18+

Статьи — Журнал — Жизнь — Цветы жизни

Двое из ларца

Психолог Анна Танакова о секретах воспитания близнецов

 

Досье КС
 
Анна Танакова (Новосибирск) — психолог детского центра «Акварель» и медицинского центра «Синеглазка», практикующий психолог, арт-гештальт терапевт, консультант по вопросам детско-родительских отношений, ведущая тренингов для родителей «Незримое наследство» и «Древо матери, древо отца»
 
В нашем мире есть множество явлений, мимо которых нельзя пройти, не обратив на них внимания. Это то, что приковывает взгляд, будоражит воображение и заставляет задуматься. Например, когда видишь близнецов, трудно не остановиться взглядом или даже не начать их разглядывать. С древних времен появление на свет близнецов было окутано различными мифами, в которых они представали совершенно не такими, как все остальные люди, живущие на земле. Им приписывали особые качества, а порой и сверхъестественные способности. Современным родителям хорошо известны другие «магические» способности близнецов: умение всё в доме разнести в пух и прах, уловить момент, пока мама занята братиком/сестренкой, и добраться до верхней полки кухонного шкафа. Что же делать, если в вашей семье в один момент появились «двое из ларца, одинаковых с лица»? Как воспитывать детей близнецов? Правда ли то, что они вырастут полными противоположностями? И действительно ли в близнецах есть что‑то ­сверхъестественное?
 
 
От мифов к реальности
 
В мифологической трактовке близнецы — это символ дуальности. Они знаменуют собой двойственность, внутреннее противоречие и в то же время — воплощение симметричности всего сущего, равновесие и ­гармонию.
 
Так у греков братьев Кастора и Полидевка часто изображали одного темным, а другого — светлым. На головах у них были округлые шапочки, символизирующие две половинки Космического Яйца, из которого они родились от небесного бога Зевса и земной женщины Леды. У индийцев Ашвины, божественные близнецы-братья, олицетворяют свет и тьму, день и ночь, утреннюю и вечернюю звезды, то есть являются дополнением друг друга, незаменимыми частями единого целого. Ромул и Рем — типичные враждующие братья, символизирующие двойственную силу добра и зла; у евреев это же олицетворяют Каин и Авель, Исав и ­Иаков.
 
Конечно, мифы далеки от реальности. Предания и легенды помогали нашим предкам, не владеющим научными знаниями, осмыслять двоякое и симметричное устройство мира. Близнецы, будучи не столь частым для древних людей явлением, прекрасно встраивались в мифологическую картину мира того времени. А вот необычайная привязанность близняшек друг к другу, их духовная связь, действительно находят подтверждение в наблюдениях родителей, педагогов и психологов. С самого рождения между близнецами устанавливаются более близкие, чем между обычными братьями и сестрами, отношения. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку (например, если один из пары оказывается в больнице) они реагируют так же остро, как и на разлуку с матерью. Этот удивительный феномен на сегодняшний день изучен недостаточно хорошо и продолжает волновать умы ученых и ­эзотериков.
 
Но ведь в жизни действительно встречаются близнецы, один из которых активный, а другой пассивный, или же один мягкохарактерный, а другой импульсивный и склонный к агрессии. Конечно, у каждого из нас свой особый нрав, и близнецы исключением не являются. Однако нарочитая противоречивость в паре во многом может быть обусловлена неосознанным навязыванием и подкреплением родителями тех или иных качеств каждого из близняшек, так же как и якобы абсолютная одинаковость этих детей, но об этом чуть ­позже.
 
 
Особенные дети — особенные проблемы
 
Воспитание ребенка, пожалуй, одно из самых сложных дел в жизни человека. Ведь здесь нет однозначных рекомендаций, которые уберегут родителей от ошибок и помогут вырастить счастливую гармоничную личность. Сколько любви, терпения и находчивости требуется от мам и пап, пока их чадо идет по тернистому пути взросления. А теперь представьте себе, как нелегко приходится родителям, у которых в один прекрасный момент на свет одновременно появляются двое очаровательных малышей, которых подчас даже маме бывает непросто отличить друг от друга. Они с первого дня жизни всегда вместе, они одновременно проходят все возрастные этапы развития, и это, конечно, накладывает свой отпечаток на их характер и поведение. К тому же из‑за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Разрешение проблем, связанных с воспитанием детей в этих семьях, требует от родителей больших усилий. И дело здесь не только в том, что проблемы умножаются на ­два.
 
Разные или ­одинаковые?
Родителям подчас очень трудно различать своих малышей — ведь они похожи как две капли воды. И родители начинают отыскивать мельчайшие различия во внешности детей: чуть более кудрявые волосы, родимые пятна и т. д. Иногда детям приписывают отличия и в поведении — хуже засыпает, чаще капризничает. И в соответствии со своими, порой иллюзорными, представлениями с каждым из них они начинают вести себя по‑разному (укладывая спать, реагируя на капризы и т. п). Тем самым родители подкрепляют в детях, по сути, навязанные, чуждые им ­качества.
Другая крайность — постоянное подчеркивание «одинаковости» детей. Но ведь даже монозиготные близнецы, несмотря на идентичный набор генов, все же отличаются друг от друга по многим параметрам. Поэтому нельзя ожидать от них одинакового поведения во всех ситуациях. Подобные ожидания со стороны окружающих мешают личностному развитию ­близнецов.
 
Выходом из такой непростой ситуации может быть разделение «зон влияния». Если один из близнецов будет чуть ближе к матери, а другой — к отцу, то у каждого из детей будет свой образец для подражания и возможность идти по собственному пути обретения себя. Ведь каждому ребенку крайне важно находиться рядом со значимыми для него взрослыми, на которых он может ориентироваться и перенимать опыт. Ребенок многому учится именно через подражание — кушать, говорить, соблюдать правила гигиены и т. ­д.
 
Я — это ты, ты — это я, и никого не надо нам
Одна из основных особенностей близнецов заключается в том, что многие окружающие воспринимают их как неделимое целое, игнорируя их различия, — обращаются к ним по фамилии, не придают значения отношению детей к тому, что их путают. А ведь это порой вызывает сильное негодование, особенно у подростков-близнецов, которые отчаянно хотят обрести самих себя, а не быть просто чьей‑то ­копией.
 
Подобное отношение к малышам подталкивает их к тому, что они начинают жить в своем особом мире и действительно ощущают себя как нечто единое. Если жизнь близнецов складывается по этому сценарию, то они могут распределять между собой различные функции и навыки. Так один может отвечать за общение с внешним миром, полностью взяв на себя функцию представителя пары. Другой при этом может крайне слабо развиваться в коммуникативном плане и не испытывать в связи с этим дискомфорт. Близнецы, воспринимающие себя как единое целое, считают, что овладеть соответствующими навыками достаточно кому‑то одному. При этом они не ощущают своих недостатков. Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом ­возрасте.
 
Чтобы избежать нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста поощрять в детях независимость, способствовать осознанию их личного «я», придавать значение различиям, называть каждого его собственным именем, то есть относиться к детям как к двум отдельным индивидам, а не как к «одному человеческому существу в двух экземплярах». Желательно, чтобы у детей были разная одежда, разные кроватки и так далее. Один из способов подчеркнуть индивидуальность детей — сделать им непохожие друг на друга прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а порой они сами этого не хотят, но всегда можно использовать какие‑то небольшие отличия: цвет, узор, аксессуары и т. п. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, хранящиеся в его собственном ящике. В дни рождения также необходим индивидуальный подход: у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, ­поздравления.
 
Однако замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям друг друга. Иногда это порождает обостренный соревновательный дух в их отношениях. Особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга. Независимо от того, сколько лет вашим детям, никогда не провоцируйте чувство соперничества между ними. Важно, чтобы дети росли с мыслью, что они близкие и родные друг другу люди, а не соперники. Уделяйте каждому достаточно внимания и хвалите каждого за его заслуги. При ябедничестве стоит наказать обоих, не позволяйте развиться этой привычке. Позаботьтесь и о том, чтобы правила поведения были абсолютно одинаковыми для ­обоих.
 
И я так ­хочу!
Еще одна особенность, с которой часто сталкиваются родители близнецов, — это подзадоривание друг друга. Плач одного «заставляет» другого кричать еще громче, баловство одного может вызвать желание другого сделать еще «круче». В более взрослом возрасте близнецы могут с легкостью организовать «дуэт проказников» для своих озорных проделок. В какой‑то мере такие проявления можно отнести к соперничеству, но соперничеству безобидному, хотя и доставляющему массу хлопот ­взрослым.
Психологи рекомендуют родителям: будьте терпеливы, не реагируйте на их провокации; постарайтесь разделить близнецов в пространстве хотя бы на несколько минут, чтобы они отошли от своего бурного веселья, и отвлечь их от ситуации, исходя из интересов ­возраста.
 
 
Абракадабра и хару мамбуру
 
Согласно экспериментальным исследованиям речевого развития детей-близнецов, такие дети в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих «обычных» сверстников. Отставание наблюдается с двухлетнего возраста, далее оно усиливается, и в 5 лет близнецы достигают уровня развития только трехлетних детей, что может привести к их отставанию и в общем интеллектуальном развитии. Происходит это потому, что родители слишком рано начинают считать близнецов полноценными партнерами по коммуникации и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь именно через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его ­многообразии.
 
В результате дети нередко путают местоимения «я» и «мы», позже других начинают правильно употреблять собственное имя, откликаются не только на свое имя, но и на имя второго близнеца. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой «автономной» речи — непонятной для посторонних, а порой и для самих родителей. Чем дольше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от окружающих. При поступлении в школу недостаточное речевое развитие может негативно сказываться на формировании навыков чтения и ­письма.
Однако при правильном подходе к воспитанию близнецов, при создании богатой речевой среды и условий для общения не только друг с другом, к моменту поступления в школу близнецы вполне могут догнать своих ­сверстников.
 
 
Первый раз в первый класс
 
Еще один важный вопрос, волнующий родителей: стоит ли детям учиться в одном классе или будет разумнее записать их в разные? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Родителям необходимо заблаговременно вместе со школьным психологом обсудить эту проблему. При принятии решения нужно учитывать несколько ­факторов.
 
Обучение в одном классе нежелательно, если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или если один из близнецов является явно доминирующим. В этом случае возможности для проявления самостоятельности и активности у второго будут значительно стеснены. Также стоит подумать о раздельном обучении, если близнецы не склонны к общению с окружающими, ведь именно в школе каждый из них сможет приобрести бесценный опыт взаимодействия с другими людьми. Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. И если родители все же решили разделить близнецов, то надо до начала учебного года дать им возможность познакомиться с обстановкой в классе и будущими ­одноклассниками.
 
И, наоборот, при очень близкой «симбиотической» связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии и школьной успеваемости. В такой ситуации желательно, чтобы дети обучались совместно. Однако со временем, когда они адаптируются к школьной жизни и перестанут отставать от сверстников в развитии тех или иных социальных навыков, вопрос о совместном обучении стоит пересмотреть. Если близнецы останутся в одном классе, то надо будет записать их, например, в разные спортивные секции или отправлять на выходные к разным дедушкам и бабушкам. Такой подход создаст комфортные условия для перехода от симбиотического «мы» к более адекватным «я» и ­«ты».
 
 
Радость, помноженная на два
 
Феномен близнецов можно познавать бесконечно. Сегодня во Всемирной паутине существует множество сайтов и форумов для мам и пап, которым посчастливилось стать родителями близнецов, содержащих множество информации о воспитании таких детей с учетом их уникальных особенностей. Да и сами близнецы стремятся к созданию различных сообществ, помогающих им лучше понять самих себя. Существует даже самостоятельная наука — гемеллология, занимающаяся изучением физиологических, психологических и генетических особенностей ­близнецов.
 
Если в вашей семье появились близняшки, вас можно только поздравить, ведь вам предстоит прикоснуться к их необычайному и таинственному миру, расти вместе с ними, делать уникальные открытия, восторгаться и просто любить их за то, что они у вас ­есть.

 

0 0 лайков 235 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку