18+

(Без)ответственное самолечение

(Без)ответственное самолечение

Самвел Григорян о том, чем фармацевт может помочь желающим лечиться самостоятельно

Самое прозаическое в аптечной круговерти первостольника — монотонные кассовые операции. Попав в этот однообразный алгоритм в ходе двенадцатичасовой смены, фармацевт порой не может избавиться от него и во сне, продолжая в заведенной дневными событиями полудреме «стучать по клавишам» и «отпускать лекарства». После такой «рабочей» ночи трудно восстановиться. Профессиональное консультирование посетителей частично разбавляет монотонную повседневность «продавца», спасает от «заведенности», дает аптечному специалисту почувствовать на себе белый халат. Эта благородная профессиональная функция у фармацевтов будет всегда — ведь люди никогда не перестанут заниматься самолечением и обращаться в связи с этим в ­аптеку.
 
Неизбежная реальность
Во-первых, при проявлении первых симптомов недомогания заболевшие далеко не всегда спешат обратиться к врачу, предпочитая справиться с ними самостоятельно. Зачастую им просто некогда отлучиться с работы и нанести визит доктору. Проще «заскочить» по пути в аптеку и приобрести то, что поможет быстро выздороветь. Ведь аптечные учреждения открыты в течение всего дня до 8–9 часов вечера (а некоторые круглосуточно) и расположены почти на каждом шагу; для их посещения и получения консультации фармацевта не требуются предварительная запись, ожидание в долгой очереди. Всё это делает аптеки «пунктом выбора» для большинства пациентов при возникновении у них типичных недомоганий. Во-вторых, «пропускная способность» лечебных учреждений далеко не беспредельна. Если по каждому случаю головной боли или першения в горле граждане станут посещать поликлинику, система здравоохранения этого не ­выдержит.
 
Третьим же китом, на котором базируется самолечение, является факт наличия группы препаратов, отпускаемых без рецепта врача. Данное обстоятельство делает самолечение технически возможным и легитимным. Собственно, деление всего множества лекарственных средств на рецептурные и безрецептурные является одной из правовых основ самолечения. Еще совсем недавно в РФ оно осуществлялось путем опубликования и вступления в силу приказов Минздрава, содержащих перечни отпускаемых без рецепта наименований (тогда как повсеместно за рубежом, наоборот, действуют «рецептурные ­списки»).
 
Приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2011 г. № 1000ан был признан утратившим силу последний из таких перечней. Логика этого нововведения понятна: информация об условиях отпуска любого зарегистрированного в РФ лекарственного препарата содержится на его упаковке и в инструкции по применению, и нет необходимости мультиплицировать ее отдельным приказом, умножая и без того сверхизбыточный ворох нормативных актов, в которых тонет и растворяется деловая активность аптечного предпринимательства. Сегодня для того, чтобы признать конкретное наименование «годным» для самолечения, достаточно обнаружить на его упаковке указание «Без ­рецепта».
 
Следовательно, хотим мы того или нет, относимся ли мы к практике самолечения как недопустимой, «меньшему злу» либо неотъемлемой составляющей заботы о здоровье, она является реальностью. А реальность невозможно отменить или игнорировать, но можно оправить таким образом, чтобы она служила максимальной пользе пациентов и минимизировала ­риски.
 
Самопомощь и самолечение
Понятно, что данную задачу приходится решать без профессионального участия первого звена треугольника «врач — пациент — фармацевт», поскольку самолечение по определению означает отказ пациента (по крайней мере, на данном этапе) от обращения к врачу. Но многие при появлении первых симптомов обходятся и без ­фармацевта.
 
В случаях, когда испытывающий недомогание проявляет похвальную зрелость и обращается за советом к фармацевту, встает вопрос об алгоритме действий последнего, его роли в процессе самолечения и пределах ­ответственности.
 
Но для начала следует обозначить основополагающие принципы и дать определения. Степень патернализма по отношению к гражданам в различных государствах различается, но ни одно из них не способно гарантировать абсолютную и качественную социальную опеку каждого человека (тем более, чрезмерная опека нарушает свободу выбора). Это касается и вопросов здравоохранения. Очевидно, что значительную часть ответственности за поддержание собственного здоровья, предотвращение и лечение заболеваний гражданам следует брать на себя. На официальном языке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной фармацевтической федерации и региональных фармацевтических организаций такая ответственность называется «самопомощью» (self-care). Помимо правильного питания, здорового образа жизни, соблюдения мер гигиены, обеспечения благоприятных социоэкономических факторов и экологии, самопомощь включает в себя, в качестве одного из важнейших компонентов, и самолечение (self-­medication).
 
 
Оконенко Л. Б., Антропова Г. А., Егорова Е. С., Брыжахин Г. Г. Безрецептурный отпуск и самолечение. Вестник РУДН (серия «Медицина»), 2009, № 4, с. 45.
Показания к самолечению
В 1998 году ВОЗ дала этой составляющей самопомощи следующее определение: «Самолечение есть выбор и использование лекарственных средств пациентами в целях профилактики и лечения заболеваний и симптомов, распознанных (ими) самостоятельно». Понятно, что в большинстве таких случаев речь идет о средствах симптоматического лечения, воздействующих не на причину и механизм развития болезни, а на ее проявления. Поскольку в определении говорится о самостоятельном выборе пациента, из него следует, что практика самолечения не может и не должна включать в себя применение препаратов, отпускаемых по рецепту (Rx medicines). С сожалением приходится констатировать, что это иногда бывает — особенно в тех случаях, когда не соблюдаются правила отпуска или больной использует рецептурные лекарства, оставшиеся от прошлых приемов либо «одолженные» у родных, ­знакомых.
 
Таким образом, самолечение сводится к устранению более и менее распространенных недомоганий без участия врача посредством приема безрецептурных препаратов. Наиболее типичными такими состояниями, в частности, являются головная и зубная боль, простудные явления (температура, кашель, насморк, першение и боль в горле), различные расстройства ЖКТ (изжога, диспепсические явления, диарея, метеоризм, запор), боли в суставах и мышцах, небольшие раны, ссадины, ожоги, ушибы, растяжения, некоторые нарушения функций кожного покрова, слизистых оболочек и т. д. Соответственно, наиболее популярными группами препаратов при самолечении являются анальгетики безрецептурного списка, жаропонижающие, назальные капли и спреи, таблетки и леденцы от боли в горле, антациды, ферменты и т. д. Самолечение может включать также прием витаминов и витаминных комплексов, ­фитотерапию.
 
Как бы «безопасно» ни звучало перечисление этих групп препаратов, следует помнить, что абсолютно безвредных лекарств не бывает. Не только рецептурные, но и продающиеся без рецепта — будучи употребленными по неверному назначению, в ненадлежащей дозировке и с нарушениями курса лечения (включая недостаточную либо чрезмерную его продолжительность) — могут нанести ощутимый вред самочувствию и здоровью больного. При их приеме приходится учитывать также возможность нежелательных индивидуальных реакций (в том числе аллергических), взаимодействие с компонентами пищи, другими попутно принимаемыми препаратами, алкоголем, возрастной фактор, род повседневной деятельности пациента. Кстати, многим из больных свойственно прекращать курс лечения преждевременно, при появлении первых признаков позитивной динамики, до завершения показанного курса и полного ­выздоровления.
 
Словом, корректное применение безрецептурных препаратов — для потребителя непростая задача со многими неизвестными. Как во всем этом разобраться обычному человеку, неспециалисту? Конечно, в помощь ему — листок-вкладыш. Методические рекомендации Минздрава по порядку оформления текста инструкции по применению лекарственного препарата предписывают, чтобы он был четким, конкретным, максимально информативным и изложен доступным языком, включая пояснения медицинской и фармацевтической терминологии. Это закономерно — инструкция пишется для потребителя, не для ­врача.
 
Но многие проблемы самолечения начинаются вполне банально: перед началом приема препарата больной даже не раскрывает листок-вкладыш. А те, кто все‑таки разворачивает инструкцию, часто ограничиваются прочтением разделов «Показания», «Способ применения и дозы», не потрудившись внимательно ознакомиться с возможными побочными действиями, противопоказаниями, предостережениями, лекарственными ­взаимодействиями.
 
 
В ответе за свое здоровье - ответственное самолечение
Единственное, что можно противопоставить такой безответственности, это концепция ответственного самолечения. Термин впервые был предложен действующей с 1964 г. организацией, которую в русскоязычных средствах информации принято называть Европейской ассоциацией производителей безрецептурных препаратов. Надо, однако, заметить, что ее название — Association of the European Self-Medication Industry (AESPG, аббревиатура по французскому названию — вероятно, в ознаменование того обстоятельства, что она была учреждена в Париже) — точнее переводится как «Ассоциация Европейской индустрии самолечения». Попутно упомянем, что в нее входят не только соответствующие национальные ассоциации, учрежденные производителями безрецептурных препаратов, пищевых добавок, но и различные европейские структуры сферы ­самопомощи.
 
Ответственное самолечение (responsible self-medication) предполагает, что лекарственные средства для лечения (профилактики) самостоятельно распознанных пациентом заболеваний и симптомов выбираются корректно и применяются надлежащим образом, то есть с соблюдением условий эффективности и безопасности. Очевидно, что определение «ответственное» относится в данном случае ко второму участнику треугольника «врач-пациент-фармацевт», поскольку роль врача здесь не более чем резервная, а фармацевт-первостольник выступает в роли «советчика», к которому посетитель аптеки, приобретающий безрецептурный препарат, может и не обратиться за консультативной ­помощью.
 
Таким образом, пока лечебный процесс не выходит за рамки самолечения, действует принцип ответственности самого пациента за свое здоровье и принимаемые в связи с этим решения. Это вовсе не означает, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Во-первых, при таких недомоганиях о спасении речь не идет. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов роль фармацевта, в рамках концепции ответственного самолечения она сводится к оказанию пациенту максимального профессионального ­содействия.
 
Роль фармацевта в самолечении покупателя
Первое, с чем должен определиться первостольник после того, как внимательно выслушает посетителя и задаст необходимые вопросы для уточнения его состояния — следует ли посоветовать больному обратиться в лечебное учреждение либо можно приступить к рекомендациям по выбору самолечения. В тех случаях, когда симптомы свидетельствуют о необходимости безотлагательной врачебной помощи, фармацевту противопоказано выходить за рамки своей компетенции и пытаться помочь «собственными силами» — даже уступая настойчивым просьбам больного, которому не хочется терять время и деньги на визит к доктору. То же самое касается и ситуаций, когда картина заболевания остается ­неясной.
 
Если фармацевт пришел к выводу, что состояние пациента не требует врачебного вмешательства, он может приступить к своим консультативным функциям: снабдить посетителя необходимой информацией, чтобы тот для успешного самолечения мог правильно выбрать конкретные наименования в оптимальной для данного случая лекарственной форме (таблетки, сироп, капли, спрей, свечи и т. д.). В обязанности первостольника также входят рекомендации по выбору дозировки (с учетом возрастного фактора, массы тела больного, других индивидуальных особенностей и сопутствующих заболеваний), режиму приема, мерам предосторожности, правилам хранения ­препаратов.
 
Важно подчеркнуть: в отличие от врача, фармацевт не назначает, а рекомендует. Поэтому он не несет за это юридической ответственности, хотя профессиональная и этическая ответственность за качество оказанной консультации, безусловно, имеет место. Приставка «само-» в слове «самолечение» ясно указывает: ответственность на том, кто лечится. Однако это никоим образом не должно привести к снижению качества консультативной помощи в аптеке. А чтобы удерживать его на высоком уровне, необходимо принять ряд мер, способствующих внедрению и успешному применению концепции ответственного ­самолечения.
 
 
ОТС для ОТС-препаратов
В первую очередь критерии отнесения лекарственных средств к рецептурным либо безрецептурным должны применяться корректно в отношении каждого наименования. Перевод препаратов из одной группы в другую должен быть достаточно обоснован. Следует также — в качестве базовой меры — урегулировать ситуацию с деградацией культуры рецепта в нашем здравоохранении. Антибиотики, гипотензивные средства, диуретики и т. д. не должны назначаться устно или на листочках, поскольку вследствие этого искажается практика самолечения: больные массово «самолечатся» препаратами этих терапевтических групп, что порождает множество нежелательных последствий для их собственного здоровья и здоровья окружающих. В частности, беспорядочное использование антимикробных средств приводит к возникновению штаммов микроорганизмов, устойчивых к широко применяемым ­наименованиям.
 
Словом, граница между группами рецептурных и безрецептурных препаратов должна быть четкой, и фармацевтам, разумеется, не следует в ходе своей консультативной практики рекомендовать средства для этимологического лечения инфекционных заболеваний, снижения артериального давления и т. д. При этом обязанность консультирования по вопросам их применения в рамках своей компетенции за аптечными специалистами сохраняется. Базовое условие концепции ОТветственного Самолечения — она распространяется исключительно на так называемые ОТС-препараты - это лекарственные средства (over-the-counter medicines), отпускаемые без рецепта врача. Совпадение аббревиатур, конечно же, случайно, но весьма ­символично.
 
Правовые основы и фармконсультирование
Другой необходимой мерой для успешного осуществления концепции является поднятие фармацевтического консультирования на качественно иной уровень. Его составляющей является информирование пациента о надлежащем использовании лекарственного продукта, к чему аптечного специалиста обязывает ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Другой правовой основой фармконсультирования является п. 2.5. Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (Приказ МЗ от 04.03.2003 г. № 80). В нем одной из функций аптечных организаций прописано «предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного ­самолечения».
 
Нужны не только организационные меры, среди которых может рассматриваться, в частности, создание в аптеках специальных консультационных зон, обеспечение фармацевтов компьютерными базами лекарственной информации. Необходима и оптимизация профессиональной подготовки первостольников в целях консультирования по вопросам нозологий, излечиваемых посредством применения безрецептурных препаратов. Конечно, здесь играет свою роль и усиление этой части образовательного компонента в ходе повышения квалификации фармацевтов. Однако базис знаний и навыков фармконсультирования все же приобретается в студенческие ­годы.
 
Поэтому необходимо, чтобы для студентов, собирающихся после окончания учебы работать в аптечной системе (за исключением будущих работников рецептурно-производственных отделов), образовательные программы были сверстаны с учетом приоритета фармакологических и фармакотерапевтических дисциплин над химическими. При этом отдельная дисциплина «фармацевтическое консультирование» должна предполагать обретение знаний и навыков не только в области лекарствоведения и медицины, но и психологии поведения потребителей-пациентов, этике профессионального общения с ­ними.
 
 
Ответственность потребителя
Помимо мер, которые необходимо принять в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения и фармацевтического образования, для успешного применения концепции ответственного самолечения требуются также изменения, которые выходят за эти рамки. Они должны произойти на общественном уровне, в головах людей и даже на уровне их рефлексов — ведь в пределах концепции они сами ответственны за собственное здоровье. Это, пожалуй, самая сложная из задач ответственного самолечения в РФ, учитывая высокую степень «несамостоятельности» и привычку к патернализму, характерную для нашего общества в ­целом.
 
Недостаточно развиты потребительская грамотность, умение выбирать, воля к принятию самостоятельных решений, готовность признать ответственность за них. Многие из тех потребителей, которые оказались недовольны применением приобретенного безрецептурного препарата, представляют дело так, что его им — чуть ли не директивно — «назначил» фармацевт. То есть рекомендация последнего выдается за своего рода указание или даже «устное предписание». На этом основании нередко предъявляются ­претензии.
 
Между тем фармацевт не вправе ничего «назначать» и не может выбирать за пациента не только де-факто, но и де-юре. Но несамостоятельный потребитель не готов признаться самому себе, что решение по выбору было за ним, и ответственен за него он сам. Его желание «делегировать» свою ответственность выходит за рамки самолечения и не может быть применимо к безрецептурным препаратам, если они не назначены врачом. Во всяком случае, такое положение вещей сохранится до тех пор, пока фармконсультирование не превратится в полноценный прием у фармацевта, с документированием подробностей — например, в виде «протоколов самолечения». Введение этой процедуры потребует разработки соответствующей нормативной ­базы.
 
О том, насколько наш потребитель привык подчас избегать ответственности за самостоятельное приобретение лекарств, можно судить, в частности, по огромному количеству возвратов, которые буквально «замучили» первостольников. От них не спасают никакие объявления вроде ««обмену и возврату не подлежат», размещенные на видных местах аптечных залов. Большинство таких «возвращенцев» отлично осведомлены об указанном в объявлении законодательном запрете, но это не останавливает их в попытке вернуть лекарство и потраченные деньги. Причина этого очевидна. Выбор препарата был осуществлен ими легкомысленно, отвечать собственными деньгами за свою легкомысленность они не хотят — пусть лучше ответит аптека или аптечный ­работник.
 
В заключение важно отметить еще одну составляющую ответственности пациента в рамках концепции — непременно прочитать листок-вкладыш, строго следовать рекомендациям этой инструкции и фармацевта, хранить употребляемый препарат в указанных условиях. В тех случаях, когда самолечение не дает ожидаемых результатов, когда появляются новые тревожные симптомы, следует констатировать, что оно себя исчерпало и немедленно обратиться к врачу (а не идти вновь в аптеку). Остается пожелать всем пациентам без исключения ответственного и успешного ­самолечения!

 

47457 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.