18+

Новичкам везет

Новичкам везет

Новичкам везет

Лариса Ракитина о том, как стать своим в медицинском коллективе

После получения диплома бывший студент медицинского института называется врачом, но полноценной «боевой единицей» пока не является. Процесс его превращения в самостоятельного доктора долог и труден, и проходит он всегда в условиях коллективной работы. В наше время самый знающий специалист в одиночку, без взаимодействия с коллегами, диагностическими службами, средним медперсоналом работать не сможет. И хорошая адаптация на первом рабочем месте — важное условие быстрого профессионального роста. Однако для многих молодых специалистов это становится большой проблемой. Традиции нашего медицинского образования не включают обучение тактике и стратегии поведения в коллективе и выработку соответствующих личностно-профессиональных качеств, и на первых порах молодой врач часто оказывается в стрессовой ситуации и чувствует себя ­некомфортно.

С чего же начинать, чтобы как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новому ­коллективу?

Раздел первый: новичок и другие врачи, или «чужой среди своих»

Обычно опытные врачи относятся к молодым коллегам хорошо, но при этом внимательно к ним присматриваются и оценивают — что же из этого доктора выйдет? Основные качества, которые требуются новичку, чтобы стать "своим" — это трудолюбие и безотказность. Ему ­придется:

Побегать

Самому младшему по возрасту и званию неизбежно достается много рутинной черновой работы. Отвести больного в другой корпус на консультацию или в лабораторию, принести кровь из ОПК, кого‑то позвать, куда‑то сходить... Конечно, не этому вы шесть лет учились и вообще, для таких дел должны быть санитары и сестры. Но реальность такова, что эти штатные единицы, как правило, дефицитнее интерна. Можно утешиться тем, что подобное положение дел не вечно. К тому же, поход в другое отделение — возможность узнать туда дорогу и познакомиться с его сотрудниками. А в случае систематических возмущенных отказов молодой доктор будет иметь репутацию высокомерного белоручки, что не повысит его ­рейтинг.

Заняться канцелярской работой

Ее начинающему врачу достанется очень много. Дневники, выписки, эпикризы, формы, протоколы, журналы... Количество разнообразной медицинской документации ежегодно растет. При этом все доктора любят лечить, но практически никогда не любят писать и при первой же возможности стараются делегировать эту обязанность. Из необходимости трудиться писарем тоже можно извлечь для себя определенную пользу: вы научитесь оформлять все так, как принято в учреждении, а доведенное до автоматизма умение оформлять стандартные документы в будущем будет экономить время для других, более интересных ­занятий.

Быть на подхвате

В ежедневной работе всегда возникает необходимость за кого‑то подежурить, проассистировать, провести несложную консультацию, поучаствовать в профосмотре. Любое отделение работает хорошо и слаженно, когда его сотрудники готовы прийти друг другу на помощь. Взаимозаменяемость — очень существенный момент. Врач не должен отказывать другому врачу в просьбе помочь в какой‑то работе, поскольку и у него самого всегда может возникнуть аналогичная необходимость. Без такой взаимовыручки в медицине невозможно, эгоисту будет очень трудно ужиться во врачебном ­коллективе.

Активно помогать

Лучше не просто отвечать согласием на просьбу, а предлагать свои услуги активно. Участие в диагностических и лечебных мероприятиях не должно быть формальным. Проявление заинтересованности и желания что‑то сделать самостоятельно всегда ценится — вас захотят учить, если увидят, что вы хотите учиться. Такой подход не только демонстрирует отзывчивость и неравнодушие молодого врача, но и способствует накоплению личного практического опыта. А если вам уже сейчас неинтересно и не хочется — лучше, наверное, не тратить зря время и заняться в жизни чем‑нибудь ­другим.

Важно! Не следует спрашивать про дополнительную, доверенную вам, работу «А как это будет оплачиваться?». Пока, скорее всего, никак. Вы еще учитесь. Один из моих наставников на такие вопросы всегда отвечал — «Прежде чем набивать карман, надо набить ­руку».

Помалкивать

Осваиваясь на новом месте, лучше поменьше говорить и рассуждать и побольше слушать и смотреть. Как правило, у недавнего выпускника много разнообразных теоретических знаний и представлений, которыми он очень любит делиться с окружающими. У него есть «богатый» клинический опыт — за время учебы в институте и прохождения практики он видел несколько чрезвычайно интересных случаев и непременно стремится всем о них поведать. Помните, что у старшего товарища этот опыт во много раз больше, и ваши рассказы могут быть ему неинтересны и даже раздражать. Лучше просто наблюдать за его поведением и действиями. Шанс продемонстрировать свою эрудицию и индивидуальность еще не раз представится вам в будущем. В экстренных ситуациях вообще не следует рассуждать и высказывать свое мнение — просто делайте то, что вам ­говорят.

В любой клинике существуют собственные профессиональные наработки, не всегда совпадающие как с классическими догмами, так и с последними веяниями в медицине. Даже если то, что вы видите, в чем‑то отличается от ваших представлений, сформировавшихся во время учебы, не стоит сразу возмущенно критиковать и обвинять сотрудников в косности и консервативности (или, наоборот, в пренебрежении канонами и устоями). Возможно, в местных условиях это лучшее решение. А если смириться сил нет, можно просто поинтересоваться, почему делается так, а не ­иначе.

Задавать правильные вопросы

Вышесказанное совсем не означает, что запрещается задавать вопросы, показывающие неопытность и слабое знание каких‑либо тонкостей и нюансов. Наоборот, лучше спрашивать сейчас, через пару лет уже будет стыдно. На умный, хороший вопрос — вопрос по существу — всегда с удовольствием дадут разъяснения. Разумеется, если вы спросите, а где у человека обычно находится печень или что значит слово «гематокрит», вас не поймут и поинтересуются, чем, собственно, вы занимались последние годы. Поэтому при необходимости выяснить нечто подобное лучше посмотреть в учебнике ­самостоятельно.

Грамотно спорить

Медицина не относится к точным наукам, и по многим вопросам могут существовать разные мнения. К тому же, врачи в подавляющем большинстве по характеру авторитарны — профессия такая. Свою точку зрения часто приходится отстаивать в споре. Конечно, мастерство ведения дискуссии оттачивается с годами. Однако начинающему врачу нужно помнить четыре ­вещи:

  1. Не бросайтесь высказывать свою позицию, отличную от других, пока вас не ­спросили.
  2. Спорить стоит, если вы можете представить хорошую ­аргументацию.
  3. Ваши высказывания должны быть предельно ­корректными.
  4. С начальством лучше не спорить в принципе, по крайней мере, ­пока.

В этом смысле в медицине как в армии — приказы руководства не обсуждаются. Если распоряжение заведующего отделением кажется вам нелогичным и недальновидным, не стоит тут же ему об этом сообщать или говорить «Хорошо, я сделаю, но вы все равно ошибаетесь». Подумайте — может быть, он не так уж неправ? Не зря же он все‑таки ­заведующий.

Неслучайно существует правило — на консилиумах и при обсуждении сложных больных первым слово предоставляется самым младшим участникам. И не только потому, что такой порядок заставляет молодых докторов думать и приучает их к самостоятельному клиническому мышлению. Если мнение клинического ординатора, отличное от мнения профессора и высказанное после него, вдруг окажется более логичным и обоснованным, ситуация возникнет неоднозначная. Не каждый профессор безболезненно способен примириться с таким покушением на свой ­авторитет.

Никогда не обманывать

Чего еще никогда не следует делать — обманывать. У всех бывают ошибки, промахи и недосмотры. В условиях коллективной деятельности они, в большинстве случаев, могут быть исправлены без катастрофических потерь, но только в случае, если о них вовремя становится известно. Обман обычно быстро раскрывается, и, если вас один раз «схватили за руку», в дальнейшем доверять уже не будут. Когда вас спрашивают, какое сегодня у пациента было давление, а вы по какой‑то причине его не измеряли, лучше так и сказать, а не фантазировать. Если вдруг показалось, что вы неправильно определили группу крови, надо немедленно сообщить об этом старшим товарищам, а не надеяться, что все будет хорошо. Если действительно ошиблись — будет плохо и больному, и вам. Степень этого «плохо» несоизмерима с риском обнародовать свои слабые знания ­трансфузиологии.

Признавать ошибки

Всегда и обязательно! Это производит лучшее впечатление, чем отчаянное упорство и нежелании согласиться со своей виной. Более или менее опытному врачу понятно, что спавшееся легкое после подключичной катетеризации в вашем исполнении — с вероятностью 99 % ятрогенное осложнение, а не неожиданное проявление буллезной эмфиземы. Согласитесь и сделайте для себя выводы, иначе к подключичным катетерам вас могут больше не ­подпустить. Или, например, лучше признать, что сыпь была у пациента еще в момент первого обращения (просто вы ее не заметили), а не настаивать, что она появилась через неделю. Особенно, если вы сами в этом не ­уверены.

Избегать конфронтации

Врачебный коллектив, как и любой другой, — совокупность не только специалистов, но и личностей. Помимо профессиональных знаний и опыта, каждая из этих личностей обладает еще и возрастом, характером, темпераментом, взглядами, вкусами, интересами, симпатиями и антипатиями. В коллективе всегда существуют определенные взаимоотношения; группы и фракции формируются не только по принципу структурных подразделений, но и исходя из личных ­отношений.

Подчас быстро разобраться в их хитросплетениях и тонкостях бывает трудно. Как бы вас ни заманивали в «группировку», ваша задача — построить хорошие отношения со всеми, не примыкая ни к кому. Изначально имеет смысл внимательно понаблюдать, какие люди вокруг, и уяснить для себя расстановку сил. Даже если есть явный неформальный лидер, лучше пока ориентироваться на лидера формального — вашего непосредственного начальника. Самая разумная тактика — вести себя со всеми доброжелательно, приветливо, быть открытым для общения и соблюдать нейтралитет. Участие в конфликтных ситуациях отвлекает от главного — освоения профессии. Вы должны производить хорошее впечатление не только как профессионал, но и как ­человек.

Специфика работы в медицинском учреждении, а особенно в стационаре, где есть дежурства, такова, что люди иногда проводят там времени больше, чем дома с ­семьей.

Чай, кофе и беседы обо всем на свете, а не только на медицинские темы — непременный атрибут врачебной жизни. Такое неформальное общение — прекрасная возможность познакомиться с членами коллектива поближе, продемонстрировать свое чувство юмора, деликатность, способность к сопереживанию и коммуникабельность; поделиться своими трудностями и посоветоваться, если самостоятельно справиться трудно. Помните, что идеальных людей недолюбливают, и ваши мелкие недостатки сделают вас только ­привлекательнее.

Если конфликтовать, то правильно

А что делать, если, несмотря на все предпринимаемые усилия, отношения не складываются, к моральному климату в коллективе не приспособиться и конфликтов избегать не получается? Ситуация для молодого врача крайне неприятная и ­тяжелая.

Но отчаиваться не следует. Профессиональная адаптация — процесс довольно длительный, в конце концов, наступит день, когда вы займете в коллективе свое место, и моральный климат будет зависеть в том числе и от вас. Главное — поступать честно и быть самим ­собой. По возможности пообщайтесь с более опытными знакомыми, работающими в других учреждениях. Они тоже в свое время осваивались на рабочем месте. Иногда комментарий человека, имевшего когда‑то аналогичные проблемы, может ­помочь.

Если вы, невзирая ни на что, все равно обязательно хотите работать в этом коллективе, можно решиться на последний и нежелательный шаг — обратиться в вышестоящие инстанции, к руководству учреждения. Урегулирование трудовых споров входит в функциональные обязанности администрации. Но подключать ее, не поставив в известность непосредственное начальство, нельзя. Субординация должна соблюдаться в любом ­случае.

Раздел второй: новичок и средний медицинский персонал, или «чужой среди чужих»

Рассуждая, как лучше адаптироваться начинающему врачу в коллективе, нельзя не коснуться взаимоотношений с медицинскими сестрами. От них в работе отделения зависит очень многое. И не секрет, что сестры молодых докторов не жалуют и постоянно проверяют их на прочность. Причины такой нелюбви кроются в том, что новички для них — лишняя головная боль. В основном все они вчерашние студенты, то есть практическую работу пока знают плохо, зато полны энтузиазма и желания поставить лечебный процесс на самые современные рельсы. Сестры же уверены: «лучшее — враг хорошего». Опытная сестра гораздо лучше вчерашнего выпускника владеет алгоритмами действий в часто встречающихся ситуациях, и при необходимости действовать быстро и без суеты он ей только ­мешает.

В наших медицинских учреждениях принято обращаться к врачам по имени-отчеству, а к сестрам — просто по имени. Это обстоятельство также может вызывать некоторое напряжение, учитывая, что сестры со стажем обычно старше интернов и клинических ­ординаторов.

Вывод простой: с сестрами лучше не ссориться. Во-первых, опытные сестры могут многому научить. Во-вторых, если будете с ними дружить, вашим больным тоже будет лучше. Поэтому вести себя со средним персоналом лучше вежливо, сдержанно, тактично, старших по возрасту называть по имени-отчеству, не подчеркивать всячески разницу ваших образований. Очень полезно для установления хорошего контакта помогать сестрам поднять, донести и перевернуть. В то же время нельзя заискивать и допускать к себе панибратское фамильярное отношение. Докторам мужского пола я бы не рекомендовала заводить с сестрами особо тесные неформальные отношения, но это отдельная большая ­тема.

Довольно часто люди, поработав в медицинском учреждении санитаром или медсестрой, по окончании ВУЗа приходят туда же уже в качестве врача. Казалось бы, в таком случае адаптироваться легче — условия работы, иерархия, психологический климат хорошо известны, сотрудник уже стал в коллективе «своим». Но такое впечатление обманчиво. Коллегам, нынешним и бывшим (перешедшим в разряд подчиненных), будет трудно сразу привыкнуть к его новому статусу и преодолеть сложившийся стереотип. Из-за этого на первых порах отношение может быть несколько предвзятым, и придется доказывать свой профессиональный рост и соответствие новой ­должности.

Резюме

Подводя итог, могу сказать, что основное условие успешной адаптации новичка в коллективе — не бояться. Все когда‑то начинали с нуля и приспосабливались к новому коллективу. Никто сразу после окончания института не становился высококлассным специалистом, уважаемым коллегами. Это впереди. У вас все ­получится.

При подготовке материала использовались источники
Г. Л. Ратнер «Советы молодому хирургу»
Advances in Psychiatric Treatment 2004, vol. 10, 225–232

2891 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.