18+

Статьи / Журнал /

Обзор: дистанционное обучение фармацевтов

Обзор: дистанционное обучение фармацевтов

НМиФО и повышение квалификации — как устроено обязательное обучение работающих фармацевтов и сколько это стоит

Начавшийся в 2016 году переход отечественной фармации на систему НМиФО (непрерывное медицинское и фармацевтическое образование) ознаменовал собой, помимо всего прочего, новый виток в развитии дистанционных форм профильного обучения. Повышение квалификации без отрыва от работы — основа основ вводящейся процедуры аккредитации, и избежать регулярного (а не как раньше — раз в 5 лет) онлайн-обучения в скором будущем не сможет ни один работающий специалист. По сути, дистанционное фармобразование стоит на пороге своего золотого века: его востребованность в ближайшие годы будет только расти. Поэтому мы решили подробнее рассказать нашим читателям о том, что собой представляют образовательные интернет-платформы для фармацевтов.

Ограниченное предложение

Как и следовало ожидать, такая специфичная тематика, как обучение фармацевтических работников, — в основном удел специализированных образовательных порталов. Посвященные фарме курсы очень редко встречаются на площадках многопрофильных онлайн-университетов. В большинстве своем они — плод труда профессионалов из этой отрасли, которые не строят наполеоновских планов по охвату максимально возможного количества разноплановых дисциплин. Впрочем, есть и примеры входа на этот рынок крупных образовательных порталов, которые привлекают для разработки курсов специалистов из фармацевтической отрасли или даже целые кафедры профильных вузов (например, НижГМА или РуДН).

Вместе с тем, нельзя не отметить, что на данный момент рынок фармацевтического образования еще далек от своего насыщения. На десятки тысяч работников российских аптек сегодня приходится не более десяти серьезных образовательных проектов. Разумеется, мы не можем утверждать, что ознакомились абсолютно со всеми представленными в Сети курсами, но наиболее актуальные предложения всё же попали в наш обзор.

Уточним, речь сейчас идет о тех, кто предоставляет услуги в рамках программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и НМиФО, то есть работает для специалистов с дипломом. Дистанционное обучение самим фармацевтическим профессиям мы оставляем за рамками этого материала.

Как это устроено?

Как и любые дистанционные курсы, программы дополнительного фармацевтического образования используют несколько форм подачи информации. Обучающимся предлагаются текстовые лекции, тесты, скайп-консультации, заранее записанные видеолекции и онлайн-вебинары. Последние, как кажется, являются наиболее интересным для слушателей форматом, так как предусматривают не только получение знаний, но и живой обмен мнениями с другими участниками, и возможность задать свои вопросы спикеру.

Для выступлений на таких онлайн-семинарах образовательные площадки стараются приглашать статусных персон, известных в профессиональном сообществе специалистов: признанных экспертов, обладателей научных степеней, руководителей аптечных организаций и надзорных ведомств. И это неудивительно: чем масштабнее фигура выступающего, тем больше людей будет готово его послушать.

По сути же онлайн обучение мало чем отличается от традиционного: для закрепления знаний и контроля за успеваемостью студентов здесь также предусмотрены тесты и проверочные работы, а в продолжительных программах — свои исследования и курсовые. Завершает обучение итоговая аттестация, после которой слушатель получает документ об образовании и/или зачетные единицы трудоемкости для системы НМиФО (они же ЗЕТы).

Стоит отметить, что их сейчас могут обеспечить не все площадки. В описании своих курсов некоторые организации честно указывают, что в данный момент они находятся на утверждении Минздравом и пока в зачет непрерывного образования не идут. Ну а на сайтах отдельных школ нам и вовсе не удалось найти упоминания о НМиФО. Зато обучение в рамках сертификации фармспециалистов распространено практически повсеместно. В ближайшие несколько лет эти курсы по‑прежнему будут актуальны, и расставаться с ними интернет-вузы не спешат. Но и те, кто уже готов играть по новым правилам, судя по всему, не испытывают недостатка в студентах: большинство аккредитационных курсов стартует ежемесячно или даже еженедельно.

Далее мы подробнее расскажем, что онлайн-площадки могут предложить желающим получить заветные ЗЕТы.

Непрерывно и удаленно

По замыслу разработчиков системы непрерывного образования, для успешной аккредитации каждый специалист в течение пяти лет должен набрать не менее 250 образовательных баллов, или зачетных единиц (ЗЕТ). 1 ЗЕТ при этом равен 1 академическому часу обучения. Ну а чтобы профессиональное усовершенствование фармацевтических работников действительно было непрерывным, авторы предусмотрели ежегодное подведение промежуточных итогов: за каждый год пятилетнего цикла специалист должен освоить не менее 50 академических часов информации, то есть заработать минимум 50 ЗЕТ.

36 из них предлагается набирать с помощью самих программ НМиФО, а еще 14 — посредством дополнительных мероприятий. В обиход в связи с этим уже вошли такие понятия, как программы 36 и 14 часов. Однако в строгом смысле слова программой является только 36‑часовое обучение, которое представляет собой единый цикл лекций и вебинаров. На выходе освоившие такой курс специалисты получают ровно 36 ЗЕТ. Образовательные мероприятия в рамках 14 часов такой последовательностью не отличаются, и для получения соответствующего количества баллов студентам необходимо освоить несколько разных вебинаров, каждый из которых имеет свою «стоимость» в ЗЕТ.

В качестве примера приведем неполный список (всего их более 40) подобных вебинаров одной из обучающих площадок:

  • Современные подходы к управлению ассортиментом в аптечной организации (1 ЗЕТ).
  • Острый и хронический ларингит: принципы диагностики и терапии (2 ЗЕТ).
  • Формирование системы качества в аптечных организациях с учетом требований Правил надлежащей аптечной практики (1 ЗЕТ).
  • Основы доказательной медицины (2 ЗЕТ).
  • Оценка эффективности трудовой деятельности персонала аптечных организаций (1 ЗЕТ).

Портфолио любой онлайн-площадки, готовой работать в рамках системы НМиФО, состоит из нескольких образовательных аккредитационных курсов. Часть порталов при этом предлагает материалы как для 36, так и для 14‑часовых программ, а часть ориентируется только на 36‑часовые. Вот далеко не полный список тем, которые эти сайты предлагают своим ученикам в рамках 36‑часовых программ:

  • Концепция надлежащих фармацевтических практик и их роль в обеспечении качества на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств.
  • Система качества в аптечной организации.
  • Основы рациональной фармакотерапии.
  • Основы фитотерапии.
  • Организация нормативно-правового регулирования фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.
  • Новые тенденции в фармакологии и клинической фармакологии.
  • Организация деятельности в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров.
  • Современные подходы к организации маркетинговой деятельности фармацевтических организаций.
  • Стандартные операционные процедуры в формате системы надлежащей аптечной практики.
  • Особенности экономической деятельности аптек.
  • Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов.
  • Надлежащая аптечная практика.
  • Организация хранения товаров аптечного ассортимента и предметно-количественный учет лекарственных средств.

Спектр тем, которые охватывают 36‑часовые программы, как мы видим, достаточно широк. Как и разброс во времени на их освоение: ряд порталов умудряется умещать весь этот объем знаний в недельные программы, в то время как другие ориентированы на постепенное изучение материалов в течение целого года (а одна из школ и вовсе готова заключить договор сразу на весь пятилетний цикл обучения). Впрочем, план обучения многие образовательные ресурсы позволяют формировать самостоятельно.

Если говорить о ценах, то они в большинстве школ находятся примерно на одном уровне и колеблются от 2 до 5 тысяч рублей за курс. Однако, встречаются и курсы стоимостью в 9–10 тысяч (например, программы, разработанные одной из школ совместно с кафедрой фармацевтики РУДН). Помня о том, что за обучение могут платить не только сами фармацевты, но и их работодатели, порталы имеют и специальные ценовые предложения для юридических лиц по потоковому обучению сотрудников. Что же касается 14‑часовых программ, то они на изученных нами ресурсах абсолютно бесплатны.

Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации для провизоров и фармацевтов — неотъемлемая часть действовавшей ранее и пока еще частично сохраняющейся системы сертификации работников фармацевтической отрасли. Такое обучение дороже, нежели аккредитационные курсы: цены на него начинаются от 4 и доходят до 10–12 тысяч рублей. В первую очередь это связано с объемом образовательных программ, который в среднем варьируется от 72 до 144, но может достигать 1000 учебных часов. Впрочем, стандартным для большинства онлайн-площадок является 144‑часовой курс, рассчитанный на месяц изучения.

Предназначены такие программы для специалистов с высшим и средним образованием, работающих в сфере здравоохранения или желающих вернуться в нее после длительного перерыва (больше 5 лет). По окончании курса выпускники получают удостоверение о повышении квалификации и государственный сертификат специалиста.

Отличительной чертой программ профессионального усовершенствования является обязательная практическая отработка полученных знаний, без которой окончить обучение нельзя. Благо пройти такую практику можно без отрыва от работы — на своем собственном посту.

Курсы повышения квалификации на известных нам площадках охватывают достаточно широкий спектр профессиональной проблематики. В зависимости от специальности и занимаемой должности обучающиеся могут выбрать такие направления, как:

  • Фармацевтическая технология.
  • Фармацевтическая химия и фармакогнозия.
  • Управление и экономика фармации.
  • Контроль качества лекарственных средств.
  • Технология изготовления лекарственных форм.
  • Отпуск лекарственных средств.
  • Изготовление лекарственных форм.
  • Современные аспекты работы фармацевтов.
  • Организационно-правовое регулирование обращения с медицинскими отходами.
  • Отпуск готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
  • Безрецептурный отпуск лекарственных средств и техника продаж.
  • Теория и практика продаж БАД.
  • Организация оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в медицинской организации.
  • Организация работы с лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства, ядовитые, сильнодействующие и психотропные вещества.
  • Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Профессиональная переподготовка

Помимо обязанности подтверждать свои компетенции многие работники фармацевтической отрасли имеют и личные профессиональные амбиции. К примеру, мечтают о новой, более престижной аптечной должности. Разумеется, рынок дистанционного образования готов ответить и на этот запрос. Курсы профессиональной переподготовки, позволяющие фармацевтам в короткие сроки освоить новую для себя специальность, предлагают многие онлайн-академии.

Рассчитаны подобные циклы на специалистов как со средним, так и с высшим образованием. По сравнению с аккредитацией, сертификацией и даже повышением квалификации дополнительное профессиональное образование — дело более продолжительное и трудоемкое. «Хронометраж» подобных курсов начинается от 252 и может достигать 1400 часов (от полутора месяцев до одного года). Поэтому очевидно и то, что стоимость такого удовольствия намного выше всего, о чем мы говорили ранее. Самый бюджетный из найденных нами вариантов профессиональной переподготовки оценивается в 8000 рублей. Стоимость же самого дорогого — более 24 тысяч.

Специальности, которыми можно овладеть с помощью дистанционных программ:

  • Фармация (среднее образование).
  • Фармацевтическая химия и фармакогнозия (высшее образование).
  • Фармацевтическая технология (высшее образование).
  • Управление и экономика фармации (высшее образование).
  • Клиническая фармакология (высшее образование).

Существенный плюс получения дополнительной специальности в режиме «онлайн» заключается в том, что студенты вольны самостоятельно определять скорость своего обучения. В этом случае над ними не довлеет необходимость побыстрее пройти сертификацию/аккредитацию, и учатся они фактически для себя. Результатом же их усилий, в конце концов, становится диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

Курсы для любознательных

Помимо всего прочего, в сегменте фармацевтического онлайн-обучения представлены и такие программы, которые не дают слушателям никаких выгод, кроме самого по себе профессионального развития. Эти курсы никак не влияют на аккредитацию, их окончание не сопровождается вручением государственных документов, однако с их помощью фармацевты могут расти как специалисты, повышая собственную ценность на рынке труда.

В первую очередь речь здесь идет о разнообразных вебинарах, не прошедших аккредитации в Минздраве и, следовательно, не идущих в зачет НМиФО. Например, подобные вебинары с экспертами по законодательству, фармакологии и аптечным продажам проводит и наш онлайн-журнал, участие в них для наших читателей — бесплатное.

С определенными оговорками к обсуждаемой категории можно причислить и предлагаемые некоторыми площадками краткосрочные «курсы тематического усовершенствования». Удостоверение о повышении квалификации по их окончании можно получить, только если продолжительность курса превышает 100 часов. В противном случае слушателям выдается лишь свидетельство о тематическом усовершенствовании. Поэтому такие курсы в первую очередь будут интересны тем, кто хочет получше разобраться в какой‑либо узкой профессиональной нише. Впрочем, выбор таких программ на рынке весьма невелик и сводится к нескольким вариантам:

  • Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях (72 часа).
  • Организация оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в медицинской организации (72 часа).
  • Организация оборота лекарственных средств для ФАПов (72 часа).

Стоимость подобных программ относительно невелика и не превышает 3,5 тысяч рублей. Но, с другой стороны, эта сумма вполне сопоставима с ценой за обучающие циклы НМиФО.

7227 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments