18+

Статьи — Жизнь — Отдых — Отдых

Возвращение джедая

Варя Вишнякова выясняла, как пережить первую рабочую неделю после праздников

Честно говоря, не припомню ни одних новогодних выходных, которые я бы действительно посвятила отдыху. В студенчестве первую половину января я отдавала подготовке к экзаменам и сессии. Позже — уезжала работать вожатой в детский лагерь.  А когда повзрослела и трудилась сразу на трех работах, поняла, что организму все же требуется хотя бы небольшой полноценный перерыв. Но даже тогда предпочитала уехать кататься на лыжах или проводила все свободное время в бесконечных тусовках. Бывало, что простор маневрам ограничивали «финансы, поющие романсы». Как в прошлом году, например. Но даже тогда я нашла себе занятие: прошла абсолютно все уровни игры  Angry Birds за одну неделю. А их, между прочим, очень и очень много! У меня даже заболела кисть руки от такого усердия, и, когда я вышла на работу, с трудом могла управляться обычной компьютерной мышью.

Новогодний отдых может быть разным, и здесь каждый получает возможность в полной мере проявить инициативу и раскрыть собственный творческий потенциал. Но в этих сумасшедших выходных нас всех объединяет одно: необходимость прийти на работу 9 января 2012 года в 9 утра свежим как огурчик, бодрым, полным сил и энтузиазма. Как это сделать, если за неделю мы привыкли ложиться спать в три часа ночи и просыпаться в час дня, несколько дней не готовить еду, приканчивая излишества новогоднего стола, и изредка подниматься с дивана, чтобы сходить к друзьям в гости и сделать там то же самое? Лично я решила подготовиться заранее, чтобы в первый рабочий день не пасть жертвой трудоголизма. Чего и вам советую.

Отправьтесь на шопинг

Наверняка вы так устали бегать по салонам, бутикам и магазинам  в поисках подарков для друзей и близких, что, возможно, идея снова отправиться в мегамолл вызывает отвращение. Но теперь сходите за покупками для себя! Людмила Городничева, кандидат психологических наук, коуч (Москва), считает, что, приобретая несколько новых деловых костюмов и аксессуаров, вы создаете себе отличную мотивацию приступить к работе. Только представьте: вы приходите в родную аптеку вся такая свежая, подтянутая, сияющая (можно еще заранее посетить спа-салон и сделать маникюр), а на вас с завистью смотрят растрепанные, невыспавшиеся и недовольные коллеги.

Кроме того, шопинг сам по себе снимает у женщин стресс. Ученый Дэвид Крюгер из Университета штата Мичиган объясняет такой эффект с точки зрения эволюционной психологии. Собирательство — традиционное занятие первобытных женщин, во время которого они должны были внимательно рассматривать текстуру и цвет ягод или плодов. Так пещерные домохозяйки определяли степень зрелости продуктов и убеждались в их безопасности для здоровья. Сейчас, во время шопинга, мы так же разглядываем оттенок, фактуру, свойства вещей, реализуя заложенную природой программу, и получаем от этого удовольствие!

Подготовьте место для работы

Что вы видите, вернувшись на свое рабочее место после долгих выходных? В лучшем случае – стол, заваленный хламом. В худшем — еще и раскиданные поздравительные открытки, пустые коробки из-под конфет, опустошенные бутылки шампанского и увядшие цветы. Что логично, ведь в последний рабочий день в нашей стране мало кто действительно работает, все празднуют. Так что первоначальная задача – просто выбросить мусор. А затем  сделать качественную уборку. Реджина Лидс в своей книге «Полный порядок: понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове» (издательство United Press, 2011) пишет, что беспорядок на столе, как и в любом другом месте, вызывается нашей неспособностью принимать решения.  «А это пусть пока полежит здесь», — говорим мы – и порядку приходит конец. «Потрудитесь принять решение, где именно должна лежать данная вещь. Ключевой вопрос, который вы должны себе задать: “Зачем мне этот предмет?” Ответив на него, вы поймете, в какую категорию он входит», — советует автор книги. И предлагает оставить на рабочем столе только самое необходимое: монитор, телефон, лотки для бумаг, лампу, мелкие принадлежности (степлер, подставку для ручек, скотча и карандашей), салфетки, блокнот. А если останется место – цветок или семейную фотографию.

Эти нехитрые советы позволят, во-первых, избавиться от воспоминаний о праздниках, а, во-вторых, помогут создать комфортную для продуктивной работы обстановку.

Ограничьте общение

Постарайтесь свести к минимуму любые диалоги  на новогодние темы с друзьями и знакомыми.  Если «для своих» у вас есть отдельный мобильный телефон, в первые рабочие дни лучше отключить его вообще. Ведь всевозможные сообщения вроде «А помнишь, как мы с горки свалились?» или «Смешно было, когда Сашка тебе во сне лицо разрисовал, ага?» будут сильно отвлекать. Людмила Городничева объясняет, что такие обсуждения демотивируют, расслабляют и словно заставляют «провалиться» в приятные воспоминания, что никак не способствует адаптации к рабочим будням.

Если работодатель не закрыл доступ на сайты социальных сетей, постарайтесь взять себя в руки и не заходить туда. Бесспорно, «твиттеры» и «вконтакты» в несколько раз увеличивают скорость нашего общения. Но они же, согласно мнению ученых, способствуют развитию прокрастинации (откладыванию «на потом» неприятных дел). Понятно, что изучение новых законодательных норм — не самое желанное занятие в первый рабочий день, но вряд ли веселый френд с сомнительным ником «Барабашка Великолепная» из Facebook вам в этом поможет.

Планируйте

Кстати, если уж руководители поставили серьезную задачу, едва вы перешагнули порог аптеки, не торопитесь засучивать рукава и тут же приступать к делу. Людмила Городничева  советует проанализировать, какой объем работы требуется выполнить, и мысленно представить, как вы постепенно, шаг за шагом, выполняете все, что требуется. Доктор Билл Клаус, специалист в области исследования чувств и эмоций, утверждает, что планирование помогает четко определить цели и разбить большой объем работы на маленькие части, отвести каждой из них определенный промежуток времени. Главное — суметь адекватно оценить свои силы. Если вы чувствуете, что за один час сможете написать только четверть проекта, а к концу дня — не более половины, не стоит обещать  начальству подготовить его целиком. Доктор психологических наук Шерри Бург Картер напоминает, что цели, отраженные в плане, должны быть не общими (вроде «сделать сегодня отчет»), а более конкретными: например, «написать письмо бухгалтеру, чтобы он прислал финансовый документ», «составить план проекта» или «написать первый абзац презентации».

Планируя время для работы, не забывайте и об отдыхе. После выполнения каждого этапа можно устроить 10-минутный перерыв на чай или кофе. Не корите себя за это — мы так устроены, что все равно наше внимание не может быть долго сосредоточено на каком-то одном объекте.  Так что, отвлекаясь, вы даете отдых не только глазам, но и своему сознанию. Профессор Девид Мелчер из Оксфордского университета провел исследование, которое подтверждает, что, даже если вы отвлеклись, все необходимые сведения сохранятся в памяти. Согласно полученным результатам, визуальная информация откладывается в долгосрочной оперативной памяти, а не в кратковременной, как все привыкли считать. Так что можете спокойно передохнуть, не опасаясь, что за 10 минут забудется что-то важное.

Ешьте чернику

Если вы все же боитесь что-то упустить при такой интенсивной работе, желательно включить в свой рацион эти вкуснейшие ягоды. Исследовательская группа из Университета Рединга из западной Англии обнаружила, что черника богата флавоноидами, которые оказывают благотворное влияние на память и процессы обучения. Флавоноиды усиливают работу нейронов, увеличивают количество нервных соединений в мозге, что стимулирует деятельность гиппокампа — отдела, отвечающего за усвоение новой информации.

Кроме того, черника богата антиоксидантами, благотворно влияет на работу кишечника и содержит вещества полифенолы, которые предотвращают образование жировых клеток. Так что вкусная ягода на десерт поможет еще и немного похудеть.

Сбавьте обороты

Даже если первый рабочий день проходит достаточно спокойно, сама по себе повышенная активность после длительного отдыха может стать для организма серьезным стрессом. Вы рано встали, наверняка пропустили звонок будильника, впопыхах собирались и, вероятно, не позавтракали. Потом еще «толкались» в метро или автобусе. То есть добрались до места  уже не в самом лучшем настроении. Ученые из Университета Шеффилда выяснили, что женщины нервничают гораздо сильнее мужчин, когда тратят много времени на проезд до работы. Это связано с тем, что, кроме профессиональных обязанностей, на нас по-прежнему возлагается много задач по дому и уходу за близкими. Мы злимся, представляя, сколько полезного можно было бы сделать за тот час, пока добирались из пункта А в пункт Б.

Чтобы как можно продуктивнее влиться в рабочие будни, можно попробовать снизить уровень стресса. Викки Старк, семейный терапевт и социальный психолог из Монреаля, советует перестать спешить в принципе. Если чувствуете, что тотально везде не успеваете – значит, просто не  укладываетесь в запланированные рамки. Начинаете торопиться —  получаете сильнейший стресс. Концепция «go-slow» (живи медленно) предлагает всего лишь выделить на каждое дело на 10–15 минут больше. Рассчитываете дойти от дома до метро за 10 минут? Выделите для этого 20! Тратите на просмотр почты полчаса? Уделите разбору писем 40 минут. Так, вместо того чтобы гордиться, как много вы сделали за короткий промежуток времени (и чуть не получили при этом сердечный приступ), можно будет порадоваться, что освободилось немного свободного времени, чтобы спокойно подумать, выпить кофе, позвонить близким. По мнению психолога, вы, конечно, будете успевать меньше, чем раньше. Зато от всего выполненного получите гораздо больше удовольствия!

Наберитесь сил

Большой поток информации и множество задач, которые нужно выполнить, с непривычки могут отнять очень много сил. И логика «я же целую неделю перед этим отдыхала» в данном случае не работает. Людмила Городничева, кандидат психологических наук и коуч (Москва), заостряет внимание на том, что отдых может быть разным, в том числе – активным, после которого остается не так много ресурсов. Поэтому в первую неделю постарайтесь вечером, после каждого рабочего дня, создать дома максимально комфортные условия для отдыха. Если хочется – почитайте книгу, примите ванну с аромамаслами. Однако лучше всего обеспечить положительные впечатления, и вдохновить на дальнейшие свершения поможет любая деятельность, которая приносит вам радость. 

По мнению Мишель и Роберта Рут-Бернстайна  (писательницы и профессора физиологии Мичиганского университета), соавторов книги «Искра Гения», хобби – это занятие исключительно для собственного удовольствия. Неважно, строите ли вы замок из спичек, рисуете, делаете ежедневные пробежки на восходе солнца или печете хлеб – все это стимулирует образное мышление. Хобби – это увлекательная игра, правила которой создаете вы сами.  Вы формируете ситуацию, которой управляете целиком и полностью, и всегда получаете отличный результат. Выступая в роли всемогущего творца, вы получаете положительный опыт, который способствует формированию уверенности в себе и своих силах. Кроме того, ничто так, как хобби, не мотивирует эффективно спланировать работу в офисе и закончить ее пораньше, чтобы поскорее вернуться домой и посвятить свободное время любимому увлечению.

Резюме

Вполне вероятно, что вы не станете утруждать себя выполнением наших советов. Однако даже поверхностное знакомство с ними уже принесет пользу. Ведь, так или иначе, мы смогли донести мысль о том, что в рабочие будни втягиваться придется. А мысль, как известно, – материальна. Встретимся на работе!

0 0 лайков 60 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Нам по пути

Александр Лапшин о том, как найти идеального попутчика для поездки

0 комментариев 0 лайков 189 просмотров

Полный ценный отдых

Лидия Ратникова о том, почему мы не умеем расслабляться

0 комментариев 0 лайков 304 просмотра

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку