18+

Статьи — Журнал — Медицина — В центре внимания

Самоповреждение или чудо?

Глеб Поспелов об истории и современном медицинском представлении о стигматах

На протяжении многих веков среди богословов, философов, медиков, верующих и атеистов кипят споры о том, что такое стигматы и какова их природа. Сам термин «стигматы» имеет греческое происхождение (stigmatos) и переводится как «знак», «пятно», «метка», «рана». Во времена Римской империи этим словом обозначалось клеймо на теле раба или преступника. Современное значение термина ­иное.

Стигматы — это болезненные кровоточащие раны, язвы, покраснения кожи на теле человека, которые возникают необъяснимым образом. Стигматы формируются на руках, ногах и других участках тела, где предположительно располагались раны распятого Христа (от тернового венца, гвоздей и копья римского сотника Гая ­Лонгина).

В настоящее время известно, что феномен стигматов существует и имеет под собой медицинскую основу. В этой статье рассмотрим стигматы с разных позиций, не ущемляя чувств сторонников и противников божественности этого ­феномена.

История стигматизма

Существует несколько версий того, почему стигматы начали отмечаться только в начале второго тысячелетия. Первая версия связывает появление стигматов с обострившимися религиозными дискуссиями в христианском мире. Другая теория объясняет их появление спецификой средневекового католического искусства в самых разнообразных формах (живопись, скульптура и архитектура) и его огромной силой психологического воздействия на ­верующих.

Некоторые исследователи полагают, что первым стигматом был апостол Павел — автор «Деяний апостолов». В Послании к Галатам, 6:17 апостол Павел пишет: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Эти слова апостола можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. В любом случае это единственное упоминание о стигматизме периода раннего христианства. После этого более тысячи лет о появлении стигматов ничего не было ­известно.

Большинство историков религии придерживается иной точки зрения: первым человеком со стигматами был Франциск Ассизский — основатель монашеского ордена францисканцев. Как известно из его жизнеописания, за два года до смерти, в 1224 году, во время церковного праздника у него появились стигматы - раны на местах, которыми Христос был пригвожден к кресту. Факт наличия знаков Христовых на теле Франциска был подтвержден его личным биографом — францисканским монахом Томасом де Челано (Tomas de Celano) в его работе «Трактат о ­чудесах».

Цифры

Не существует однозначного ответа на вопрос: сколько за всю историю было носителей знаков страданий Христа? По разным оценкам исследователей этого явления, за последние 778 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев появления стигматов. 68 % носителей стигматов были католиками, обычно членами религиозных орденов, в частности, доминиканцами и францисканцами. Остальные — членами различных религиозных сект. 90 % стигматов зафиксировано у женщин. Явлению стигматизма подвластны все возрасты. Иногда они проявляются даже у детей. Пример: Клоретта Робинсон, афроамериканка из Окленда (США). В возрасте 10 лет у Клоретты на уроке религии из ступней, груди и лба пошла кровь. В ходе медицинского обследования было установлено, что девочка физически была абсолютно здорова, росла и воспитывалась в глубоко религиозной католической семье. Всё свободное время от приготовления уроков читала ­Библию.

Стигматы с внешними проявлениями

Встречаются наиболее часто. Могут иметь самые различные очертания и глубину. Летописи свидетельствуют, что стигматы бывают в виде наростов, синяков или пятен, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран на руках и ногах; ран на лбу, как от тернового венца; раны на боку под ребрами; отметины на плече от несения креста; иногда наблюдались следы бичевания, а также различного рода графические изображения, например, в форме креста на лбу. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. Например, у известной ясновидящей Екатерины Эммерих (1744–1824) на груди с годами выступила своеобразная рана, напоминающая ­крест.

Стигматы внутренней локализации

В этом случае мы имеем дело с внутренними кровотечениями или появлением на внутренних органах отметин в виде религиозной символики. В исторических документах указывается, что в 1659 году, во время причастия некой Екатерины Савеллы, в церкви блеснули пять лучей, поразивших женщину. После отхода Савеллы в мир иной в 1691 году в присутствии духовенства было произведено официальное вскрытие, которое подтвердило наличие на сердце стигматов в виде пяти точек, образующих распятие. Наблюдаются такие явления редко и с точки зрения современной науки ­малодоказательны.

Незримые стигматы

Наименее доказуемый и реже всего признаваемый случай. Человек при этом жалуется на боли или разнообразные физические ощущения в «религиозно значимых» частях тела. Известна история Екатерины Сиенской (во время визита в Пизу, 1 апреля 1375 года) — будущая святая лишь испытывала острую боль на месте ран Христа. Интересно, что в 1471 году папа Сикст IV специальной буллой (основной средневековый папский документ) запретил писать ее изображения со стигматами по причине противостояния между францисканцами, отрицавшими ее стигматы, и доминиканцами, которые стигматы отстаивали. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав, что стигматы в виде отметин на изображениях возможны, но они не должны ­кровоточить.

Католики за

В католицизме люди со стигматами почитаются как подвижники, особо ублажившие ­Создателя.

Однако на протяжении всей истории феномена официальный Ватикан настороженно относится к фактам их появления. Официальный сайт Ватикана не предоставляет никакой информации о стигматах, их количестве и о самой процедуре канонизации таких лиц. Возникает вопрос: почему не все стигматы прошли процедуру канонизации? В разрозненных источниках в Интернете содержится информация, что после смерти стигмата до момента канонизации должно пройти иногда до 100 лет. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали за и ­против.

Например, итальянский историк Серджио Луццато предполагал, что падре Пио из Пьетрельчины (1887–1968, канонизирован как святой 16 июня 2002 г.) — последний из зарегистрированных людей со стигматами, — для их создания пользовался фенолом. Серджио приводил показания аптекарши, у которой он якобы его купил. Дело в том, что фенол, будучи крайне токсичным веществом с высокой проникающей активностью, — попадая на кожу, способен вызывать химические ожоги, которые могут перерасти в язвы. Свидетельство историка даже исследовалось Ватиканом, однако не было признано заслуживающим доверия. Агостино Джемелли, врач-францисканец, один из основателей Католического университета Святого Сердца, — называл отца Пио «невежественным, искалечившим себя психопатом, эксплуатирующим народную ­доверчивость».

Православные против

После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики сконцентрировались на разработке идей человеческой природы Спасителя. Был учрежден новый церковный праздник Тела Христова (Corpus Christi), посвященный почитанию Тела и Крови Христа. В этот праздник верующие вспоминают о телесной жизни Иисуса. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении ­­стигматов.

В отличие от католической, Русская Православная церковь к стигматам относится отрицательно. «Восточная» ветвь христианства, которая включает и православие, предполагает, что вектор мистического мировосприятия должен быть обращен прежде всего на внутренний мир верующего, где идет незримая борьба души с темными началами. При этом все внешние эффекты отходят на задний план, ибо не могут определять духовного выбора ­человека.

С точки зрения канонического православия, в появлении стигматов, которые являются просто механическим повторением ран Христовых, нет никакого смысла. Стигматы рассматриваются как вызов, проявление гордыни, чисто чувственное явление, не имеющее никакого отношения к Богу, а иногда просто как богохульство. Такая позиция имеет свое каноническое обоснование. Ученик Иоанна Златоуста, христианский святой Нил Синайский (Нил Постник) (ум. ок. 450), предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-­демонам».

Православие, в отличие от католицизма, в понятие «ношение язв Христовых» вкладывает совершенно другой смысл — символический. Ношение язв Христовых ­подразумевает:

  • сердечную любовью к ­Богу;
  • мученичество (например, у апостолов и христианских ­мучеников);
  • добровольное самоумерщвление (заковывание себя железными поясами и веригами).

А ­медицина?

Являются ли стигматы болезнью? Поводом для анализа феномена стигматов со стороны психиатров и психологов послужили факторы, указывающие на взаимосвязь стигматов с особенностями человеческой ­психики:

Особенности расположения стигм

В ходе изучения было установлено, что у некоторых расположение ран на теле не совпадает с их расположением на теле Христа. В ряде случаев знаки располагались в «зеркальном» виде: раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа. Это означало, что восприятие было направлено непосредственно на конкретный зрительный образ (картина, распятие в храме), который находился перед ­верующим.

Механизм проявления

Была выявлена общая закономерность проявления феномена, которую условно можно назвать «триада стигма». Замечено, что алгоритм появления стигм не меняется из века в век. Он включает в себя следующую хронологическую последовательность: «религиозный экстаз — видения — ­стигматы».

С точки зрения современной психиатрии появление подавляющего большинства стигматов можно свести к трем ­причинам:

  • истерическим;
  • имитационным;
  • ­интерпретативным.

Невропатические, или истерические

Кровоточивость неврогенного происхождения в ХХ веке изучали отечественные врачи-клиницисты, наиболее известным из которых является профессор Юрий Иванович Лорие (1959). Глубоко исследовал феномен «невротической кровоточивости» российский гематолог, член-корреспондент РАМН Зиновий Соломонович ­Баркаган.

У пациентов с этими расстройствами выделяются капельки крови из неповрежденной кожи или слизистых оболочек, возможны кровавые слезы, пот, спонтанные кровотечения из‑под ногтей, из надбровных дуг, ушной раковины, мочеиспускательного ­канала.

При сверхценной фиксации пациента на религиозной тематике — выделение крови из кожи происходит в тех местах, где, по преданию, при распятии Христа были вбиты гвозди. Судя по всему, таких больных можно в первую очередь отнести к истинным стигматам. Диагностировать эту патологию помогает расспрос самого обследуемого или знающих его лиц, констатация наличия психопатологических изменений личности, присутствие религиозного фанатизма у больного, наличие в катамнезе болезни «триада ­стигма».

Данные виды патологии на практике встречаются достаточно редко, поэтому патогенез недостаточно изучен. Клиницисты отмечают связь патологии с истероидными (конверсионными) реакциями и психопатизацией личности ­больного.

Кровоточивость зачастую прекращается спонтанно, даже на длительные сроки — и так же спонтанно возобновляется. При лечении стигматов методами современной медицины (переливания крови, плазмы, тромбоцитарной массы, кровезамещающих растворов) врачам практически не удавалось добиться улучшения в лечении кровоточащих ран: через некоторое время после терапии кровоточивость ­возобновлялась.

Имитационные, или синдром Мюнхгаузена

Чтобы почувствовать и понять религиозность и мощь средневекового изобразительного искусства, достаточно посмотреть на шедевры европейских живописцев: Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Иероним Босх «Несение креста со Св. Вероникой», Дуччо «Распятие», Антонелло да Мессина «Распятие», Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Лукас Кранах Старший «Распятие». Стигматы, вероятно, легче появлялись у верующих в эту сверхрелигиозную ­эпоху.

Это заболевание впервые было описано в 1951 году английским эндокринологом и гематологом Ричардом Ашером. Синдром получил название в честь известного мечтателя и фантазера, сочинителя невероятных историй барона ­Мюнхгаузена.

Суть заключается в том, что пациент искусственно вызывает кровотечение, имитирует его путем самоповреждения. Это расстройство объясняется как одно из проявлений истерического невроза или других нарушений психики. Больные могут имитировать склонность к кровоточивости приемом больших доз химических веществ и лекарственных средств, угнетающих активность свертывающей системы крови, путем повреждения слизистых оболочек или какими‑либо иными способами. При имитационной кровоточивости человек может провоцировать у себя вполне реальный и тяжелый геморрагический ­синдром.

В этом случае говорят о «псевдостигматах» — явлении, когда кровоточащие раны являются результатом имитации ­кровотечений.

Интерпретативные

Такие стигматы связаны с бредом религиозного содержания при тяжелых психических заболеваниях, например — ­шизофрении.

Мне не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда больной, высказывающий бредовые идеи религиозно-мистического содержания, получал какую‑то реальную физическую травму, однако истолковывал ее как «божий промысел или знак». Великолепно помню пациента, приятного, улыбчивого мужчину средних лет с окладистой бородой и добрыми лучистыми глазами. Больной с полной уверенностью называл себя Богом. На мой вопрос, как же он это понял, пациент с добрейшей улыбкой ­рассказывал:

— Представьте, захожу я в храм вечерком, после службы… Оглядываюсь, а повсюду — мой образ на меня же и глядит! И словно пение ангелов раздается в голове… А когда пришел домой — смотрю, а на лбу прыщ вскочил… и руки такие красные и почесываются… Я сразу понял, что это — знаки, как у Христа!..

Стигматы могут рассматриваться с точки зрения медицинской патологии или нормы. В медицинскую классификацию вполне укладываются почти все официально описанные случаи стигматов, в том числе признанные римско-католической церковью. Скажем, стигматизация Екатерины Сиеннской, как, впрочем, и большинство других эпизодов, с моей точки зрения, носит выраженный истерический характер. Существование стигматов как частного случая невротической кровоточивости дает нам, врачам, крайне важную информацию: влияние психики на тело в целом и систему крови в частности может быть намного больше, чем мы привыкли ­думать.

0 0 лайков 747 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Морок, или Люди, которые играют в игры

Психиатр Глеб Поспелов об игровой зависимости - описание болезни и методы терапии

0 комментариев 0 лайков 1037 просмотров

Консультант Минздрава предложил повысить возраст получения прав на вождение автомобиля

0 комментариев 0 лайков 252 просмотра

Комментарии

comments powered by HyperComments