18+

Статьи — Журнал — Аптека: взгляд изнутри

Поговорим о вывесках

Самвел Григорян отвечает на актуальные вопросы по теме аптечных вывесок

Читатели «Катрен-Стиль» часто интересуются темой аптечных вывесок, например, тем, может ли на них быть отражена дополнительная информация, например, о ближайшей/дежурной аптеке или о товарах, которые можно приобрести в данной аптеке. Проблема отнюдь не праздная — здесь неправильный шаг влево или вправо чреват привлечением к административной ответственности согласно статье 14.3 КоАП и другим нормами законодательства, устанавливающим ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Не говоря уже о возможных штрафах за нарушение или грубое нарушение лицензионных требований.

Каким должно быть лицо

Вывеска — лицо аптеки. Каким оно должно быть — этот вопрос регулируется несколькими нормативными правовыми актами. Начнем со свежего и наиболее актуального — имеются в виду «Правила надлежащей аптечной практики…» приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н. Пункт 22 Правил НАП определяет, что вывеска субъекта розничной торговли лекарственными препаратами должна содержать следующую информацию:

  • вид данной аптечной организации на русском и национальном языках, то есть одну из трех надписей: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск». Из этого следует, что если у вас аптечный пункт, то заказывать вывеску с надписью «Аптека» неправильно, ее вывешивание является нарушением;
  • полное и сокращенное (в случае, если второе имеется) наименование, в том числе фирменное наименование субъекта розничной торговли, а также его организационно-правовая форма. Фирменное наименование — это уникальное словесное (чаще всего) обозначение того или иного участника рынка, по сути, его торговая марка, бренд. Оно регулируется статьей 1473 Гражданского кодекса РФ;
  • режим работы.

Тема вывесок регулируется также пунктом 1 статьи 9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)» Закона «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300–1). Он настолько лаконичен, что лучше его процитировать: «Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске». Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» почти точь‑в‑точь повторяет данный пункт, поэтому уделять ему отдельное внимание излишне.

При сравнении этих положений сразу бросается в глаза, что в НАП почему‑то отсутствует норма о том, что на вывеске должна присутствовать информация о местонахождении (адресе) данного аптечного объекта. Возможно, ее просто «забыли перенести» из Закона «О защите прав потребителей» и Постановления № 55.

В любом случае адрес на вывеске должен быть указан, иначе это может быть квалифицировано как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о продавце. Согласно пункту 1 статьи 14.8 КоАП РФ, это влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на юридических лиц — от 5000 руб. до 10 000 руб., на должностных лиц — от 500 руб. до 1000 руб.

Ну и в заключение данной главы еще два положения из пункта 22 Правил НАП. Если аптечный объект работает и в ночное время, то он должен иметь освещенную вывеску с информацией о работе в эти часы. А если объект расположен внутри здания, то его вывеска должна находиться на наружной стене этого здания. В тех случаях, когда это невозможно, Правила НАП допускают установку указателя, который должен содержать тот же объем информации, которая обязательна для вывески.

Вывеска — не реклама

Когда‑то давно предприниматели, в том числе и аптекари, для привлечения внимания максимального числа потенциальных покупателей к своей продукции и услугам отображали на вывесках не только названия своих предприятий, но и всё, что считали нужным. Эти времена прошли. Теперь законодательство проводит границу между информированием и рекламой. Проблема включения в содержание вывески дополнительной, не предусмотренной упомянутыми выше нормативными правовыми актами информации состоит в том, что есть риск нарушить рекламное законодательство.

Согласно подпункту 2.5 статьи 2 Закона «О рекламе» (от 13.03.2006 № 38‑ФЗ), этот закон не распространяется на вывески и указатели при условии, что они не содержат сведений рекламного характера. Далее процитируем определение рекламы из статьи 3 данного Закона — это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с распространением любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Ну а объект рекламирования в данном случае — это не только товар, но и его продавец.

Из сопоставления данных норм вытекает, что вывеска аптечного объекта не должна содержать изображения конкретных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, а также их наименований. Если аптечная организация хочет это сделать, она должна заказать отдельную рекламную конструкцию.

Тирамису и венские булочки

Рассмотрим другую вероятную ситуацию. Предположим, руководитель аптечной организации считает целесообразным, чтобы на вывеске его объекта было не только написано слово «Аптека» (или «Аптечный пункт»), но и отражены виды/группы товаров, которые можно приобрести в данной аптеке.

Вопрос весьма актуальный, поскольку многие собственники и управляющие ищут пути увеличения выручки за счет расширения продаж нелекарственного ассортимента. Ведь группы товаров — это не конкретные наименования; при первом рассмотрении это не выглядит откровенной рекламой, во всяком случае рекламой конкретных единиц продукции.

Поясним на примерах из продовольственного ритейла: можно написать на вывеске «Пивная», а можно — «Пиво. Воды»; можно лаконично — «Кондитерская», а можно развернуто — «Хлеб. Булочки. Пирожное. Торты. Круассаны» и т. п. Ведь «Булочки» — это не конкретная булочка — например, венская, а «Пирожное» — это пирожное вообще, не только тирамису.

ФАС поясняет

К счастью, данный вопрос поясняет письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2013 № АК/47658/13. Это ведомство провело системный анализ норм российского законодательства — в том числе процитированных выше положений Закона «О рекламе», а также части 3 статьи 455 Гражданского кодекса, согласно которой «условие договора купли-продажи… считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товаров».

На основании этого ФАС пришла к следующему выводу: объектом рекламирования может быть тот товар, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, подчеркивается в письме, «реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре». Получается, что неконкретная информация, например информация о группе товаров, это просто информирование потребителя, и ничего более.

Из пояснений ФАС следует, что если вывеска аптечного объекта содержит названия групп товаров или их изображения без индивидуализирующих признаков — например, словосочетания/слова «Медицинские изделия», «Тонометры», «Оптика», «Косметика» или изображение тонометра вообще (а не конкретной марки) — то такие надписи и изображения не должны быть признаны рекламными.

При этом ФАС оговаривает, что порядок распространения субъектами розничной торговли такой информации может регулироваться также каким‑нибудь актом органа местного самоуправления, касающимся правил благоустройства территории. Так что, помимо пояснений ФАС, поинтересуйтесь нормами местного законодательства, если таковые на данный счет имеются.

Поздний час

Лекарства — такой продукт, который может понадобиться внезапно и срочно в самое неурочное время. Ну или можно банально забыть их приобрести днем. Тогда человек идет к дверям ближайшей аптеки, а она, к сожалению, уже закрылась. Приходится искать еще одну ближайшую или дежурную.

Это типичная ситуация, которая повторяется ежедневно, миллионы раз. Именно для таких случаев в законодательствах многих стран мира — где‑то на государственном, а где‑то на местном уровне — существуют нормы, которые обязывают аптеки вывешивать снаружи информацию о ближайшей (или) дежурной аптеке. Это часть социальной заботы отрасли о потребителях, важный элемент оказываемой аптечной системой лекарственной помощи. Иными словами, с профессиональной точки зрения эта информация необходима на вывеске, и точка.

Но «необходимо» и «можно» — это два разных слова. Читатели «Катрен-Стиль» спрашивают, не будет ли нарушением наличие на вывеске сведений о ближайших и дежурных аптеках? Вопрос вполне логичный, ведь такая информация не предусмотрена ни одним из упомянутых выше нормативных правовых актов, регулирующих тему вывесок.

То ли еще бывало

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала вновь заглянем в статью 2 Закона «О рекламе». Из нее следует, что:

  • информация, распространение или доведения до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом (подп. 2.2);
  • справочно-информационные материалы, не имеющие основной целью продвижение товара на рынке (подп. 2.3);
  • объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 2.6)

не являются рекламой.

Начнем с первого пункта: имеется ли в федеральных законах норма об обязательности наличия на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек? Нет. Она когда‑то присутствовала в Отраслевом стандарте «Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях», но он приказал долго жить. К тому же он не являлся законом. А в пришедших на смену ОСТу Правилах НАП, как было показано выше, о близлежащих и дежурных аптеках не сказано ни слова.

Можно ли наличие таких адресов на аптечной вывеске считать справочно-информационными материалами или объявлениями, не связанными с предпринимательством (о чем говорится в подп. 2.3 и 2.6)? Полагаю, что да. И всё же в нашем четырежды безумном мире нельзя исключать, что у проверяющего может быть противоположная точка зрения. Например, он может счесть, что такие сведения являются рекламой этих самых близлежащих аптек. Хотя, подчеркнем еще раз, трудно себе представить, что проверка может придраться к информации, имеющей столь важное социальное значение. Но то ли еще бывало.

Выводы следующие: действующее законодательство не позволяет с полной ясностью ответить на вопрос, является ли присутствие на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек нарушением законодательства о рекламе. Вероятность отрицательного ответа на него приближается к 100 %-ному показателю, но не достигает его. Вообще, данный вопрос логичнее регулировать местными актами, мелковато для федерального уровня. Ну а тем, кто работает над внесением изменений и дополнений в Правила НАП, возможно, следует внести в них норму о наличии на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек.

0 0 лайков 2682 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Приказ Минздрава № 403н: новые правила отпуска

Самвел Григорян рассказывает о новом документе, регулирующем отпуск лекарственных препаратов и вступающем в силу с 22 сентября

9 комментариев 0 лайков 89637 просмотров

В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки

Владимир Давыденко о том, реально ли открыть полноценную аптеку на сравнительно небольшой площади, какие нормы при этом нужно соблюсти и чем придется пожертвовать

0 комментариев 0 лайков 2497 просмотров

Комментарии

comments powered by HyperComments