18+

Лекарства в супермаркетах: разбор законопроекта

Лекарства в супермаркетах: разбор законопроекта

Лекарства в супермаркетах: разбор законопроекта

Самвел Григорян о странностях проекта нового закона, разрешающего продажу лекарств в магазинах и супермаркетах

Тема возможной продажи лекарств в супермаркетах принимает зримые очертания. На Федеральном портале проектов законов и нормативных правовых актов опубликован разработанный Минпромторгом РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статью 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в части розничной торговли лекарственными препаратами». Изучение этого текста порождает несколько вопросов, которые будут изложены в настоящей статье.

Торговая организация

По названию законопроекта видно, в какие законы он призван внести изменения. Это № 61‑ФЗ от 12.04.2010 («Об обращении лекарственных средств») и № 323‑ФЗ от 21.11.2011 («Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В первом из них имеется 4‑я, так называемая «понятийная» статья. Законопроектом предполагается внести в нее новое понятие «торговая организация». Это будет организация, осуществляющая розничную торговлю продовольственными товарами, которая вправе осуществлять также розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку и отпуск лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона № 61‑ФЗ.

Из данного определения, во‑первых, следует, что продавать лекарства смогут только организации продовольственного ритейла. Другим розничным структурам — скажем, продавцам косметики-парфюмерии и прочей парафармацевтической продукции, всякого рода техники, одежды, хозяйственных, канцелярских и других товаров — путь в фармритейл по‑прежнему будет закрыт.

Во-вторых, сравните два фрагмента: выделенный курсивом и подчеркнутый. В первом фрагменте закона речь идет о продаже лекарств вообще, во втором — о безрецептурных лекарствах. То есть из «буквы» изложенного, похоже, вытекает, что в магазинах хранить, перевозить и отпускать можно только безрецептурные препараты, а торговать, похоже, всеми лекарственными препаратами. Если даже автор текста не закладывал в определение это противоречие, всё равно, писать законопроекты и в том числе понятийные фрагменты надо так, чтобы они были просты, ясны, не вызывали ни у кого недоумения и толковались однозначно.

Две новости, с какой начать?

Наше издание уже несколько раз освещало данную тему. В этих материалах (смотрите, в частности, недавнюю статью «Лекарства в супермаркетах: сколько аптек закроется») мы выделяли два вопроса, вокруг которых шла дискуссия между теми, кто за нововведение, и их оппонентами, профессионалами фармотрасли.

Первый вопрос заключался в том, что представители продовольственного ритейла хотели обрести доступ к лекарственной рознице без получения лицензии на фармдеятельность. Второй вопрос сводился к обсуждению того, какую часть безрецептурных лекарств законопроект разрешает к продаже в магазинах.

Так вот, с опубликованием законопроекта мы имеем две новости, как в анекдоте, «хорошую и плохую, с какой начать?» Начнем с первой. И из самого законопроекта, и из пояснительной записки к нему следует, что право торговых организаций реализовывать безрецептурные лекарственные препараты будет обусловлено наличием у них лицензии на осуществление фармдеятельности.

Дорогие коллеги, если вы по прочтении этих строк готовы захлопать в ладоши, то, прежде чем это сделать, ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: разве торговая организация, получившая в установленном порядке, с соблюдением всех требований отраслевого законодательства, лицензию на фармдеятельность, это не аптечная организация?

Если да, то в таком случае зачем вообще нужен этот законопроект и понятие «торговая организация»? Возможно, мы чего‑то пока не знаем. Может, где‑то на запасных путях незаметно раздувает пары еще один законопроект, который позволит торговым организациям лицензироваться по иной, «облегченной» процедуре? Понятно, что предполагаемый статус «торговых организаций» законопроекта в фармритейле сопоставим с аптечными киосками, которым тоже разрешено работать только с безрецептурными лекарствами.

Вторая новость почти наверняка участников фармотрасли не обрадует. Если законопроект о продаже лекарств в магазинах станет новым законом в ныне предъявленной редакции, то торговые организации получат доступ к реализации не ограниченного списка безрецептурных препаратов, как предполагалось ранее, а всех лекарств, отпускаемых без рецепта. В итоге нанесенный фармотрасли ущерб может оказаться больше, чем прогнозировался.

Торговля и НАП

Дилемма «торговые — аптечные» важна вот еще с какой точки зрения. В первом пункте Правил Надлежащей аптечной практики (НАП) записано, что они устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, ИП, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармдеятельность и т. д., но в этом перечислении отсутствуют торговые организации. И законопроект, о котором идет речь, разумеется, никаких изменений в НАП не вносит.

Из чего следует, что Правила НАП на торговые организации распространяться не будут. То есть все аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски будут обязаны соблюдать требования НАП, писать СОПы и т. д., а торговые организации — имеющие, кстати, лицензию на фармдеятельность, получается, такого обязательства иметь не будут.

Еще одно положение законопроекта о лекарствах в супермаркетах, вызывающее недоумение, содержится в его пункте 10 части 3 статьи 58 Закона «Об обращении лекарственных средств…», согласно которому (цитируется с сокращениями): «Предметно-количественный учет лекарственных средств… ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, торговые организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность… (далее можно справиться в тексте закона)».

Вопрос здесь возникает простой. Если торговые организации будут допущены к реализации только безрецептурных препаратов, как об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, то о каком ведении ими ПКУ может вообще идти речь? И имеет ли эта странность какое‑либо отношение к противоречивому определению понятия «торговая организация», о котором говорилось в начале статьи.

Главный вопрос

В заключение хотелось бы вернуться к главному из изложенных вопросов. Чем торговая организация, точнее говоря, подразделение торговой организации, получившее лицензию на фармдеятельность, отличается от аптечной организации, в частности, от такого объекта, как аптечный киоск? Если по сути ничем, то никакой необходимости в новом понятии, каковым является «торговая организация» рассматриваемого законопроекта, похоже, нет. Да и в самом законе, разрешающем продовольственным магазинам и супермаркетам продажу безрецептурных лекарств, получается, тоже.

Словом, хотелось бы от законотворцев получить ответ на этот главный вопрос, да и на остальные вопросы статьи тоже. А пока — загадка. Отпускает лекарства, имеет лицензию на фармдеятельность, но не аптека? Правильный ответ — торговая организация.

9182 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать