18+

«Пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию»

«Пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию»

«Пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию»

Эксперты отрасли обсудили рост цен на лекарства в 2021 году, клиентские токены в системе МДЛП и внешнюю угрозу для игроков фармрынка

Десятый ежегодный международный форум «Фармапак» состоялся в Москве в конце апреля. В юбилейной встрече приняли участие представители фармсектора, эксперты-аналитики лекарственного рынка, регуляторы, специалисты по кадрам и преподаватели высшей школы. Три дня шла дискуссия о самых острых проблемах фармотрасли. Перемены в спросе — результат экономической ситуации в целом. Повышенный интерес со стороны нефармацевтического ритейла — итог того, что сегодня работа с лекарствами кажется одним из «островков стабильности». А цена препарата, подобно температуре у пациента, отражает целый ряд тенденций, на которые важно успеть обратить внимание. Как обстоят дела в фармотрасли — и что поможет ей лучше себя чувствовать в эпоху пандемии? Аналитические данные, интересные факты и мнения экспертов — в нашем обзоре форума.

Как сильно подорожали препараты

«Рынок растёт», «рынок падает», «рынок стагнирует»… Эти фразы регулярно слышат все, кто так или иначе работает с лекарственными препаратами. С изучения динамики фармрынка начался и форум «Фармапак-2021». В своём аналитическом отчёте директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева обратила внимание: за минувший год рублёвый рост фармацевтического рынка чуть‑чуть недотянул до 10 %-ной планки и составил 9,8 %. А вот в упаковках, напротив, отмечено падение — минус 4 %.

В начале 2021 года фармрынок России продолжает сжиматься в объёмах. Только за январь и февраль — минус 10 % в упаковках.

По данным экспертов, противоречие между рублями и упаковками говорит об одном: главный «драйвер роста» для фармы в 2020‑м — инфляция. На первый взгляд, её значения вполне приемлемы. 6,75 % — цифра не столь значительная, особенно в сравнении с гиперинфляцией девяностых. Но почему‑то сразу же вспоминается шутка про среднюю температуру по больнице.

Самые доступные по цене лекарства — не дороже 50 рублей за упаковку — подорожали на 27,7 %. Следующий ценовой сегмент (от 50 до 150 рублей) затронут инфляцией не так сильно: рост ценника — чуть менее 8 %. Ближе всего к «среднеарифметическому» параметру — диапазон от 150 до 500 рублей. В этом сегменте инфляция составила 6,6 %. А вот препараты ценой свыше пятисот рублей подорожали в среднем на 4 %.

Современная сфера лекарственного обращения существует в форме фармрынка. А значит, стоит вспомнить, что в основе любого рынка лежат три ключевых параметра — цена, спрос и предложение. По аналитическим данным видно, что события 2020‑го отразились на двух первых показателях. Что же с третьим?

О дефектуре и конкуренции

«Слово «дефектура» сегодня — одно из самых популярных в отрасли. В сложившейся ситуации очень помогло Постановление Правительства № 1771 от 31.10.2020» — отмечает директор департамента экономики здравоохранения фармацевтической компании «Р-Фарм» Александр Быков. Документ дал производителю лекарств ценную возможность — если возник риск дефектуры, можно обратиться с заявлением о повышении предельной отпускной цены. Осталось учесть ещё два фактора: удорожание субстанций (нередко импортируемых из‑за рубежа) и скачки валютных курсов (импорт — это не только АФИ, но также химреактивы и интермедиаты).

«Возможность собственного производства субстанций сейчас особенно важна» — подчёркивает Председатель совета директоров аналитической компании Enrollme Андрей Младенцев. Дело не только в росте цен — но и, в первую очередь, в самой возможности производить лекарственные средства с приемлемой рентабельностью. Пандемия изменила не отдельные рабочие моменты, а само представление об эффективных бизнес-моделях в целом. Например, о том, что «собственные АФИ — это затратно, и к тому же, фармсубстанции всегда доступны за рубежом».

Тенденция к удорожанию субстанций в самой известной стране-экспортере, Китае, возникла задолго до пандемии: уже в 2017–2018 гг. импорт АФИ из Поднебесной в нашу страну стал уменьшаться. Одна из причин — более строгие требования к производству этой продукции. Из-за сильного загрязнения окружающей среды многие китайские заводы закрылись или были перепрофилированы. Это был один из первых сигналов для российских производителей ЛС: пора обратить более пристальное внимание на производства полного цикла. В 2020‑м тренд набрал обороты и обозначился в виде дефектуры на целый ряд препаратов.

Сложнее всего в обстановке роста цен на субстанции приходится производителям ЖНВЛП, а также лекарств, наиболее доступных по цене (нередко это одни и те же наименования). отсутствие рентабельности заставляет повышать ценники или вовсе прекращать производство.

Любопытно сопоставить сегодняшнее положение дел с картиной трехлетней давности. По информации DSM Group, в 2018 году не дороже 50 рублей стоили 39,5 % упаковок приобретённых пациентами лекарств. То есть четыре упаковки из десяти. В 2020‑м — уже не четыре, а три. Снижение спроса на препараты по самой доступной цене при сегодняшней экономической ситуации предполагать сложно. А это означает: ресурсы производителей нередко близки к концу.

На исходе и резервы семейных бюджетов. В первые два месяца наступившего года падает спрос как на рецептурные, так и на безрецептурные препараты. Реализация первых сократилась на 8 %, а вторых — на целых 15 %. В пользу предположения о сокращении доходов населения говорит и то, что пациент чаще спрашивает крупные, экономичные упаковки лекарств — № 50 и больше.

Что поможет в такой ситуации представителям фармсектора?

«Первый из ответов: нужны системные меры поддержки. Ещё некоторые шаги производитель, дистрибьютор или аптека могут сделать сами, — обращает внимание Андрей Младенцев. Первый пункт — диверсификация портфеля. Для фармпредприятий может быть интересен, в частности, выпуск препаратов, связанных с реабилитацией пациентов, переболевших COVID-19, — то есть средств для лечения сердечно-сосудистых и иных осложнений».

Помимо диверсификации, понадобится профессионализм и умение работать в режиме неопределённости. Тем более сейчас, когда фармацевтической отраслью активно интересуются компании из других сфер.

«ИТ-гиганты очень быстро интегрируются в фарму, — констатирует управляющий директор Publicis ProHealth маркетолог Алина Черникова. — И пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию».

Проблема заключается в том, что дистанционная торговля лекарствами, которая может представляться неаптечным интернет-ритейлерам обычным рабочим процессом, имеет массу своих нюансов. Как отмечает адвокат, партнёр юридической фирмы Brace, эксперт по правовому сопровождению фармдеятельности Роман Шабров, основными проблемными вопросами этого формата являются:

  • информирование пациента;
  • условия перевозки лекарственных средств;
  • особенности хранения препаратов.

При этом в числе наиболее распространённых нарушений значатся такие причины, как отсутствие герметичной упаковки или термоконтейнера, необходимого для поддержания температурного режима.

Профессионализм — одна из главных гарантий безопасности. В случае с дистанционной продажей лекарств — речь о безопасности пациента.

Маркировка: не только лекарства, но и БАД

Темой ещё одного дня «Фармапак-2021» стала система МДЛП. И это неудивительно — уже с первого июля маркировка начнёт свою работу в штатном режиме, а ошибки в её процессах пока ещё присутствуют.

«Важна слаженная работа всех участников» — замечает Давид Перез Годиа, руководитель по управлению цепями поставок Merck Biopharma в России и странах СНГ. Ведь, например, если готов производитель, но не готов дистрибьютор, работа с маркировкой попросту не состоится. Однако на этапе фармпроизводства тоже остаются проблемы: до внедрения системы МДЛП для запуска серии лекарств в обращение хватало одной недели — а сейчас требуются четыре. «Задержки существенно влияют на производство, — обращает внимание эксперт. — Лекарство просто стоит и ожидает выпуска».

Анализу ошибок в процессах, связанных с работой системы, был посвящён целый ряд докладов. Среди сбоев важно отметить такие, как отказы со стороны ГИС МДЛП и невозможность отправить или сгенерировать следующий отчёт.

Директор по развитию информационных технологий «Промис» Андрей Коробов обратил внимание на проблему клиентского токена. Клиентский токен — это маркер безопасности, с помощью которого станция управления заказами идентифицирует производителя, дистрибьютора или аптеку. Создаётся такой маркер безопасности на основании данных клиентского устройства.

Клиентские токены могут быть статическими и динамическими — и в настоящее время идёт переход с первого типа на второй. Участники лекарственного обращения, не успевшие пройти эту процедуру до 1 июля текущего года, могут столкнуться с рядом проблем. Среди них, как отмечает эксперт:

  • отсутствие возможности эмиссии кодов маркировки;
  • невозможность отчитаться о завершении окончательного этапа упаковки серии по кодам маркировки, которые были эмитированы до вступления нововведений в силу;
  • отсутствие возможности наносить маркировку вообще;
  • остановка выпуска продукции.

И очень важно, чтобы для разрешения подобных вопросов имелись инструменты «ручного режима».

К счастью, есть надежда на продолжение применения некоторых форматов, существенно облегчающих работу в системе. Руководитель проекта «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков отметил: «Упрощённую схему оприходования № 702 следует сохранить». «Если лекарство из Новосибирска едет в Магадан, не надо его останавливать», — подчеркнул эксперт. Схема помогает эффективной работе фармотрасли и защищает, в том числе, от таких проблем, как «пересорт».

Жаворонков рассказал и о ряде отчётов, которые система МДЛП предоставляет федеральным органам исполнительной власти. Например, аппарат Правительства РФ каждый день получает отчёты об онкологических и сердечно-сосудистых лекарственных препаратах, а также об общем числе документов, обработанных системой. В Росздравнадзор еженедельно даётся отчёт по остаткам следующих групп лекарств:

  • онкологические и сердечно-сосудистые препараты;
  • вакцины (против COVID-19 и клещевого энцефалита);
  • препараты для лечения COVID-19;
  • лекарства по программе «Семь высокозатратных нозологий».

В Минздрав в еженедельном режиме отправляются отчёты по вакцинам, по логистике и отпуску лекарственных препаратов, о подключении субъектов обращения и статистике выбытия, по динамике количества обращений в службу технической поддержки… Особенно интересна организация работы с вакцинами: в настоящее время налажено взаимодействие систем МДЛП и ЕГИСЗ, что даёт возможность сверки числа выбывших препаратов и фактически вакцинированных пациентов.

Сфера мониторинга движения фармацевтической продукции будет расширяться. Так, эксперт проектной группы маркировки БАД при Минпромторге России Антон Харитонов рассказал о начале эксперимента по нанесению кодов на биологически активные добавки. И уже по завершении форума — 4 мая, увидело свет Постановление Правительства РФ от 29.04.21 № 673 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище». Этот документ утвердил перечень биодобавок, подлежащих маркировке в процессе экспериментального проекта.

Проблема фармацевтических кадров

Кадровый вопрос — вот что стало ключевой темой в итоговый день фармацевтического форума.

«Кадровая динамика в фармацевтической отрасли лучше, чем по рынку в целом, — сообщила руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. — В апреле 2020 года фармсектор «провалился» меньше, чем другие отрасли, а с января 2021‑го уже идёт рост».

В то же время не стоит «приравнивать к нулю» и фактор внешней среды. «Хотя фарма и стабильная, но она живёт в сегодняшнем мире», — подчёркивает партнёр компании Kontakt Intersearch Russia Юлия Забазарных. По мнению эксперта, сегодня специалисту фармотрасли, в особенности руководителю, жизненно важно развивать такие качества:

  • гибкость;
  • мультизадачность;
  • способность быстро обучаться;
  • умение решать сложные и нестандартные проблемы.

Способность обучаться не должна быть абстрактной: учиться новому в своей профессии, а также в смежных областях необходимо уже сейчас.

В этой связи вспоминается выступление ректора СПХФУ Игоря Наркевича на III Всероссийской GMP-конференции с международным участием. «Нельзя различать образование и подготовку кадров. Между этими понятиями нельзя ставить знак равенства! Ведь подготовка кадров — это более скоротечно, — говорил глава старейшего фармацевтического вуза страны ещё в 2018 г. — Тенденции развития отрасли надо улавливать заранее».

Профессор обращал внимание: фармацию нужно развивать бережно. Подход, перспективный в разрезе мгновения, может оказаться тупиковым в ближайшие несколько лет. И не только для конкретного предприятия, но и для отрасли в целом. А «морально устаревшая» дисциплина, напротив, через несколько лет оказывается в приоритете — но знания по ней уже в значительной мере утрачены.

«В английском языке есть выражение «helicopter view», то есть взгляд с вертолёта, — рассказывает Юлия Забазарных. — Важно посмотреть на картину в целом, увидеть её как бы с высоты, но полностью. И, поняв эту целостную картину, на ближайшие пять-десять лет просчитать все возможные варианты того, как поведёт себя рынок». Подобная стратегия мышления нужна сейчас любому специалисту — даже если он трудится не в крупной производственной компании, а в небольшой аптеке.

В завершение форума эксперты-участники вспомнили недавний случай. На одном из крупных фармацевтических мероприятий взял слово посетитель — представитель совершенно другой профессии.

«Ваши конкуренты не здесь, не в этом зале, — обратился он к специалистам фармсектора. — Ваши конкуренты — в других сферах. Те же банки и интернет-ритейл. Пока вы боретесь друг с другом — они вас съедят…». Хочется верить, что такой сценарий останется только в списке вероятных.

5088 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.