18+

Статьи / Журнал /

«Pharmbusiness-2020»: рецептурный ренессанс

«Pharmbusiness-2020»: рецептурный ренессанс

Что обсуждали участники саммита — проблемы с китайскими субстанциями, рост спроса на Rx-препараты и тонкости режимов маркировки

Саммит «Pharmbusiness-2020», проходивший 17–18 февраля в Москве, — пожалуй, самое масштабное отраслевое мероприятие в начале нынешнего года. Он объединил сотни участников, включая руководителей аптечного бизнеса, аналитиков рынка и представителей регуляторных органов. Они обсудили широкий спектр фармацевтических вопросов: от производства и дистрибьюции до аптеки и пациента. Также участникам удалось подвести итоги 2019 года и поделиться прогнозами на ближайшие 10 месяцев. В этом году, помимо традиционных тем конкуренции, маркировки и развития промышленности в рамках уже новой стратегии «Фарма-2030», в центре внимания оказался «китайский вопрос» — но не эпидемиологический, а фармацевтический. Кроме того, участники предложили пути выхода из «ценового тупика», угрожающего доступности ряда лекарств, и проанализировали возможные «двойные прочтения» в ситуации с отменой ЕНВД и патентной системы налогообложения. Эти и другие тенденции, а также самые интересные данные и мнения экспертов — в нашем репортаже с саммита.

17 февраля — XV Международная конференция «Фармацевтический бизнес в России»

Гвоздем программы в первый день саммита стало обсуждение положения дел в Китае. Речь шла не о коронавирусе, а об одном из сегментов фармацевтической промышленности — о производстве субстанций. Ужесточение экологического законодательства в КНР привело к закрытию или перепрофилированию значительного числа заводов, выпускающих активные фармацевтические ингредиенты.

Те предприятия, которые остаются, не всегда работают в ежедневном режиме. Разрешение на запуск заводских мощностей необходимо получать в экологическом ведомстве в начале каждого рабочего дня. В результате некоторые производства фармсубстанций действуют всего три, а то и два дня в неделю, что ведет к удорожанию китайского лекарственного сырья.

Радикальные перемены в стране, поставляющей 90 % активных фармацевтических ингредиентов в мире, не могут не отразиться на лекарственной отрасли в государствах-импортерах. Этот вызов может стать как проблемой, так и серьезным стимулом для развития отечественной лекарственной промышленности.

Необязательно производить все существующие субстанции. Но 200–250 субстанций, включенных в перечень ЖНВЛП, — это необходимо, заметил президент компании «Активный компонент» Александр Семенов. По его мнению, каждый вид лекарственного сырья должен выпускаться хотя бы двумя национальными предприятиями одновременно.

Однако на пути развития российских производств полного цикла лежит серьезное препятствие. Как рассказал гендиректор компании «Сан Фарма» в России Артур Валиев, отечественные фармацевтические предприятия готовы перейти на субстанции, производимые на территории нашей страны, — однако новые правила ценообразования, утвержденные в 2019 году Федеральным законом 134‑ФЗ, не дают поднять цену лекарства до показателей, которые бы соответствовали себестоимости субстанций.

Если этот вопрос не решать, то может сложиться парадоксальная ситуация: субстанции (от производства ряда из которых отказался Китай) в наличии имеются, а самих лекарств в обращении нет. Более того, эксперты пришли к выводу, что в будущем Россию ждет вымывание социально значимых препаратов нижнего ценового сегмента.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев обратил внимание еще на одну проблему ценообразования, влияющую на доступность лекарств. По его мнению, к срыву ряда государственных аукционов по закупке фармпрепаратов привела значительно сниженная начальная максимальная цена контракта.

Интересный вариант решения этой проблемы предложил директор по внешним связям компании STADA CIS Иван Глушков. Он обратил внимание на пункт 9 статьи 61 закона «Об обращении лекарственных средств». Эта норма наделяет правительство правом «в ручном режиме» изменить предельную цену на лекарство, отметил эксперт. Но пока подобные решения не принимались. Этот инструмент может быть весьма полезен как для развития производств полного цикла, так и для решения проблем доступности лекарства, вызванных особенностями ценообразования.

Слово аналитикам

Об аналитическом бизнес-завтраке «Между прошлым и будущим», открывшем февральский фармацевтический саммит, стоит рассказать отдельно. Отчеты экспертов показывают картину весьма любопытную — и порой отличную от того, что стало привычным для фармрынка.

Рублевый рост аптечного рынка лекарств в 2019 году серьезно зависел от географии, обратил внимание гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В европейской части России — значения сплошь положительные. В Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах — увы, нет. На Дальнем Востоке аптечный рынок упал на целых 11 %. На Урале падение составило два процента. В Сибири положение дел не изменилось — 0 % в рублях.

Впрочем, даже Центральный федеральный округ показал прирост всего на 4 %. При этом лекарственный сегмент уверенно обгоняет парафармацевтика: темпы ее рублевого роста втрое выше, чем у сегмента ЛС — 9 % против 3 %. Наибольшее увеличение в продажах показывают такие категории, как БАД и косметика. А вот у перевязочных средств и средств гигиены произошло двузначное падение — минус 11,2 % и минус 10,2 % соответственно.

Что касается самих лекарств, то основной вклад в рост рынка, по данным DSM Group, внесли кардиологические препараты. А вот противопростудные средства — впервые за долгое время в минусе.

Безрецептурные лекарства падают в продажах третий год подряд, констатировал гендиректор IQVIA Николай Демидов. В то же время растет спрос в Rx-сегменте. Половина групп рецептурных препаратов в минувшем году показала рост выше 10 %. Руководитель АРФП Виктор Дмитриев назвал этот тренд «рецептурным ренессансом». Тенденция к стабильному спросу на рецептурные средства и сокращению спроса на ОТС-препараты продолжится и в 2020 году.

Как заметила гендиректор AlphaRM Анна Ермолаева, в 2019 году основным драйвером лекарственного рынка впервые стал государственный сегмент. Более того, его рублевая доля впервые за десятилетие перешагнула 30‑процентную планку и составила 33 %. В упаковках присутствие госсегмента пока значительно меньше — 16 %. И всё же, как подчеркнул Сергей Шуляк, доля госсегмента оказалась максимальной за период с 2011 года.

«Рынок прожил стабильный и в чем‑то даже успешный год, когда впервые с 2006 года в госсектор пришли значительные дополнительные инвестиции», — отметил Николай Демидов.

Дорогостоящие лекарства — еще один драйвер фармрынка в минувшем 2019‑м. Наиболее значительный рублевый рост показал верхний ценовой сегмент. Средства ценой выше пятисот рублей, по данным DSM Group, выросли в упаковках на 7,6 %. А вот самые доступные по цене — упали на 8,9 %.

В составлении картины фармсектора приняли участие и пациенты. Результатами многолетнего социологического исследования поделился сопредседатель направления Healthcare Ipsos в России Олег Фельдман. Предметом внимания социологов стало восприятие экономической ситуации. Увы, оно не оптимистично: в конце минувшего года 44 % опрошенных были уверены — ситуация продолжит ухудшаться. Это один из самых пессимистичных показателей с 2014 года (цифра была выше только в середине 2015‑го и конце 2018‑го — 46 % и 48 % соответственно).

Вместе с оптимизмом в восприятии экономической ситуации уменьшился и рост числа аптек. По данным AlphaRM, в минувшем году он составил всего 2 % (против 5–6 % ранее). При этом лидером по приросту количества точек оказалась «Магнит аптека». На втором месте — крупнейший игрок среди традиционных аптечных сетей «Ригла», а на третьем — «Имплозия».

Несмотря на снижение темпов роста, «Топ-20» сетевых игроков стремительно набирает объемы. Пятнадцать гигантов из «первой двадцатки» в прошедшем году росли значительно быстрее, чем рынок в среднем.

А вот количество покупателей на одну аптеку, по данным Ipsos, неуклонно продолжает падать. Давайте сравним: осенью 2014 года самое малое число посетителей (150 человек и менее) отмечалось в 36,7 % сетевых аптек и в 45,3 % несетевых. Осенью 2019, после пяти лет поступательного роста, доля аптечных учреждений с малой аудиторией оказалась такой: 55,8 % в аптечных сетях и 64,4 % в единичных аптеках.

18 февраля — XIV Аптечный саммит «Эффективное управление аптечной сетью»

Второй день «Pharmbusiness-2020» начался с обсуждения трех главных трендов начавшегося года — внедрения маркировки, изменений в налогообложении и усиления внеаптечной конкуренции.

За четыре месяца до старта системы МДЛП фармсообщество пытается определиться с технической стороной передвижения лекарств. Главным вопросом сессии, посвященной маркировке, стал выбор: прямой акцепт или обратный?

Первый вариант приемки фармпродукции обязывает дистрибьютора передать данные в систему МДЛП в момент отгрузки лекарств в аптеку. Это облегчает работу аптечной организации на начальном этапе, но значительно осложняет возврат бракованных препаратов, если таковые обнаружатся.

При обратном акцепте усложняется процедура приемки для аптеки, однако бракованные лекарственные средства легче вернуть дистрибьютору.

Участники аптечного саммита выступали в основном за обратный акцепт. Как отметил управляющий партнер АСНА Александр Кондратьев, такая схема помогает защитить систему и потому необходимо вести разъяснительную работу с аптеками.

Представители ряда аптечных учреждений с этим не согласны. Причина — значительные трудности приемки по модели обратного акцепта. Возможно, решение спора лежит в области ИТ-технологий.

Следующий организационный вопрос — разделение двух потоков лекарств: маркированного и немаркированного. На такую возможность указал Минфин в своем письме 03‑11‑11/875–00 от 13 ноября 2019 г. Министерство заявило: если организация ведет разные виды предпринимательской деятельности и часть из них подлежит единому налогу, то необходим раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Ряд аптечных учреждений усматривает в письме Минфина шанс сохранить ЕНВД для немаркированных лекарств.

Однако, как предупреждает гендиректор аудиторской фирмы «Зеркало» Наталья Черкасова, эта точка зрения вступает в противоречие с Налоговым кодексом. Мнение федерального министерства правовой нормой не является. И аптеки смогут сохранить ЕНВД и патентную систему налогообложения для немаркированных лекарств при одном условии: если будет принят закон, разрешающий применять при раздельном учете два различных налоговых режима.

Пока законодательство не содержит таких норм, руководству аптечной организации следует быть предельно внимательным. Чтобы лишиться права на ЕНВД или патентную систему, достаточно отпустить маркированное лекарственное средство всего один раз.

У изменений в налогообложении и старта системы МДЛП есть одно общее свойство: они изменяют конкурентную обстановку в аптечном сегменте в сторону ужесточения. Как с долей иронии отметил представитель одной из аптечных сетей: если у кого‑то из коллег не получится перейти к маркировке — мы постараемся помочь им выполнить их социальную функцию. А именно — будем консультировать их посетителей.

Сама аптечная конкуренция в значительной мере теряет региональный оттенок. Как отметил собственник тверской аптечной сети «36–6‑Здоровье» Акоп Варпетян, борьба за место на рынке разворачивается по московской схеме: атаковать центральный город в регионе и оставить без доходности всех, кроме производителя.

Выраженность этой тенденции варьируется в зависимости от характеристик области, края или республики — однако общий тренд понятен. Стираются и границы между аптечными и неаптечными организациями. Как отметил гендиректор «Лекарственной экосистемы» Герман Иноземцев, в 2020 году важно учитывать не только прямой, но и косвенный рост конкуренции. Косвенным ростом является увеличение продаж лекарств в e-commerce, а также появление на аптечном рынке новых организаций из других отраслей. Например, почтового оператора. Представители «Почты России» также присутствовали на Аптечном саммите — и оценили свои перспективы более чем уверенно.

Прогноз, сделанный основателем содружества аптек «ВЕСНА» Александром Фридманом, пессимистичен, но однозначен: градус конкуренции будет усиливаться, и к этому надо быть готовыми. Возрастет и распространенность неэтичных методов борьбы. Как противостоять им? Этот вопрос, пожалуй, стал главной темой для размышлений по завершении «Pharmbusiness-2020». Один из ключевых моментов, как заметил гендиректор УК «Аптечные традиции» Дмитрий Руцкой, — не делать ставку на трафик любой ценой в ущерб доходности. Наценка в –15 %, конечно, обеспечивает посещаемость аптеки и оборачиваемость лекарственной продукции. Но саму продукцию она уничтожает. «Следите, чтобы ваш продукт имел ценность, — и не превращайте его в мусор», — с таким призывом обратился Руцкой к участникам Аптечного саммита.

Для того чтобы достойно выглядеть в конкурентной гонке, необходимо вовремя реагировать на рыночные тренды и изменения в законодательстве. В этом вам поможет наш журнал — узнавайте самую свежую и важную информацию в разделах «Новости», «Юридический блог» и «Аптека: взгляд изнутри».

1555 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments