18+

Попали в сети

Попали в сети

Попали в сети

Плюсы и минусы работы в крупной аптечной сети глазами фармацевтов, руководителей бизнеса и независимых экспертов

На фармацевтическом рынке продолжается процесс укрупнения — всё больше аптек объединяются под известными брендами, расширяя и усиливая влияние больших компаний. Это выгодно не только самим владельцам аптечных сетей, но и производителям препаратов, для которых сотрудничество с крупной розничной структурой — это возможность стандартизировать маркетинговые механизмы и оптимизировать контроль их эффективности. Для рядовых фармацевтов и провизоров крупные сети нередко кажутся своеобразным «островком стабильности» на стремительно меняющемся фармацевтическом рынке. Работа под «большим» брендом у многих ассоциируется с уверенностью в завтрашнем дне. Но переход на работу в крупную сетевую структуру нередко сопровождается периодом трудной адаптации, ведь методы работы огромных компаний зачастую принципиально отличаются от режима труда в одиночной аптеке или локальной сети. В чем же состоят реальные преимущества аптечных гигантов для работников первого стола? А какие особенности можно расценить, скорее, как минусы? Постараемся ответить на эти вопросы максимально объективно, рассмотрев разные точки зрения.

Наши эксперты

Татьяна Литвинова

генеральный директор аналитического агентства AlphaRM

Александр Миронов

генеральный директор аптечной сети «Аптека Фарма» (Рязанская область)

Виталий Лебедев

генеральный директор аптечной сети «Алексинская аптека» (Тульская область)

Мария Игнатова

директор службы исследований HeadHunter

Марина Тарнопольская

управляющий партнер аналитического агентства Kontakt InterSearch Russia

Рыночная доля крупного фармритейла

«Что такое топ-10 аптечных сетей и маркетинговых ассоциаций в 2019 году? Кроме всего прочего, это 49 % выручки всего розничного фармацевтического рынка», — отмечает заместитель гендиректора аналитического агентства AlphaRM Татьяна Литвинова. На долю же первой сотни крупнейших аптечных организаций приходится уже 79 % общероссийской выручки. Показатели трех минувших лет не менее интересны и дают понять главное: если крупные аптечные сети — «островок безопасности», то с каждым годом этот островок становится всё больше.

Если же говорить о числе аптек, то за первые 6 месяцев 2019 года доля «крупных» и «средних» компаний, по данным AlphaRM, также выросла с 38 % до 40 % в сравнении с первым полугодием минувшего 2018 года. Учитывая, что сейчас в России работает более 66 тысяч аптек, получается, что в состав крупных сетей на сегодня входит около 26,4 тыс. аптечных точек.

По данным аналитиков, крупные игроки выросли вовсе не за счет единичных аптек — доля последних за год практически не изменилась (15 %). Разницу обеспечили «малые», локальные сети. Кто‑то сдал позиции, а кто‑то, напротив, поднялся на региональный уровень.

Плюсы: правовая защита и обучение сотрудников

У «эффекта масштаба» применительно к аптеке есть свои сильные стороны. «Работа в средней и крупной аптечной сети — это защита с точки зрения закона, — считает гендиректор аптечной сети «Аптека Фарма» (Рязанская область) Александр Миронов. — Постоянно меняющееся законодательство необходимо штудировать. И научиться еще правильно интерпретировать его». По словам специалиста, юридический отдел крупной компании легко с этим справится. Малой сети будет сложнее. Правда, здесь стоит обратить внимание на такой парадокс: защита компании от штрафных санкций, вплоть до приостановления лицензии, и защита отдельного аптечного работника — не всегда одно и то же.

Следующее (пусть и не всегда безусловное) преимущество — доступное обучение специалистов. На фоне требований государства о непрерывности фармацевтического образования это особенно важно.

«Насколько я знаю ситуацию на аптечном рынке, большинство средних и крупных игроков проводят обучение своих сотрудников, включая и продление сертификатов, — бесплатно, — продолжает Александр Миронов. — Ожидать этого же от сети в 10–15 аптек в сегодняшних условиях сложнее. Но, тем не менее, я знаю и единичные аптеки, которые обучают своих специалистов на безвозмездной основе».

Сильный юридический департамент, программы корпоративного обучения и карьерного роста, менее болезненное для сотрудника включение в систему НМФО — всё это положительные стороны «эффекта масштаба». Однако этот эффект может иметь и отрицательные стороны — например, повышенную нагрузку на работников из‑за быстрого роста сети в условиях кадрового дефицита.

Минус: нагрузка

Во многих городах России аптеки с одним-единственным сотрудником первого стола давно перестали быть из ряда вон выходящим явлением. Дефицит специалистов с фармацевтическим образованием появился не на пустом месте — количество высших и средних учебных заведений осталось прежним, а темпы открытия новых аптек выросли.

Быстрого решения такой системной проблемы попросту нет.

А если «излечиться» от недостатка провизоров и фармацевтов даже крупному бизнесу весьма затруднительно, то остаются «симптоматические» средства. Менее добросовестные работодатели закрывают глаза на отсутствие профильного образования, более добросовестные — вкладывают ресурсы в переобучение медицинских работников. А кто‑то идет по пути наименьшего сопротивления и пытается справиться «своими силами», постоянно повышая нагрузку пропорционально росту масштабов бизнеса.

Последнее обстоятельство естественным образом вызывает возмущение аптечных работников и текучку кадров. Общаясь между собой на закрытых интернет-форумах, первостольники жалуются на регулярные переработки и необходимость заниматься уборкой, а заведующие — на необходимость «тянуть» 2 аптеки вместо одной. Правда, зачастую участники дискуссий признают, что уровень дохода в таких случаях несколько выше, чем обычно.

«Да, в какой‑то сети зарплата посолиднее, но и требования к специалисту больше в разы, — комментирует гендиректор аптечной сети «Алексинская аптека» (г. Алексин Тульской области) Виталий Лебедев. — Каждый день по нескольку раз переклеивать ценники, предлагать каждому покупателю товар по акции, ходить и переписывать цены в соседних аптеках…». По словам эксперта, в таком режиме молодой и еще полный сил фармацевт выдерживает, как правило, около пяти лет.

Два в одном: фармацевт + провизор

«Один из ключевых трендов на рынке труда — смешение профессий фармацевта и провизора, — объясняет директор службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Всё чаще работодатели и владельцы аптечного бизнеса хотят видеть идеального сотрудника аптеки со совмещенным, хотя правильнее сказать, объединенным, функционалом провизора-фармацевта».

Действительно, тенденция набирает популярность: примеров вакансий фармацевта и провизора на hh.ru сегодня примерно по 2,8 тыс. каждой. А «универсальных» вакансий «провизора-фармацевта» — уже 2 тыс. Если принять все вакансии линейных сотрудников аптек (первостольников) за 100 %, то доля таких «универсалов» уже приближается к 30 %.

Анализ требований работодателей к двум профессиям показывает достаточно яркие различия:

Обязанности фармацевта Обязанности провизора
работа за первым столом ведение отчетной документации
прием и оформление индивидуальных заказов контроль за санитарным состоянием аптеки
соблюдение фармацевтического порядка и правил торговли контроль срока годности медикаментов
соблюдение правил выкладки в соответствии с правилами мерчандайзинга обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
прием и маркировка товара определение потребности в лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения
  контроль качества лекарственных препаратов, поставляемых в аптеку
  отпуск и учет лекарственных препаратов по рецепту врача (аналог «работы за первым столом»)
  подготовка, составление, оформление аукционной документации
  регистрация результатов приемочного контроля поступающих лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
  соблюдение лицензионных требований, санитарного режима и фармацевтического порядка
  участие в инвентаризации

Если соединить эти два набора профессиональных функций в одном специалисте — объем обязанностей будет впечатляющим. Ведь в требованиях к провизору и фармацевту точек пересечения немного: фармацевтическое консультирование и отпуск товаров аптечного ассортимента. При этом, по данным hh.ru, у «двойных профессионалов» больше шансов получать высокую зарплату в диапазоне 55–65 тыс. рублей. Помимо этого, им практически не предлагают доход менее 30 тыс. рублей.

В предлагаемой таблице собраны данные по всем вакансиям во всех регионах России, независимо от масштаба бизнеса работодателя. Особо выделены цифры, показывающие финансовые преимущества «двойной профессии».

Уровень зарплаты в вакансиях Провизор Фармацевт Фармацевт-провизор
от 30 тыс. руб. 64 % 65 % 96 %
от 40 тыс. руб. 52 % 52 % 78 %
от 55  тыс. руб. 33 % 33 % 52 %
от 65 тыс. руб. 17 % 16 % 32 %
от 80 тыс. руб. 4 % 4 % 5 %

Путаются в планах

Маркетинговые бонусы — едва ли первое преимущество, о котором вспоминают участники любой дискуссии, посвященной работе в крупных сетях. «Эффект масштаба» здесь работает и на производителя, и на аптеку. Однако не стоит забывать и об одной из проблем, возникающих в ходе внедрения подобных схем в аптечной организации. Порой ошибки топ-менеджмента приводят к тому, что подразделение маркетинга может ставить первостольникам одну задачу, а департамент продаж — другую. Обучение же может проводиться вообще по третьему препарату. На практике всё это напоминает известную басню Крылова: растерянный первостольник, которого разнонаправленные указания из офиса «тянут» в разные стороны, не в силах совершить ни одного движения хотя бы к одной из намеченных целей.

Человеческий фактор: минус или плюс?

«Правила поведения первостольников и заведующих в крупных компаниях, как правило, описаны тщательнее — но контролируются обычно плохо. Независимо от размера аптечной организации, — комментирует директор сети «Аптека Фарма» Александр Миронов, — ответственность же жестче в крупных компаниях. И никакие личные факторы здесь не могут быть учтены. Небольшая сеть, как правило, дает прямой доступ к собственнику или генеральному директору компании. Иногда это — преимущество, а иногда нет. Всё зависит от личности первого лица. Развитые навыки общения, позитивный настрой придадут уверенности сотрудникам. Напротив, особенности характера руководителя бывают и обстоятельством, тормозящим развитие компании. Для сотрудников доступ к владельцу или гендиректору выглядит как более вероятное выполнение взятых работодателем обязательств и дает понимание того, как развивается аптечное учреждение. В крупных компаниях личность генерального слабее влияет на жизнь рядового сотрудника. Работа организации меньше зависит от личностных характеристик первого лица и его настроения», — резюмирует эксперт.

Таким образом, преимуществом работы в крупной сети может стать менее субъективная оценка результатов сотрудника.

Плюс и минус: вахта

Многих фармацевтов и провизоров в крупных сетях привлекает возможность работать вахтовым методом с обеспечением жильем. При этом у мобильности сотрудников есть и оборотная сторона. Релокация может быть вынужденной и идти вразрез с интересами специалиста. Порой работодатель в достаточно настойчивой форме предлагает переезд в конкретный населенный пункт. Порой нерешенный вопрос географии может поставить крест на карьере и дальнейшей фармацевтической деятельности.

Рай для карьериста

Для тех специалистов фармотрасли, кто ориентирован на карьерный рост, крупные сети — это самый подходящий вариант. Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia Марина Тарнопольская рассказывает о самых востребованных топовых вакансиях в аптечных сетях. По мнению эксперта, ситуация в фармацевтическом ритейле во многом напоминает положение дел на розничном рынке в целом. Совпадают даже названия должностей. Особенно востребованы e-com-директора (з/п от 350 000 до 600 000 рублей в месяц). Вторая важная позиция — коммерческие директора, влияющие на прибыль и операционную эффективность (оклад от 500 000 до 1 000 000 рублей в месяц, в зависимости от оборота компании).

«В аптеках сегодня продолжается внедрение трансформации и различных ИТ-систем, поэтому поиск также фокусируется на менеджерах проектов, которые занимаются адаптацией той или иной технологии, — продолжает эксперт. — Другая важная и при этом достаточно редкая позиция — директор по ценообразованию (от 350 000 до 500 000 рублей в месяц, в зависимости от уровня компании).

Аптечные сети очень активно ищут и территориальных директоров, отвечающих за продажи по регионам. Это связано с растущим количеством слияний и поглощений. Консолидация и конкуренция в аптечном сегменте повлияли и на появление вакансий директоров по стратегии, принимающих решения о реструктуризации или объединении с другими игроками (на этой должности возможно заработать от 500 000 до 800 000 рублей в месяц).

Ориентация на неспециализированный ритейл дает аптечным сетям более широкие возможности в выборе менеджеров высшего звена. Насколько перспективно это для компании — вопрос открытый. Сомнения нет в одном: органический рост, слияния и поглощения остаются магистральными направлениями развития. По данным AlphaRM, ежемесячно в нашей стране выдается 792 новые аптечные лицензии. А значит, все описанные выше тренды, касающиеся рядовых сотрудников аптек, сохранятся.

3288 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать