18+

Кто на новенького?

Кто на новенького?

Психолог Анна Танакова о том, как помочь ребенку освоиться в новой школе

Досье КС

Анна Танакова (Новосибирск) — клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии «Чудеса на песке» Центра раннего развития «Лукоморье»
Обучение в школе — важный и достаточно сложный период в жизни каждого. Ведь за это время дети не только получают определенную сумму знаний, но и учатся общаться с разными людьми. А это важная ступень в процессе усвоения социальных норм, без знания которых крайне сложно найти свое место в мире ­людей.
 
При этом школьная жизнь у каждого складывается по‑разному. Для кого‑то первый и последний звонок прозвенит в стенах одной и той же школы, и радость от завершения столь значимого этапа он разделит с теми, с кем успел подружиться за эти долгие годы. А кому‑то в силу самых разных обстоятельств приходится менять ­школу.
 
 
На новом месте
Смена учебного учреждения — это всегда стресс для ребенка, даже если он сам и его родители уверены в том, что подобные перемены будут только к лучшему, ведь многое ему придется начинать с чистого листа. Поэтому если переход в другую школу в вашей семье вопрос решенный, то к этому событию стоит подготовиться заранее, чтобы минимизировать возможные негативные последствия стрессовой ситуации. Период привыкания к новому коллективу у детей может длиться от двух недель до двух месяцев. Снижение школьной успеваемости и изменения в поведении ребенка в это время вполне закономерны. Например, вы можете заметить, что ребенок стал более обидчивым, грустным или раздражительным. Стоит отнестись с пониманием к подобным проявлениям в поведении. Помните, сейчас ребенку как никогда важно ощущать вашу любовь и поддержку. По мере того как он адаптируется к новым условиям, всё это пройдет само собой и отметки станут заметно ­лучше.
 

Стоит обсудить проблему адаптации с классным руководителем и школьным психологом, если проявляются следующие тревожные ­сигналы:
  • нарушения ­сна;
  • потеря ­аппетита;
  • ребенок ничего не рассказывает о ­школе;
  • он неохотно садится за подготовку домашних ­заданий;
  • появились жалобы на поведение ребенка в ­школе;
  • он отказывается посещать школу или прогуливает ­занятия;
  • ребенок стал чаще ­болеть.

 

Помните и о том, что менее болезненной будет ситуация, если переход в другую школу придется на начало учебного года. Ведь после длительного летнего перерыва все дети вынуждены заново адаптироваться к школьной жизни. Новичку будет легче стать «своим» именно в этот ­период.
 
Малыши-карандаши
Возраст ребенка — не последний фактор, определяющий круг возможных трудностей в новой школе и пути их преодоления. Так, для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь важно адаптироваться к новому ­учителю.
 
Учитель на этом этапе играет очень значимую роль в жизни ребенка. Именно при участии педагога он принимает на себя роль ученика, круг новых обязанностей, дисциплинарные нормы и др. Для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом, поэтому для них крайне важно, как педагог оценивает их самих и их достижения. Это выглядит примерно так: если учитель хвалит и ставит хорошие отметки, то я хороший и успешный. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене школы ребенку придется приспосаб-ливаться к новым правилам, а это бывает ­непросто.
 
Для младших школьников крайне важно, как педагог оценивает их самих и их достижения. В новой школе ребенку придется привыкать к новым правилам, и родителям очень важно установить контакт с учителем, чтобы помочь ­малышу.
 
Родителям важно установить контакт с педагогом. Расскажите о личностных особенностях сына или дочери, чтобы учителю было проще найти подход к ребенку. Целесообразно будет познакомить ребенка с учителем еще до начала занятий. Небольшая экскурсия по школе тоже придется кстати. Ребенок сможет немного освоиться в новом пространстве и будет чувствовать себя более ­комфортно.
 
Тщательно соберите портфель ребенка, предварительно обсудив с педагогом перечень необходимых принадлежностей и учебников, это поможет избежать неловких ситуаций, и ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее. Проявляйте живой интерес к его школьным делам, это очень важно. При этом не скупитесь на проявления поддержки, любви и веры в то, что у сына или дочери всё ­получится.
 
Второй непростой момент — это адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе для детей по‑прежнему остается значимой игровая деятельность, посредством которой им бывает легче, чем, например, подросткам найти общий язык друг с другом. Доброжелательная позиция педагога по отношению к новичку также играет не последнюю роль, ведь младшие школьники очень ориентированы на учителя. Если ваш ребенок застенчив и с трудом сходится с новыми детьми, вы можете помочь ему, организовав, например, небольшой праздник, приуроченный к его приходу в новый класс. Таким образом, вы сможете собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для неформального ­общения.
 
Чем взрослее, тем сложнее
Подростковый возраст сам по себе весьма непростой период в жизни ребенка и его родителей. В это время многое претерпевает изменения. То, что было значимым ранее, отходит на второй план, уступая место новым потребностям взрослеющего человека. Стремление добиться успехов в учебе в этот момент явно начинает проигрывать стремлению ребенка быть успешным в ситуациях ­общения.
 
Подросток остро испытывает потребность найти близких себе по духу людей, ощутить свою принадлежность к группе единомышленников и в то же время иметь возможность проявлять свою индивидуальность и непохожесть на всех остальных. Самый большой страх для подростка в ситуации перемены школы — потерять старых друзей и не обрести новых. Однако нередко проблема смены учебного учреждения становится актуальной именно в этом ­возрасте.
Всё чаще родители стремятся как можно лучше подготовить детей к поступлению в вузы и поэтому по мере их взросления начинают подыскивать профильные гимназии и лицеи, обучение в которых может дать значимую фору при поступлении. Если большинство друзей вашего сына живут в одном с вами дворе или вместе с ним посещают одну и ту же секцию, ребенку будет гораздо проще принять мысль о смене школы, и ваши аргументы о преимуществах другого учебного учреждения, скорее всего, будут ­услышаны.
 
Если же большинство друзей вашего ребенка — его одноклассники, то ваше предложение явно не вызовет у него восторга. Скорее всего, ребенок будет бунтовать и сопротивляться возможным переменам. В этой ситуации важно очень тщательно взвесить все «за» и «против». Ведь, вырвав ребенка из комфортной для него среды, вы можете сделать ему только хуже. В конечном итоге, всегда можно найти разумные альтернативы. Например, пригласив репетитора, который поможет лучше подготовиться к выпускным ­экзаменам.
 
Если смена школы неизбежна, например, по причине переезда, то важно, чтобы прежние контакты ребенка не прервались резко. Если вы теперь живете в другой части города, то позволяйте сыну или дочери, к примеру, приглашать своих старых друзей в гости по выходным. Помните, что потеря старых друзей в ситуации, когда новые еще не появились, может быть очень острой и болезненной для ­подростка.
 
Как вести себя в новом классе, чтобы не попасть в немилость к новым одноклассникам — вопрос, который, несомненно, будет терзать любого подростка. Ваш совет в этом вопросе может оказаться очень полезным и помочь ребенку занять правильную позицию в новом коллективе. Расскажите ребенку о так называемой тактике «подводной лодки», которая поможет ему постепенно перейти из разряда «чужих» в разряд «своих». Суть этой тактики сводится к следующему — на первых порах новичку стоит быть доброжелательным, приветливым, но не слишком активным. Позиция наблюдателя в данном случае дает возможность присмотреться к одноклассникам и вникнуть в суть тех правил и норм, которые существуют в новом классе. Это может касаться манеры одеваться, разговаривать, разрешать конфликтные ситуации и т. ­д.
 
Если ребенок, не разобравшись в здешних порядках, начнет «качать права», критикуя всех и вся, тогда, скорее всего, весь класс объединится против него и начнет активно его выживать, ведь, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Тактика «подводной лодки» как раз и помогает избежать подобных ­неприятностей.
 
 
Особый случай
Ранее мы коснулись достаточно типичных ситуаций, в которых ребенку приходится менять школу, — переезд, переход в более престижное учебное учреждение или профильный класс. Однако жизнь — штука непростая, и ситуация, приведшая к смене учебного учреждения, может быть осложнена рядом неприятных ­обстоятельств.
 
Между молотом и наковальней
К таким непростым ситуациям можно отнести конфликт с учителем. Например, у вас может сложиться впечатление, что педагог оценивает вашего ребенка крайне субъективно и исключительно в негативном свете. Это может проявляться в том, что учитель систематически занижает оценки ребенка, не дает ему возможности проявить себя или делает унижающие достоинство ребенка замечания, провоцируя, таким образом, насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Такое, увы, иногда случается. Однако, прежде чем переводить ребенка в другую школу, стоит досконально разобраться в сложившейся ситуации, чтобы избежать повторения подобного сценария в будущем. Иногда конфликт может разразиться между учителем и родителями, а ребенок оказывается в таком случае уязвимым звеном, страдающим от разногласий между взрослыми. Примером этому может послужить история ­Светланы.
 
Светлана работает учителем начальных классов более десяти лет. За это время она обучила три выпуска, каждый из которых она помнит очень хорошо и всегда рада встрече со своими бывшими учениками и их родителями. Светлана любит детей и свою работу, поэтому ребята к ней тянутся, а родители уважают и ценят. Неудивительно, что ситуация с родителями новенького Севы явилась для нее полной ­неожиданностью.
 
Сева пришел в класс Светланы после осенних каникул, и с этого момента редкий день она не выслушивала претензии в свой адрес со стороны его родителей. «Почему ребенка посадили на четвертую парту, а не на вторую?», «Почему к новогоднему празднику дали маленькое стихотворение?», «Почему на уроках труда ребенок перепачкался клеем?», «Почему Севу спросили первым на уроке (или не спросили вообще)?» — и так ­далее.
 
Всё это говорилось обычно грубо и высокомерно. Отец мальчика, сотрудник прокуратуры, то и дело угрожал педагогу «затаскать по судам». А мама, преподаватель в вузе, неустанно читала лекции о правильной организации учебно-воспитательного процесса. Сева, чувствуя, что родители за него горой, всё чаще нарушал правила поведения, отказывался выполнять задания и вел себя крайне ­вызывающе.
 
Однажды после очередного разговора в кабинете директора, инициаторами которого были родители Севы, Светлана расплакалась, сказав, что больше не может так работать. Учительница призналась: из‑за постоянного напряжения в отношениях с родителями ей всё труднее нормально реагировать на ребенка, она всё чаще испытывает к нему раздражение. Она понимает, что это непрофессионально, но ничего поделать с собой не ­может.
 
Иногда люди склонны занимать позицию экспертов в любых вопросах, считая, что имеют право диктовать свои правила всем и вся. Подобные вольности могут иметь место и в подходе к воспитанию ребенка. «Мы воспитываем свободную личность, поэтому пусть делает всё, что хочет», — могут, к примеру, заявить такие родители. При этом понимание того, что другим людям крайне трудно находиться рядом с ними и их слабо управляемыми детьми, обычно отсутствует. А от вседозволенности страдают, как правило, не только окружающие, но и сам ребенок. Поэтому, прежде чем рваться в бой в случае назревающего конфликта, лучше для начала проанализировать ситуацию, оценив вклад каждой из сторон в существующее положение ­дел.
 
Однако бывают ситуации, когда в действительности неправ именно учитель, и его поведение нельзя не только считать профессиональным, но и просто человеческим. В каждой профессии есть люди, которые находятся не на своем месте, и педагогика не является исключением из правил. В подобном случае перевод ребенка в другой класс или школу будет целесообразным. Ведь учитель может стать не только мудрым наставником, способным привить ребенку стремление познавать новое, но и человеком, подорвавшим в ребенке веру в себя и желание ­учиться.
 
Скромники и скромницы
Иногда серьезным поводом для смены школы может стать нездоровая психологическая обстановка в классе, когда ребенок становится жертвой систематических нападок со стороны одноклассников. Чаще в роли жертвы оказываются тихие детки, не имеющие достаточного опыта в общении. Их попытки подружиться могут выглядеть неуклюжими и вызывать насмешки у бойкой и задиристой части класса. Примером этому может послужить история тринадцатилетнего ­Федора:
 
Эта школа уже не первая в жизни Феди. А причина перемен одна и та же — у мальчика не складываются отношения в классе. Федор тихий, скромный, добродушный ребенок. А еще мальчик носит очки и несколько неуклюж из‑за лишнего веса. До поступления в школу ребенок мало общался с другими детьми, так как жил вместе с мамой и бабушкой в маленькой деревушке, где ровесников Феди практически не было. В общении Федя чувствует себя неуверенно и поэтому чаще всего либо остается в стороне, либо делает что‑то ­невпопад.
У Феди совсем нет друзей, и это очень его огорчает. С возрастом насмешки одноклассников стали более изощренными — ребята портят его вещи, подкарауливают, чтобы побить. Постоять за себя мальчик не умеет. Однажды, выслушав мамину печальную историю о школьных делах сына, ее подруга посоветовала ей отдать мальчика в спортивную секцию, на что мама Феди отреагировала негативно. По словам мамы, чтобы махать кулаками, много ума не надо, а ее мальчик умный и воспитанный ребенок. Вероятнее всего, мама опять займется поисками новой школы, где, возможно, у Федора всё сложится по‑другому.
 
Родители должны понимать, что тихие, замкнутые, не имеющие развитых навыков общения дети чаще других могут столкнуться с теми же проблемами, что и Федор. Поэтому еще в дошкольном возрасте крайне важно, чтобы у ребенка была возможность общаться со сверстниками — это важный фактор, способствующий развитию ­ребенка.
 

Многим родителям кажется, что развитие сводится к усвоению новых знаний, а игра в их восприятии — малополезное занятие. Это серьезное ­заблуждение.

Для дошкольника игра — это основа любой деятельности, через игру ребенок познает мир, учится общаться, раскрывается как творческая личность. Если вам кажется, что что‑то было упущено в этом возрасте и теперь ваш повзрослевший ребенок трудно сходится с другими детьми, этому стоит уделить внимание, а не надеяться, что всё само собой ­пройдет.
Старайтесь чаще приглашать в гости друзей, у которых дети близки по возрасту вашему ребенку. Помните и о том, что дети многому учатся, подражая своим родителям. Поэтому, если вы сами всячески избегаете общения с другими людьми и в вашей жизни практически нет друзей, не стоит удивляться, что ребенок не понимает, как ему подружиться с другими ­ребятами.
 
Постарайтесь, чтобы помимо школы в жизни сына или дочери обязательно было место какому‑нибудь увлечению. Чем больше в жизни ребенка социальных групп помимо школы, тем больше у него возможностей получать ценный опыт взаимодействия с другими людьми. К тому же успешность в каком‑то виде деятельности, будь то спорт или творчество, порой способно компенсировать наличие неурядиц в школе (пусть я не являюсь лидером в классе, зато в хоккейной секции я хороший вратарь, и ребята меня за это ­уважают).
 
Всё большую популярность приобретают группы общения для детей и подростков, где ребята в комфортных условиях учатся эффективно взаимодействовать друг с другом. Как правило, такие группы курирует психолог, который направляет процесс обучения в правильное русло. И это тоже может помочь ребенку справиться с его ­проблемами.
 
 
Уроки мужества
Отдельно хочется сказать о мальчиках, воспитывающихся в неполных семьях. Такие ребята нередко бывают более уязвимыми в среде сверстников. Причина — отсутствие эталонов мужского поведения, подражая которым они могли бы лучше освоить свою мужскую ­роль.
 
Мир мужчин отличается от мира женщин. Мужчина — воин, защитник, добытчик. Поэтому юноше важно овладеть определенными навыками, чтобы в дальнейшем быть способным выполнять все эти функции. Мальчик, освоив свою мужскую роль, по мере взросления не просто будет принят в мужском сообществе, но и будет интересен представительницам прекрасной половины ­человечества.
 
Поэтому мамам, воспитывающим сыновей без пап, крайне важно помочь мальчикам усвоить уроки мужества. Старайтесь как можно чаще отпускать ребенка в гости к друзьям, где есть папы, активно включенные в процесс воспитания своих собственных сыновей. Создайте условия для того, чтобы ребенок имел возможность общаться с мужчинами из вашей семьи — будь то дедушка, дядя или крестный. Спортивная секция с хорошим тренером также будет не лишней. Здесь мальчик не только будет иметь возможность для мужского общения, но и научится постоять за себя, что придаст ему уверенности в себе. Помогайте сыну преодолевать трудности, а не избегать их, и тогда вы сможете гордиться, что вырастили из сына достойного ­мужчину.
 
И в ­заключение…
Принимая решение о смене школы, стоит учесть два важных момента. Первый — жизнь устроена так, что нам постоянно приходится общаться с разными людьми, и далеко не все из них нам приятны и интересны. При этом умение выстраивать конструктивный диалог независимо от наших симпатий и антипатий дорогого стоит и является важным профессиональным навыком во многих профессиях. Если ваш ребенок научится это делать, идти по жизни ему будет гораздо ­легче.
 
Однако — второй момент — бывают ситуации, когда общение носит нездоровый характер и способно причинить серьезный вред ребенку. В этом случае ваша задача — сделать всё возможное, чтобы создать для ребенка более безопасную среду. Ведь именно вам он безгранично верит, любит вас и ждет вашей ­поддержки.
 

 

2027 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.