18+

Статьи / Журнал /

Сокращение — мать учения

Сокращение — мать учения

Изучаем новый стандарт среднего фармацевтического образования — в нем меньше часов общих дисциплин, но больше профессиональных знаний

Кроме маркировки, фарму ожидают в 2020 г. и другие изменения. Некоторые из них касаются не только сферы лекарственного обращения, но и фармацевтического образования. В конце прошлого года на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация». Он должен заменить действующий приказ с таким же названием от 12.05.2014 № 501. Мы проанализировали этот документ, чтобы понять, что ждет новые поколения абитуриентов.

С 1 сентября учимся по‑новому

Приказ № 501 действует не так уж долго, и для начала поясним, зачем потребовалось его отменять. Существует национальный проект «Образование», цель которого — поднять качество отечественного образования и обеспечить его конкурентоспособность. В рамках этого генерального проекта реализуются множество отдельных, например, федеральный проект «Молодые профессионалы». Его основной целью, в свою очередь, является модернизация нашего среднего профобразования, в том числе, путем внедрения более гибких, практико-ориентированных образовательных программ.

Достижение этой цели требует обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с учетом нюансов востребованности профессий в настоящем и будущем. В пункте 7.1 Приложения № 1 к паспорту проекта «Молодые профессионалы» на это обновление указан срок до 1 декабря 2024 г. А проект приказа появился уже сейчас, почти за 5 лет до дедлайна.

ФГОС, как мы помним, это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности, утвержденных федеральным органом исполнительной власти. Все учреждения высшего и среднего фармобразования страны обязаны формировать свою учебную программу согласно ФГОС.

Следовательно, реализация целей федерального проекта «Молодые профессионалы» в нашей отрасли требует обновления ФГОС среднего профобразования по специальности «Фармация», что, кстати, подчеркивается в пояснительной записке к проекту нового приказа. Добавим, что, согласно проекту приказа, с 1 сентября 2020 г. обучение будущих фармацевтов будет осуществляться уже по новому ФГОС.

Сокращение сроков обучения

В первой главе проекта приказа содержатся общие положения. Начнем, пожалуй, с самого заметного — сроков обучения. В этой сфере есть изменения. На данный момент сроки получения среднего профобразования такие:

На базе основного общего образования, сокращенно «ООО» (9 классов) — 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования, сокращенно «СОО» (11 классов) — 2 года 10 месяцев.

Если проект приказа вступит в силу, каждый из этих сроков будет сокращен ровно на год, 2 года 10 месяцев в случае ООО и 1 год 10 месяцев в случае СОО.

Важно подчеркнуть, что это сокращение касается только получения образования в очной форме, причем вне зависимости от применяемых образовательных технологий. Если же среднее фармобразование проходит в очно-заочной форме, тогда сроки увеличиваются, но не более, чем на полтора года в первом случае (после 9 классов) и не более чем на год — во втором (после 11 классов).

Быстрые качественные кадры

Мы решили привлечь к обсуждению проекта приказа представителей профессиональных сообщества. Так, заместитель исполнительного директора Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» Мария Литвинова относится к предлагаемым изменениям положительно: «Очень хорошо, что ситуация сдвинулась с места, потому что отрасли нужна качественная подготовка кадров, которые — и количественно, и качественно — заполнят существующую у работодателей потребность».

Все мы были студентами, и кто из нас не хотел поскорее получить диплом? Но не пойдет ли такое сокращение сроков в ущерб приобретаемым знаниям и навыкам — иными словами, в ущерб должной подготовке специалистов? По мнению Марии Литвиновой, есть предпосылки для того, что все будет как раз наоборот — стандарт позволит передать будущему фармспециалисту больше знаний, ориентированных непосредственно на профессию, и включить в программу обучения больше практических навыков, что даст выпускнику возможность успешно погрузиться в профессиональную практику сразу же по окончании учебного заведения.

Сокращение часов на общие дисциплины

Действительно, структура образовательной программы станет, если можно так выразиться, «более конкретной». По каждому из ее четырех циклов установлено минимальное количество часов, указанное в скобках: общий гуманитарный и социально-экономический (ОГСЭ, не менее 324 ч.), математический и общий естественнонаучный (МОЕ, не менее 108 ч.), общепрофессиональный (не менее 468 ч.) и профессиональный (не менее 1080 ч.). Общий объем образовательной программы после 9 классов составит 4428 часов, а после 11 классов — 2952 часов.

Бросается в глаза, что по сравнению с пока еще действующим стандартом, в новом значительно сокращен цикл ОГСЭ — 324 часа вместо 440 обязательных часов. Причем в действующем приказе № 501 расписано количество часов, которые следует уделить отдельным дисциплинам этого цикла в рамках этих 440 часов. В новом стандарте указано только общее количество часов для всех дисциплин цикла ОГСЭ («Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура»). Уточнено только, что количество академических часов на «Физическую культуру» не может быть менее 116.

Аналогичная история с циклом МОЕ — 108 часов в проекте и 148 обязательных часов в действующем приказе. Сокращение коснулось и третьего цикла — в него включены дисциплины и знания, на которых базируется фармация или которые косвенно связаны со специальностью: химические, биологические, медицинские, первая помощь, правила пожарной безопасности. Общепрофессиональный цикл сейчас составляет 728 обязательных часов, но с 1 сентября, если новый приказ вступит в силу, составит 468 часов, то есть, уменьшиться более, чем в полтора раза.

Больше часов на «профессию»

А вот с четвертым профессиональным циклом история обратная. В него включено освоение того, что непосредственно является профессией фармацевта: все, что связано с приемом, хранением и реализацией лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. В частности, туда включены: консультативная помощь, изготовление лекарственных форм и внутриаптечный контроль, делопроизводственные и организационные знания и навыки, и т. д. В действующем приказе № 501 на долю профессионального цикла выделено 988 обязательных часов, а в проекте нового стандарта — не менее 1080 часов.

Как говорится, что и требовалось доказать. Часов, выделенных непосредственно «на профессию» станет больше, а общие циклы урежут. И это при том, что общий срок обучения, как мы показали выше, сократится на год. Надо понимать, добавляет Мария Литвинова, для чего затеяли изменение стандарта — чтобы фармобразование стало ближе к повседневной профессиональной практике, требованиям фармотрасли и бизнеса.

Дистанционный урок

Еще одно изменение — в приказе № 501 слово «дистанционный» вообще отсутствует. В то время, как из проекта нового стандарта следует, что при реализации образовательной программы может применяться электронное обучение и дистанционные технологии. Кроме того, в нем есть норма о том, что при обучении инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Мария Литвинова отмечает важность и «техническую» необходимость этого изменения: «Если не заложить в приказ слово «дистанционный», то формально применять дистанционные технологии при обучении будущих фармспециалистов будет нельзя. Они, конечно, дают возможность большего охвата, но это не главное, что нам от них нужно в вопросах фармобразования. Более актуально, чтобы у фармколледжа была, например, возможность привлечь к обучению интересных, современно мыслящих специалистов и экспертов, которые находятся в другом городе».

Эксперт считает, что изменения, вносимые в стандарт среднего фармобразования, могут привести к тому, что в фармотрасль — в первую очередь, ее аптечное звено — вольется «новая кровь», другое поколение фармацевтов, которое, быть может, меньше углублялось в химию, но зато мобильно и умеет работать с планшетами. Это очень важно для всех сторон деятельности первостольника, особенно для качественного фармконсультирования. Сокращение сроков обучение здесь не помеха, подчеркивает Мария Литвинова, потому что многие выпускники и после четырех лет обучения приходят в аптеки абсолютно «сырыми» и непригодными для реалий практической работы.

Разница между фармацевтом и провизором

Обратим внимание на еще одно последствие предлагаемых изменений. На целый год увеличится разница между сроками обучения провизоров и фармацевтов. Мы уже привыкли к тому, что почти повсеместно фармацевты и провизоры работают в наших аптеках на одних позициях и получают одинаковую зарплату, что сильно демотивирует тех, кто задумывается о высшем фармобразовании.

Очевидно, что у них должны быть существенно отличающиеся программы и сроки обучения, а также разные функции в аптечной организации. Скорее всего, рынок будет долго к этому идти. Сокращение сроков обучения фармацевтов — первый шаг к такой дифференциации. Но целесообразны и другие шаги. Сфера фармобразования — одна из немногих, обращает внимание Мария Литвинова, которая не перестроилась на систему «бакалавриат (4 года) — магистратура (6 лет)».

Основной смысл изменений в том, резюмирует эксперт, чтобы с одной стороны сделать учебный процесс менее длительным и обременительным (то есть, в этом смысле дать разумное послабление), а с другой — предъявлять более высокие требования к уровню профессиональных знаний и умений учащегося и выпускника. Что ж, общий принцип внедрения федерального проекта «Молодые специалисты» в сфере среднего фармобразования понятен, и теперь все зависит от практической реализации нового стандарта.

3715 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments