18+

Статьи — Жизнь — Путешествия — Путешествия

Правила дорожного передвижения

Александр Лапшин о том, на каком транспорте лучше путешествовать внутри той или иной страны

Досье КС

Александр Лапшин — путешественник, автор блога puerrtto.livejournal.com

— На 1 июля 2013 года налетал 325 000 миль 
(13 раз вокруг света)
— Совершил 334 перелета
— Провел в воздухе 31 день и 5 часов
— Побывал в 173 аэропортах 72 стран 
(всего посетил 101 страну)
— Самый протяженный перелет Москва — Нью-Йорк (4910 миль)
— Самый короткий перелет Хайфа — Тель-Авив 
(73 мили) 
 
Как часто вы задумывались над тем, чем бы еще занять свой досуг на отдыхе? Конечно, нужно съездить на какую‑нибудь экскурсию. К пирамидам или на острова, в горный монастырь или на ярмарку в соседний городок. И тут же возникает еще один вопрос — купить экскурсию у гида (как вариант — в ближайшем уличном турбюро) или все же поехать самостоятельно? А если самостоятельно, то как и на чем это удобнее ­сделать?
 
Если в Европе всё достаточно просто и четко — есть расписания, сайты транспортных компаний, множество удобных тарифов и прочих бонусов, то в странах Ближнего Востока или в Азии всё обычно хитро и запутанно. Но на самом деле везде есть своя логика. И сегодня мы попробуем ее ­отыскать.
 
 
Страна начинается с аэропорта
Первое перемещение, о котором вам предстоит позаботиться после прибытия, — это трансфер (переезд из аэропорта в отель). Это очень важная деталь, от которой во многом будет зависеть и первое впечатление о стране, и настроение на всё ­путешествие.
 
Если вы купили тур в фирме, то он обычно включает и транcфер. В этом случае все заботы о вашей доставке до отеля лежат на принимающей стороне, но вы не можете влиять на работу принимающей стороны, а также на других туристов, которые могут долго возиться с багажом, заблудиться в аэропорту, шуметь, вести себя ­неподобающе…
 
Если же вы планируете самостоятельную поездку, то заботы о транспортировке себя любимых целиком лягут на ваши плечи. Зато вы ни от кого не зависите, и вам никто не мешает. Но для этого запомним ряд ­нюансов.
 
Перед полетом куда бы то ни было загляните на сайт аэропорта или напишите в любом поисковике, например в yandex, вопрос: как доехать из аэропорта А в город Б. В большинстве случаев, особенно если это европейские страны или ОАЭ, Сингапур, Малайзия и Турция, сайты аэропортов содержат исчерпывающую информацию о том, как до них ­добраться.
 
Однако важно помнить — в подавляющем большинстве европейских аэропортов общественный транспорт ночью не ходит. В этом случае остается лишь такси или трансфер, предоставляемый отелем (обратите внимание при бронировании, предоставляет ли отель эту приятную ­«мелочь»).
 
Авиакомпании-лоукосты Easy Jet, Rynair, Wizzair и другие предлагают трансферы из аэропортов, в которые они летают, до ближайших городов. Ваучер на трансфер можно приобрести во время полета у бортпроводников. Часто, особенно если рейс прибывает в Великобританию, такая доставка гораздо выгоднее, чем ­такси.
 
В Израиле из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве круглосуточно курсируют поезда в разные города страны. В ночное время, с 23:00 до 6:00, частота движения — раз в час, в остальное время — раз в полчаса. Но планируя поездку в Израиль, обращайте внимание на то, в какой день ваш самолет прилетает и улетает: общественный транспорт тут не ходит в шаббат (с 14:00 пятницы до 18:00 субботы). Расписание и стоимость проезда всегда можно узнать на сайте железных дорог — www.rail.co.il (у сайта есть версия на русском ­языке).
 
В любимой туристами Анталии из второго терминала аэропорта в центр города круглосуточно курсирует автобус № 600. Частота движения — всего лишь раз в два часа в ночное время, но если ваш самолет прилетает как раз ко времени отправления автобуса, зачем переплачивать за такси? Стоимость проезда всего‑то 3,40 турецких лир ($ 1,82). Подробное расписание всегда можно увидеть на сайте аэропорта Анталии www.aytport.com в разделе ­«Транспортировка».
А вот в Египте вариантов у туриста немного — точнее, всего два: городской минибус, который обычно до отказа забит людьми, но зато очень дешево стоит, либо такси. Конечно, на такси удобнее, но помните, что таксисты в аэропорту весьма наглые и жуликоватые, а потому, увидев туриста, задирают цены запредельно. Торгуйтесь, изначальная цена минимум в три раза выше реальной! Средняя цена проезда на такси из аэропорта в Шарм-эль-Шейхе — 30 египетских фунтов (около $ 5), примерно столько же стоит проезд, если прилетаете на отдых в ­Хургаду.
 
Итак, с аэропортом вопрос решен. Теперь остаются собственно путешествия по стране. Что же выбрать — поезд, самолет, автобус, а может быть, ­паром?
 
 
Поезд — это хорошо или всё же ­плохо?
Для многих из нас поезд — самое «родное» средство передвижения на большие расстояния: в детстве в Анапу, студентами на практику, в командировку по ­работе.
 
По Европе с ветерком
В Европе, несмотря на множество дешевых авиакомпаний-лоукостов, поезда любят не меньше. Да и есть за что — они там скоростные и очень комфортные. Кроме того, самые продвинутые в плане транспорта страны — Германия, Швейцария, Франция — придумали множество тарифов, которые позволяют сэкономить на поездках. Например, тарифы выходного дня (в Германии такой билет называется Schoenes Wochenende Ticket) позволяют отправиться в любую точку страны по субботам или воскресеньям. Билет действует обычно до 3 часов ночи следующего дня. А групповые билеты позволяют экономить в любой день: по одному билету может ехать группа до 5 человек. Поэтому на европейских вокзалах часто можно увидеть молодых людей с табличками «Ищу попутчика до такого‑то города», которые ищут единомышленников, чтобы сэкономить на проезде. По такому же принципу работают семейные тарифы — по цене одного билета может ехать вся семья. Хотя, большое количество тарифов — часто все‑таки минус. Уж очень легко в них запутаться. К тому же любой скидочный тариф имеет ограничения — не на каждый поезд или не каждый день можно сесть с таким билетом. Поэтому если вам необходимо один или два раза проехать из точки А в точку В — лучше обратиться в кассу и купить обычный ­билет.
 
Но поезд и сам по себе можно использовать как экскурсионный транспорт. Например, в Норвегии железнодорожники, скооперировавшись с паромной компанией, показывают туристам красоту фьордов. Из города Берген (Bergen) отправляется поезд до местечка Флом (Flom). Уникальная железная дорога проходит через десятки тоннелей, минует водопады и обрывы и спускается с гор прямо к красивейшему фьорду, где туристов ждет кораблик, на котором продолжается уже морская часть экскурсии. Множество железнодорожных экскурсий по Альпам предлагает Швейцария, а в Румынии можно прокатиться по узкоколейной дороге на раритетном ­паровозе.
 
Это вам не ЕС
Однако это в Европе, а что же в других концах света с поездами? В Северной Африке, пожалуй, самая развитая и удобная сеть железнодорожного сообщения — в Марокко. Несколько лет назад, впервые поехав на поезде из столицы страны Рабата в туристический Марракеш, я не ожидал от этого путешествия ничего хорошего. Каково же было мое удивление, когда я увидел чистые вагоны французского образца с удобными мягкими сиденьями. В Марокко поезда ходят четко по расписанию, а билеты на них стоят очень недорого. Например, из Рабата в Марракеш поезд стоит 131 дирхам ($ 15, меж тем расстояние между городами около 400 км. На вокзалах очень легко ориентироваться, нет обычной ближневосточной суеты и неразберихи. Персонал в кассах говорит по‑французски и по‑английски. В общем, королевской железной дороге я бы поставил пять. Кстати, актуальные расписания и стоимость можно узнать на сайте марокканской железной дороги www.oncf.ma.
 
Такого нельзя сказать о поездах в Индии. Конечно, в стране, где живет более миллиарда человек, ездят много и многие. Причем настолько многие, что часто пассажиры висят на подножках, сидят на крышах вагонов, даже если поезд идет через всю страну. Посему вагоны чистотой не отличаются, даже если это первый класс, а воришек там хоть отбавляй. Местные жители на время поездки привязывают свои вещи к полкам, чтобы во время сна не лишиться чемоданов. Кроме того, поезда идут медленно, часто опаздывают. Поэтому для путешествий по этой красивой и, несомненно, невероятно интересной стране, лучше выбирать самолет: и время сэкономите, и нервы, и впечатление о людях не ­испортите.
 
Например, в 2010 году за перелет из Дели в Дарджилинг и обратно, протяженностью в 1200 километров (это только в одну сторон), я отдал $ 87, включая все сборы, и провел в пути лишь 2 часа. Сравните с поездом: 28 часов в дороге, стоимость в классе 2АС (аналог российского плацкартного вагона, только с занавесками и гигантскими вентиляторами на потолке) порядка $ 60 в обе стороны. Комментарии ­излишни.
 
К сожалению, в рамках статьи невозможно полностью осветить плюсы и минусы железных дорог в разных странах, но на помощь, как всегда, может прийти Интернет. Есть прекрасный сайт www.seat61.com, на котором собрана информация о железных дорогах практически всех стран мира. Здесь есть и фотографии поездов, и расписание, и цены. Очень хороший помощник для любого путешественника, ­рекомендую.
 
 
Автобус: основной транспорт или ­альтернатива?
Да простит меня читатель, но к автобусам я отношусь весьма скептически. На мой взгляд, это самый неудобный вид транспорта, хотя и самый распространенный. У автобусов относительно небольшая скорость движения по сравнению с теми же поездами. Они всегда зависят от пробок в городах, а то и на трассах, от погодных условий (например, ливень или внезапное обледенение дороги), а в некоторых странах (например в Египте, Индии и Непале) еще и от состояния водителя. Если в Европе, Америке, Таиланде, Малайзии и многих других странах для водителей существуют жесткие ограничения по количеству времени, проведенному за рулем, то в перечисленных выше странах на эти обстоятельства никто внимания не обращает, а потому и аварий очень много. Кроме того, в автобусах часто нет необходимых ­удобств.
 
На мой взгляд, максимальное приемлемое расстояние для передвижений на автобусе в Европе — 200 км, то есть около трех часов по европейским автобанам или максимум четыре часа по обычным дорогам. Выбирать автобус лучше тогда, когда нет иной альтернативы. Например, в нужную вам географическую точку самолеты не летают и железной дороги там нет, или есть, но поезд ходит редко или в неудобное время, или иные виды транспорта слишком ­дороги.
 
И если все‑таки путешествовать на автобусе вам нравится, то для планирования маршрута можно воспользоваться сайтом крупной компании европейских автобусных перевозок Eurolines: www.eurolines.com/en. Здесь есть расписания, цены и возможность забронировать билеты ­онлайн.
 
За пределами Европы дела с автобусами обычно обстоят несколько хуже. Например, тех, кто планирует путешествовать по Турции на автобусе, хочу сразу предупредить: хотя дороги и автобусы там отличные, но водители зачастую «настоящие джигиты», а потому любят погонять. Да и сама Турция — страна большая, а большие расстояния — это драгоценное время, так что лучше воспользоваться самолетом. Тем более что цены довольно скромные: автобус Анталия — Стамбул стоит около 65 турецких лир ($ 35), а билет на самолет на сайте авиакомпании Pegasus (www.flypgs.com) можно купить и за 59,99 турецких лир ($ 32,5). В первом случае дорога займет 12–14 часов, а во втором — всего один час десять ­минут!
 
К сожалению, в Египте альтернатив автобусам мало, особенно в курортных зонах Хургады и Шарм-эль-Шейха. Между Каиром и другими крупными городами страны поезда курсируют, но до железной дороги надо еще доехать. А автобусы в Египте, надо сказать, не в лучшем состоянии, да и шоферы во время вождения успевают посчитать деньги, попить кофе, покурить, поговорить по мобильному — и все это одновременно! Так что если альтернативы автобусу все‑таки нет, выбирайте дневные рейсы. При передвижении ночью риск попасть в аварию сильно ­увеличивается!
 
 
Паромы: бегущие по волнам
Самый удобный способ совместить передвижение как таковое и приятную прогулку или обзорную экскурсию — это воспользоваться услугами паромных компаний. Паромы бывают, конечно, разные: есть гиганты, которые в открытом море преодолевают значительные расстояния между странами, есть маленькие, городские, перевозящие население из одного района города в другой через реки или ­озера.
 
Городские паромы курсируют в Бангкоке, Каире, Стамбуле, Венеции, Будапеште, Женеве, Праге и многих других городах по всему миру. Это и удобно — значительно экономит время, и приятно — кто же откажется от речной или морской ­прогулки!
 
Паромы в Каире, Бангкоке, Гонконге стоят так же как и билет на городской автобус. И даже время в пути у них примерно одинаковое. Стоянки паромов расположены вдоль городских набережных и обычно обозначены на картах городов. Билеты продаются тут же. Места лучше выбирать на открытых палубах, чтобы было удобнее делать панорамные снимки города и свои портреты на его ­фоне.
 
Ну а уж если окажетесь в Стамбуле — обязательно воспользуйтесь случаем и прокатитесь на паромах по Босфору. Здесь водное движение поставлено, как говорится, на широкую ногу: чёткие расписания и почти идеальная пунктуальность. Большинство водных маршрутов малоинтересны для туриста, ибо связывают центр города со спальными районами на азиатской стороне. Но некоторые из них стоит ­выделить:
 
  • причал Eminonu (центр города, рядом с ж/д вокзалом Sirkeci) — Kadikoy (азиатская сторона Стамбула, откуда отправляются автобусы в аэропорт Sabiha Gökçen («Сабиха Гёкчен»), второй аэропорт ­города);
  • причал Eminonu — Haydarpasa (ж/д вокзал на азиатской стороне, с которого уходят поезда на Анкару и восток ­Турции);
  • причал Eminonu — Anadolu Kavagi (деревушка на северном окончании Босфора), паром идет с многочисленными остановками по берегам ­Босфора;
  • причал Kabatas (центр города) — Adalar («Принцевы ­острова»).
Самый интересный маршрут — третий пункт из этого списка. Его общая протяженность 30 километров, и фактически вы переплываете из Мраморного моря в Черное мимо великолепных дворцов и крепостей, под мощными мостами через пролив Босфор. В конце маршрута — симпатичная рыбацкая деревушка Anadolu Kavagi, тоже с крепостью и многочисленными рыбными ресторанчиками. Стоимость такой прогулки невелика — 15 турецких лир в одну сторону, 25 — в обе (соответственно, $ 7,5 и $ 12,5). Паром туда идет в 10:35 и в 13:35 (обратно в 12:00 и в 16:00 соответственно), причем второй курсирует только летом. Конечно, до деревушки можно доехать и на городском автобусе. Но, согласитесь, по морю гораздо ­интереснее.
 
Однако часто паром — единственное доступное по деньгам и времени средство перемещения между странами. Например, тем, кто прилетел на отдых в египетский Шарм-эль-Шейх и хочет посмотреть Петру (древний храм в Иордании, который мы видели в фильме про Индиану Джонса), лучше отправиться туда на пароме через Красное море. Можно, конечно, добраться и по суше, через три границы, но это как минимум долго. Паром же идет из города Нувейба, что в 160 км от Шарм-эль-Шейха, ежедневно в 14:00. Стоит проезд $ 60 в одну сторону, плюс портовый сбор $ 10. Путешествие занимает около двух с половиной часов. Правда, плаванию предшествует некоторый восточный хаос, всегда царящий в египетском порту Нувейба. Если на иорданской стороне вас может ожидать разве что задержка (помните, что если вы были в Иордании менее 24 часов, вы не должны платить выездной сбор), а паспортные и таможенные процедуры пусть и хаотичны, но понятны, то в Египте вас ждет настоящая Африка во всей красе ее бардака, суеты, пыли и абсурда. Однако работники порта или паромной компании туристов видят издалека, поэтому они обязательно отведут вас на ­паром.
 
Другой пример: из испанского города Малага можно отправиться на Балеарские острова (Испания) или в испанские анклавы в Северной Африке Сеуту и Мелилью. Оба местечка интересны своей историей и архитектурой, там хорошие пляжи и ресторанчики. Да и просто приятно провести несколько дней в атмосфере старых колониальных городов. Можно отправиться туда и на самолете, но дешевле чем за 150 евро ($ 187,5) в одну сторону билет не достать. А значит, паром! Паромы компании Acciona (www.trasmediterranea.es) океанские, многопалубные. Поездка в Мелилью обойдется от 35 евро ($ 43,75) в одну сторону, и хотя путешествие продолжается 7 часов, оно стоит потраченного времени. Романтическая обстановка и отличные фотографии вам гарантированы. Только не забудьте запастись едой, кафе на судне предлагают дорогой кофе и невкусные сэндвичи. Но в свободном доступе есть микроволновки — на обратном пути можно разогреть вкусный обед, купленный в одном из ресторанчиков ­Малаги.
 
Кстати, подобные паромы соединяют Сицилию и Тунис. Цены на них несколько выше, но там и плыть дольше. Желающие совместить отдых в двух странах могут воспользоваться и этим вариантом, но только при условии, что у вас есть двукратная или многократная шенгенская виза и виза ­Туниса.
 
Ну а если по душе моря северные и веселый отдых, то, конечно же, стоит обратить внимание на предложения паромных компаний, которые совершают рейсы из Санкт-Петербурга в Эстонию и скандинавские страны, например, компании St. Peter Line (www.stpeterline.ru) и DFDS (www.dfds.com).
 
Забронировать билеты на большинство паромов можно на сайтах агрегаторов, которые работают по той же схеме, что и сайты по поиску и продаже авиабилетов (www.aferry.com, www.ferrysavers.com и др.). И помните, что планирование поездки (поиск билетов, сравнение цен, придумывание маршрута) — это уже часть путешествия. Фактически вы сами придумываете и воплощаете в жизнь свою ­мечту!

 

0 0 лайков 68 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Водные напасти: бактерии, вирусы и опасные простейшие

Симптоматика и лечение инфекций, которые грозят купальщикам летом

0 комментариев 0 лайков 437 просмотров

Неизвестные истории

Александр Лапшин о том, что интересного можно найти в Польше

0 комментариев 0 лайков 72 просмотра

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку