18+

Новый год, новые правила

Новый год, новые правила

Новый год, новые правила

Изучаем новые правила продажи товаров: фото- и видеосъемка в аптеке, внешний вид ценников и получение онлайн-заказа без паспорта

1 января благодаря «регуляторной гильотине» в фармацевтической отрасли вступило в силу несколько важных нормативно-правовых актов, два из которых мы рассмотрим в этой статье. Во-первых, в новом году торговля осуществляется по новым правилам — известное «55‑е постановление» больше не действует. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…». Контроль за их соблюдением, как и прежде, возложен на Роспотребнадзор, так что его сотрудники продолжат заглядывать в аптеки с проверкой. Во-вторых, вступило в силу Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1447, утвердившее новые Правила уничтожения изъятых фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств. Рассмотрим ключевые моменты новых нормативно-правовых актов.

Новые Правила и дистанционная продажа

Появление новых Правил продажи товаров (далее Правила) в значительной степени связано с расширением сферы применения цифровых технологий в торговле и с ростом её дистанционного сегмента, который дополнительно подстегнула пандемия COVID-19. Постановление № 2463 содержит отдельную большую главу, регулирующую продажи дистанционным способом.

Отметим, что в 55‑м постановлении такой главы не было. В нём был только один внесённый в мае 2020 г. пункт о том, что допускается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения дистанционным способом, включающим их доставку (за исключением рецептурных, а также спиртосодержащих с объёмной долей этилового спирта свыше 25 %).

«Дистанционная» глава постановления № 2463 (пункты 12–27) заслуживает внимания не только работников сетевых структур, поскольку Минздрав может в скором времени снять ограничение на количество аптечных объектов, необходимых для осуществления дистанционной торговли (пока их должно быть не менее 10). Глава касается всех товаров, которые разрешено продавать таким способом, но в ней также имеется отдельная норма, касающаяся конкретно лекарств.

В пункте 26 Правил указано, что дистанционная продажа лекарственных препаратов должна соответствовать нормам Постановления Правительства от 16.05.2020 № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами… дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки…». В этом постановлении подробно описано, как аптечная организация может получить право на онлайн-продажу и доставку ЛС.

Паспорт не потребуется

Пункт 20 новых Правил (постановления № 2463) определяет, что доставленный по указанному адресу товар можно передать не только потребителю, заказавшему его, но в случае его отсутствия — также любому лицу, сообщившему курьеру номер заказа, либо предъявившему иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора купли-продажи или оформления заказа.

Таким лицом может быть родственник или другой человек, помогающий заказчику, совместно проживающий с ним или просто оказавшийся в данный момент в его квартире. И предъявлять удостоверение личности, свидетельство родства, доверенность и т. д. не потребуется, уведомления из приложения или e-mail с электронным чеком будет вполне достаточно. В конце пункта 20 имеется оговорка: «если иное не предусмотрено законодательством РФ или договором розничной купли-продажи».

Этот пункт потенциально проблематичен. Во-первых, по ходу внедрения системы «электронный рецепт» и распространения дистанционной торговли на часть препаратов рецептурного отпуска, в будущем можно столкнуться с проблемой попадания таких препаратов при доставке «не в те руки».

Кроме того, в нашем фармзаконодательстве, к сожалению, нет однозначного запрета отпуска лекарственных препаратов лицам, не достигшим определённого возраста. Казалось бы, он мог появиться в новых Правилах продажи (где ж ещё?), но его туда не включили. Остаётся надежда на то, что ответственные участники дистанционного рынка сами установят разумные ограничения в своих договорах купли-продажи. Словом, ситуация, когда взрослые поручают ребёнку принять у курьера доставленные лекарства, требует осмысления и взвешенного нормативного решения.

Спрашивали — отвечаем

Одним из новшеств свежей версии Правил является норма пункта 5. Она вводит обязанность продавца при поступлении претензии потребителя направить ему ответ на требования, содержащиеся в претензии. Однако в пункте 5 не указано, в какой форме это нужно сделать. Претензия потребителя может быть как устной, так и письменной. Вне зависимости от этого, согласно Правилам, представитель продавца может выбрать удобную для себя форму ответа. Хотя, конечно, будет лучше, если формы совпадут: при наличии письменной претензии корректнее ответить письменно, в случае устной претензии можно ответить на требования потребителя в такой же форме.

Фото- и видеосъемка в аптеке

Возможно, в этом году фотографий лекарственных упаковок с аптечных витрин и прилавков в соцсетях станет больше.

Пункт 2 новых правил звучит следующим образом:

«На торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путём фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации».

Этот пункт в СМИ уже прокомментировали таким образом, что, мол, теперь в торговых залах разрешено фотографировать товар. Разумеется, о внутренних помещениях торговых объектов речь не идёт — проникать туда и фотографировать шкафы и стеллажи для хранения лекарственных препаратов потребители могут только с разрешения продавца.

Цель этой нормы, как отмечено в пункте 2, обеспечить права потребителей на поиск и получение любой информации о товаре в любых формах и из любых источников, если такие действия не нарушают законодательство РФ. Многие из нас, наверное, попадали в ситуацию, когда охрана супермаркета или другого торгового объекта запрещала фотографировать товар на полках и интерьеры заведения. На некоторых из таких объектов можно увидеть надписи и знаки, запрещающие фото- и видеосъемку.

Но дело в том, что пункт 2 Правил только продублировал нормы, которые и так имеются в нашем законодательстве. Правда, они до этого были разбросаны по разным пунктам Закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно пункту 1 статьи 7 этого закона, вся информация о товарах на полках является общедоступной. А право граждан на беспрепятственный поиск к ней и получение любой информации, в том числе потребительской, в любых формах и из любых источников (разумеется, в рамках законодательства) закреплено пунктами 1 статьи 8 и статьи 9 Закона № 149‑ФЗ.

Отметим, что в пункте 2 Правил речь идёт только о фотографировании товара, но не о видеосъемке. Однако, как мы показали, Закон № 149‑ФЗ допускает не только фото-, но и видеосъемку в торговых залах.

Другое дело, что в кадр могут попасть не только лекарственные упаковки и аптечные интерьеры, но и люди. Эта тема регулируется статьёй 152.1 Гражданского Кодекса РФ «Охрана изображения гражданина». Её смысл применительно к обсуждаемой ситуации таков: вести фото- и видеосъемку в местах, открытых для свободного посещения (а аптечный зал является таким местом) можно, но если в кадр попало изображение какого‑либо человека, то обнародование кадра или записи допускается только с его разрешения.

Долой однообразные ценники

Важное изменение, касающееся оформления ценников, содержится в пункте 3 Постановления № 2463. Сравним его с пунктом 19 предыдущих Правил (справа), которое регулировало ту же тему.

Новые правила

Старые правила

Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

В новом, более кратком пункте устранено требование о единообразном и чётком оформлении ценников. С помощью отличающихся ценников легче будет дифференцировать отдельные группы товаров, в том числе те, на которые предоставляется скидка. Удаление из законодательства нормы, выделенной курсивом, ничего не изменит; электронные ценники и грифельные доски в аптечных организациях не распространены.

Полгода на уничтожение

Перейдём к Постановлению № 1447. Действовавшая до 1 января 2020 г. норма устанавливала, что владелец недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств (далее «НФКЛ») в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения уполномоченным органом решения об их изъятии и уничтожении, обязан его исполнить. Поскольку отходы от уничтожения лекарственных средств относятся к разряду медицинских отходов, для работы с ними необходимо иметь специальную лицензию, коей аптеки не обладают. Более того, держатели такой лицензии присутствуют далеко не в каждом субъекте РФ.

Поэтому для многих аптечных организаций — даже в случае приложения максимальных усилий — 30‑дневный срок для уничтожения перечисленных категорий лекарственной продукции был невыполним. Согласно пункту 5 Постановления № 1447, с 1 января он заменён на 6‑месячный. А изъятие таких лекарственных средств из обращения, их изоляция с размещением в специальной выделенной зоне должны быть произведены как раз не позднее 30‑го дня с момента вынесения решения об этом.

Добавим, что классификация медицинских отходов дана в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790–10 „Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами“», а классы опасности отходов содержатся в статье 4.1 Закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления». С точки зрения классификации медицинских отходов, подлежащие уничтожению лекарственные средства относятся к классу «Г», а этот класс, в свою очередь, соответствует токсикологически опасным отходам I–IV классов опасности.

Соответственно, в пункте 8 Постановления № 1447 указано, что уничтожение НФКЛ должно осуществляться организацией, имеющей лицензию на транспортировку, обработку, утилизацию и т. д. отходов I–IV классов опасности (то есть, от класса чрезвычайно опасных отходов до класса малоопасных). Пункт 10 Постановления № 1447 позволяет аптечным организациям получать такую лицензию и самим уничтожать НФКЛ. В любом случае расходы по этим процедурам несёт владелец лекарственных средств.

Составив или получив от нанятой организации акт об уничтожении НФКЛ, аптечная организация обязана в пятидневный срок отправить его копию по электронной связи в Росздравнадзор. Во втором случае ещё 5 дней после уничтожения лекарственных средств даётся нанятой организации, для того чтобы, составив акт, переслать его заказчику.

В завершении статьи отметим, что с 1 января вступили в силу не только описанные выше нормативно-правовые акты, но и два других — приказ об утверждении видов аптечных организаций и новые санитарные правила. О них мы поговорим в следующих статьях — следите за публикациями на нашем сайте.

18453 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.