18+

Лекарственная дистанция

Лекарственная дистанция

Лекарственная дистанция

Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах

С развитием современных технологий тема «лекарства и Интернет» становится всё более актуальной. Миллионы людей настолько привыкли совершать привычные каждодневные действия посредством Всемирной сети — включая приобретение товаров и услуг, — что без доступа к ней испытывают ощущение беспомощности. И в этом нет ничего удивительного — точно также немыслима современная жизнь без телефона или электричества.

Интернет как лекарство

Но было бы неверно считать Интернет вредной привычкой, от которой трудно или невозможно отказаться. Скорее, его можно уподобить лекарству, которое при надлежащем применении приносит человеку большую пользу, при неправильном и чрезмерном — оборачивается «побочными эффектами» и «нежелательными реакциями».

К преимуществам Интернета, например, можно отнести то, что благодаря ему необходимые товары «обретают ноги», то есть в буквальном смысле слова «сами приходят» по адресу покупателя. По улицам больших и малых городов передвигаются тысячи курьеров, доставляющие на дом либо в офис книги, мобильные телефоны, бытовую и оргтехнику, цветочные букеты на радость любимым женщинам и многое другое. Можно вспомнить также онлайн-бронирование авиа-, железнодорожных и театральных билетов, упростившее круговерть досуга и путешествий. Так что «вторжение» интернет-технологий в практику продаж можно только приветствовать — оно невероятно облегчило преодоление дистанции между потребителем и требуемым товаром, а следовательно, и жизнь миллионов людей.

Запрет дистанционных продаж

Но, как часто говорится по разным поводам, лекарства — товар особый, к ним не всегда можно применить то, что применимо к большинству других групп товаров. Это отличие касается даже самой возможности дистанционных продаж. Вряд ли в мире найдется более-менее развитое государство, в котором запрещено продавать через Интернет, например, книги, компьютеры, канцелярские товары и т. д.

А вот дистанционные продажи лекарств в некоторых странах запрещены, во многих — ограниченны. В частности, во Франции, Дании, Ирландии, Латвии, Венгрии разрешено бронировать онлайн и доставлять по адресу заказчика только безрецептурные препараты. В других участниках ЕС — Германии, Великобритании, Нидерландах, Швеции, Эстонии — данное разрешение распространяется и на часть препаратов, отпускаемых по рецепту, разумеется, с условием, что он будет предъявлен при доставке лекарственного заказа либо электронным способом.

В остальных европейских государствах — Италии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Кипре и др. — запрет дистанционных лекарственных продаж касается как рецептурных, так и безрецептурных наименований. К числу таких стран относится и Россия. В нашей стране запрет дистанционных продаж, кроме лекарств, распространяется, в частности, на изделия из драгоценных металлов и камней, продовольственные товары, за исключением хлебобулочных и кондитерских изделий в упаковке производителя, мороженое, алкогольные напитки и пиво.

Запрет дистанционных продаж лекарств, по сути, сводится к недопустимости их доставки аптекой по адресу заказчика. Смысл данного ограничения состоит в гарантированном обеспечении следующего принципа: лекарства должны отпускаться населению только в специализированных (аптечных) учреждениях и исключительно фармацевтическими специалистами, провизорами либо фармацевтами.

Прежде всего, обозначим границы этого запрета. Российским аптекам и лекарственным сервисам, конечно, не запрещено заводить собственные интернет-сайты, наполнять их информацией о предлагаемых лекарствах, включая тексты инструкций по медицинскому применению. Кроме того, аптечные организации вправе «бороться за клиента», то есть рекламировать себя на просторах интернет-сети — разумеется, соблюдая нормы рекламного и лекарственного законодательства. Не «противопоказана» также онлайн-оплата потребителями требуемых лекарственных препаратов — посредством банковской карты либо каким‑либо иным «виртуальным» способом.

Что такое хорошо и что такое плохо

Прочитав эти строки, многие читатели недоуменно спросят: откуда в таком случае появилось понятие «интернет-аптека» и почему в поисковиках можно натолкнуться на множество объявлений, предлагающих доставку лекарств по адресу покупателя?

Ответ на этот вопрос прост: Интернет, как и жизнь вообще, не ограждает от встреч с вольными или невольными нарушителями законодательства. Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2002 г. прямо и недвусмысленно запретило продажу лекарственных препаратов методом разносной торговли — при нахождении покупателя на дому, по месту работы и учебы, на улице, транспорте и иных местах вне стационарных мест торговли.

Отдельные аптечные компании и предприятия стараются обойти этот запрет путем привлечения «сторонних» доставщиков, не состоящих в штате их организаций и формально не имеющих к ней отношения. При этом создается представление, что потребитель покупает лекарства не у аптеки (на сайте которой он их забронировал), а у курьера, что по меньшей мере странно, поскольку у последнего не может быть ни лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, ни (скорее всего) фармобразования. Таким образом, потребитель, заказывая доставку лекарств на дом/в офис, берет на себя связанные с этим шагом риски (что, конечно, не снимает ответственность с поставщиков и доставщиков).

На сайтах добросовестных участников сферы лекарственных интернет-услуг нет сообщений о возможности доставки. Эти участники могут представлять собой как отдельные аптеки или аптечные сети, так и мультиаптечные онлайн-проекты, объединившие сотни и тысячи различных фармацевтических организаций. В первом случае на сайте поставщика лекарственных онлайн-услуг обычно присутствует скан аптечной лицензии.

Apteka.ru

Что касается мультиаптечных проектов этой сферы, то самым крупным из них является apteka.ru — федеральный сервис по поиску и заказу* лекарств. По данным на октябрь 2014, он объединяет 9675 аптек, работающих в 1571 населенном пункте страны. То, что проект apteka.ru осуществляется не одной или двумя организациями, а совместными усилиями и интересами тысяч участников фармацевтической отрасли, «разбросанных» по всей стране, является одним из основных его преимуществ.

Сайт apteka.ru прост и удобен в использовании. То же самое можно сказать и о самом сервисе. На страницах сайта доходчиво — с использованием картинок-скриншотов — объясняется, как на нем зарегистрироваться и сделать заказ, как он будет обработан, когда и где его можно получить. Всё это излагается не канцелярским, а понятным человеческим языком. Имеется раздел «Часто задаваемые вопросы», для остальных же вопросов предусмотрена обратная связь.

Одно из самых главных достоинств сервиса: во имя создания «удобств» для потребителей — которые в случае с лекарствами скорее являются псевдоудобствами и рисками — он не пытается обойти законодательный запрет онлайн-продаж лекарственных препаратов. На сайте apteka.ru в ответ на частый вопрос «Можно ли заказать доставку лекарств на дом?» поясняется, что дистанционная продажа медикаментов (в том числе с доставкой на дом) запрещена упомянутым выше Постановлением № 81 и что сервис не нарушает законодательства РФ.

В рамках сервиса apteka.ru заказчик имеет возможность выбрать ту из аптек проекта, которую ему удобнее всего будет посетить в указанное время, чтобы оплатить и забрать сформированный заказ. Поскольку лекарства могут отпускаться только в аптечных учреждениях провизорами или фармацевтами, apteka.ru доставляет их не по адресу потребителя, а в ближайшую по его выбору аптеку.

«Пиратский» подход

Строгое соблюдение законодательства выгодно отличает федеральный сервис apteka.ru от других аптечных структур, от имени которых осуществляется доставка лекарственных препаратов по адресу потребителей. Но есть и третий тип сайтов, которых в просторечии тоже называют «интернет-аптеками» (хотя этот термин некорректен, поскольку в условиях запрета дистанционных продаж лекарств никаких «интернет-аптек» в нашей стране быть не может). Их можно назвать злостными нарушителями.

Такие «пираты» не имеют лицензии на фармацевтическую деятельность, словом, работают вне законодательного поля. Их отличает узкий ассортимент, «специализация» на одном-двух «прибыльных» наименованиях. За такими «пиратскими» сайтами нет обычной реальной аптеки (или аптек) с соответствующей лицензией, располагающейся по конкретному адресу. А из‑за выгодных по цене и, как кажется, всеисцеляющих предложений, потребителю очень легко по принципу крылатого пушкинского изречения «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад» попасться на удочку «пиратов».

Потребность в доставке

Тема «аптека и Интернет» — одна из самых сложных, неоднозначных. Запрет дистанционных продаж действует, но насколько он целесообразен в отношении безрецептурных препаратов? Допустим, человек болен и идти до ближайшей аптеки ему не хочется, да порой и не можется. Хорошо, если есть тот, кого можно отправить за лекарствами, но так бывает не всегда. В таких случаях у заболевших людей возникает потребность в доставке лекарств по месту их нахождения.

Здесь есть важный нюанс. В случае с лекарствами потребность в их доставке по адресу потребителя зачастую гораздо более остра и уважительна, чем в тех ситуациях, когда речь идет о других товарах. По каким причинам чаще всего покупатели книг, продовольственных продуктов, различной техники прибегают к услугам интернет-магазинов? Их несколько, назову только две, самые главные из них. Первую зовут «некогда», вторую — «неохота (идти или ехать до магазина)».

К теме аптечных онлайн-услуг и дистанционных продаж мы обращались не так давно (см. «Чат с фармацевтом, или Аптека онлайн», «Катрен-Стиль Фарма», 2014, № 5). Завершая тот разговор, мы отмечали, что не исключены изменения, поскольку Минздрав РФ считает данную проблематику важной и полагает необходимым «четко определить правовой статус интернет-торговли лекарственными средствами», установить требования к ее участникам.

Поиск путей решения (в том числе законодательного) проблемы дистанционного отпуска лекарств идет уже несколько лет, но только в конце прошлого и в течение текущего года эта экспертная работа приобрела конкретную практическую направленность — обозначился вектор на разработку первого российского нормативного правого акта (приказа Минздрава), регулирующего данный вопрос.

На сегодняшний день Минздрав рассматривает два проекта приказа, регулирующих отпуск лекарственных препаратов дистанционным способом. Один из них разработан некоммерческим партнерством «Аптечная гильдия», объединяющим как сетевых, так и несетевых участников фармрозницы в регионах и столице. Другой же подготовлен рабочей группой компании «DSTech» совместно с Союзом профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

Вероятно, в ближайшее время Минздрав определится с выбором взятого за основу проекта и обнародует предлагаемый текст приказа. Так или иначе, продолжение дистанционной темы следует...

3207 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.