18+

Свое лекарство ближе к телу

Свое лекарство ближе к телу

Свое лекарство ближе к телу

Самвел Григорян о преференциях, которые с 2017 года получат лекарства отечественного происхождения, и ограничениях для лекарств иностранного производства

Если систему лекарственного обращения представить в виде автомагистрали, то можно сказать, что в новом году у отечественных фармпроизводителей появится нечто вроде выделенной полосы.

16 сентября принято Постановление Правительства РФ № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление). Оно вступит в силу 1 января 2017 г.

Постановление касается закупок путем проведения конкурса, аукциона и т. д. Эти преференции отечественным участникам рынка, которые видны даже в названии нормативно-правового акта, основаны на пункте 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», под которыми имеются в виду государственные компании/корпорации, ГУПы, МУПы и т. д. В нем содержится положение о том, что Правительство вправе установить приоритет российских товаров/работ/услуг по отношению к иностранным.

15 %-ная фора

Что касается схемы преференций, то в целом она проста и даже не лишена изящества, хотя, по обыкновению, изложена в Постановлении сложным казенным языком. Если попытаться выразить ее одной фразой, то можно сказать, что Правительство дает отечественным фармпроизводителям — будем излагать применительно к нашей отрасли — 15 %-ную фору.

Предположим, проводится конкурс по закупке лекарственной продукции. В нем участвуют два лекарственных препарата разных производителей. Допустим, что первый из них — назовем его П1 — отечественного происхождения и в его заявке указана цена 100 руб.; а второй (П2) — зарубежного происхождения, выставлен на конкурс по цене 90 руб.

До вступления Постановления в силу П2 — «при прочих равных» — имел бы преимущество перед П1. Но с 1 января 2017 г. структуры, проводящие такие конкурсы или аукционы, при оценке и сопоставлении заявок должны будут учитывать не ту цену отечественного препарата, которая указана в его заявке, а условную цену, которая ниже указанной на 15 %.

Иными словами, они должны будут делать мысленную скидку российскому производителю, видеть в заявке «100 руб.», но принимать к сведению цифру «100 руб. — 15 % = 85 руб.» и выносить решения на основании нее. А «85» меньше, чем «90», поэтому с 1 января в таком конкурсе — опять же «при прочих равных» — победит, скорее всего, П1. Изюминкой этой схемы является то, что при этом договор с отечественным производителем, победителем конкурса, будет заключен по цене, указанной в заявке (100 руб.).

Из всякого правила есть исключения. Приоритет (15 %-ная фора) отечественным участникам рынка не предоставляется, например, в случаях, если 1) договор заключается с единственным участником закупки, 2) если в конкурсе/аукционе не принимают участия иностранные участники. Второе правило особенно примечательно. Теперь отечественные компании, похоже, должны будут страстно желать, чтобы в конкурсах/аукционах обязательно присутствовали их зарубежные конкуренты — ведь в таком случае победа окажется более прибыльной.

Как любят восклицать в бравурных рекламных роликах, это еще не всё. Иностранной продукции тоже достались свои 15 %, только в обратную сторону. Предположим, осуществляется закупка лекарственных препаратов путем проведения аукциона или иным подобным способом, когда определение победителя проводится путем снижения первоначальной цены на «шаги» установленного размера. Допустим также, что победила в аукционе заявка препарата зарубежного происхождения. В таком случае договор о закупке с победителем с 1 января 2017 г. будет заключен по цене, сниженной на 15 % от предложенной им цены. Отметим, на 15 % будет снижена цена, которая и так ниже всех других цен, предложенных на аукционе.

О других ограничениях

Вспомним также, что закупки лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничены другим постановлением Правительства РФ, получившим расхожее название «третий лишний» (№ 1289 от 30.11.2015). То есть, они не могут участвовать в соответствующих конкурсах / аукционах, если имеется две или более заявки препаратов из государств ЕАЭС. Все эти протекционистские и ограничительные меры в совокупности значительно уменьшают шансы зарубежных участников подобных конкурсов / аукционов.

Кстати, на днях стало известно о проекте правительственного постановления по внесению изменений в вышеназванное постановление («третий лишний»). Они предполагают еще большие ограничения для зарубежных участников, но и не только для них.

Одно из предлагаемых изменений, если выразить его вкратце, сводится к следующему: при закупке лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося предметом одного контракта / лота, заказчик обязан отклонить все заявки, кроме заявок тех препаратов, все стадии производства которых, включая производство фармсубстанций, осуществляются исключительно на территории РФ, причем в соответствии с Надлежащей производственной практикой.

Здесь особенно важно то обстоятельство, что такая мера создаст заграждение для участия в подобных конкурсах / аукционах не только для зарубежных компаний. Под ее действие, по все видимости, подпадут и отечественные производители, которые, например, используют при производстве своих препаратов иностранные субстанции.

Как посмотреть

У темы, регулируемой Постановлением № 925, есть по меньшей мере три аспекта. Первый из них является самым очевидным. Можно порадоваться за отечественные фармацевтические компании: 15 % — величина немаленькая, способная повлиять на итоги того или иного конкурса/аукциона. Если этот предоставленный Правительством аванс приведет к увеличению объемов их производства, росту прибыли и, как следствие, перечисляемым в бюджет налогам и сборам, то такой результат действия Постановления можно будет занести в плюс. Так что тактическая выгода отечественным производителям от вступающих в силу 1 января 2017 г. норм налицо.

Второй аспект — конкурентоспособность. Не исключено, что набравшие силу от протекционистских мер и преференций отечественные компании будут успешнее соперничать с зарубежными коллегами. Но можно также допустить, что, наоборот, расслабившись в благодатной тени 15 %-ной форы, они утратят динамичные бойцовские качества. Как в истории с вечным спором между сторонниками спартанского обращения и менее сурового воспитания юношей — в каком из этих двух случаев вырастают более успешные и конкурентоспособные индивиды? Если всё в итоге сложится по второму варианту, то первоначальная тактическая выгода отечественной фарминдустрии от преференций может обернуться стратегическим ущербом.

Третий аспект — потребительский. Человека лечат терапевтические свойства препарата, а не страна происхождения. Предположим, что он — исходя из тех же мотиваций, в связи с которыми принято Постановление — готов оплачивать более высокую цену препарата П1 как налогоплательщик.

Но ведь лекарства, закупаемые на конкурсах и аукционах, предназначены не для налогоплательщиков, а для пациентов, которые заинтересованы в победе наиболее эффективного и безопасного препарата. Таковым в каждом конкретном случае может быть отечественный препарат, а может и зарубежный. Остается вопрос: насколько правила закупок, которые начнут действовать с 2017 г. года, учитывают эту необходимость.

В заключение отметим, что протекционистские меры применяются во многих странах, в том числе в развитых и в том числе на лекарственном рынке. Стремление государства создать преимущество для своих и тем самым стимулировать собственное производство, вполне закономерно. Вопрос лишь в выверенности этих мер — как найти золотую середину между «перезащитить» и «недозащитить». Является ли ею 15 %-ная фора Постановления, покажет время.

3768 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.