18+

Подгузники в тылу: как обустроить витрину за спиной первостольника?

Подгузники в тылу: как обустроить витрину за спиной первостольника?

Подгузники в тылу: как обустроить витрину за спиной первостольника?

Екатерина Филиппова об особенностях хранения и выкладки на стеллажах второго ряда

Пространство за спиной у первостольника — спорная зона. Кто‑то использует его для хранения, кто‑то для выкладки, кто‑то совмещает и то и другое. Две недели назад в официальной группе «Катрен-Стиль» «ВКонтакте» мы провели опрос, чтобы узнать, часто ли «аптечный тыл» используется как витрина. В итоге своим опытом поделились 116 сотрудников аптек, и результаты оказались любопытными. «Да, у нас там выставлено всё, как полагается на витринах, с ценниками», — так ответили 45,7 %. «Товар выставлен, но ценников мы там решили не ставить», — сообщили 25,9 % участников опроса. И, наконец, 28,4 % опрошенных сообщили, что второй ряд в их аптеках витриной решили не делать, и выкладки там нет. Обратившись к экспертам, мы попытались определить статус этой весьма спорной зоны и ответить на ряд практических вопросов об обустройстве аптеки. Можно ли и стоит ли делать витрины на втором плане, какие товары разрешается здесь располагать и как привлечь ко второму плану покупательское внимание?

Статус «всё сложно»

Первый момент, который необходимо прояснить: корректно ли вообще употреблять термин «витрина» в отношении открытых шкафов в «тыловой» части аптеки?

Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), задает вопрос «Что есть витрина?».

«Все витрины, по логике вещей, должны располагаться в торговом зале, — отмечает Нелли Валентиновна. — Если, говоря о пространстве позади фармацевта, мы имеем в виду рабочую площадь аптеки, не предназначенную для свободного перемещения посетителей, употреблять слово „витрина“ не вполне корректно». Рассуждая о статусе «витрин второго плана», госпожа Игнатьева заключает, что российским экспертам еще предстоит расставить точки над i, четко разобравшись в терминах и закрепив понятийный аппарат в Стандарте НАП (Надлежащей аптечной практики).

Наши эксперты

Антон Пронин

заведующий аптекой, ООО «Макси плюс», Новосибирск

Нелли Игнатьева

исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), Москва

Алена Новикова

заместитель руководителя аптеки, ООО «Фармбакс», Екатеринбург

Сейчас аптечный тыл представляется сотрудникам аптек некими нейтральными водами, с которыми на данный момент каждый поступает по своему усмотрению. Антон Пронин, заведующий аптекой (ООО «Макси плюс», Новосибирск), отмечает, что в актуальных нормативных документах нет предписаний, запрещающих организовать сзади витрину с товарами.

«Однако я считаю, что логичнее это пространство использовать для хранения препаратов в шкафах закрытого типа, которые ни клиентами, ни проверяющими органами не могут быть расценены как витрины, — говорит Антон. — К тому же если у вас маленькое прикассовое окошко, нет смысла активно заставлять пространство позади себя, ведь покупатели в любом случае лишены нормального обзора. Но если вы всё‑таки организуете здесь выкладку товара, то требуются ценники и рубрикаторы — точно так же, как и на фасадных витринах».

Алена Новикова, заместитель руководителя екатеринбургской аптеки «Фармбакс», считает, что витрины второго ряда закономерны лишь в случае аптеки открытого типа.

«В условиях „закрытой“ аптеки задние шкафы должны исполнять роль хранилища, где располагается товар, заказанный впрок, — говорит Алена Новикова, — в то время как в аптеках самообслуживания полки за фармацевтом вполне можно использовать как витрины. При этом все препараты, находящиеся на виду у покупателя, должны сопровождаться наименованием фармацевтических групп и ценниками».

Отсутствие ценников — не единственная претензия, которая может быть предъявлена во время ревизии. Алена Новикова также предостерегает: аптеку оштрафуют в случае, если будут выставлены светочувствительные препараты. Это, впрочем, касается не только «второго уровня».

Покрупнее, пожалуйста!

Одно из главных требований к продукции, выставляемой «в тыл», — достаточно крупный размер. Он позволит товару на втором плане не остаться на вторых ролях. Маленькие коробки и банки здесь попросту потеряются. Алена Новикова напоминает, что среди клиентов аптек люди разных возрастов, в том числе и пожилые, поэтому для выкладки второго уровня следует выбирать средства с крупными, хорошо читаемыми названиями. Еще одним преимуществом является яркий дизайн упаковки, который поможет дополнительно привлечь взгляд посетителя. «Ставить назад мелкие или невыразительные упаковки бессмысленно, ведь люди их не заметят», — подтверждает Антон Пронин.

К товарам, которые максимально уместны на задних витринах, эксперты относят средства гигиены, подгузники, разного рода минеральные воды, косметику. Перечисленные категории товаров зачастую довольно громоздкие, и не у всякой аптеки находится свободная площадь для их размещения. Таким образом, выкладка второго уровня выручает, расширяя полезное пространство. «Также позади можно расположить средства по уходу за контактными линзами и организовать стойку с оптикой, если не удается выделить для нее в аптеке специальную зону», — отмечает Антон.

Желательно, чтобы товары были ориентированы на широкую целевую аудиторию — это повысит шансы импульсной покупки. «Конечно, эта зона не столь популярна у клиентов, как, например, прикассовая, — говорит Алена, — но если в ней располагается такой аптечный ассортимент, как лечебная косметика или медицинская техника, то интерес со стороны посетителей определенно будет». Также на задних полках гармонично выглядят яркие БАДы и витамины. По словам Антона Пронина, здесь можно организовать еще и уголок с уцененным товаром — например, с косметическими средствами, срок годности которых подходит к концу.

Антон Пронин советует на «задних» полках размещать объемные упаковки с подгузниками. «При этом самые востребованные модели и бренды должны находиться ближе всего к фармацевту, чтобы их удобнее было достать, — рекомендует Антон.

— И еще: не забывайте о соблюдении чистоты на верхних полках. Пыль рядом с предметами гигиены, пусть и тщательно запакованными, недопустима — такая нечистоплотность может быть расценена проверяющими органами как нарушение».

Полки, расположенные на уровне глаз покупателей, разумнее отдать под хранение и выкладку наиболее ходового товара (косметика, БАДы). Естественно, не следует забывать о принципе «одна полка — одна категория товаров»: например, БАДы нельзя ставить возле витаминов, если последние зарегистрированы как ЛС. «Полки посередине — самая выигрышная локация не только для покупателей, но и для работников аптеки, ведь товары находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, — констатирует Антон. — А вот на нижние полки, по‑моему, вообще не нужно ничего ставить: они неудобны и для фармацевта, и для клиентов, которые с вероятностью 99,9 % не обратят внимания на нижний ярус».

Сезонный ассортимент, по словам экспертов, всё‑таки стоит размещать ближе к кассе, а вот стойку с акционными товарами организовать позади можно, продублировав тем самым основную точку их продажи, считает Антон Пронин.

Подведем итог

Статус витрин второго уровня вызывает много вопросов, ясно одно: на данный момент нет такого нормативного акта, который бы их запрещал. Что касается КПД этой зоны, то он, по мнению экспертов, невелик — если сравнивать, например, с доходами от прикассовых продаж. И всё‑таки определенную лепту «тыл» в любом случае вносит. «Я сам недавно заходил в аптеку, и в качестве посетителя обратил внимание на памперсы, лежащие позади фармацевта, на верхних полках, — рассказывает Антон Пронин. — Как увидел, сразу вспомнил, что мне тоже нужно их купить. Так что я на личном потребительском опыте подтверждаю: клиенты обращают внимание на эту зону».

8464 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать