18+

Статьи — Журнал — Интервью экспертов

Артур Уразманов

о переизбытке аптек и поиске новых идей

КС: Артур Ринардович, говорят, что сохранить лидерство намного труднее, чем его завоевать. Так ли это в случае с вашей аптечной ­сетью?

Артур: Я согласен с этим. Когда удается занять одну из ведущих позиций в своей сфере, статус компании меняется — отныне ты постоянно находишься в фокусе внимания и обязан не просто поддерживать заданный уровень, но также должен его повышать. Нужно экспериментировать, создавать нечто новое, при этом, осуществляя свои идеи, ты, по сути, не имеешь права оступиться. Если раньше, когда история «36,6» только начиналась, я мог позволить своей команде ошибаться, то сейчас — нет. И даже если просчеты случаются, они не должны быть критичными. Так что все сотрудники должны быть в полном смысле слова единомышленниками: если мы перестанем друг друга слышать и понимать, удержать лидерство станет ­невозможно.

Досье КС

Артур Ринардович Уразманов

Город: Казань

Должность: генеральный директор сети аптек «36,6» , к. м. н.

Увлечения: занятия в тренажерном зале, бадминтон, футбол, прогулки с собаками — таксой и доберманом

Семейное положение: женат, есть дочь

КС: Держать себя в тонусе обязывает и большое число конкурентов. Очевидно, что когда вы начинали в 2000‑х, их было значительно ­меньше.

Артур: Аптечных учреждений сегодня и правда стало очень много, возникает даже ощущение некоего хаоса — лекарства можно купить буквально на каждом шагу. Уже сложно адекватно объяснить себе, с какой целью и каким образом открывается столько аптек, почему регуляторы позволяют этому происходить? А ведь говорят, что правительство планирует разрешить продажу медикаментов еще и в продовольственных магазинах. На фоне такой ситуации сетования по поводу отпуска рецептурных препаратов без наличия рецепта кажутся неуместными. Если количество аптек слишком велико, как их, собственно, ­контролировать?

КС: Вы не раз признавались, что без команды профессионалов качественный бизнес не построить. Насколько удалось сохранить первоначальный состав «36,6» и какие требования вы предъявляете к новым ­сотрудникам?

Артур: Я сторонник того, чтобы в компании трудились люди, которые умеют предвидеть результат и получают удовольствие не только от самого процесса работы, но и от результата. Конечно, с годами состав «36,6» меняется: кто‑то покидает компанию, потому что не справляется с темпами ее развития, кто‑то уходит на пенсию. Радует то, что в команде появляются новые яркие игроки, которые добиваются целей за короткие сроки. Именно на таких людей я возлагаю надежды: считаю, что будущее за грамотными управленцами, которые не боятся ответственности и обладают мобильностью в плане принятия решений. Конечно, у нас разноплановый коллектив, существует некоторое разделение ролей: кто‑то генерирует идеи, кто‑то их воплощает, а кто‑то занимается сохранением и приумножением ­достижений.

КС: Насколько вас устраивает уровень подготовки «свежих» ­кадров?

Артур: Если говорить о фармспециалистах, то в подготовке есть пробелы. Нам постоянно приходится доучивать новобранцев на своих внутренних семинарах — по продажам, работе с возражениями, коммуникации. Кроме того, мы устраиваем семинары по погружению в структуру компании. Последний пункт особенно важен: невозможно достичь впечатляющих результатов, если ты не понимаешь «архитектуру» организации, в которой работаешь. Человек должен чувствовать специфику компании, ее корпоративную культуру, ощущать себя частью большой команды. Что касается технической подкованности аптечных работников, то здесь, если честно, всё не так радужно. Дело в том, что фармацевтическая индустрия (стандарты и производство) развивается на таких больших скоростях, что наши университеты и колледжи просто за ней не ­успевают.

КС: Как, на ваш взгляд, можно решить проблему информационной «недостаточности» в ­вузах?

Артур: Все информационные пробелы потом с успехом восполняют медицинские представители: они могут дать фармацевтам полную картину по тому или иному препарату или целым группам препаратов. А вот на что я бы обратил внимание учебных учреждений, так это на повышение экономической грамотности студентов, ведь аптека — это всё‑таки коммерческое предприятие. Конечно, ее социальная роль очень велика, но и о финансах забывать не стоит. Аптека должна постоянно развиваться, приносить прибыль, чтобы была возможность расширять ассортимент, вводить какие‑то  новые услуги. К сожалению, в учебных заведениях финансовым вопросам уделяют мало времени, и потом мы вынуждены давать эту информацию выпускникам самостоятельно, в нашем случае — в корпоративном обучающем тренинг-­центре.

КС: Что, по вашему мнению, главное для хорошего ­руководителя?

Артур: По-моему, главное, умение вести за собой людей, объединенных одной целью. Важно — заряжать идеей, вдохновлять, поддерживать и быть честным перед ­подчиненными.

КС: Насколько часто вам приходится применять жесткий стиль ­управления?

Артур: Я уверен, что жесткий стиль общения — и на работе, и в жизни — нужно использовать лишь по отношению к тому, кто его добивается. Помните знаменитую фразу Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»? Если человек пришел с конструктивными идеями, если он хочет разговаривать и договариваться, значит, он и уйдет с позитивом и возможностями добиться поставленной ­цели.

КС: С момента основания сети «36,6» в стране прошло уже несколько кризисов. Чем этот кризисный год, по вашим наблюдениям, отличается от ­других?

Артур: Этот кризис я считаю более глубоким: он влияет, пожалуй, на все без исключения сферы жизни страны. При этом я убежден, что кризисного пика мы еще не достигли, а слова о том, что в конце года ситуация улучшится, не соответствуют действительности — по‑моему, в конце года всё будет только хуже. Если в связи с кризисом говорить конкретно об аптечном сегменте — наблюдается падение трафика, значительное понижение покупательского спроса. Люди экономят на своем здоровье. Сейчас я бы назвал аптечный бизнес низкорентабельным, порой рентабельность и вовсе отрицательная. Тем удивительнее нынешняя картина, когда аптеки растут как ­грибы.

КС: Можно ли ожидать, что в ближайшие годы ситуация в аптечном бизнесе ­стабилизируется?

Артур: Только на это мы и уповаем, хотя иногда надежда покидает. Ситуация сейчас уже довольно запущенная: слишком много дискаунтеров появилось на рынке. Они продают товар по очень низким ценам, чтобы получить маркетинговый бонус за объем — так возникает эффект замкнутого круга. Если дистрибьюторы совместно снизят отсрочку платежа, то результат будет позитивным — рынок ­почистится.

КС: Расскажите об инновациях, которые используются в сети «36,6», в том числе и из опыта западных ­коллег?

Артур: Могу упомянуть проект «Фитотека», введенный во многих наших аптеках. Мы осуществляем его совместно с немецкой компанией Bionorica. «Фитотека» — это широчайший выбор препаратов на основе растений, помогающих в профилактике и лечении различных заболеваний. Также интересен «Корнер» — проект по реализации БАДов высочайшего качества: мы занимаемся им вместе с компанией Solgar. Данный проект в Татарстане реализован только с аптечной сетью «36,6». Это подтверждает, что из всех партнеров Solgar выбрал наиболее ­надежных.

А еще у нас эксклюзивно представлена спортивная аптека, мы даже снабжаем «спортпитанием» команды республики. Естественно, в контексте новаторств я не говорю о таких элементарных вещах, как возможность расплачиваться картами Visa, MasterCard, American Express. Считаю, что сейчас подобный сервис должен быть по умолчанию. Хотя порядка 40 % аптек Татарстана этой опцией не ­располагают.

AVN_5637.jpg

Среди особенностей нашей сети, заслуживающих внимания, — сидячий формат обслуживания. Он используется в некоторых аптеках «36,6». Клиенты, не торопясь, обсуждают с фармацевтом свои проблемы, некоторые посетители любят поговорить не только на медицинские темы, но и о жизни. Люди получают подробную консультацию и просто человеческую поддержку, многие потом становятся постоянными клиентами конкретной ­аптеки.

КС: Должно быть, такой формат больше всего нравится пожилым ­людям?

Артур: По моим наблюдениям, главные его поклонницы — молодые мамы. Они могут ненадолго оставить малышей в специально оборудованном детском уголке и спокойно побеседовать с провизором. На мой взгляд, именно такой необычный сервис помогает бренду стать узнаваемым. Я всегда внимательно слежу за происходящим на фармацевтическом рынке — и российском, и зарубежном, и если что‑то кажется особенно интересным, воплощаю эту идею в своей сети. Без удачных новшеств удержать лидерство не получится. Наша сеть часто удостаивается высоких званий. Например, мы получили премию республики за качество в 2012‑м и 2013‑м годах, а в 2014‑м завоевали «Платиновую ­унцию».

КС: В этом году вы вошли в десятку наиболее влиятельных предпринимателей фармацевтической отрасли — какое значение вы придаете этому ­статусу?

Артур: Совершенно никакого. Раз вошел, значит, меня отметили, но не более того. Я всегда придавал значение лишь одному фактору — качественной, сделанной на совесть работе. А еще для меня важно, чтобы люди, которые трудятся со мной бок о бок, не сомневались в том, что у «тридцать шестых» всё будет хорошо. Именно поэтому я так много внимания уделяю обучению сотрудников, созданию максимально прозрачного рынка и формированию позитивного имиджа ­сети.

КС: Как вы формируете позитивную атмосферу внутри самой ­компании?

Артур: Помимо всего прочего, у нас много корпоративных мероприятий — и это не только традиционные праздники в рамках Нового года, Восьмого марта и т. д. Мы, например, устраиваем выезды на природу, сплавы на байдарках — это очень укрепляет командный дух, да и вообще приятно иногда вырваться из суеты города в естественную ­среду.

КС: Сейчас общей бедой городских жителей стал стресс — как вам удается в ритме мегаполиса сохранять душевное ­равновесие?

Артур: Я занимаюсь спортом, играю в футбол, хожу в тренажерный зал, люблю поплавать. А еще у меня две собаки — такса и доберман — и я ежедневно с ними гуляю. Но главный секрет внутреннего равновесия, наверное, заключается в любви к своей работе. Я считаю, что стрессы появляются от ощущения безвыходности — надо просто уметь найти выход, как бы тяжело ни было. Конечно, этот выход порой кажется совсем маленьким, но всё‑таки надо двигаться в его направлении и не ­сдаваться.

КС: Удается ли вам устраивать себе настоящий отпуск, полностью отключаться от ­работы?

Артур: По-моему, позволить себе полностью отключиться от работы в наше время не может уже никто — ни менеджеры среднего звена, ни руководители корпораций. Мы настолько обросли различными гаджетами, что — хотим того или нет — постоянно находимся на связи, в режиме онлайн. Тем не менее полноценный отдых возможен: главное, чувствовать себя комфортно и не переживать без повода. Надо уметь доверять своей команде, соратникам, которые не подведут. Вообще, отдых — это внутреннее состояние: можно улететь на далекий остров, но не чувствовать себя отдыхающим. Всё, как обычно, находится в нашей голове и зависит лишь от угла ­зрения.

КС: Что планируете сделать в оставшиеся месяцы непростого 2015‑го ­года?

Артур: Я, кстати, считаю, что 2015‑й год, несмотря на свою кризисность, очень полезный: он показал, что у нашей страны огромный потенциал. Последние месяцы для «36,6» пройдут, думаю, в обычном режиме: будем двигаться дальше — у нас много проектов, будем смотреть, что происходит с покупательской способностью, тщательно анализировать рыночную ситуацию и вести себя сообразно ­ей.

0 0 лайков 511 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Артем Варданян: «Наши аптеки работают круглосуточно либо с увеличенным режимом работы»

Основатель сети «Калина Фарм» о технологиях мирной экспансии и конкурентной борьбы

0 комментариев 0 лайков 1966 просмотров

Светлана Воронцова: «Аптечный бизнес — это игра»

Директор сети аптек «Апельсин» о правильном позиционировании и продвижении аптек

0 комментариев 0 лайков 2362 просмотра

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку