочетах – это все-таки больше «оболочка» для норм поведения, полномочий и взаимодействия полисменов и гражданских лиц. Они – нормы – уже прописаны в действующих законах, таких как УК РФ, кодекс административных правонарушений и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». А новый закон суть квинтэссенция базовых понятий и принципов. Что важно – в МВД прекрасно понимают, что на первых порах у граждан и сотрудников полиции могут быть трудности восприятия, поэтому на сайте ведомства, есть специальная Памятка о Федеральном законе «О полиции» в помощь гражданину.

Текст Памятки «О Полиции» с полным списком прав и обязанностей граждан и полицейских можно прочитать и скачать на сайте www.mvd.ru/help/pamyatka_o_policii/ и www.katrenstyle.ru.

Цена вопроса

На модернизацию МВД, по данным информационного агентства РБК со ссылкой экс-министра финансов Алексея Кудрина (http://top.rbc.ru/economics/08/09/2010/462683.shtml), предполагается потратить от двух до 84 миллиардов рублей. Правда, в конце сентября 2010 года, на итоговом заседании комиссии по бюджетным проектировкам Алексей Кудрин оценил реформу уже в 200 млрд рублей. Для сравнения: 200 миллиардов – это стоимость Олимпийских игр в Сочи 2014 года (по оценке вице-премьера правительства России Дмитрия Козака, озвученной им на итоговой пресс-конференции, посвященной шестому визиту координационной комиссии МОК). Еще пример: именно такую сумму выделило государство на спасение проблемных банков во время кризиса 2008 года (по данным ресурса banki.ru со ссылкой на Российское информационное агентство http://www.banki.ru/news/lenta/?id=724643) – благодаря этой сумме большинство граждан не потеряли свои накопления.

Однако, в марте 2010 года в интервью телеканалу «Столица» глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заявил, что «цена вопроса» о ребрендинге милиции составит порядка 600 млрд рублей (или 20 млрд долларов) (http://vladimirvasiliev.ru/publ/16-1-0-58). Что такое 600 миллиардов рублей? Это сумма, которую в течение трех лет власти РФ намерены дополнительно направить на развитие здравоохранения и образования – об этом, со ссылкой на заявления премьер-министра России Владимира Путина, передает «Бизнес ФМ» (http://www.bfm.ru/news/2011/10/17/zdravoohranenie-i-obrazovanie-rf-poluchat-eshhe-600-mlrd-rublej.html). На 600 млрд можно спасти (модернизировать, закупить новое оборудование, обучить людей) десять предприятий типа «Автоваз» (источник – РБК со ссылкой на заявление Владимира Путина http://www.rbcdaily.ru/2009/11/05/industry/440083). И так далее. Почему так дорого обходится налогоплательщикам реформа МВД? Попробуем сосчитать.

Для того чтобы ведомство предстало обновленным, требуется провести большую работу по замене практически всего – от бланков гособразца, до перекраски двух букв на машинах сотрудников полиции. Необходима новая форма, новые удостоверения и нагрудные жетоны; таблички на районных и городских управлениях. Нужно перевести и оформить имущественные права на здания, в которых располагаются отделы милиции (согласно новому закону они передаются в ведомство федеральных бюджетов); а также провести работу с личным составом – зачастую в сверхурочное время, которое оплачивается по двойной ставке.

Начнем с одежды. По данным Российского информационного агентства со ссылкой на сайт МВД – http://ria.ru/infografika/20081110/154740553.html, стоимость полного комплекта одежды сотрудника полиции составляет около 34 000 рублей. Примерное количество сотрудников полиции в России (за исключением высшего руководства, там форма дороже) составляет 875 344 человека. Получаем сумму, равную 29 761 696 000 рублей. Почти 30 миллиардов!

Далее. В законе «О полиции» сказано, что «каждый сотрудник полиции должен иметь служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером» (ст. 25, п. 6). Как рассчитать их стоимость изготовления – неясно, но возьмем примерную сумму в 1000 рублей за жетон: ее озвучила в одном из интервью начальник финансово-экономического департамента министерства Светлана Перова (по данным kp.ru со ссылкой на начальника финансово-экономического департамента министерства http://kp.ru/daily/24575.4/746097/). Выходит, что стоимость жетонов чуть больше 875 миллионов рублей. Предположим, что во столько же обойдутся и удостоверения. Итого: 1 миллиард 751 миллион.

Теперь таблички. В середине октября 2010 года на заседании комитета Госдумы РФ по безопасности Светлана Перова заявила, что менять придется только таблички, на которых написано «милиция», так как на большинстве из них значится «Отдел внутренних дел», «Главное управление внутренних дел» и т.д. На изготовление новых табличек для зданий и наклеек для служебных автомобилей уйдет примерно 500 млн рублей, подсчитала начальник финуправления МВД. Однако, по данным информационного агентства «Новый регион» (http://www.nr2.ru/society/306767.html), «на табличках МВД сэкономить не удастся. Все ГУВД будут переименованы в главные полицейские управления (ГПУ). Районные, окружные управления, отделения и отделы станут полицейскими частями (ПЧ). Поменяют свое название на полицейское милиция общественной безопасности, криминальная милиция, ОМОН и другие подразделения МВД. По мнению экспертов, в действительности переименование обойдется в более чем 1 млрд рублей».

Точных данных о количестве автомобилей МВД во всероссийском масштабе узнать не удалось, однако, по мнению старшего юриста юркомпании «Налоговик» Павла Ларина (http://www.nalogovik.ru/pressa.html/870.html), «Автопарк МВД, по самым приблизительным оценкам, составляет не менее 300 тыс. единиц, цена комплекта “украшений” для авто в разных регионах составляет от 1 до 3 тыс. руб. То есть потребуется еще порядка 600 млн рублей».

Считаем дальше: согласно закону «О полиции», все ведомственные здания подлежат передаче в собственность субъектам РФ (из-за передачи финансирования на федеральный бюджет). После сбора информации нескольких российских агентств и с помощью сайта «Российской газеты» (http://www.rg.ru/2011/04/27/armyhouse.html) я скромно прикинула сумму на перевод и оформление прав – она может составить 700 млн рублей.

Замена печатей, бланков, и прочих «расходных материалов», по мнению юриста юркомпании «Налоговик» Павла Ларина, – еще примерно 1 млрд (http://www.nalogovik.ru/pressa.html/870.html, http://www.nr2.ru/society/306767.html)

Плюс стоимость сверхурочных для инструктажа личного состава. Итак, по очень осторожным подсчетам, со всеми округлениями, получаем 35 с половиной миллиардов только на ребрендинг.

Хочется обратить внимание, что суммы я брала исключительно для расчета обновлений личного состава. Нужды высшего руководства в эти цифры не входят.

Общественное мнение

Безусловно, такая масштабная реформа не могла оставить граждан России равнодушными. Поэтому, спустя примерно полгода, Фонд «Общественное мнение» провел опрос с целью выяснить, какие эмоции у них вызвала реформа МВД (http://fom.ru/obshchestvo/10158). Выяснилось, что 34% граждан пока не определились в чувствах к полиции, 26% выражают негативное мнение, и 40% относятся хорошо.

Граждане не слишком довольны работой полисменов «на местах»: по данным все того же Фонда «Общественное мнение», при ответе на вопрос «Как Вы считаете, сегодня там, где Вы живете, полиция работает хорошо или плохо?» 38% респондентов поставили полицейским твердую тройку, 28% – двойку, затруднились оценить 22%, и всего лишь 12% оценили работу на «пять».

Если говорить в целом об оценке работы полиции «за последнее время» (временной отрезок Фондом «Общественное мнение» не уточняется), то 66% опрошенных уверены, что ничего не изменилось, 7% кажется, что все стало только хуже, а вот положительную динамику увидели всего 9% респондентов. Данные, собранные в масштабах России, не особенно отличаются от данных отдельных регионов и городов.

Конечно, необходимо заметить, что до завершения реформы МВД еще очень далеко. И граждане России пока оценивают лишь промежуточный результат. Но возникает логичный вопрос – стоил ли он таких затрат? И нельзя ли было провести реформу МВД с меньшими расходами, но большей эффективностью, которую россияне увидели бы сразу? Вопрос риторический.

Эпилог

Несмотря на заявление главы МВД Рашида Нургалиева (которое, как сообщает Российское информационное агентство – http://ria.ru/defense_safety/20110716/402665774.html, было сделано 16 июля 2011 года на оперативном сборе спецподразделений полиции по ЦФО), что реформа структуры вступила в финальную стадию, сделать предстоит еще немало. Это решение жилищных вопросов, повышение мотивации и ответственности сотрудников, модернизация технической базы и многое другое. Все это, разумеется, требует финансовых вложений. Что в итоге получит налогоплательщик – вопрос открытый.

0 0 лайков 163 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку