18+

Генеральная уборка себя

Генеральная уборка себя

Генеральная уборка себя

Владимир Давыденкоо том, как пересмотреть подход к жизни без кардинальных перемен

Нет настроения? Не можете избавиться от усталости? Нескончаемая вереница дел поглотила с головой так, что не продохнуть? Возможно, стоит просто «обнулиться»: остановиться, осмотреться и начать всё ­заново.

Так как же избавиться от балласта, который мешает нам идти вперед с высоко поднятой головой? На самом деле всё просто: многие из тех, кто не доволен своей жизнью, попросту утратили над ней контроль. Так что жизнь, которая перестала приносить удовольствие, нужно немедленно на эти рельсы вернуть. Речь не обязательно идет о глобальных переменах вроде новой работы или переезда — порой, чтобы в игру вступила чудесная сила преображения, достаточно навести порядок в собственных вещах и мыслях. А поскольку неорганизованность вносит хаос во все аспекты нашего бытия, работать предстоит сразу на нескольких ­уровнях.

Эксперт:

Владислав Федоренко

психолог (Новосибирск)

Проводим самореанимацию

Начать лучше с «перезагрузки» организма — ведь именно этот «скафандр» в конечном счете и позволяет нам эффективно действовать в окружающем мире. Но он же и страдает от жизненных невзгод едва ли не больше всего. Вспомните, когда вы в последний раз высыпались или делали зарядку? А ведь врачи, психологи и просто умные люди не зря твердят, что это основа основ личной эффективности. Без энергии о свершениях останется только мечтать. Итак, что мы можем сделать на этом ­уровне?

Выделить себе достаточно времени для отдыха

«Выделить» — это именно то слово, которое следовало здесь употребить: сон и нормальный отдых — то, чем мы в первую очередь жертвуем в бесконечной гонке за результатами. И часто, выбирая между сном и еще парой часов у компьютера, люди испытывают что‑то вроде стыда: ну как же я сейчас лягу, у меня ведь еще столько дел? «Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно много сил, и потому важно проявить заботу о себе, понять, что сон — это не роскошь, а инвестиции в собственное самочувствие и работоспособность, — считает психолог Владислав Федоренко. — Ради него можно перенести что‑то из своих дел на другое время, а от чего‑то, возможно, и отказаться. Не получается организовать ночной сон необходимой длительности — добавляйте ­дневной».

Итак, сон в пределах физиологической нормы — обязательное условие «перезагрузки». Не стоит забывать и про ежедневный отдых — нормальная жизнь просто не может состоять из одной работы! Перестав воспринимать себя исключительно как рабочую единицу и уделив время хобби, мы запасаем энергию для дальнейших свершений, привлекаем в жизнь дополнительное вдохновение, счастье и ­спокойствие.

Просыпаться пораньше

Лучше отодвинуть свое пробуждение от того момента, когда время остается только на гигиену и быстрый завтрак. Ложась и просыпаясь пораньше, мы получаем в распоряжение бесценные минуты полной свободы и возможность с новыми силами приняться за то, что так не хотелось делать вечером. В идеале — это время лучше всего посвятить зарядке, медитации и прочим «инвестициям в ­себя».

Правда, если вы — «сова», получить удовольствие от утренних дел у вас может и не выйти. И что же теперь, никакой «перезагрузки»? Вовсе нет — просто научитесь находить время для саморазвития вечером, советует психолог Владислав Федоренко: ««Совам», точно так же как и «жаворонкам», важно навести в своей жизни порядок, но с учетом особенностей графика бодрствования. Не удается найти время с утра? Не беда, выделите себе другой промежуток в течение дня и посвятите эти час-полтора именно тому, что было запланировано, и ничему ­другому».Привести свой организм в тонус

То, что вы начали делать зарядку — это, конечно, хорошо. Но для более полной «перезагрузки» на этом лучше не останавливаться. Стоит заняться чем‑то еще: бегать, плавать, кататься на велосипеде, ходить в спортзал, на танцы или йогу. Физические нагрузки не только омолаживают организм и дают дополнительную энергию и здоровье, но и позволяют отдохнуть от повседневных дел, расслабиться и успокоить ­нервы.

От мысли о смене образа жизни и предстоящих нагрузках становится как‑то не по себе? Не ломайте себя через колено. Лучше создайте соответствующую мотивацию, ответив на вопросы «зачем мне это нужно?», «какую пользу из этого я извлеку?», советует психолог Владислав Федоренко. Если ответы прозвучат многообещающе, силы и даже готовность пожертвовать чем‑либо во имя своей цели точно ­найдутся.

Количество времени, необходимое, чтобы восстановить силы, определят ваши индивидуальные потребности: кто‑то чувствует себя свежим и бодрым после 6 часов сна, а кому‑то, чтобы выспаться, не хватает и 10.

Начать правильно питаться

Конкретные рекомендации здесь давать трудно — у каждого свои предпочтения. Главное, чтобы еда была полезной! Конечно, порция любимого мороженого на выходных еще никого не убила, зато постоянное потребление фастфуда, полуфабрикатов, газировки и сладостей точно не сделает вас здоровее и продуктивнее. Сведя их свидания с вашим желудком к максимально возможному минимуму, вы удивитесь, откуда вдруг появилось столько сил и энергии. А это всего лишь благодарность вашего организма за здоровый рацион и умеренное потребление ­еды!

Чистим авгиевы конюшни

Разобравшись с проблемами своего многострадального организма, пора сделать следующий шаг — оглянуться вокруг и навести порядок в собственных вещах. Ведь перманентный беспорядок деморализует, путает сознание и раздражает, пусть даже мы давно махнули на него рукой — только представьте, сколько сил из нас тянет заваленный «важными бумагами» рабочий стол или забитый безделушками дом?!

Избавиться от хлама в квартире

Решая вопрос «быть или не быть этой вещи в моем доме», прислушайтесь к своим ощущениям. Если взгляд на нее вызывает улыбку и множество светлых воспоминаний, ответ однозначный — оставляйте, советует психолог Владислав Федоренко: некоторые «бесполезные» вещи могут придавать сил, напоминать о цели, укреплять веру в себя и свои способности, поэтому избавляться от них не стоит. А вот если какая‑то безделушка раньше была вам дорога, но сейчас не вызывает эмоций и вы чувствуете, что связанный с ней жизненный этап уже пройден — вам лучше расстаться. Поэтому смело говорите «прощай» всему, что вам не нужно: старой одежде, грудам надаренных теми, кто вас плохо знает, сувениров, сломанной технике, которую вы так и не починили, треснувшим чашкам, трехногим табуреткам и даже открыткам, энное количество лет назад подаренным вашей первой ­любовью.

Те, кому полная очистка дается тяжело, могут отобрать по одной вещи из каждого биографического периода и убрать с глаз долой в коробку с надписью «память» или «детство». Возможно, вы надолго забудете о ней, но ощущение того, что связь со значимым прошлым все‑таки не прервалась, поможет легче перенести разлуку с когда‑то важными для вас ­вещами.

В большинстве случаев расстаться с вещами помогает простое правило: то, чем вы не пользовались год и более, вам уже не нужно. Но не обязательно относить всё разом на свалку — часть вещей можно раздать, передарить или продать через ­Интернет.

Разобрать бумаги на столе

Первое и главное, с чего стоит начать, упорядочивая документы, — избавиться от ненужной макулатуры. Все устаревшие, неактуальные бумаги должны навсегда исчезнуть из вашей жизни. Это справедливо и для «цифрового» мусора: без сожаления удаляйте все книги, которые вы уже год собираетесь прочитать, все картинки, скачанные на всякий случай, и лежащий мертвым грузом на жестком диске ­софт.

Существуют разные системы организации документооборота. Самая простая и одновременно эффективная — разложить все по трем ­корзинам:

  • «Выбросить» — сюда попадают все бумаги, которые уже использованы или информация с них куда‑либо ­перенесена.
  • «Выполнить» — эта папка должна стать средоточием бумаг, которые требуют от вас каких‑либо действий: сюда попадают неоплаченные счета, приглашения на мероприятия, необработанная корреспонденция и ­прочее.
  • И, наконец, «Сохранить» — в эту папку должны попасть документы, которые могут понадобиться вам в будущем, вроде справки из налоговой или товарного чека на дорогую вещь. Естественно, бумаги будут накапливаться на вашем столе и дальше, но теперь вы сможете контролировать этот ­процесс.

Наводим порядок в делах

После того как вы поработали с физическим (окружающие предметы) и физиологическим (организм) уровнями, можно с уверенностью говорить, что добрая половина «перезагрузки» уже позади. Теперь у вас появились силы и энергия для того, чтобы упорядочить свою ежедневную деятельность — и это нужно сделать, иначе ощущение застоя так и останется. ­Приступим!

Упорядочить текущие дела

Как часто вы обещаете себе сделать что‑то, а потом забываете, откладываете или «спускаете на тормозах»? А ведь все эти задачи на самом деле никуда не уходят из нашей жизни. Они «висят» в подсознании точно так же, как десятки открытых программ в компьютере. И точно так же мешают эффективной работе — груз ответственности не дает нам ­покоя.Помочь разобраться в том, что действительно заслуживает внимания, может так называемая матрица Эйзенхауэра (мы уже рассказывали о ней в статье «Мы ждем перемен», «Катрен-Стиль фарма» № 1–2 (135)). Именно тридцать четвертому президенту Соединенных Штатов приписывается создание простой, но эффективной схемы градации дел, впоследствии ставшей основой основ тайм-менеджмента. Она представляет собой квадрат, разделенный на 4 зоны: по горизонтали отмеряется срочность того или иного дела, а по вертикали — его важность. Таким образом, мы получаем 4 категории дел: срочные важные, срочные неважные, несрочные важные и несрочные неважные. Что делать с несрочными и неважными задачами вам уже должно быть ­ясно.

Правильно сформировать цели

Есть ли у вас цели и мечты? Возможно, они также не упорядочены, как и другие сферы вашей жизни. Возьмите листок бумаги и превратите набор желаний в систему целей — запишите, что именно и когда вы хотите сделать. Готовый план нужно держать на видном месте и почаще пробегать по нему глазами: сама запись целей предложенным способом отлично мотивирует к их ­достижению.

«Правильно оформленная цель — это конкретный план на конкретный отрезок времени, — объясняет психолог Владислав Федоренко. — Все остальные наши порывы, которые не могут похвастаться такой структурированностью и существуют на уровне "неплохо бы было", — это, скорее, желания и мечты. Без целенаправленной работы они могут и не сбываться, важно об этом ­помнить».

Цель должна ­быть:

конкретной (чего именно я хочу?)
измеримой (по каким признакам я пойму, что достиг желаемого?)
выполнимой (моя цель реалистична, ожидания адекватны ситуации?)
актуальной (действительно ли шаг a позволит мне достичь результата b?)
ограниченной во времени (когда я планирую получить результат?)

Тем же, кто успешно прошел этап постановки целей, хочется дать еще один совет — планируйте каждый свой день! Некоторые системы тайм-менеджмента советуют еженедельное планирование, когда задачи на каждый из семи следующих дней мы ставим в начале или в конце выходных, одновременно подводя итоги предыдущего отрезка. В любом случае, четкое понимание того, что вы хотите сделать в ближайшее время — это огромный вклад в упорядочивание вашей ­жизни.

В добрый ­путь!

«Перезагрузку» можно считать удавшейся после того, как вы проживете по‑новому ровно один месяц своей жизни: за тридцать дней любые нововведения становятся привычками и уже не требуют неусыпного контроля и преодоления себя. Так что главное — запастись мотивацией и терпением на этот ­срок.

Помните: очищаясь от накопившегося мусора, мы не просто наводим внешний и внутренний порядок. Мы пробуем на себе совсем другой подход к собственному бытию. «Перезагрузка» — это инвентаризация имеющихся у нас внешних и внутренних ресурсов, отказ от неработающих методов достижения целей в пользу более эффективных, перераспределение времени и сил соответственно расставленным приоритетам. Изменив свой образ действий, мы начинаем получать качественно иные результаты, главный из которых — ощущение того, что мы живем полной жизнью, а не топчемся на ­месте!

2671 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.