18+

Статьи — Юридический блог

Тимофей Нижегородцев: «Если хотите быть на рынке, то конкурируйте!»

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС — о конкуренции аптек-одиночек с крупными сетями и легализации интернет-аптек

В начале февраля на сайте «Катрен-Стиль» состоялся вебинар с участием Тимофея Нижегородцева, начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. В ходе вебинара обсуждались острые вопросы, актуальные для отрасли. Ниже мы публикуем ответы Тимофея Нижегородцева на вопросы читателей «Катрен-Стиль», связанные с дискаунтерами, конкуренцией аптек-одиночек с крупными сетями и легализацией интернет-аптек.

КС: Как быть, когда сетевые аптеки демпингуют цены?

Тимофей Нижегородцев: Что касается демпинга, то мы проводим экономический анализ и рассматриваем такие случаи. Но, как показывает опыт, случаи недобросовестной конкуренции в этой сфере довольно редки. Однако был один случай, связанный с демпингом на торгах. Он сейчас расследуется. У нас есть информация, что лекарственные средства в ряде случаев ввозятся по более высокой цене, чем продаются (согласно таможенной декларации). В большинстве других случаев существование демпинга доказать не удается.

Понятно, что крупные сети при переговорах с производителями имеют больше возможностей по снижению цен. К примеру, снижение цен в качестве скидок для потребителей. В этом случае мы считаем, что более низкие цены в крупных аптечных сетях экономически обоснованы. И бороться с этим мы не будем.

КС: Что может сподвигнуть ФАС на расследование ценового демпинга сетей?

Тимофей Нижегородцев: Если мы увидим, что внутри сети, выходящей на новый рынок, цены на аналогичные препараты, с аналогичными условиями (срок годности и так далее) ниже закупочных и критически ниже, чем цены на эти же препараты внутри регионов, на которых она же работает. Это доказательство того, что сеть снижает цены злонамеренно, перекладывая издержки на те регионы, где она доминирует, с тех мест, где только начинает развиваться.

КС: Что делать местным аптекам, когда приходят крупные федеральные сети, и что делает ФАС в этом отношении?

Тимофей Нижегородцев: Задача ФАС как раз в том, чтобы обеспечивать конкуренцию и снижать административные барьеры. Когда крупные сети приходят в новый регион, то мы считаем, что это благо для потребителя, потому что он получает право выбора. Конечно, вы видите в этом угрозу. Потому что вам приходится конкурировать, считать издержки, строить работу по формированию ассортимента. С точки зрения экономического процесса, приход новых участников на рынок — это благо. Наша обязанность — снижать региональные барьеры и бороться с ненужным региональным протекционизмом. У нас единое экономическое пространство. Если люди пришли и хотят работать в вашем регионе, то они должны получить такую возможность.

КС: Как вы относитесь к тому, что крупные сети дробятся на несколько юрлиц и пользуются преимуществами для мелкого бизнеса?

Тимофей Нижегородцев: Естественно, негативно. Это способ ухода от налогов. Мы сотрудничаем с налоговой службой. Сейчас, например, проверяем продуктовые сети и там та же самая история: сети делятся на ИП, чтобы содержать объект, а есть компания, которая на условиях франшизы предоставляет ИП торговую матрицу, оборудование и так далее. У нас есть способы выявления таких махинаций. Мы проводим проверки, и зачастую признаем такую деятельность имитационной. Мы боремся с этим по мере сил и возможностей.

КС: Сейчас идет курс на укрупнение. Скоро останутся только федеральные аптечные сети!

Тимофей Нижегородцев: Такого никогда не произойдет. Крупные сети займут свое место, но они никогда не смогут предложить потребителю то, что могут малые участники рынка. Персонификацию, отношение, культуру, которая формируется только в небольших аптеках. Есть аптеки, которым уже более 100 лет, они не образуют сети, но находятся в центре города и люди туда идут и создают спрос, потому что им нравится атмосфера аптечной деятельности, а не коммерции. Надо просто искать формы, которые будут притягивать к вам потребителя.

КС: Зажимают дискаунтеры и проверяющие. Почему бы не сделать количество аптек на душу населения, как в Европе?

Тимофей Нижегородцев: Коллеги, ну не будет у нас, как в Европе. Потому что мы не Европа. Вы же наверняка были там. Видели уровень развития инфраструктуры. А у нас большая страна. У нас невероятно разнообразные муниципальные образования. У нас в некоторых регионах критические недостатки в инфраструктуре. Нельзя без учета обстоятельств предлагать «а давайте сделаем, как в Бельгии». У нас не Бельгия. И совершенно иное функционирование рынка. Если же смотреть на большие страны, к примеру США, то там нет привязки численности населения к количеству аптек.

Вы сравнивайте с тем, с чем можно сравнивать. Поэтому с этой точки зрения аптечные сети — это хорошо. Они могут добиться от производителя наилучшей цены и транслировать эту цену потребителю. Если хотите быть на рынке, то конкурируйте. Уходите в ниши, снижайте издержки, удовлетворяйте потребителя, чтобы он хотел прийти в вашу аптеку. А не перекладывайте проблему конкурентной борьбы на государство.

КС: Как конкурировать с дискаунтерами? У них цены ниже опта!

Тимофей Нижегородцев: Да, бывают цены ниже оптовых. Когда выходят сроки годности, а нужно продать товар, то его можно продавать ниже цены опта. Такое бывает. Это не является недобросовестной практикой. К тому же стоит помнить, что оптовая цена для вас и цена опта для крупного дискаунтера — это могут быть разные цены. У них может быть больше возможностей для снижения. Мы часто проводим такие проверки, и чаще всего эта деятельность ведется в рамках закона. Если у вас есть другая информация, присылайте ее в наше управление, будем смотреть, разбираться.

КС: Дискаунтеры кругом ведут нечестную игру!

Тимофей Нижегородцев: В чем вы видите нарушение законодательства, в том, что они предлагают более низкие цены потребителю? Потребитель этому рад. Или вы считаете, что мы должны установить единые цены, организовав таким образом картель по всей стране? Конкуренция как раз и заключается в предоставлении более выгодных условий для потребителя: цены, обслуживание. В этом и есть ее польза.

КС: Как ФАС относится к разрешению интернет-торговли ЛС?

Тимофей Нижегородцев: ФАС России поддерживает доставку лекарственных препаратов, заказанных на интернет-сайтах аптечных организаций, т. е. мы выступаем за то, чтобы лекарственные препараты заказывались у конкретных аптек, на конкретных сайтах этих аптек или аптечных сетей. С тем чтобы можно было осуществлять лицензионный контроль и соблюдать законодательство в части рецептурного отпуска.

КС: Как тогда быть с рецептурным отпуском, если будет разрешена интернет-торговля и доставка ЛС?

Тимофей Нижегородцев: Контроль за отпуском лекарств по рецепту сейчас организован из рук вон плохо. Хотя это и нехорошо, но позволяет гражданам получить доступ к препаратам быстрее, чем если бы они обращались к врачу за рецептом. Эта проблема скорее связана с организацией системы здравоохранения.

Что касается доставки, то мы считаем, что контроль можно организовать даже более эффективно, чем сейчас — он должен осуществляться в рамках аптечных продаж. Мы обсуждали с Минздравом, что при доставке лекарственных средств рецепт будет забираться. Если рецепт многоразовый, то в журнале учета будет ставиться отметка, что позволит проверить, каким образом осуществлялся отпуск рецептурных препаратов. Минздрав и мы не видим проблемы в том, чтобы доработать нормативные акты, определяющие правила рецептурного отпуска, наоборот, — рассматриваем больше возможностей для надлежащего контроля.

КС: Но каждый рецептурный препарат записывать в журнал невозможно!

Тимофей Нижегородцев: Рецепты должны учитываться. Их планируется изымать, отдельно должны учитываться многоразовые, чтобы не превышать объемы выдачи. Что касается формы учета, это отдельный вопрос, он должен быть решен с наименьшими издержками для аптечных организаций.

КС: Если разрешат интернет-торговлю, то аптеки не смогут конкурировать: у нас особые требования — персонал, помещение и многое другое…

Тимофей Нижегородцев: Именно поэтому речь идет не о разрешении интернет-торговли лекарственными средствами, а о возможности заказа препарата на сайте аптечной организации и его доставке. Вся торговля будет привязана к аптеке. Только аптечные учреждения смогут регистрировать соответствующие сайты. Никто, помимо аптек, не сможет заниматься такой деятельностью. Здесь речь идет о том, что аптеки смогут предлагать лекарства не только на полках в помещении, но и в интернете с последующей доставкой. И доставка будет не в целом по стране или региону, а конкретно по территории, куда сможет доехать курьер из конкретной аптеки.

Деятельность по доставке лекарственных препаратов сугубо добровольна. Речь идет о том, что если аптека является жестким дискаунтером, который не хочет тратить лишние деньги ни на сайт, ни на организацию доставки, то она может этим и не заниматься. Правда, в таком случае она может проиграть в конкурентной борьбе. Если вы считаете, что это выгодно, организуйте. Хотите? Вот есть такой путь. И будут специализированные требования, обязательные к выполнению. Не хотите — не делайте, никто не заставляет.

Продолжение дискуссии с Тимофеем Нижегородцевым, посвященной переходу МУП и ГУП аптек на ФЗ № 44, мы опубликуем на следующей неделе.

0 0 лайков 2238 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

БАДы и компания: порядок приемочного контроля

Лариса Гарбузова об основах приемочного контроля пищевой продукции и парфюмерно-косметической продукции, которые необходимо указать при написании соответствующих СОПов

0 комментариев 0 лайков 3459 просмотров

DSM Group: что происходило с фармрынком в апреле?

0 комментариев 0 лайков 245 просмотров

Комментарии

comments powered by HyperComments