18+

Аптечные роботы: помощники или конкуренты

Аптечные роботы: помощники или конкуренты

Аптечные роботы: помощники или конкуренты

Владимир Давыденко выяснил, какие хлопоты и выгоды получают аптеки от роботизации

Наши эксперты

Светлана Кошелева

исполнительный директор аптечной сети «Эвалар»

Павел Пузанов

руководитель отдела по работе с клиентами компании «Дизайн-вектор», одного из ведущих игроков российского рынка роботизации аптек, официального дистрибьютора роботов Consis от немецкой компании Willach

Светлана Саветина

креативный директор аптечной сети «Самсон-Фарма»

Разработка первых роботов для аптек началась на стыке 70‑х и 80‑х гг. прошлого века — в то же время, когда на советские экраны вышел научно-фантастический хит «Приключения Электроника». Песенка «До чего дошел прогресс» из этой картины стала по‑настоящему пророческой, в том числе и для аптечной отрасли. Сегодня роботы-фармацевты вкалывают на ее благо по всему миру и кое‑где даже составили конкуренцию живым аптекарям. На что способны эти умные машины и стоит ли нашим провизорам в ближайшем будущем опасаться за свои рабочие места?

Листая каталог

Производители аптечных роботов сегодня предлагают клиентам два типа таких машин. Первый из них — робот-диспенсер. Это своего рода большой шкаф для хранения ЛС, оснащенный механическим манипулятором* и работающий в связке с компьютером фармацевта. Приняв у пациента заказ, сотрудник аптеки вводит необходимые наименования в систему, а робот снимает лекарства с полок и доставляет их на кассу. Тем самым освобождая первостольника от необходимости покидать рабочее место и существенно ускоряя выдачу лекарств покупателям. На формирование одного заказа уходит не более 10 секунд. Как отмечает Павел Пузанов, руководитель отдела по работе с клиентами компании «Дизайн-вектор», в России сейчас пользуются спросом именно такие роботы. Они не только быстродейственны, но также достаточно компактны и одновременно вместительны: среднестатистическая модель может хранить до 10 тысяч лекарственных упаковок.

* Манипулятор — механизм для управления пространственным положением орудий, конструкционных узлов и элементов.

Вторая разновидность аптечных машин — это так называемые роботизированные склады. Здесь речь идет уже не только об автоматизации продаж, но и о машинных приемке, учете и хранении. В состав такого комплекса входят диспенсеры, роботы-приемщики, транспортеры, электронные системы управления и другие элементы. Разумеется, это гораздо более сложный и дорогой механизм, и в России на его покупку отважилось всего несколько компаний.

Между тем, на европейском рынке большей популярностью в данный момент пользуются именно роботы-склады. Дело опять же в деньгах. Машинами владельцы аптек стараются заменить слишком дорогие для бизнеса кадры. В Испании один фармацевт, с учетом всех налогов, обходится работодателю в 70 тысяч евро в год. Спрашивается, зачем регулярно платить за внушительный штат, если сопоставимую сумму можно выложить всего один раз? Поэтому в ряде стран Старого Света можно говорить о конкуренции роботов и людей на рынке фармацевтического труда, которую люди пока что выигрывают.

Разумеется, о полном вытеснении людей из аптек речь не идет. Законы большинства государств не допускают продажу населению лекарств без участия квалифицированного специалиста. Точно так же дело обстоит и в России, хотя в наших реалиях подобной дилеммы у работодателя не возникает в принципе: даже самый раздутый штат обойдется российскому бизнесу намного дешевле роботизированного склада.

Чем кормить нового друга, или Нюансы загрузки

Итак, даже самый простой аптечный робот-диспенсер способен хранить в себе не менее 10 000 упаковок ЛС. Но означает ли это, что в него нужно загружать всё подряд? И существуют ли ограничения, например, по форме упаковок?

«Чисто технически, — отмечает Павел Пузанов, — это действительно может быть всё что угодно. Однако при загрузке робота важно учитывать экономические и логистические нюансы. Вряд ли будет разумным помещать в машину самые ходовые препараты, которые продаются в огромных количествах. В таком случае диспенсер придется очень часто пополнять, и из помощника он превратится в обузу. Поэтому популярный ассортимент в большинстве аптек вполне оправданно хранится в ящиках поближе к рабочему месту. Избегают владельцы роботов и загрузки туда редко продающихся позиций. В таком случае упаковка слишком долго будет находиться без движения, попусту занимая свой слот».

Что же касается формы упаковок ЛС, с которыми могут иметь дело аптечные роботы, то на практике их перечень зачастую ограничивается стандартными прямоугольными/квадратными упаковками.

С круглыми коробками или тюбиками машины не работают без специальных насадок. Однако при желании их несложно приобрести.

Как это происходит?

Установка аптечного робота — процесс непростой, но и не настолько затруднительный, каким может показаться вначале, когда клиент видит перечень предстоящих действий. Впрочем, монтаж оборудования — лишь вишенка на торте роботизации. Гораздо большее время занимает подготовительный процесс, который можно условно разделить на несколько этапов:

  • Выполнение индивидуального проекта установки. Стандартные решения здесь обычно не срабатывают — даже в небольшом городе трудно найти два одинаковых аптечных помещения.
  • После того как построенный по утвержденному клиентом проекту робот устанавливается в аптеке, наступает время для еще одного важного блока работ — установки необходимого программного обеспечения и последующей интеграции загруженного в робот софта с информационной системой аптеки. В результате комплекс этих программ должен работать как единое целое.
  • Затем, когда робот практически готов к использованию, остается только заполнить его лекарствами и обучить персонал аптеки нюансам обращения с машиной. Обучение проходит прямо на рабочем месте в присутствии представителей фирмы-поставщика.
  • Дальнейшая поддержка и техническое обслуживание. Текущее обновление ПО робот выполняет автоматически, скачивая его с сайта производителя. Какие‑либо сбои в его работе, в силу промышленной надежности техники, происходят достаточно редко и в большинстве случаев решаются путем удаленной диагностики. Но при этом, как и любая машина, робот нуждается в периодическом техосмотре. В целом, по словам Павла Пузанова, такой сервис обходится в 200–300 тыс. рублей в год.

Полностью автоматизированная аптека в России: реально или нет?

Как рассказал Павел Пузанов, однажды ему довелось работать над созданием такой аптеки во Владивостоке. Речь о Приморской краевой аптеке, ориентированной только на обслуживание бесплатных льготных рецептов по системе ДЛО. В силу ее специфики ассортимент не превышал 1000 наименований. Внешне аптека была похожа на офис «Сбербанка»: электронная очередь, система сканирования рецептов, 4 кассы и робот. Владельцы планировали обслуживать в ней до 4000 человек в день. Площадь — около 60 квадратных метров. Робот для таких задач стал вполне ожидаемым решением.

Из первых уст: комментарии владельцев аптечных роботов

Основным фактором, сдерживающим роботизацию российских аптек, все‑таки остается цена. Стоимость автоматических решений измеряется миллионами рублей. Соответственно, позволить себе робота может только крупная аптека с большим товарооборотом. Мы пообщались с пионерами российской фармавтоматизации и выяснили плюсы и минусы аптечных роботов.

Первой прибегнувшей к роботизации российской сетью стала «Самсон-Фарма». Еще в 2006 году в аптеке № 7 (Москва, ул. Б. Лубянка) появилась автоматическая линия сбора лекарств Consis. Позже в аптеке на Новинском бульваре была установлена автоматизированная линия ROWA, а с августа 2014 в аптеке в Беляево трудится финский робот ISO-FIXU. Во всех случаях машины позволили заметно сократить время обслуживания покупателей, избавиться от очередей и способствовали увеличению оборота за счет разгрузки первостольников. Самый вместительный из роботов «Самсона» позволяет хранить до 32 000 упаковок.

Креативный директор «Самсон-Фарма» Светлана Саветина:

КС: Что конкретно изменилось в жизни ваших аптек после появления там роботов?

Светлана Саветина: Выдача покупок стала быстрее и удобнее. Фармацевты и провизоры теперь больше времени уделяют консультированию покупателей, ведь им больше не нужно тратить его на ручной сбор заказов. Единственное, на что они теперь отвлекаются, — это дозагрузка ЛС в машину.

КС: Привела ли роботизация к сокращению штата?

Светлана Саветина: Целью установки роботов было не сократить штат, а оптимизировать работу аптек, повысить качество обслуживания. Штат не уменьшился.

КС: Каких проблем роботы не решают?

Светлана Саветина: Пока что не могут заменить продавца. По закону робот не может выдавать товары непосредственно покупателям. Но зато быстро доставляет товар к кассе.

КС: Проще ли с роботом, когда приходит проверка?

Светлана Саветина: Робот не влияет на проверки, но он дает четко систематизированное место хранения, а это очень удобно.

Исполнительный директор аптечной сети «Эвалар» Светлана Кошелева:

Для «Эвалара» появление робота — это эксперимент 2011 года. Тогда машина марки Consis была установлена в центральной круглосуточной аптеке на Тверской (Москва), ассортимент которой — 10 000 наименований. Чтобы доставить на кассу любой из препаратов, роботу требуется не более семи секунд.

КС: Что конкретно изменилось в жизни ваших аптек после появления там роботов?

Светлана Кошелева: Процесс подачи товара на рабочее место стал механизированным и более удобным. Повысив скорость обслуживания, нам удалось одновременно улучшить качество общения с покупателем.

КС: Весь ли ассортимент хранит робот или только ЛС?

Светлана Кошелева: У нас в основном ЛС, но можно хранить и весь ассортимент.

КС: С какими непредвиденными сложностями вы столкнулись?

Светлана Кошелева: Любой перерыв в подаче электричества приводит к программным сбоям, остановке аптеки и влечет за собой экономические потери.

КС: Проще ли с роботом, когда приходит проверка?

Светлана Кошелева: Не имеет значения, робот при проверке не помощник.

КС: Как перераспределилась работа сотрудников, чему в результате стали уделять больше времени?

Светлана Кошелева: Теперь у работников больше времени на консультирование клиентов, но иногда приходится отвлекаться на загрузку робота.

16450 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать