18+

Барби и трансформеры

Барби и трансформеры

Психолог Светлана Мерченко о том, чему учат ребенка его игрушки

Вспомните себя ребенком. Была ли у вас в детстве любимая игрушка? Как вам казалось, много ли у вас игрушек или мало? Играли вы дома в одиночестве, с родителями или с другими детьми? Бывает полезно ответить на эти вопросы, чтобы приблизиться к пониманию, как чувствуют себя наши дети и чего они хотят от родителей.

Родом из детства

На занятиях по детской психологии я задаю вопрос о любимой игрушке взрослым людям. Редко, кто не может вспомнить свои игрушки, обычно воспоминания приходят быстро, и мы с теплотой рассказываем о своих детских сокровищах. У девочек на первом месте в качестве любимых игрушек, конечно же, куклы, пупсы или мягкие медведи, зайцы, обезьянки. У мальчиков лидируют машинки, настольный хоккей, футбол, железная дорога и опять-таки мягкие игрушки. С каждой игрушкой всегда связана какая-либо история: как игрушка появилась, как ею играли и куда она делась. Потому что, будучи детьми, мы видим в своих игрушках не куски пластмассы или ткани, для нас они неотъемлемые части нашей души, частица родителей и просто чуда, которому в детстве всегда должно быть место. Наличие любимой игрушки для психологов всегда хороший признак, потому что это говорит о нашей привязанности, умении строить эмоционально значимые отношения.

Случается и так, что взрослые не могут вспомнить свои игрушки: одни просто не помнят детства, а другие помнят, но у них не было игрушек. Как правило, за этим стоит трудная семейная ситуация и детская боль. Конечно же, каждому ребенку нужны игрушки. Неважно, какими они будут — дорогими или дешевыми, новыми или отданными «по наследству», купленными или сделанными самостоятельно, главное, чтобы у ребенка были игрушки — как возможность познавать себя и весь мир.

От рождения до года

Какие игрушки покупать ребенку в возрасте 6-7 месяцев? Первые игрушки младенца — отнюдь не погремушки. Сначала младенец начинает играть своими пальчиками, кусочком пеленки, маминой грудью. Маме важно не столько играть с ребенком, сколько быть с ним в контакте: разговаривать, петь колыбельные, рассказывать народные потешки при просыпании, умывании — чем больше фольклора, тем лучше.

Затем в ход идут разноцветные и разнофактурные звучащие игрушки, которые способны привлечь внимание. Ребенку они интересны, но не надо и перебарщивать: младенцу еще не время специально тренировать свой мозг, время раннего обучения цвету, форме и тем более буквам еще не пришло. Приоритет желательно отдавать играм с телом и словом: «сорока-ворона», «ку-ку» и другим ритмичным упражнениям.

Примерно к семи-девяти месяцам дети начинают чувствовать свою отдельность от мамы, и поэтому усиливается страх ее потерять. Актуальными становятся игры, когда ребенок все методично выкидывает из кроватки, коляски, стульчика. Его интересует все, что движется, катится, главное — чтобы оно потом возвращалось к малышу (как и мама). Игрушки должны быть «многоуровневыми»: желательно, чтобы у них одновременно было много назначений, которые можно применять по-разному: сегодня буду звенеть, завтра катать, а затем кидать.

От года до полутора

Еще до года ребенок начинает ползать или ходить, и ореол его активной деятельности значительно расширяется. Тут важно разрешать ребенку как можно больше и внимательно следить за его безопасностью. Есть даже такая установка «чем больше мама сможет разрешить ребенку положить в рот, тем более творческим и инициативным он вырастет». Ребенку сейчас интересно все, что можно проверять, рвать, разбрасывать, перекладывать, катать. Он больше интересуется содержимым ваших шкафчиков и полок, нежели игрушками. Порядка в квартире хорошей маме не видать: раскатанные и утопленные рулоны туалетной бумаги, раскиданная обувь, разбросанный лук — это то, что дает ощущение жизни и собственной причастности ко всему. Помните, что взаимодействие с окружающей реальностью ребенку, безусловно, полезнее, нежели сидение в манеже с чистыми игрушками в идеально прибранной квартире.

Игрушек много не бывает?

Cколько игрушек должно быть у ребенка? Этот вопрос нередко занимает родителей, особенно тех, у чьих детей игрушки вываливаются из всех ящиков, а они просят все новые и новые, практически в них не играя. Но как понять, много игрушек или мало, ведь это так относительно. Однажды на занятиях я попросила мам девочек посчитать, сколько у их пятилетних детей кукол Барби. Наименьший результат — шесть, а наибольший поразил всех, включая саму маму, — они с дочерью насчитали 73 куклы Барби только в квартире, не считая дачных кукол и «детей» Барби. Так может 73 — это не так уж много, а 6 — не так уж мало? Как это определить? Психологи по этому поводу придерживаются следующего мнения: ребенку нужно столько игрушек, на скольких хватит у него внимания и душевных сил. Если это куклы, то у них должны быть имена, отличия, ребенок с каждой из них должен выстроить свои определенные отношения. Понятно, что 73 — это перебор, потому что невозможно всех запомнить и взаимодействовать с каждой персонально. Это и есть главный критерий: ребенок помнит свои игрушки, возвращается к ним, они не валяются хламом и массой, ему дорога каждая в отдельности.

Убить мечту

Сейчас много детей, у которых игрушек в избытке, это приводит к тому, что они их не ценят, воспринимают дары как должное, особо не благодарны за них. Подобные излишества приводят к эгоистичности и восприятию мира так, словно ребенку «все должны». Хорошо это для жизни или плохо — решать родителям. Однако среди психологов сейчас даже существует такой термин — «родители, убийцы мечты». Речь идет о тех родителях, которые на любое детское «хочу!» отвечают быстрым согласием.

«Если у меня есть возможность купить ребенку новую игрушку, то почему я должен ему отказывать? — удивляется Максим, папа 6-летнего Дениса. — У нас в советском детстве были в основном пластмассовые убожества, о классных игрушках приходилось только мечтать. И я рад тому, что могу купить ребенку то, чего у меня в детстве не было». Действительно, может порадоваться за папу с сыном? Однако на деле дети быстро забывают игрушки, которые они отчаянно выпрашивали в магазине, и завтра им уже нужна новая. «Убийство мечты» происходит тогда, когда дети получают желаемое сразу же. Это очень важный процесс — хотеть, ждать, надеяться, мечтать, получить желаемое и испытать наслаждение, удовольствие от того, что мечта сбылась. Если родители «убирают» процесс ожидания, то вместе с этим лишают ребенка и удовольствия, так как малыш не видит ценности в такой игрушке. Получается, что родители не учат ребенка ставить цели и идти к их достижению. Надо отметить, что и слишком затянутый период ожидания так же сводит к минимуму удовольствие. Как говорится, хороша ложка к обеду.

От полутора до двух лет

Ребенка начинают приучать к горшку и первым правилам поведения, которым он активно сопротивляется. Это время капризов и протестов, поэтому актуальны те действия, в которых есть внешние границы, но они нежесткие: как ни сделаешь, все «правильно». В этом возрасте малышу очень интересно играть в песок, сыпать, лить, мять, вставлять предметы один в другой, рисовать, конструировать. Этим можно заниматься как со специальными игрушками, так и с подручными материалами: крупой, тестом, коробочками, баночками, были бы у мамы фантазия и терпение. Какие игрушки покупать ребенку в возрасте 1,5-2 года? Наиболее актуальные: конструкторы, наборы для творчества, игр с водой, ролевые игры с сюжетом, первые книжки — сказки.

От двух до трех лет

Это время, когда ребенок экспериментирует с агрессией, пробует кусаться, пинаться. Важно, чтобы родители не отвечали агрессией на агрессию, жалели неразумного «злодея», но при этом давали твердые социальные установки, вводили четкие и понятные запреты. Малышу становятся интересны другие дети как товарищи по играм. Желательно, чтобы дома у ребенка были возможности для творчества: пластилин, бумага, карандаши, краски, ножницы и т.д. Также начинаются ролевые игры с минимальным сюжетом, подвижные игры с простыми правилами. Особую важность приобретают сказки. Дети интересуются мультфильмами, которые в идеале рекомендуется смотреть совместно с родителями, чтобы те давали к ним свои комментарии.

Куда уходит детство?

Какие игрушки покупать ребенку? Зачастую мы с удовольствием покупаем своим детям именно те игрушки, которыми сами бы поиграли в их возрасте, будь у нас такая возможность… Ольга, мама двух дочерей, вспоминает: «Когда мои девочки доросли до кукол, я была очень рада и с удовольствием водила их в магазин, где мы выбирали, выбирали, выбирали… Проблема была в том, что мне всегда нравились другие куклы, кроватки, ванночки — не те, которые привлекали моих дочек. Я расстраивалась, настаивала, иногда они даже соглашались. Но однажды я четко поняла, что подменяю предпочтения ребенка своими желаниями. Зачем? Мне стало обидно за себя маленькую, у которой не было такого выбора, и я стала покупать игрушки себе. Да, себе. Я не сама додумалась до такого решения — позаимствовала его у подруги, мамы четырех сыновей. Надо сказать, я быстро наигралась, теперь покупаю то, что нужно именно дочкам, а не мне маленькой».

На игрушках учимся

Игрушки и игры для ребенка — это всегда отражение его душевной жизни, переживаний, забот и невзгод. Дети, играя, проживают важные для них ситуации. Именно поэтому в психологии существуют целые направления, связанные с процессом игры, — игровая терапия, песочная терапия. Детская игра — это окно в мир ребенка. И если взрослые хотят понять своего малыша, рекомендую внимательно наблюдать за его играми. В них и его боль, и его переживания, и его актуальные задачи. Надо не просто смотреть, надо видеть, и внимательные родители замечают, что некоторые игрушки становятся для ребенка особыми, дорогими, незаменимыми. У детей от двух до пяти практически всегда есть любимая мягкая игрушка, с которой малыш спит и носит за собой повсюду. Это так называемые игрушки — «переходные объекты», которые помогают ребенку в процессе отделения от мамы. Без мамы спать страшно, а с мишуткой спокойней. Мама, конечно, лучше мишутки, но пусть хотя бы так… Такими игрушками не делятся, они бывают неприглядные, грязные, но именно они самые родные и самые близкие. И самые большие горести, душевные травмы можно нанести, выкинув такую игрушку или даже просто постирав ее.

От трех до пяти лет

Девочки и мальчики осваивают полоролевое взаимодействие, поэтому девочкам интересно все, что имитирует жизнь мамы и женщины — куклы, посуда, бытовая техника, домашняя утварь, косметика, наряды, символы фей и принцесс. Мальчиков занимают мужские атрибуты силы и уверенности — оружие, мечи, машины, роботы, злодеи и герои. Они также не против поиграть в «дом», где выбирают роль сына, мужа или брата. Другие дети становятся им еще интересней, именно с ними проходят все сюжетно-ролевые игры, хотя игру все еще направляет взрослый.

С пяти до семи лет

Актуальны все занятия предыдущего периода, но к ним добавляются игры с правилами. Важно научить ребенка проигрывать и честно соблюдать правила игры — это необходимая часть подготовки к школе. Сюжеты для игр дети придумывают уже сами, главное — чтобы были игрушки, а взрослые не мешали. Пусть дети строят дома и шалаши из стульев и покрывал, позволяйте им экспериментировать и проявлять самостоятельность. Как можно больше читайте вслух, получайте радость от совместного общения и игр. А педагогические способности и терпение доверьте проявлять профессионалам, которые будут готовить ребенка к школе: мама в роли учителя зачастую может превратиться из Феи в Бабу-ягу.

От семи до десяти лет

В школе детство не заканчивается, но акценты смещаются от свободной деятельности к целенаправленной. Это самое время для узконаправленной деятельности — спорта, танцев, музыки, хобби. Позаботьтесь о том, чтобы подобрать ребенку интересное дело, в котором у него будут успехи. Ведь в школе не все становятся отличниками, а потребность быть успешным и компетентным есть у всех. Рекомендуется сократить время «общения» с компьютером, это затягивает и формализует личные отношения. Айподы, айпэды, приставки, планшеты — чем больше вы продержитесь без этих чудес техники, тем лучше. Разумеется, рано или поздно они неизбежны. Мир идет вперед, и мы, взрослые, не всегда успеваем за своими детьми.

Зайку бросила хозяйка

Ребенка учат даже не сами игрушки, а то, как к ним относятся родители. Взрослым всегда приятно, когда родители хранят их любимых зайцев, кукол, роботов: значит, ценят и уважают внутренний мир своего ребенка, бережно относятся к его переживаниям. А есть и те, кто прагматично решают «выкинуть этот хлам». Эти родительские поступки говорят детям намного больше, чем привычное «Я тебя люблю». К сожалению, за годы работы с родителями (которые когда-то были детьми), я выслушала множество горестных историй о том, как родители расправились с их любимыми игрушками: у кого-то выкинули дудочку, чей-то барабан полетел с пятого этажа, куклу продали вместе с дачей, любимую коляску отдали соседке, все игрушки «ушли от хозяйки» за ее недостойное поведение и так далее. Но из всех случаев больше всех меня поразил тот, который рассказала тридцатилетняя Лена: «У меня в детстве было достаточно игрушек, не много и не мало. И вот однажды, в конце лета, когда пришла пора идти в первый класс, родители собрали все игрушки, вышли со мной во двор и сказали, что я уже почти школьница, значит, совсем взрослая. А потом разожгли огонь и разом сожгли все мои игрушки. От этой картины я чуть не сошла с ума: мои любимые родители и мои любимые игрушки! Мне в этот же день купили новую школьную форму, тетради, книги — словом, все, что нужно для школы. Сказать, что у меня был шок и горе — не сказать ничего. Я безумно тосковала по своим игрушкам, чувствовала себя предательницей, злилась на родителей… Дело закончилось тем, что я стала ходить по свалкам и искать там игрушки. Я приносила их домой, прятала, а потом спала с ними. Мама утром находила то одного вонючего медведя, то другого — кого-то потом отстирывали, кого-то выкидывали. Мои «свалочные» похождения поразили родителей, и они снова стали покупать мне игрушки. Надо сказать, что сейчас все мои игрушки со мной, я перевожу их за собой с места на место, они сидят высоко на шкафу, и муж не может понять, почему я не даю поиграть ими его племянникам…». Самое удивительное, что родители Лены явно руководствовались чем-то «правильным», устраивая этот костер, и наверняка любили свою дочь. Но и любовь бывает разной.

Играем с удовольствием!

Игра — это язык вашего ребенка. Останется ли он для вас иностранным или станет родным и понятным — зависит от вас. Наблюдайте за игрой, включайтесь в нее, думайте, смотрите — и вы поймете тайный смысл ее сюжетов и образов. Показатель счастья родителя и ребенка — не в количестве игрушек, потому что их желательно надо не собирать, а выбирать. Игрушка — это маленькая часть души вашего малыша, и своим отношением к ней вы формируете отношения ребенка со всем миром. В игре всегда есть удовольствие, так пусть оно будет взаимным!

3444 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.