18+

Статьи / Журнал /

Больше не торговцы

Больше не торговцы

Из-за «Маркировки» и нового закона аптеки могут лишиться статуса предприятий розничной торговли и специальных налоговых режимов

C 1 января 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов и всех субъектов лекарственного обращения. Пока же на добровольной основе продолжается ограниченный экспериментальный период ее внедрения и использования. Этот период «обкатки» выявил немало организационных и технических проблем, но сегодня речь пойдет не о них. Возникла другая проблема, имеющая отношение ко многим участникам фармритейла, — а именно к тем, кто применяет один из специальных налоговых режимов. Скоро может вступить в силу нововведение, согласно которому организации, реализующие товары, подлежащие маркировке, не смогут применять эти модели налогообложения. Речь идет о законопроекте, публичное обсуждение которого проходило с 15 марта по 4 апреля 2019 года на специальном правительственном портале.

Аптека и налоговая математика

Начнем с предисловия, которое поможет понять суть планируемых изменений в законодательстве. Специальные налоговые режимы — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Им посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ — № 18. Согласно части 2 этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся, в частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН, она же «упрощенка»), патентная система налогообложения (ПСН) и др. Добавим, что каждому из этих режимов посвящена еще и отдельная глава Налогового кодекса (главы 26.2, 26.3 и 26.5 соответственно).

Есть обстоятельства, которые важно отметить с самого начала. Во-первых, аптечные организации активно применяют специальные налоговые режимы. То есть число затронутых нововведением участников рынка будет велико. Во-вторых, ввиду особенностей этих режимов их применяют именно малые и средние аптечные структуры, а не крупные сети.

Смысл специальных налоговых режимов в том, чтобы заменить несколько налогов и сборов одной выплатой, а также упростить контакты со взимающими их государственными структурами, что особенно хлопотно и накладно для небольших предприятий. Например, в случае с «упрощенкой» целый ряд налогов, сборов и обязательных взносов (включая взносы на пенсионное и медицинское страхование) заменяются на один налог. Это либо 6 % с дохода, либо 15 % с прибыли, если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. Аптечные организации, находящиеся на УСН, в подавляющем большинстве своем применяют второй вариант, потому что средняя наценка у них невелика, расходы огромны, и в случае 6 %-ной схемы они просто очень быстро «вылетят в трубу».

Многие из единичных аптек, а также аптечных предприятий, включающих 2–3 аптечных объекта, организованы не юридическими лицами, а индивидуальными предпринимателями (ИП). Так проще вести делопроизводство, платить налоги и т. д. Упомянутую выше патентную систему могут применять только ИП, причем только те из них, у которых не больше 15 наемных работников, а годовой доход не превышает 6 млн руб. В единичных аптечных предприятиях, основанных ИП, большего числа работников и большего дохода обычно и не бывает. У тех, кто работает «на патенте», немало преимуществ: вместо обычных налогов они платят определенный процент (6 %, кроме отдельных случаев) от потенциально возможного дохода, который устанавливается органами власти субъектов РФ; уплачивают также обязательные страховые взносы, но не вносят налоговых деклараций и могут не вести бухгалтерский учет.

В рамках системы ЕНВД налоговая ставка может составлять от 7,5 % до 15 % от налоговой базы, и этот налог также заменяет ряд налогов и сборов. Что касается налоговой базы, то она вычисляется довольно сложным путем, так что в дебри этой налоговой математики мы вдаваться не будем. Те, кто применяет ЕНВД, хорошо о них осведомлены, а для остальных в свете планируемых изменений это сейчас неактуально. Важно другое — разобраться в том, действительно ли аптечные организации не смогут применять специальные налоговые режимы после вступления в силу тех изменений, о которых говорилось в начале статьи.

Отпуск лекарств — больше не розничная торговля

Законопроект под тривиальным названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ…» (далее — «Законопроект») был опубликован для публичного обсуждения 15 марта 2019 года. 4 апреля обсуждение закончилось, и сейчас документ проходит этап подготовки заключения об ОРВ (оценке регулирующего воздействия). После этого его отправят на рассмотрение в Правительство РФ.

В чем же суть предлагаемых изменений? В Налоговом кодексе есть статья 346.27, 12‑й абзац которой содержит определение «розничной торговли». Приведем его (с некоторыми сокращениями).

Розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

— подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса…;

— товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

— передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.

То, что отпуск как безрецептурных, так и рецептурных лекарств на сегодняшний день относится к розничной торговле, за исключением тех случаев, когда речь идет о бесплатном/льготном отпуске, мы хорошо помним. Теперь же Законопроект предлагает внести в определение «розничной торговли» — после слов «не относится реализация» — следующий текст:

— «товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками».

Аналогичное изменение планируется внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43, поэтому не будем на нем останавливаться отдельно. Результатом этих изменений, по всей вероятности, станет следующее: с 1 января 2020 г. реализация лекарственных препаратов розничной торговлей с точки зрения закона являться не будет, так как ЛС с этой же даты подлежат обязательной маркировке.

О ЕНВД и патенте можно забыть

Теперь самое главное — почему это изменение приведет к тому, что аптечные организации и ИП, занимающиеся фармдеятельностью, не смогут применять специальные налоговые режимы.

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса содержит перечисление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, а пункт 2 статьи 346.26 — то же самое применительно к системе ЕНВД. В обоих случаях в отдельных подпунктах упоминается розничная торговля, с определенными ограничениями и пояснениями (например, система ЕНВД неприменима, если торговый зал аптеки превышает 150 м2, но такой огромный аптечный зал большая редкость).

Аптечные организации и фармацевтические ИП применяют (пока) эти два налоговых режима именно на основании того, что их деятельность в плане реализации и отпуска лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента соответствует определению «розничной торговли». И только в той части, в которой соответствует. Например, те аптечные структуры, которые практикуют льготный/бесплатный отпуск (не относящийся на данный момент, как отмечено выше, к розничной торговле), в этой части своей деятельности ЕНВД и ПНС применять не имеют возможности.

С 1 января 2020 г., когда все лекарственные препараты и все субъекты их обращения вольются в систему обязательной маркировки, их реализация/отпуск, согласно новой редакции 12‑го абзаца статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, розничной торговлей считаться не будет, так что ЕНВД и ПНС можно будет, проще говоря, помахать ручкой.

Такое толкование предлагаемых изменений подтверждает пояснительная записка к Законопроекту. В ней есть такой фрагмент: «Предлагается внести изменения в пункт 23 статьи 346.26 и пункт 6 статьи 346.45 Кодекса, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Остается «упрощенка»

Иначе обстоит дело с УСН. Условием ее применения не является, в частности, осуществление такого вида деятельности, как «розничная торговля». На «упрощенку» переходят, рассчитывая не превышать количества наемных работников, годовой доход, остаточную стоимость основных средств и др.

Например, средняя численность работников не должна быть больше 100 человек (см. подпункт 3.15 статьи 346.12 Налогового кодекса). А согласно пункту 2 той же статьи, организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на «упрощенку», ее доходы не превысили 112,5 млн руб. Добавим, что эти доходы определяются в соответствии со статьей 248 Кодекса. Остаточная стоимость основных средств, переходящих на УСН, не должна превышать 150 млн руб. Очень многие средние и небольшие структуры фармритейла соответствуют этим требованиям.

Следовательно, с 1 января 2020 г. «упрощенка» останется единственным из трех используемых сегодня аптечными организациями специальных налоговых режимов, который они смогут применять и дальше. Что будут делать те, кто работает по системе ЕНВД или находится на патентном налогообложении, пока известно только им самим, да и то не всем. Не исключено, что нововведение приведет к уменьшению количества одиночных аптек, возглавляемых профессионалами, и «расчистке места» для крупных сетевых структур, которые из‑за своих размеров и объемов специальные налоговые режимы не применяют. Вряд ли это является целью инициаторов Законопроекта, но может стать его последствием. Так ли это или нет, покажет начало 2020 года, когда маркировка станет обязательной.

0 комментариев 6835 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments