18+

Статьи — Журнал — Медицина — Клинический случай

Доигрался

Геймер поступил в стационар с тромбозом вен нижней конечности

По материалам: Extensive deep vein thrombosis following prolonged gaming (‘gamer’s thrombosis’): a case report Hsien-Cheng Leon Chang, Hayley Burbridge, Conroy Wong
Journal of Medical Case Reports 2013, 7:235
Источник: www.jmedicalcasereports.com

31‑летний мужчина поступил с жалобами на боли и отек левой ноги. Маляр по специальности, он проводил отпуск, целыми днями играя на приставке. По данным анамнеза, пациент играл, не вставая, по 7–8 часов в день. На второй день появилась боль в левой ноге, сопровождающаяся отеком и покраснением голени, но, несмотря на усиливающийся дискомфорт, мужчина упорно продолжал играть еще в течение двух дней — до поступления в ­больницу.

В анамнезе отсутствовали указания на травмы левой ноги или какие‑либо хирургические вмешательства. Ни у больного, ни у членов его семьи не было случаев венозного тромбоза. При осмотре обнаружен выраженный отек ноги и расширенные поверхностные вены. При проведении ультразвуковой допплерографии нижних конечностей слева выявлен протяженный окклюзивный тромбоз глубоких вен на уровне общей подвздошной и бедренной вен, а также тромбоз большой подкожной вены. Учитывая отсутствие эмбологенности больному проведено консервативное лечение: эластическая компрессия нижней конечности, антикоагулянтная терапия: эноксапарин подкожно, затем варфарин per os под контролем МНО длительно на амбулаторном этапе. На фоне проводимой терапии при контрольном ультразвуковом исследовании выявлено восстановление кровотока по пораженным венам. При проведении скрининга на тромбофилию нарушений не ­выявлено.

Обсуждение

В патогенезе венозного тромбоза имеют значение застой крови, изменения ее состава, приводящие к гиперкоагуляции, и эндотелиальная дисфункция. Перечисленные факторы, называемые триадой Вирхова, впервые описаны этим немецким патологом в 1856 ­году.

Связь между продолжительным пребыванием в сидячем положении и венозным тромбоэмболизмом (ВТЭ) была установлена во время бомбардировок Лондона в 1940–1941 гг., когда стали известны случаи смерти от тромбоэмболии легочной артерии людей, часами сидевших на стульях в бомбоубежищах [1].

В наше время вызывает опасение распространение сидячего образа жизни как на рабочем месте, так и во время отдыха. Фактором риска венозного тромбоза являются, в частности, перелеты на большие расстояния (так называемый «синдром экономического класса») [2, 3].

Beasley с соавт. использовали термин «e-тромбоз» в описании клинического случая жизнеугрожающего ВТЭ, развившегося в результате продолжительного сидения за компьютером [1]. Проведенное «случай-контроль» исследование показало, что сидячее положение на работе и дома (как правило, за компьютером) в сумме от десяти часов в сутки, из них по крайней мере два часа не вставая, было ассоциировано с почти трехкратным увеличением риска развития ВТЭ [4]. В последние десятилетия отмечается рост популярности видеоигр, параллельно увеличивается возраст «геймеров». В 2012 году 37 % американских игроков было старше 36 лет [5]. 4 % всех геймеров США проводит за игрой до 48,5 часа в неделю [6].

В 2004 году в Южной Корее описан случай смерти 24‑летнего мужчины от тромбоэмболии легочной артерии после 80‑часовой онлайн-игры (с минимальными перерывами на еду и сон) [7]. Любителей компьютерных и видеоигр, вероятно, уже следует включать в группу риска по развитию ВТЭ и рекомендовать им адекватный питьевой режим, регулярные перерывы и физические упражнения для ног [8].

Помимо длительного сидячего положения и дегидратации в патогенезе ВТЭ может играть роль увеличение артериального давления и частоты сердечных сокращений, зарегистрированное у подростков после видеоигр с элементами насилия [9]. Таким образом, длительный период психологического стресса, связанного с играми, может еще больше увеличить риск развития венозного ­тромбоза.

Заключение

С ростом популярности компьютерных игр, вероятно, увеличится частота возникновения венозного тромбоза. Для оценки степени опасности видеоигр в развитии ВТЭ необходимы дальнейшие исследования, также желательно проведение просветительских мероприятий среди ­геймеров.


Список использованных материалов

  • Beasley R. et al. Thrombosis: the 21st century variant of venous thromboembolism associated with immobility. Eur Respir J 2003, 21:374–376.
  • Lapostolle F. et al. Severe pulmonary embolism associated with air travel. N Engl J Med 2001, 345:779–783.
  • Cruickshank J. M., Gorlin R., Jennett B. Air travel and thrombotic episodes: the economy class syndrome. Lancet 1988, 2:497–498.
  • Healy B. et al. Prolonged work- and computer-related seated immobility and risk of venous thromboembolism. J R Soc Med 2010, 103:447–454.
  • Richter F. Statistics and facts about video games. www.statista.com/topics/868/video-games.
  • NPD Group. Extreme gamers spend two full days per week playing videogames.www.npd.com/wps/portal/npd/us/news/press-releases/pr_100 527b.
  • Lee H. A new case of fatal pulmonary thromboembolism associated with prolonged sitting at computer in Korea. Yonsei Med J 2004, 45:349–351.
  • National Institute for Health and Care Excellence. Clinical guideline 92. www.nice.org.uk/guidance/CG92.
  • Lynch P. J. Hostility, Type A behavior, and stress hormones at rest and after playing violent video games in teenagers. Psychosom Med 1999, 61:113.

0 0 лайков 279 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

comments powered by HyperComments