18+

Статьи — Жизнь — Путешествия — Путешествия

Мы едем-едем-едем

Александр Лапшин о передвижениях по Европе

Досье КС

 


Александр Лапшин — путешественник, автор блога puerrtto.livejournal.com

— На 25 марта 2013 года налетал 316 000 миль (12,6 раза вокруг света)
— Совершил 310 перелетов
— Провел в воздухе 31 день и 5 часов
— Побывал в 129 аэропортах 66 стран (всего посетил 95 стран)
— Самый протяженный перелет Москва — Нью-Йорк (4910 миль)
— Самый короткий перелет Хайфа — Тель-Авив (73 мили) 
 
У большей части россиян словосочетание «городской транспорт» чаще всего вызывает неприятные ассоциации — давка в метро, штурм дверей автобуса или трамвая в часы пик, зимнее приплясывание на остановке в ожидании хоть «чего‑нибудь в нужную сторону», пробки, аварии на трамвайных путях, обрыв проводов. А еще тетушки-контролерши, неимоверным образом просачивающиеся сквозь толпу пассажиров, выдают фразы, которые становятся крылатыми: «Кто не обилечен?!», «Товарищ, будьте мужчиной — молча выньте и покажите!». Иными словами, общественный транспорт — это один из основных факторов, вызывающих стресс у городских ­жителей.
 
Хотя, надо отдать должное, постепенно в России все‑таки происходят сдвиги в лучшую сторону. Во многих крупных городах появились единые карты проезда на разные виды транспорта, модернизируются транспортные средства. Хочется верить, что через несколько лет автобусом или метро станет пользоваться так же удобно, приятно, комфортно и выгодно, как в ­Европе.
Пока же познакомимся с тем, как работает система городского транспорта в Европе и как разобраться в многообразии тарифов, компаний, видов метро и ­автобусов.
 
 
С чего ­начать?
Вопросы передвижения встают далеко не перед каждым туристом. Например, если вы запланировали катание на лыжах в Альпах или пляжный отдых на курортах Греции, то о городском транспорте думать вам особенно не нужно. Так же, как и в случае, если вы приобретаете готовый экскурсионный тур — всю логистику возьмет на себя ­турфирма.
 
А вот если вы планируете путешествовать по городам самостоятельно, то, прежде всего, вам необходимо ознакомиться с системой городского транспорта в выбранном регионе. В этом помогут сайты транспортных компаний и туристической информации. Такие сайты есть у всех крупных городов Европы. Найти их несложно — нужно лишь написать в поисковике, например, transport in Berlin (транспорт в Берлине) или в любом другом нужном ­городе.
 
Большинство подобных порталов работает по одному принципу — на сайте есть карта, есть выбор маршрутов и видов общественного транспорта. Вам останется лишь выбрать нужные пункты и нажать поиск. Система автоматически проложит маршрут и выдаст расписание, укажет места и время пересадок, время в пути. Для удобства можно распечатать карту и расписание — теперь по приезде на место вы точно не потеряетесь. Как дополнение, на сайтах бывают и общие схемы маршрутов городского ­транспорта.
 
Чем хороши транспортные сайты — здесь часто предлагаются городские экскурсии, а это нередко очень выгодно. Еще одна важная деталь: на сайтах представлена подробная информация о стоимости ­проезда.
 
 
Тарифы
Если дома мы привыкли к двум-трем возможным видам оплаты проезда — разовый билет на одну поездку, проездной билет на длительное время, карточки на несколько поездок, то в Европе все намного сложнее и даже ­загадочнее.
 
Первая особенность — разовые билеты имеют временные ограничения практически во всех европейских странах. Чаще всего билет на одну поездку действителен от 45 минут до полутора часов (временной лимит указывается на обратной стороне билета). При входе в салон необходимо самостоятельно прокомпостировать билет, то есть вставить его в специальное устройство, которое напечатает на нем время начала поездки. Даже если вы купили билет заранее, время его действия начнется именно с того момента, когда вы его ­прокомпостировали.
 
Вторая особенность — в большинстве стран стоимость билета определяется в зависимости от расстояния, для этого город разделяется на зоны. Самый низкий тариф — для поездок внутри одной зоны, если маршрут включает две и более зон, цена увеличивается. Например, разовый проезд в Берлине на короткое расстояния (то есть в пределах одной зоны) стоит 1,20 евро, несколько зон — 2 ­евро.
 
Третья особенность — на поездках можно экономить. Достаточно купить билет на несколько поездок (обычно две, пять или десять) или же билет, действительный в течение 24, 72 часов или 5 дней. Во втором случае число поездок неограниченно, а также нет временного лимита для каждой поездки. В большинстве стран Европы такой проездной дает право передвигаться по всему городу без учета зон, за исключением ближайших городских пригородов. Есть и проездные, которые включают в себя и пригороды — их стоимость обычно на 5–10 % выше билетов для поездок только по ­городу.
 
Четвертая особенность — приобретение билета. Большинство стран Старого Света, включая Германию, Испанию, Великобританию, Австрию, Португалию, перешло на продажу билетов через специальные автоматы. В Чехии и Франции билеты можно купить как в автоматах, так и в киосках. На родине бравого солдата Швейка покупайте билеты в газетных киосках рядом с остановкой (такая же практика, кстати, распространена и в Польше), а во Франции, как и положено романтичной стране, все нелогично — билетики продаются в… табачных киосках (ищите на вывеске изображение билета). И, конечно же, во всех странах без исключения есть билетные кассы на автовокзалах и вокзалах и в ­метро.
 
Принцип работы автоматов следующий: сначала нужно определить направление поездки. Либо выбрать из списка на экране название станции, либо набрать на клавиатуре соответствующий номер (карта появится на экране) или нажать кнопку с названием (располагаются справа от экрана). Затем надо определиться с тарифом: однократная поездка, поездка в обе стороны, несколько поездок или дневной билет. Также указывается, для какой возрастной группы приобретается билет: ребенок, взрослый, студент, пенсионер. После этого на экране появится стоимость билета. Соответствующую сумму нужно опустить в отверстие для приема монет или купюр. В большинстве случаев кредитные карты для оплаты не ­принимаются.
 
Если же у вас возникли трудности с перемещениями по городу — к вашим услугам офисы туристической информации, где вам подскажут, как купить билет, а заодно могут предложить туристическую карту, которая работает и как билет в музеи, и как проездной на городском транспорте. Не проходите мимо стойки «Туристическая информация» (Tourist Information, на картах и указателях обозначены обычно английской буквой «i») в аэропортах: при необходимости именно здесь вам расскажут, как лучше добраться до города, дадут бесплатную карту, расписание транспорта и многое ­другое.
 
 
Почти счастливый билетик
Туристическая карта — это универсальный билет, который позволяет в течение определенного времени посещать бесплатно или со скидкой музеи и достопримечательности, питаться в ресторанах со скидкой (к картам прилагается список всех таких заведений), а также пользоваться всеми видами городского общественного транспорта, не покупая отдельные билеты. В разных странах, конечно, свои особенности, но общие принципы действия карт ­одинаковы.
 
Обычно такие карты действуют 24 часа, 72 часа, 5 дней или неделю. Цена зависит в том числе и от того, в какой части города разрешен проезд. Особенно удобно пользоваться такими картами в дорогих странах, например в Швейцарии (карта на два-три дня обойдется примерно в 30 евро). Кстати, в низкий сезон многие оте-ли Швейцарии выдают своим постояльцам такие карты ­бесплатно.
 
К слову сказать, в Женеве для туристов есть еще несколько «подарков». Прямо в аэропорту в зале прилета стоит автомат, который выдает бесплатные талончики на одну поездку из аэропорта в город. Талончик действителен 80 минут, этого времени вполне хватит, чтобы добраться из аэропорта до железнодорожного вокзала. А в городских отелях гости совершенно бесплатно могут получить проездной на все время своего ­пребывания.
 
 
Важнейшим из искусств является… ­метро!
Метро, пожалуй, самый удобный вид транспорта в Европе. Ему не страшны пробки и погодные катаклизмы. Паутина метро покрывает Лондон, Париж, Берлин, Гамбург, Мадрид, Барселону, Валенсию, Прагу, Будапешт, Лиссабон и многие другие ­мегаполисы.
 
Первое, что отличает европейское метро от родного российского, — аскетичность и функциональность. Дизайн станций минималистский, никакой лепнины и мрамора. Зато множество станций, уровней, переходов и коридоров. Чтобы не заблудиться в этом, как иногда кажется, хаосе, надо помнить следующее: направление движения определяется названием конечной станции. На платформах нет привычных нам указателей со списком станций, до которых следуют отходящие с этой платформы поезда. На указателе написано название конечной станции и номер линии. Соответственно, чтобы выбрать правильное направление, посмотрите на схеме метро не только нужную вам станцию, но и номер ветки, и конечную станцию по вашему направлению. В кассах метро и в офисах туристической информации можно бесплатно получить карту метро, которая поможет вам ориентироваться. Вагоны метро оборудованы специальными табло, на которых пишется название следующей ­остановки.
 
Оплата поездок в метро также осуществляется по зонам — чем дальше район, тем дороже. В большинстве случаев метро и городские электрички объединены в единую систему. Примером тому служат метро Берлина (U-Bahn-метро, S-bahn-электричка), Барселоны (линии собственно метрополитена обозначаются буквой L, а электрички — R), Парижа (скоростные поезда RER, соединяющие Париж и пригороды). Перед поездкой надо внимательно посмотреть маршрут, и если он предполагает пересадку с метро на электричку, придется приобрести соответствующий билет или ­проездной.
 
 
Как на самом ­деле?
В теории вроде бы все понятно, но, конечно, всех интересует практическая информация, поэтому я постараюсь дать небольшое «транспортное» описание трех очень популярных у туристов ­городов.
 
Старый добрый Лондон
Тут огромное количество автобусных маршрутов, несколько видов метро, да и речной транспорт присутствует. В первую очередь смотрим сайт городского транспорта www.tfl.gov.uk. В Лондоне есть два вида билетов — обычные бумажные билеты с магнитной полосой (на одну или несколько поездок, после использования выкидываются) и пластиковая карта Oyster с ­чипом.
 
Итак, сначала о привычных нам бумажных билетах… Стоимость одноразового билета на автобус или трамвай независимо от времени и дальности поездки — 2,40 фунта (2,75 евро), билеты продаются в автоматах на остановках. При пересадке на другой автобус или трамвай нужно купить еще один билет. Самый дешевый билет на метро в пределах 1–2 зон — 4,50 фунта (5,20 евро). Автоматы сдачу не дают, поэтому необходимо уплатить точную ­сумму.
 
Билет на один день (Day Travelcard) дает право на неограниченное количество поездок на городских автобусах, метро, трамваях или поездах National Rail в пределах оплаченных зон. Минимальная стоимость билета в пределах одной зоны — 7,30 фунтов (8,60 ­евро).
 
Но более выгодный вариант оплаты проезда — пластиковой картой Oyster. Во-первых, ею оплачиваются абсолютно все виды транспорта, во‑вторых, карта программируемая, то есть в кассах или автомате на нее можно положить любую сумму денег, а при проходе через турникеты или на входе в трамвай и автобус нужная сумма будет списываться автоматически. Кстати, при проходе через турникеты метро карта прикладывается к их датчикам на входе и на выходе, в остальных видах транспорта — только на входе. При этом сам проезд по карте стоит дешевле: однократная поездка на автобусе — 1,40 фунта (1,60 евро), на метро в пределах 1–2 зон — 2,10 фунта (2,40 евро). Карточка стоит 5 фунтов (5,80 евро), ее можно приобрести в кассах или в автоматах. На счет карты при покупке нужно положить как минимум 5 фунтов. При необходимости можно пополнять баланс в кассах или автоматах. Как только карточка будет не нужна, ее можно сдать в кассе или автомате и получить назад эти деньги, а также остаток средств со счета. Карты, работающие по принципу Oyster, хорошо зарекомендовали себя также в Валенсии, Стамбуле и ­Тбилиси.
 
 
Беззаботный Париж
В Париже, конечно, главную скрипку в транспортном оркестре играет метро. В городе нет ни одного музея, ни одной галереи или дворца, рядом с которым не было бы станции метро. Поэтому главное внимание — ему. А желающих побольше узнать о других видах транспорта милости прошу на сайты en.parisinfo.com и www.ratp.fr. Кстати, на последнем можно заранее купить туристическую карту Parise Visite, билет на Open Tour (1–2‑дневная обзорная экскурсия по Парижу на автобусе с возможностью выходить в понравившихся местах, а затем продолжать ­экскурсию).
 
Но вернемся «под землю». Одна поездка на метро стоит 1,70 евро. Один билет — одна поездка в городской черте (то есть зоны 1–2). Собственно в эти зоны умещается весь Париж. Если в ваших планах много поездок не значится, то лучше всего купить 10 однократных билетов «carnet» за 12,70 евро. Эти же билеты действительны для поездок в автобусах в пределах города, кроме маршрутов 221, 297, 299, 350 и 351.
 
Однако тем, кто собирается ездить много, лучше приобрести проездной под названием «Navigo». При этом нужно запомнить, что он действует календарную неделю, то есть с понедельника по воскресенье. Второй возможный вариант: с пятницы по среду следующей недели. Цена проездного в зонах 1–2 — 19,80 евро, цена в зонах 1–5 — 34,40 евро (в пятую зону входят оба аэропорта Парижа). Перемещаться можно на всех видах транспорта в пределах зоны действия билета: метро, скоростных поездах RER, пригородных поездах, автобусах и трамваях (число поездок неограниченно!). Сама карточка стоит 8 евро. Для ее покупки потребуется фотография, так как карточка именная. Стоимость карточки не возвращается. Это, конечно же, минус. Однако есть и плюсы: если вы потеряли карточку или ее украли, вы можете получить новую, на балансе которой сохранится та же сумма, что и до ­потери.
 
Сказочная Прага
Прага — один из самых простых в транспортных вопросах городов Европы. Однако отнюдь не отсталых. Билет здесь можно купить не только в автоматах и киосках, но и при помощи мобильного телефона, правда, только при наличии SIM-карты чешского оператора связи. Правила покупки размещены на сайте городского транспорта www.dpp.cz.
 
Итак, городская черта Праги обозначается тарифом Р. В него включены: метро, автобусы маршрутов № 100–299 и 501–599, трамваи, фуникулер Петршин (Petřín funicular), паром, а также электричка S, курсирующая в пределах городской черты. Стоимость билетов для разных видов транспорта одинакова: билет на 30 минут стоит 24 чешские кроны (0,95 евро), билет на 90 минут — 32 кроны (1,25 евро), на 24 часа — 110 крон (4,30 евро), на три дня — 310 крон (12 евро). За время действия билета можно делать пересадки, в том числе на разные виды транспорта. Количество пересадок неограниченно, главное — не выходить за временные ­рамки.
 
Вход в пражское метро свободный, турникетов нет, однако билет нужно прокомпостировать — на платформе для этого установлены специальные устройства желтого цвета, такие же устройства имеются в салонах автобусов и трамваев. На билете фиксируется дата и время, с которого и начинается его действие. Билеты на один или три дня компостируются всего один раз — во время первого проезда. Конечно, можно и не отмечать время на билете, но в Праге очень много контролеров, а штраф за безбилетный проезд — 700 крон (24,50 евро). Это, кстати, касается любой европейской страны — штрафы за безбилетный проезд начинаются от 30 евро в восточноевропейский странах, от 50 евро — в ­­западноевропейских.
 
Но мы с вами люди дисциплинированные и законопослушные, а потому не будем портить себе отдых, бегая от контролеров. А лучше запасемся картами, билетами или проездными и сделаем свое пребывание в Европе легким и ­комфортным!
 

0 0 лайков 86 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Водные напасти: бактерии, вирусы и опасные простейшие

Симптоматика и лечение инфекций, которые грозят купальщикам летом

0 комментариев 0 лайков 446 просмотров

Неизвестные истории

Александр Лапшин о том, что интересного можно найти в Польше

0 комментариев 0 лайков 75 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку