18+

Статьи — Журнал — Жизнь — Психология

Вопрос ответственности

Бизнес-тренер Людмила Городничева рассказала, почему так важна ответственность и как ей научиться

Самым ценным качеством личности для меня всегда была ­ответственность.
Генри Форд
Досье КС

 


Людмила Городничева (Москва) — бизнес-тренер, сертифицированный коуч, психолог, руководитель корпоративного университета ГК «Неотек»

Если открыть любой популярный сайт по поиску работы и написать в поисковике вакансий «руководитель» или «директор», найдется огромное количество вакансий: «директор по продажам», «директор по маркетингу», «директор по персоналу» и т. д. К каждой из них будут различные требования, исходя из специфики деятельности. И только одно ключевое качество будет обязательным для всех руководящих должностей. Наверняка вы уже догадались, какое, — ­ответственность.
 
В большинстве управленческих вакансий среди главных требований вы увидите: «ответственность», или «высокий уровень личной ответственности», или «умение брать ответственность за принятые решения»… Ответственность выделили как главную компетенцию управленца — ее наличие и уровень проверяют на собеседовании. Даже если вы уникальный, редкий эксперт, с большим опытом, но низким уровнем ответственности, ваши шансы стать управленцем невысоки. И даже если станете, удержать власть вам будет сложно. Так что же такое ­ответственность?
 
На мой профессиональный взгляд, ответственность — это умение брать на себя как серьезные профессиональные задачи, так и любые сложные жизненные ситуации, анализировать их, искать пути решения, достигать результата (неважно какого — положительного или отрицательного) и осознавать свою полную причастность к нему, умение признавать как свои победы, так и поражения перед ­другими.
 
Ответственность —врожденное ­качество?
Некоторые люди рождаются с интуитивным чувством ответственности, независимо от социального окружения. Наверняка вы в своей жизни встречали совершенно безответственных родителей, у которых серьезные, ответственные, успешные в жизни дети. Не так давно у меня на консультировании была мама, которая очень переживала, что ее сын «ненормальный» — все студенты прогуливают сессии, учатся как придется, да и она сама такая была, а ее сын гиперответственный — отличник, который в свободное время учит два языка и подрабатывает оператором. Я спросила женщину, чем она занимается в жизни, та ответила, что работает кассиром. Далее я задала следующий вопрос: хочет ли она, чтобы ее сын повторил ее путь? Она ответила: «Нет». Потом долго думала и сказала, что хочет, чтобы сын был похож на ее отца. Мы долго разговаривали, в ходе беседы выяснилось, что ее отец был талантливым ученым. Он работал в команде академика Королева, был очень успешен, но рано ушел из жизни — по нелепой роковой случайности его сбила машина. Оказалось, что дед и внук очень похожи, но мама об этом раньше даже не думала. Все переживания о том, что в семье простых работников растет непонятно откуда взявшийся «ботаник», ­испарились.
В психологии есть такое понятие как «генетическая память». Наши гены хранят всю информацию о роде: о сильных и слабых его сторонах. И как сложится набор хромосом у вашего ребенка — одному Богу известно! Даже если в пятом колене ваш прапрапрапрадед был знатным ответственным купцом, а после него в роду никого особо ответственного не было, то ваш ребенок может унаследовать набор генов талантливого предка, ведь вы их носитель. Именно поэтому у безответственных родителей могут быть очень ответственные дети, и ­наоборот.
 
 
Откуда она берется
Кроме наследственности есть и другие стимулы, формирующее в человеке такое полезное качество как ­ответственность:
 
1. Семейные традиции
Часто дети выстраивают модель поведения на примере своей семьи. Недаром великий психолог Лев Семенович Выготский писал, что надо воспитывать себя — дети в первую очередь берут пример с нас. У ответственного отца больше возможностей вырастить ответственного сына. Однако гиперответственная мать, воспитывающая сына одна, может сломать на корню всю инициативу и ответственность мальчика, так как зачастую принимает за него решения самостоятельно. Ответственность формируется только в случае, если в семье есть уважение к личности, ее интересам, поощряется инициатива и ребенка мудро готовят к тому, чтобы брать на себя ответственность за качество своей ­жизни.
 
В одной московской семье четыре сына. Папа занимает высокую должность в банке и отличается высоким уровнем ответственности, а мама домохозяйка — занимается семьей и воспитанием. За ужином в семье принято обсуждать прожитый день. Если кто‑то рассказывает о неудаче, отец семейства спрашивает: почему так произошло и почему ребенок не смог повлиять на ситуацию? Если он видит, что ответственность за ситуацию не на мальчике, то подбадривает его. Но если понимает, что где‑то есть ошибка сына, семья вместе разбирает ситуацию. Отец не дает негативные личностные оценки, критика касается ситуации, а не ребенка. Однако при положительных оценках обязательно хвалит сына. Дети очень любят отца, он является для них примером. Это редкий, на мой взгляд, в нашем обществе пример отцовского воспитания мужской ­ответственности.
 
2. Авторитетные люди
Если в подростковом и юном возрасте, когда активно формируется личность, у человека нет ответственных людей в прямом окружении, он может найти их в окружении дальнем. Это может быть школьный учитель, любой успешный в жизни человек — кто угодно, повлиявший личным примером и впечатливший молодого человека. Зачастую именно под влиянием этого человека он может начать меняться и формировать те качества, которые присущи авторитетной ­личности.
 
Есть один психологический тест, который часто проводят при собеседованиях на должность руководителя. Задается вопрос: «Вспомните, кто максимально повлиял на вас в юном возрасте, был вдохновляющим примером?». По качествам тех людей, которых назовет испытуемый, часто можно составить собирательный портрет самого ­кандидата.
 
3. Рост потребностей
Наши потребности формируются целыми отрядами маркетологов. Если двадцать лет назад мы могли легко обойтись без сотовых телефонов, капучино и отпуска в Европе, то сейчас многие из нас и представить себе этого не могут. Мы стали зависимы от постоянного потребления. В одном из романов Пелевина психотерапевт говорит своему клиенту: «Вам столько лет забивали голову толпы маркетологов, что я вряд ли смогу за короткое время все это ­разобрать».
 
Потребительская зависимость может корректироваться, однако многие о ней даже не подозревают. Человеку надо всё больше и больше, а параллельно с новыми потребностями растет и потребность в зарабатывании больших денег. Зачастую заработать их можно на управленческой должности, именно поэтому встает вопрос о развитии управленческих компетенций. Одна из главнейших среди них — ­ответственность.
 
Появляется необходимость разрабатывать план развития ответственности: работать с коучем, ходить на управленческие тренинги и пр. В результате цель достигается — человек в состоянии брать на себя ответственность, а значит, управлять и удовлетворять свои ­потребности.
 
4. Обстоятельства
Светлана долго работала менеджером по работе с клиентами в одном из автосалонов Москвы и об управлении даже не думала. Девушка не отличалась ответственностью: ей нравилось заниматься спортом, общаться с друзьями и работать по графику два через два, желательно без большого потока клиентов. В один прекрасный момент ее руководитель уволился. Его обязанности на время передали Светлане, генеральный директор подробно рассказал девушке о ее задачах и о том, как качество ее работы будет влиять на успехи дилерского центра в целом. Светлана рассказывает, что тогда она осознала весь груз ответственности и поняла, что ни в коем случае не может не оправдать доверия генерального директора. Именно эти обстоятельства, а также правильная мотивация гендиректора заставили девушку сформировать внутреннюю ответственность. Светлана работает руководителем по сей день, отлично справляется с обязанностями и говорит о том, что обстоятельства кардинально изменили ее личность в лучшую сторону — чему она очень ­рада.
 
Часто мы не планируем развитие каких‑то внутренних качеств, но попадаем в обстоятельства, которые заставляют меняться и брать на себя ответственность. Причем в ситуации нестандартных и непривычных обстоятельств мы меняемся максимально быстро. Именно стресс является первым фактором быстрого развития, он заставляет нас выйти из привычной зоны комфорта и адаптироваться к изменившимся условиям ­жизни.
 
Как ее в себе воспитать
Часто на сессиях меня спрашивают, можно ли сформировать ответственность. «Можно», — отвечаю я. Это непростая задача, как и любые перемены, но при желании вполне достижимая. Попробуем составить краткую инструкцию по развитию собственной ­ответственности.
 
Шаг 1. Определяемся: нужно ли нам ­это?
Для начала стоит всерьез задуматься над этим простым на первый взгляд вопросом. Человек, поставивший себе цель стать ответственным, не всегда действительно этого хочет. Часто это желание формируется под давлением ­окружения.
 
Иван обратился с запросом на формирование высокого уровня ответственности. Я задала ему такие ­вопросы:
  • «Зачем тебе это?»
  • «Как изменится твоя жизнь?»
  • «Будешь ли ты чувствовать себя гармонично после этих изменений?»
Всего три последовательных вопроса, которые каждый из вас может задать себе сам, прояснили: желание меняться не было желанием Ивана. Он долго выслушивал претензии жены, которая считала его «полной безответственностью», потому что его не продвигали по службе, домашними делами он занимался очень неохотно, и вообще был достаточно ленив. Также Иван понял, что даже если по желанию жены он изменится, все равно не будет чувствовать себя ­счастливым.
 
Если бы я стала работать с Иваном над развитием ответственности, результатов бы не было. Помешало бы максимальное внутреннее сопротивление из‑за нежелания самого Ивана меняться. Именно поэтому перед тем, как формировать ответственность, спросите себя: зачем вам это надо? Если нет личной мотивации — результата не ­будет.
 
Шаг 2. Учимся на хороших примерах
С желанием быть ответственным разобрались, но в чем именно проявляется это качество? Попробуйте проанализировать свое окружение по следующим ­параметрам:
  1. Кто из окружающих вас людей (2–3 человека) отличается максимальной ­ответственностью?
  2. В чем она проявляется? Как ведет себя ответственный ­знакомый?
  3. Как награждается его ­ответственность?
Запишите ответы на вопросы, проанализируйте их и вы увидите, что зачастую поведение у разных ответственных людей очень ­похоже.
 
Шаг 3. Детально представляем себя ответственным человеком
«Примерьте» поведение вдохновляющих вас ответственных людей на себя. Представьте, как вы будете себя вести, как будет вознаграждаться это поведение. Обязательно запомните положительные эмоции, которые будете ­испытывать.
Помните, изначально важно мысленно сформировать картинку, поверить в нее, и тогда развитие будет легким и быстрым. Если нет внутреннего детального представления желаемого поведения, то перемены вряд ли ­настанут!
 
Шаг 4. Составляем план работы над собой
Теперь важно запланировать перемены во времени (подробнее о составлении плана работы над собой можно прочитать в материале «Профессионал с большой буквы», «Катрен-Стиль фарма» № 3 (126), март 2014 года). Нужно определиться, когда и при каких обстоятельствах вы начнете проявлять ответственность. Важно выполнить каждый пункт плана — это само по себе будет отличным показателем вашей ­ответственности.
­
Например:
В пятницу, шестнадцатого мая, на совещании, когда руководитель спросит, кто желает провести мониторинг конкурентов, я возьму на себя ответственность выполнить эту задачу. И выполню ее на ­отлично.
 
Шаг 5. Прислушиваемся к обратной связи
Если вы действительно начнете развивать ответственность, со временем появится положительная обратная связь от окружающих. Это отличный показатель! Наверняка вам начнут предлагать новые интересные задачи, будут больше доверять. Если же положительной обратной связи нет, необходимо проявить инициативу. Спросите, скажем, у своего непосредственного руководителя: считает ли он вас ответственным человеком и видит ли ваше стремление измениться в лучшую ­сторону?
 
Ответственность — это очень важное качество. Без него практически невозможно добиться успеха — как в карьере, так и в других областях жизни. Именно поэтому так важно сосредоточиться на ее развитии — ведь цель достигается тогда, когда мы фокусируемся на ней максимально. Попробуйте, и вы непременно получите положительные ­результаты!

 

0 0 лайков 232 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Любимые грабли

0 комментариев 0 лайков 357 просмотров

Волшебный пинок

Екатерина Филиппова о том, как выбрать наставника для воспитания неопытных первостольников

0 комментариев 0 лайков 618 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку