18+

Евгений Елизаров

Евгений Елизаров

Евгений Елизаров об инновациях и кадровом голоде

 

В декабре 2012 года компания «Фитосила» стала лауреатом Международной премии аптекарей «Золотая ступка» в подноминации «Инновационный проект» номинации «Инновации года» – за разработку прибора «Фотобиореактор». КС расспросил Евгения Елизарова о том, почему компания занимается разработкой инновационных продуктов и на что сегодня фармпредприятия должны обращать особое внимание.

Досье КС:

Евгений Елизаров

Город: Москва.

Должность: генеральный директор компании «Фитосила».

Увлечения: спорт (горные лыжи, дзюдо).

Семейное положение: женат, двое детей.

 

КС: Евгений, «Катрен-Стиль» поздравляет Вас с победой в подноминации «Инновационный проект» Международной премии аптекарей «Золотая ступка». Расскажите, пожалуйста, в чем суть прибора «Фотобиореактор», за который была присуждена награда?

Евгений: «Фотобиореактор» представляет собой генератор кислорода для дома, офиса и любого помещения, в котором пребывают люди. Воздух, которым мы дышим, далек от идеала. Причин этому много: автомобильные выхлопы, домашняя пыль, промышленное производство, недостаток кислорода и избыток СО2 в закрытых помещениях, общее ухудшение экологии. Основа «Фотобиореактора» – микроводоросли, которые при фотосинтезе поглощают углекислый газ и производят кислород. Кроме того, водоросли отфильтровывают из воздуха такие вредные соединения, как диоксид серы и закись азота, тем самым очищая воздух от загрязнений. «Фотобиореактор» рекомендуется использовать везде, где наблюдается загрязнение окружающей среды, а также в местах скопления людей: на заводах, предприятиях, в автомобилях, квартирах. Подходит прибор и для очищения воздуха от табачного дыма.

 

КС: В чем отличие «Фотобиореактора» от приборов, которые мы привыкли использовать: кондиционеров, очистителей воздуха?

Евгений: Основное отличие нашей разработки от других систем жизнеобеспечения заключается в том, что «Фотобиореактор» представляет собой замкнутую систему, которая может генерировать кислород и очищать воздух от примесей в полностью закрытом помещении. Для того чтобы обеспечить здоровые условия места обитания человека, наша установка не нуждается в дополнительном оборудовании внешней среды – достаточно лишь электричества и воды.

 

КС: Есть ли аналоги «Фотобиореактора» в России и мире?

Евгений: На российском рынке аналогов нет. За рубежом в этом направлении развиваются несколько проектов, но все они представляют собой всего лишь лабораторные варианты. Ключевое отличие нашего прибора от аналогичных разработок заключается в том, что его можно тиражировать. То есть к одной системе управления можно подсоединить сколь угодно много панелей биореактора, что автоматически увеличивает производительность прибора при генерации кислорода и очистке воздуха. Сейчас акцент в работе «Фотобиореактора» ставится, в первую очередь, на генерацию кислорода. На данном этапе мы работаем над совершенствованием прибора: точных данных по уровню фильтрации воздуха от всех вредных примесей у нас пока нет, но система уже оснащается датчиками, определяющими уровень загрязнения воздуха диоксидом серы и закисью азота.

 

КС: Насколько сложен прибор в обслуживании?

Евгений: Водоросль, являющаяся основным компонентом «Фотобиореактора» – простой организм: чтобы расти, ей надо чем-то питаться, а для участия в процессе фотосинтеза ей нужны свет и углекислый газ. Прибор довольно прост как в эксплуатации, так и в обслуживании, которое заключается в очистке и замене питательной среды. В этом смысле «Фотобиореактор» можно сравнить с аквариумом, который со временем «зарастает» и нуждается в очистке. В автономном режиме прибор работает от двух недель до месяца – после этого уже потребуются сервисные работы.

 

КС: Каков срок эксплуатации прибора?

Евгений: Основная панель опытного образца проработала более полугода. На подходе – внедрение прибора в промышленное производство. «Фитосила» уже получила ряд заказов на биореактор и сейчас мы работаем над чисто технической задачей, которая заключается в том, чтобы довести гарантийный эксплуатационный срок до 2–3 лет.

 

КС: Какие проекты помимо «Фотобиореактора» разрабатывает компания «Фитосила»?

Евгений: Проект «Фотобиореактор» гармонично вписывается в тенденцию развития нашего предприятия и, по сути, стал логичным этапом нашей деятельности. Компания «Фитосила» занимается преимущественно производством БАД и собственных линий лечебной косметики. Кроме того, мы и сами производим сырье, которое используется для наших биологически активных добавок, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты.

Должен отметить, что, как правило, большинство продуктов с содержанием ПНЖК включают в себя вещества, полученные методом эфирной экстракции. В результате снижаются потребительские качества этой продукции, поскольку следы этих экстрагентов все равно попадают к нам в пищу. Наше решение этой проблемы – концентрация полиненасыщенных жирных кислот без использования эфирных экстрагентов – выделяет нашу продукцию среди конкурентов, в том числе и зарубежных. Получаемое нами сырье по своим характеристикам чуть менее концентрированное по содержанию ПНЖК, но зато гораздо чище. Произведенные полиненасыщенные жирные кислоты – Омега-3 и Омега-6 – мы используем при производстве собственных продуктов.

Вот эта линия по подготовке субстанций полиненасыщенных жирных кислот и была нашим первым проектом по локализации собственного производства. Следующей разработкой стал проект «Фотобиореактор»: на протяжении многих лет занимаясь дистрибьюцией продукции на основе микроводорослей, мы пришли к выводу о том, что гораздо рентабельней выращивать их в собственной лаборатории. Собственно, именно с целью культивации микроводорослей – таких как спирулина, хлорелла гиметококус – мы и разработали установку «Фотобиореактор – генератор кислорода». Около трех лет мы работали над этим проектом, запатентовали часть технологий и создали собственную систему управления. И в итоге были вознаграждены открытием, что само созданное нами оборудование представляет отдельную ценность в современной реальности, когда так остро стоит проблема загрязнения воздуха. Так побочный эффект разработки по культивации сырья стал основой для совершенствования оборудования – и создания уникального прибора по генерации кислорода и очистке воздуха.

 

КС: В 2013 году компании «Фитосила» исполняется 15 лет. Евгений, расскажите, с чего все начиналось?

Евгений: Мы начинали с реализации – у нас было 8 павильонов розничной сети, занимающихся продажей биологически активных добавок, лечебной косметики, медицинской техники, массажеров и средств гигиены под брендом «Товары для здоровья». Затем мы начали формироваться как компания-дистрибьютор парафармацевтики. В 2006 году «Фитосила» запустила первую линию по производству собственных продуктов – и сегодня собственная производственная линейка компании составляет порядка 60 наименований. Наша продукция востребована практически во всех регионах России и в странах ближнего зарубежья, а также в Германии и Соединенных Штатах.

Свою первую линию по производству лечебной косметики и БАД мы запустили в 2006 году – и сейчас в Красногорске и Раменском у нас работают две косметические линии, и еще на одной линии в Подмосковье проводится подготовка субстанций и производство БАД. На всех своих производствах мы стараемся использовать компоненты из сырья, произрастающего в экологически чистых регионах России, благодаря чему нам удается замещать импортные компоненты на отечественные. У нас есть несколько зарегистрированных товарных знаков. «Фитосила» ведет совместные проекты с научными институтами и лабораториями по созданию новых препаратов – и при этом стремится разрабатывать оригинальную рецептуру под имеющуюся симптоматику пациента. Развивая оба направления – дистрибьюцию и производство – мы к своему 15-летнему юбилею вышли на тот уровень, который позволяет назвать нас инновационной компанией.

 

КС: Компания «Фитосила», помимо своей основной деятельности, принимает активное участие в развитии здравоохранения, стимулируя внедрение инновационных решений и технологий. Почему вы выбрали такое непростое и редкое для современных компаний направление деятельности, как инновационные технологии?

Евгений: В бизнесе есть два пути – идти проторенной дорожкой или самому протаптывать тропинку. Идти по указателю и четко знать конечный пункт назначения – с одной стороны, соблазнительно, но с другой, – порой гораздо опаснее, чем углубиться в чащу, поскольку на этот указатель ориентируются многие и в итоге на этой дорожке очень сильно «толкаются». На стандартном пути очень высокая конкуренция. Я считаю, что гораздо целесообразнее идти туда, где нет конкуренции. Это сфера инноваций. Сфера трудоемкая, требующая поиска нестандартных решений, постоянства, непрерывного развития. Быстро и легко здесь денег не заработаешь – поэтому мало кто занимается инновациями и конкуренции здесь практически нет. И для меня с точки зрения бизнеса это самый перспективный путь. Найти свою нишу – и даже создать ее, ориентируясь на актуальные потребности рынка, – вот основной ресурс инновационного пути. Конечно, всегда присутствует риск, например, что не удастся вывести созданный аналоговый препарат на уровень рентабельности. Зато, если удается – вы на коне. А там – на дороге с указателем – все пешком и толкаются… Для меня преимущества нашего пути очевидны. И я знаю, что здесь очень долго не будет конкурентов. Потому что на этом пути надо думать, а не идти по указателю. Думать и много работать. Я уже рассказал Вам историю создания биореактора. Посмотрите, что получилось: работая над частной задачей, мы вышли на глобальный уровень. Экология с каждым годом ухудшается, поэтому рынок инноваций в этой области востребован. Проблема переизбытка углекислого газа актуальна во всем мире: в Европе, к примеру, предприятия, утилизирующие углекислый газ, получают квоты, дотации от государства. Вопрос чистого воздуха стоит остро как в масштабах мира, так и индивидуально для каждого: все мы хотим дышать свежим воздухом. И наш биореактор стал ответом на эту потребность.

 

КС: Что самое сложное в разработке принципиально новых продуктов?

Евгений: В каждом случае есть своя, частная, сложность. Например, при создании оригинальной рецептуры наших продуктов самым сложным для нас было определить наиболее эффективную формулу препарата. В других случаях больше всего усилий направляется на поиск условий, необходимых для повышения эффективности продукта при его использовании. В частности, при улучшении потребительских свойств одного из своих продуктов мы сосредоточились на разработке такой формы дозатора, который позволяет наносить спрей в любом (даже обычно неудобном для человека) месте поражения кожи. А при работе с биореактором сложным был каждый этап, особенно эксперименты. Но все эти сложности преодолимы, когда решена главная проблема – нехватка кадров. Для меня как руководителя это самая большая сложность: подобрать профессиональный, настроенный на работу коллектив очень тяжело.

 

КС: Существует устоявшееся мнение о том, что современная наука в России страдает от «утечки мозгов» на Запад, недостаточного финансирования. Как Вы оцениваете положение дел?

Евгений: Утечка мозгов – это частность. Гораздо больше пугает общая регрессирующая тенденция: понижение уровня образования, нежелание людей целенаправленно работать. Я думаю, что нехватка профессиональных кадров в нашей стране ощущается на всех уровнях, и чем больше требований к профессиональной компетенции и выше квалификация специалиста – тем острее ощущается этот кадровый голод.

 

КС: Какое впечатление произвела на Вас премия «Золотая ступка»? Намерены ли Вы принимать участие в Премии в 2013 году?

Евгений: На мой взгляд, это единственное мероприятие для профильных специалистов, работников аптек, которое сумело объединить профессионалов со всей страны. Мы будем принимать участие в Премии в этом году и надеемся вновь стать лауреатами. И я хотел бы внести свой посильный вклад в развитие этого перспективного проекта – предложив оргкомитету Премии организовывать развернутые презентации номинантов и лауреатов на самой церемонии. Ведь такого рода события, когда можно одновременно собрать в одном месте столько профессионалов в своей области, – большая редкость. И очень хочется воспользоваться случаем «увидеть товар лицом», поучиться у коллег и получить такой концентрированный анализ трендов рынка через парад всего лучшего и интересного, что появилось за год.

1961 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.