18+

Статьи — Журнал

Александр Колодяжный: «Снижать цены было неприемлемо, и мы придумали решение»

Генеральный директор нижегородской сети «Рубин» рассказал, как в честной конкурентной борьбе ему удалось победить дискаунтер и вернуть покупателей

В аптечный бизнес Александр Колодяжный пришел в 2008 году — его пригласили возглавить небольшую аптечную сеть, состоящую из трех аптек. Через некоторое время Александр стал владельцем сети «Рубин», которая успешно пережила кризисы 2008 и 2014 года и сегодня насчитывает уже более 40 аптек, причем до конца 2017 года предприниматель планирует открыть еще несколько аптек. О своих планах, успехах и проблемах Александр Колодяжный рассказал в интервью «Катрен-Стиль».

Досье КС

Александр Львович Колодяжный

генеральный директор аптечной сети «Рубин». В 1997 году окончил Волжскую государственную академию водного транспорта по специальности «инженер-судоводитель». В 2008 году получил степень МВА. В 2015 году — выпускник Президентской программы по подготовке управленческих кадров. В фармацевтической отрасли с 2008 года.

Аптечная сеть «Рубин» насчитывает более 40 аптек в Нижегородской и Владимирской областях.

Увлечения:
мотоциклы — владеет мотоциклом с объемом двигателя 2 литра;
волейбол — является капитаном любительской волейбольной команды;
дайвинг — увлекается с 1998 года, имеет сертификацию дайв-мастера.

КС: Александр, ваше образование никак не связано с фармацией. Почему вы выбрали именно этот бизнес?

Александр: Я занимаюсь бизнесом с 2000 года. По образованию я инженер-судоводитель, сейчас был бы уже капитаном дальнего плавания. Но после окончания академии по специальности практически не работал, а организовал автотранспортное предприятие для перевозки пассажиров и грузов. В 2008 году я получил диплом МВА, в этот период мне предложили возглавить небольшую аптечную сеть, я согласился. Мне нравилось выстраивать эту сеть с нуля, вникать во все вопросы и процессы. Нравилось, что мое дело — социально значимое и приносит людям пользу. Вскоре я понял, что нужно выбрать что‑то одно, продал автотранспортный бизнес и сосредоточился на создании аптечной сети «Рубин».

КС: Александр, расскажите о вашей аптечной сети, в чем ее сильные стороны?

Александр: Аптечная сеть «Рубин» работает в среднем ценовом сегменте. Наши сильные стороны — надежность, качество обслуживания и высокий профессионализм. Когда я только начал развивать аптечную сеть, я уже знал, на каких принципах будет основана ее работа, это:

  1. Качество обслуживания покупателей;
  2. Широкий ассортимент;
  3. Доступные цены.

Как видите, на первом месте для меня качество обслуживания, где во главе стоит человек с его потребностями, а наша главная задача — помочь в решении его проблемы. В компании работают только высококлассные специалисты с профильным образованием. Наши клиенты ценят нас за то, что, придя в нашу аптеку, они получат не только качественный препарат, но и квалифицированную консультацию, уважительное обращение и понимание.

колодяжный-2.png

КС: Сейчас на рынке много аптек, которые действуют прямо противоположным образом, предлагая очень низкие цены и «нулевое» обслуживание. Как вы относитесь к такому виду бизнеса?

Александр: Негативно. Твердо убежден, что в аптечном бизнесе не нужно экономить на квалификации сотрудников, так как это негативно сказывается на качестве обслуживания населения и на самой аптеке. Мы вкладываем много сил и средств в обучение кадров. Ежемесячно в компании проходят тренинги и семинары. Также существует служба контроля качества обслуживания.

КС: Как в вашем регионе обстоят дела с конкуренцией?

Александр: Конкуренция очень высока. В настоящее время в одном доме может располагаться по 2–3, а иногда и 4 аптеки. Я думаю, что в такой ситуации никто не выигрывает: аптеки теряют выручку и терпят убытки, а потребитель реагирует раздраженно, так как не понимает необходимости такого количества аптек. Крупные сети намеренно открывают аптеки рядом с единичными аптеками или небольшими сетями. Они ожидают, что аптека с меньшими ресурсами закроется. По моим наблюдениям, сейчас в аптечном бизнесе происходит то же самое, что происходило несколько лет назад в продуктовом ритейле: небольшие продуктовые сети практически перестают существовать. Конкуренция сейчас очень примитивная и сосредоточена только лишь на понижении цен. Везде написано: «Аптека низких цен», «Социальная аптека» и прочие зазывные лозунги. Наша сеть не позиционирует себя как дискаунтер с его хитрыми ценовыми ходами, мы даем честные цены. Мы делаем ставку на качество: качество лекарств, качество обслуживания и широту ассортимента. И, кстати, цены у нас очень даже приемлемые.

КС: Но у вас, конечно, есть программы лояльности покупателей?

Александр: В нашей сети есть программы лояльности: дисконтные карты, индивидуальный подход к постоянным покупателям, скидки пенсионерам. Также мы учитываем специфику места расположения аптек и продумываем точечные акции и бонусные программы.

КС: Какие шаги вы предпринимаете в борьбе с аптеками-дискаунтерами?

Александр: Например, пару лет назад был случай: рядом с одной из наших аптек открылась аптека-дискаунтер. В тот момент в нашей аптеке работала одна касса и два сотрудника в смене, фармацевт и заведующая аптекой. Конечно, когда дискаунтер открылся, многие покупатели пошли туда, и мы стали терять выручку. Снижать цены было неприемлемо. Подумав, мы приняли решение поставить вторую кассу и открыть среднюю смену, в бухгалтерии схватились за голову: это же лишние затраты на зарплату еще одного сотрудника. Но мы верили, что всё у нас получится. Мы рассчитывали, что в дискаунтере из‑за низких цен большая проходимость народа и обычно стоит очередь. Наверняка найдутся люди, которые не захотят тратить свое время, они лучше зайдут в аптеку рядом, где всегда есть свободная касса. И это сработало! Мы вернули своих покупателей и прежнюю выручку.

КС: А сейчас, спустя два года, в той аптеке по‑прежнему две открытые кассы?

Александр: Нет, сейчас одна. В том месте, с другой стороны от нас, появился второй дискаунтер, и они начали конкурировать между собой за тех, кто предпочитает покупать дешево. А наш покупатель, который ценит качество сервиса, качество консультации, ценит надежность и уважительное отношение к себе, остался с нами.

КС: Чтобы сложилось такое сообщество профессионалов с одинаковым видением того, как должна работать аптека, нужна определенная кадровая политика. Как вы находите единомышленников? Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть к вам на работу?

Александр: Как я уже говорил, я делаю ставку на качество обслуживания. По моему мнению, оно складывается из двух частей: стандартов обслуживания и профессиональных знаний сотрудника. Подбор новых сотрудников у нас происходит в несколько этапов, и на последнем я лично беседую с соискателем, чтобы понять, подходит ли он нам. Ориентируюсь на профессиональные и личностные качества, опыт для меня стоит на третьем месте. Я знаю, что очень часто молодые специалисты, не растерявшие профессионального любопытства, работают не хуже опытного сотрудника. Важно, чтобы человек хотел реализовывать себя в профессии и приносить пользу людям. Я даю сотрудникам возможность для самореализации, карьерного роста.

КС: Как еще вы мотивируете своих сотрудников?

Александр: У нас действует система премий, а также нематериальное стимулирование. Без внутренних связей организация нежизнеспособна, поэтому, чтобы сотрудники могли общаться между собой, в течение года мы организуем несколько коллективных мероприятий, когда все могут пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. Чтобы поддержать высокий уровень компетентности, мы 1–2 раза в месяц проводим обучение, участие в котором оплачивается. Обучение проводится как в очной форме, так и дистанционно. Конечно же, мы посещаем вебинары журнала «Катрен-Стиль».

колодяжный-3.png

КС: Вы применяете новые технологии в управлении аптекой?

Александр: Да, конечно, мы стараемся идти в ногу со временем. Используем новейшие программные разработки. Мы очень плотно сотрудничаем с разработчиком нашего программного обеспечения — постоянно вносим изменения и дополнения, адаптируя ПО под себя, добавляем новые формы отчетов для сбора статистики и прочее.

КС: В 2016 году законодатели славно потрудились и выпустили несколько нормативных актов, которые затрагивают аптечный бизнес. Какие из нововведений заботят вас более других?

Александр: Много хороших и интересных нововведений планируются к использованию. Будем в них разбираться. Особое внимание я уделю проектам по маркировке лекарственных препаратов и по дистанционной торговле. Вплотную подошли к вопросу оборудования аптек онлайн-кассами.

С 1 марта 2017 года вступили в силу приказы Минздрава России «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики». Я думаю, что они послужат гарантией для обеспечения населения безопасными и эффективными лекарственными препаратами, исключат возможность попадания в оборот фальсифицированных контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

КС: Говорят, кризис на фармацевтическом рынке закончился. А как обстоят дела в вашем регионе?

Александр: Покупательная способность населения всё еще падает. Всё большее количество людей старается найти лекарство подешевле. Количество аптек всё растет, конкуренция ужесточается. Это негативно сказывается на нашем рынке.

колодяжный-4.png

Александр говорит, что мотоцикл дает ему драйв, ощущение свободы и заряжает его энергией.

1 0 лайков 2678 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку