18+

Статьи — Журнал — Аптека: взгляд изнутри

В мороз бросает: казуистика первой помощи

Екатерина Алтайская о правах, возможностях и обязанностях сотрудников аптек, решивших оказать помощь при обморожении

Наши эксперты

Владимир Гридякин

генеральный директор аптечной сети «Альянс-Фарм» (Подмосквовье)

Артур Гайсаров

сотрудник кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медицинского университета

Представим ситуацию: в аптеку с обморожением приходит покупатель (или же просто человек), который хочет, чтобы ему оказали квалифицированную помощь. Давайте со свойственным нашей профессии педантизмом разберемся, что в таком случае обязан предпринять сотрудник аптеки, и чего ему, наоборот, делать не стоит.

Ноль градусов, но всё же…

Когда до весны остаются считанные дни, а крещенские и рождественские морозы давно миновали, многие наши граждане пребывают в уверенности: получить обморожение или переохладиться почти невозможно. Однако поздней осенью и ранней весной риск пострадать от воздействия низких температур велик — решающую роль играют ветер и влажность воздуха. В регионах, где обморожения встречаются особенно часто (например, Сургуте и Томске), медработники отмечают коварство первых и последних зимних морозов.

Первые признаки обморожения

Во многих случаях пострадавший и не замечает, что получил холодовую травму, и нуждается в медицинской помощи, а считает, что, наоборот, начал согреваться. Происходит это потому, что в наиболее подверженных обморожению органах и участках тела кровеносные сосуды находятся совсем рядом с поверхностью кожи, поясняет врач высшей категории Владимир Гридякин, генеральный директор подмосковной аптечной сети «Альянс-Фарм».

На холоде сосуды сужаются, и кровь начинает циркулировать медленно. Организм бросает свои основные ресурсы на обогрев жизненно важных органов. Периферийные ткани и конечности начинают затвердевать, в них образуются кристаллы, и человек просто перестает ощущать пострадавшее место.

Обморожению подвержены все, кто переутомлен, курит, страдает хроническими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, — или недавно перенес болезнь или травму.

Помогать или нет?

И вот представим, что в аптеку пришел человек с обморожением. Часть 1 статьи 31 Закона 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку». При этом напрямую фармацевтические работники в данной правовой норме не упоминаются. Следовательно, для того чтобы фармспециалист был обязан оказывать первую помощь, такая обязанность должна быть чётко установлена каким‑либо нормативным правовым актом.

В утвержденных профессиональным стандартом «Провизор» трудовых функциях и конкретных трудовых действиях провизора оказание первой помощи не предусматривается, свидетельствует Артур Гайсаров, сотрудник кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медицинского университета. Никаких указаний об обязанности оказывать первую помощь в аптеке нет и в «Правилах надлежащей аптечной практики», вступающих в силу 1 марта 2017 г.

При этом, согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего образования по специальности «фармация», выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи по «оказанию первой помощи в торговом зале аптечной организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи». Готовность выпускников к оказанию первой помощи установлена также ФГОС среднего профессионального образования по специальности «фармация».

Однако нельзя считать, что данные документы обязывают фармацевтических работников оказывать первую медицинскую помощь при обморожении или переохлаждении, считает Артур Гайсаров. Сама по себе готовность к оказанию первой помощи — это всё же не обязанность. Например, приобретение гражданином навыков по оказанию первой помощи на различных курсах (например, во время обучения в автошколе) вовсе не обязывает его применять полученные навыки на практике, что подтверждается частью 4 статьи 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, в настоящее время ни один из действующих нормативных правовых актов не обязывает фармацевтических работников оказывать населению первую помощь.

Другими словами, для провизора или фармацевта первая помощь — это право, а не юридическая обязанность.

И все‑таки — что делать?

Несмотря на отсутствие обязанности, на второй, третьей и четвертой стадии обморожения профессиональная и общечеловеческая этика не позволяет оставить пострадавшего без первой помощи. «Фармспециалист должен обладать навыками первой помощи, ведь у пациента в аптеке может случиться даже инсульт или любое другое неотложное состояние. А в отдаленном населенном пункте возможности вызвать скорую может и не быть, или же она сможет приехать лишь через час», — уверен Владимир Гридякин.

Кратко о первой медицинской помощи при обморожении

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», при обморожении и других эффектах воздействия низких температур разрешаются такие действия, как:

  • прекращение воздействия повреждающих факторов на пострадавшего (то есть перемещение человека в теплое помещение);
  • вызов бригады скорой медицинской помощи;
  • термоизоляция пострадавших участков тела;
  • контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
  • передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Подробнее остановимся на проведении термоизоляции. В настоящее время нет утвержденной специальной аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в аптечных организациях (что, кстати, еще раз подчеркивает отсутствие юридической обязанности фармацевтических работников по ее оказанию). Поэтому в качестве «источника» необходимых медицинских изделий для оказания первой помощи можно использовать аптечку для оказания первой помощи работникам, состав которой утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н — ее наличие обязательно для всех организаций, в том числе и аптечных.

В аптечке для оказания первой помощи работникам (а она должна быть в любой организации) предусмотрено наличие покрывала спасательного изотермического.

В зависимости от стороны наложения покрывало может как согревать человека, так и защищать его от перегрева (его можно применять и при общем переохлаждении). Кроме этого, в аптечке есть марлевые бинты, которые могут пригодиться при наложении термоизолирующих повязок. Для улучшения термоизоляции в повязках можно дополнительно использовать вату (правда, ее нет в составе данной аптечки).

Кроме этого, если у пострадавшего ясное сознание, рекомендуется предоставить ему горячее сладкое питье. «У наших посетителей были случаи обморожения, к счастью, только легкой степени. Основной первой помощью, которую мы оказывали, являлось теплое питье, предоставление теплых одеял и вызов скорой», — рассказала Анна Мансурова, оператор справочно-информационной службы сети «Аптека Вита» (г. Томск).

Совет эксперта:

«При обморожении необходимо постараться нормализовать общее кровоснабжение — и восстановить нормальную температуру тела, — советует Владимир Гридякин. — Прежде всего, нужно отправить человека в тепло. И согревать его постепенно, только постепенно! Слишком быстрый обогрев опасен, он усугубляет течение обморожения, усиливает разрушение пораженных тканей. Растирать пострадавший участок снегом, как делают многие, нельзя ни в коем случае. Это ускоряет разрушение пораженных тканей. А еще через микротравмы от растирания в кровеносные сосуды попадает инфекция, и она разносится по всему организму».

Быстро к врачу!

Если фармацевтические работники принимают решение об оказании первой мед. помощи при обморожении (например, об этом просит сам посетитель аптеки, либо, наоборот, он находится без сознания), то они должны вызвать скорую, утверждает Артур Гайсаров. Если же посетитель требует оказать ему первую помощь, но при этом категорически отказывается от вызова скорой — то в этом случае ее оказание не представляется возможным, о чем следует предупредить посетителя и порекомендовать ему обратиться в медицинскую организацию самостоятельно.

Есть ряд признаков глубокого обморожения, при которых пострадавшему обязательно нужно обратиться за медицинской помощью:
  • сильная боль в месте обморожения;
  • чувствительность обмороженных участков не восстанавливается;
  • устойчивая бледность кожных покровов;
  • если нажать пальцем на кожу, а затем убрать палец, цвет кожи не меняется;
  • пузыри с кровянистым содержимым.

Однако глубокое обморожение часто сочетается с обморожением легким. И пострадавший, скорее всего, понадеется на лучшее. Фармацевтическому работнику в любом случае нужно убедить пострадавшего, что при обморожении и общем переохлаждении самолечение опасно для жизни. Предлагать лекарственные средства не стоит — это компетенция врачей, а не сотрудников аптек!

За чей счет альтруизм?

К сожалению, в настоящее время четко не решен вопрос и с финансовой стороной процесса оказания первой доврачебной помощи в аптечных организациях, как при обморожении, так и при других ситуациях. Так, всё еще действующим Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 № 14 утвержден «Журнал учета медицинских товаров, израсходованных для оказания первой медицинской помощи» (форма № АП-14). Соответствующая запись в журнал должна производиться сразу же после оказания первой помощи. Кроме этого, на основе этих записей ежемесячно может составляться «Справка об использовании товаров на оказании первой помощи» (форма № АП-15), по которой израсходованные товары аптечного ассортимента будут списываться на издержки обращения аптечной организации.

Поэтому для решения вопроса в наши дни в каждой аптечной организации необходимо наличие утвержденной ее руководителем стандартной операционной процедуры по оказанию фармацевтическими работниками первой помощи, считает Артур Гайсаров. В этом документе должны быть чётко прописаны алгоритмы ее оказания при различных состояниях с указанием конкретных наименований требуемых медицинских изделий, мест их хранения (например, в аптечке для оказания первой помощи работникам или в специализированной аптечке), а также прописан порядок заполнения отчетных документов по израсходованным товарам и порядок их списания.

Профилактика

«Главная профилактика обморожения — теплая одежда! Чем больше слоев, тем лучше! Слои одежды образуют воздушную прослойку, не пропускают холод к телу!» — замечает Анна Мансурова.

На открытые участки кожи (лицо и кисти рук) за 15 минут до выхода на улицу следует наносить крем на жирной основе, который создает защитную пленку. Такие защитные кремы необходимо советовать посетителям аптек и зимой, и поздней осенью, и ранней весной.

0 0 лайков 1073 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

БАДы и компания: порядок приемочного контроля

Лариса Гарбузова об основах приемочного контроля пищевой продукции и парфюмерно-косметической продукции, которые необходимо указать при написании соответствующих СОПов

0 комментариев 0 лайков 2346 просмотров

«Эта аптека — шарашкина контора»

Три случая из судебной практики: убийство провизора, жалобы на хамство первостольника, претензии работодателя к своим сотрудникам

0 комментариев 0 лайков 2232 просмотра

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку