18+

Статьи — Журнал — Медицина — Врачебная этика

Хорошая скорость, отличный прием

Софья Сименюра предложила семь способов оптимизировать амбулаторный прием пациентов

Норма времени, установленного на прием одного человека, — вот «точка кипения» любого врача. Во многих поликлиниках терапевту предлагается провести полноценный прием пациента за двенадцать минут, хирург должен успеть за шесть минут, а педиатр и вовсе за пять. Причем за это время нужно не просто понять, что, где и когда у пациента случилось, но и выполнить сопроводительную бумажную работу — заполнить карту, выписать рецепты, выдать направления к узким специалистам, оформить справки и листы нетрудоспособности, заполнить карты на санаторно-курортное лечение.

Досье КС

Софья Сименюра

студентка 6 курса лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова. С 2013 сотрудник кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи под руководством д.м.н., профессора Аркадия Львовича Верткина, известного своим новаторским подходом ко многим вопросам медицины.

Как уложиться в нормативы времени и не обделить пациентов вниманием? Предлагаем несколько способов сделать прием оперативнее. Некоторые из них требуют тщательной подготовки, поддержки руководства и — в идеале — системных подвижек. Остальные можно начать использовать буквально сразу, дочитав эту статью до конца.

Способ № 1.
Оптимизация рабочего пространства

На столе врача можно встретить горы медицинских карт, бланков и справочников, стаканчики с ручками, шпателями и термометрами — всё это захламляет рабочее пространство и приводит к нерациональным тратам времени. В среднем терапевту за трехчасовой прием приходится порядка четырех раз искать затерявшиеся документы, при этом поиски могут продолжаться от десяти секунд до трех с половиной минут.

«Съедает» время и нерационально расположенная мебель — соблюдение правил эргономики позволит врачу удобнее и быстрее работать в пределах рабочего пространства, что повысит скорость и качество работы.

Способ № 2.
Отработанная тактика

Значительно ускорит работу использование специальных диагностических алгоритмов — листочков-шпаргалок, в которых кратко будет собрана вся важная информация по основным заболеваниям: ХОБЛ, анемии, артериальной гипертензии, сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, ожирению и другим популярным болезням.

В каждую «шпаргалку» стоит внести факторы риска, наиболее частые причины болезни, дифференциальную диагностику, схемы лечения. Тогда вам не придется каждый раз лезть в справочники, чтобы освежить знания, а прием станет более эффективным и максимально быстрым. Кстати, подобные «шпаргалки» уже с нового года вы сможете найти в выпусках «Катрен-Стиль врач».

Очень важно не просто опросить пациента, заполняя при этом карту, но и поддерживать визуальный контакт — периодически смотреть ему в глаза. Это даст пациенту почувствовать уверенность в участии врача, что повышает доверие с его стороны и, как следствие, — качество врачебного приема. Такое совмещение опроса и записи в карту может сократить время сбора анамнеза до трех минут, а постановка диагноза и назначение лечения при помощи заготовленных «шпаргалок» займет не более пяти минут.

Способ № 3.
Удобная документация

Бумажная волокита — настоящий бич всех участковых. Стандартные документы каждого приема — амбулаторную карту и рецептурный бланк — врач в среднем заполняет четыре и три минуты соответственно, то есть на «писанину» уходит большая часть рабочего времени.

Идеальным решением было бы использование автоматизированного производства нормативной отчетности, но на уровне местных поликлиник попытки сформировать электронную документацию пока безуспешны. Даже в Москве, где работает единая медицинская информационно-автоматизированная система (ЕМИАС), врачи не отказываются от стандартных амбулаторных карт по различным причинам.

Осенью 2013 года в столичных поликлиниках Северного административного округа было проведено исследование с целью поминутной фиксации действий терапевта на приеме. Исследование показало: на сбор жалоб и уточнение анамнеза уходит до шести минут, пять минут врач тратит на изучение выписки, осмотр занимает четыре минуты, а оформление эпикриза на ВК или направления на МСЭК — до двенадцати минут.

Выход пока один: создать удобную документацию в бумажном формате, заполнение которой будет максимально быстрым и удобным. Намного проще проставить данные пациента в форму с уже прописанными фразами или подчеркнуть нужный вариант из предложенных, чем каждый раз полностью писать одно и то же. Такие документы, разработанные с учетом современных стандартов и положений, помогут значительно сократить время приема.

Очень удобно давать пациентам специально подготовленные отпечатанные памятки: рекомендации по наиболее распространенным состояниям, списки основных профилактических мер или адреса медицинских учреждений, где можно пройти дополнительные обследования и получить узкоспециальные консультации. Подобные памятки врач сможет выдавать вместо устных объяснений, тем самым экономя свое время.

Очень важно приучить себя аккуратно фиксировать информацию. Выборка амбулаторных карт в поликлиниках САО Москвы показала: в них часто нет клинических диагнозов, не соблюдается рубрикация по МКБ 10, не выделяются основное, фоновое и сопутствующее заболевания, не указываются осложнения. Иногда в случае летального исхода патологоанатомы даже не могут сопоставить клинический диагноз с патологоанатомическим — им просто не с чем сравнить. Так что аккуратная работа с документацией поможет оптимизировать работу не только терапевта, но и других его коллег.

Способ № 4.
Сплоченная команда

Эффективность ведения приема во многом зависит от психологической совместимости пары «врач — медицинская сестра». Эту совместимость можно улучшить, поискав точки соприкосновения: общие взгляды, интересы, убеждения. Также важно выработать индивидуальный стиль совместной работы.

Да, существует четкое распределение обязанностей, но врач и медсестра действуют не в строгом соответствии с должностными инструкциями, они заранее распределяют между собой обязанности так, чтобы было комфортно обоим. В одной команде компьютерную работу выполняет медицинская сестра, в другой ей удобнее заняться врачу, в третьей медсестра берет на себя часть работы врача по ознакомлению пациента с профилактическими мерами. Всё это вполне допустимо.

Главное, постараться выстроить такой контакт, чтобы медсестра работала на опережение, взаимодействовала с врачом так, словно она читает его следующее действие или распоряжение без слов.

Стоит обратить внимание и на будущих коллег по цеху — студентов-практикантов и врачей-ординаторов. Сегодня в поликлиниках студенты медицинских колледжей и вузов проходят практику в основном бестолково, «отбывая повинность». Между тем им вполне по силам «легкая» врачебная работа: выдача справок, рецептов, талонов к специалистам, заполнение документации, оформление направлений на обследования, выписка рецептов. Одним словом, всё то, что отнимает изрядное время у специалиста.

Более того, активное включение студентов в деятельность участкового врача не только на порядок облегчит ведение приема, но и может заинтересовать практикантов, мотивировать их к работе. И, вполне возможно, увеличить приток новых кадров в амбулаторно-поликлиническую службу.

Способ № 5.
Управление очередью

Во многих поликлиниках уже появились терминалы электронной очереди, но и с их помощью не удается полностью избежать ожидания около кабинета врача. Причины банальны: треть всех посещений в поликлиниках переносится на другое время. Кроме того, регулярные сдвиги в запланированном графике приема создают пациенты-льготники: ветераны войны, многодетные матери, беременные женщины, чернобыльцы и прочие. Врач то простаивает, то работает в режиме цейтнота, а длительное ожидание вызывает в очереди недовольство. Но выход есть.

Во-первых, не надо держать очередь в неведении, пациентам важно знать, что врач заинтересован в их приеме. Объясняйте причины задержки — людям проще ждать, когда они знают, чего и почему ждут.

Во-вторых, можно организовать досуг в очереди. Книги, журналы, памятки, рекомендации, наглядные пособия, анкеты-опросники о состоянии здоровья помогут посетителям успокоиться и с пользой провести время. Еще одна действенная мера — присвоение номеров пациентам очереди. С их помощью пациенты смогут ненадолго отходить от двери кабинета — в туалет или просто размяться — вместо того чтобы «охранять» свое место.

Минимизировать «затор» к терапевту помогут специальные брошюры-путеводители по симптомам болезней, которыми терапевт мог бы снабжать свой участок. С их помощью дома, отвечая на вопросы «да» или «нет», пациенты смогут оценить свое самочувствие и понять, как им поступить: «переболеть» дома, экстренно вызвать скорую помощь или прийти к врачу в плановом порядке. Эти же брошюры помогут определить профиль нужного специалиста. Еще один плюс подобной меры — решение проблемы малой информированности населения о методах профилактики, отсутствия навыков самостоятельной диагностики и незнания способов оказания первой помощи.

И самое главное — эффектное завершение ожидания. Ведь самые негативные воспоминания об очереди обязательно померкнут в свете продуктивного для пациента приема.

Способ № 6.
Отдельный кабинет для экстренной помощи

Что же делать в случаях с экстренной помощью? По регламенту, она всегда оказывается без очереди и записи. И тут счет временных затрат врача идет на десятки минут. Рутинная практика до приезда скорой помощи — сбор жалоб и анамнеза, осмотр, первичная запись — занимают до восемнадцати минут. Вызов СМП и направление на госпитализацию — еще десять. После приезда скорой как минимум тридцать минут понадобится на осмотр больного врачом СМП, заполнение медицинской документации и «диалог» врачей участка и СМП. То есть почти час от приемного времени терапевта, в течение которого без внимания останутся другие пациенты.

Патовая ситуация. Выбраться из нее без сторонней помощи невозможно. Но многие поликлиники уже пошли по пути создания отдельных кабинетов неотложной помощи, где прием ведет дежурный врач. В такой кабинет можно оперативно пригласить на консультацию врачей нужных специальностей, заведующего отделением и врача медико-социальной экспертизы. Возможно, будет не лишним поднять этот вопрос на планерке — кто знает, вдруг руководство оценит вашу инициативу?

Способ № 7.
Самодисциплина

Нельзя забывать о постоянном профессиональном самосовершенствовании. Медицинская наука не стоит на месте, врачу важно постоянно быть в курсе последних новинок фармацевтики, клинических разработок и других важных событий в мире медицины. Стоит также осведомляться и об излюбленных «народных» методах лечения, которые пациенты любят назначать сами себе, — зачастую самолечение искажает клиническую картину заболевания и усложняет постановку диагноза.

Итак, расставить мебель, прибрать на столе, привлечь студентов, наделать шпаргалок — и еще несколько не менее важных дел — и наверняка качество и скорость амбулаторного приема уже вскоре изменятся к лучшему. Ведь дорогу осилит идущий.

0 0 лайков 386 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку