18+

Служба службой

Служба службой

Служба службой

Мария Маркович о том, стоит ли работать с друзьями

Почти у каждого из нас есть закадычные друзья, с которыми мы дружим на протяжении многих лет. В детстве вместе ходили в детский сад или гуляли в одном дворе, потом вместе учились в школе, списывая друг у друга домашние задания и играя на переменах, вместе думали о будущем и готовились к вступительным экзаменам в институт. Теперь все выросли, отучились, стали профессионалами, и каждый пошел своим путем: кто-то работает рядовым специалистом в аптеке, а кто-то активно идет вверх по карьерной лестнице в крупной фармацевтической компании. Конечно, дружба никуда не делась — все также друзья встречаются на выходных, ходят друг к другу в гости и вместе отмечают праздники. И в один прекрасный момент более удачливый в профессиональном плане товарищ предлагает другому поработать с ним или в его подчинении. Стоит ли соглашаться на такое заманчивое предложение?

Дружба и работа: pro и contra (за и против)

По словам Натальи Головановой, руководителя Исследовательского центра портала Superjob.ru (Москва), «на первый взгляд, работать с близкими людьми очень даже хорошо, ведь кому, как не им, можно доверить корпоративную тайну и новый проект. К тому же с ними легче и привычнее общаться. Но, как оказывается, сотрудничество с друзьями и родственниками далеко не безоблачно, и большинство наших сограждан предпочитает придерживаться проверенного правила: «Дружба — дружбой, а служба — службой».

По данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru в 2011 году, более половины россиян (61%) не хотели бы работать в одной компании со своими родственниками. Еще 55% не согласились бы трудиться в подчинении у начальника-родственника, а 53% не приняли бы на работу родственника, если бы сами были начальниками. Среди главных причин, по которым большинство респондентов не хотят видеть в своем рабочем окружении близких людей, — боязнь конфликтов, желание разделять личную и профессиональную жизнь, а также неуверенность в профессиональной компетенции родных. К тому же немало респондентов, побывавших в подобной ситуации, «обожглись» и не хотят повторять неудачный опыт.

Работа с друзьями кажется россиянам более привлекательным вариантом, нежели работа с родственниками: трудиться в подчинении у друга согласны 34% опрошенных, а взять друга под свое начало — 39%. Однако и здесь есть свои нюансы. К примеру, респонденты заявляют, что работать в подчинении у друга они согласились бы только за большую зарплату или если друг занимает высокий пост: «Если очень хорошо заплатит, то соглашусь»; «Я поработал бы, если есть чему научиться и друг большая шишка».

Не хотят трудиться в подчинении у друзей и быть им начальниками 52% и 43% респондентов соответственно. Причины здесь те же, что и в случае с родственниками, — боязнь испортить отношения и страх за собственную репутацию в компании, в случае если друг совершит некорректный поступок или провалит важный проект: «Не люблю дружить и управлять одновременно»; «Не хочу потерять друзей»; «Работать в подчинении у друга очень неприятно»; «В бизнесе есть деловые отношения, а дружбы нет. Проверено опытом», — говорят респонденты.

Сплошные плюсы

Совместная работа с другом — это шанс общаться еще больше и чаще не только в неформальной обстановке, но и на протяжении трудовых будней. Учитывая, что к этому могут прилагаться и другие бонусы.

Во-первых, друг может предложить освободившееся в его компании место своему приятелю, а не какому-то неизвестному соискателю. При этом о друге уже многое известно — его опыт работы, уровень профессионализма и личные качества. К тому же не нужно будет тратить время на поиск нужного сотрудника, размещая объявления на интернет-сайтах и в газетах, а также платить деньги кадровым агентствам. Да и в дальнейшем есть шанс надеяться и рассчитывать на то, что интересную командировку или высокооплачиваемый проект предложат именно другу.

Игорь (28 лет): «Я сейчас работаю у друзей-начальников, но мы изначально были коллегами и познакомились на работе. Они были друзьями еще со школы, а я подружился с ними позже, когда перешел на работу. Еще лет через 5 ребята открыли свою фирму и перетащили туда многих сотрудников из старой компании, в том числе и меня. Все прекрасно, все продолжают дружить».

Во-вторых, друг может помочь своему знакомому быстро влиться в коллектив, расскажет об основных правилах корпоративной этики и поможет понять, как происходят рабочие процессы. Согласитесь, что освоиться на новом месте гораздо легче, когда рядом есть хороший знакомый, готовый тебя поддержать и прийти на помощь при возникновении вопросов. Да и для самого друга-начальника это будет большим преимуществом: психологически знакомого гораздо легче попросить о какой-либо услуге или одолжении, чем сотрудника, с которым не состоишь в дружеских отношениях.

Дарья (34 года): «Почти 2 года моя подруга была моим подчиненным (заместителем, если точнее). Это никак не повлияло на дружбу, а на работе еще и плюсы давало: на подругу я спокойнее оставляла дела, если надо было уйти в отпуск или уехать в командировку. Если б мои подруги или друзья предложили мне работать у них в подчинении, то ответ сильно зависел бы от конкретной личности. Потому что с одними я сработаюсь, а с другими — точно нет».

В-третьих, друг — это всегда союзник. Он может представить приятеля перед коллегами и высшим начальством в лучшем свете, а также посоветует, как лучше себя вести, если руководство не довольно работой.

Ирина (25 лет): «Я работала в компании, генеральным директором которой была моя близкая подруга. Это было прекрасно, потому что, с одной стороны, она — отличный руководитель, с другой — я всегда соблюдала деловой тон и субординацию, когда дело касалось работы. То есть я могла пить с ней по утрам кофе в ее кабинете и ходить вместе обедать, но при этом четко выполняла все указания и распоряжения и никогда не пользовалась дружбой. Я бы даже сказала, что, наоборот, старалась быть максимально примерным сотрудником, чтобы не подставлять подругу. Поэтому между нами проблем не было. Хотя со стороны остального коллектива, разумеется, отношение было поначалу предвзятое: я ловила на себе недовольные взгляды, когда приходила из кабинета подруги-начальницы — видимо, коллеги думали, что мы там чаи гоняем, хотя мы обсуждали рабочие вопросы. А когда в ответ на вопрос одной из сотрудниц в нашем кабинете, большой ли у меня трудовой опыт, я сказала, что это мое первое место работы, она язвительно заметила: „Конечно, легко делать карьеру, когда у тебя подруга-начальница“. Но потом и это прошло. Я считаю, с друзьями работать можно, но только если оба понимают, где кончается дружба и начинается дело».

Обратная сторона медали

Однако не всегда ситуация может оказаться такой идеальной, и в реальности помимо плюсов есть еще и минусы.

Во-первых, существует риск возникновения конфликтов. Допустим, начальник расхвалил своего друга, а он, как оказалось на практике, совсем не справляется со своими обязанностями или совершает слишком много ошибок, что за ним приходится все переделывать. Или друг-подчиненный, памятуя о дружбе с начальником, ведет себя высокомерно и ставит себя выше остальных сотрудников.

К конфликтам также может привести взаимное недопонимание. Например, друг-подчиненный начинает считать, что друг-начальник ему значительно не доплачивает и при этом слишком много от него требует. «Мог бы сделать мне поблажку или премию бы дал, все-таки мы друзья...» — нередко с обидой думают такие сотрудники. Гораздо хуже, когда подобное недовольство начинает сказываться на качестве выполняемой работы, а работник начинает действовать по принципу «как мне платят — так я и работаю».

Друг-начальник же в свою очередь может придерживаться точки зрения, что подчиненный — его хороший приятель, поэтому многие обязанности сможет выполнить по доброте душевной, «не в службу, а в дружбу». Или попробует добавить дополнительных рабочих функций, а другу-подчиненному не хватит духу отказаться или будет неудобно возмутиться.

Дмитрий (34 года): «Я 6 лет проработал под руководством человека, которого до этого несколько лет считал своим другом. Дружбе пришел конец довольно быстро, потому что оказалось, что иерархия важнее. Только я это осознал не сразу и очень переживал — как же он так со мной, мы же друзья! Например, однажды я предложил один эффективный, на мой взгляд, выход из сложной рабочей ситуации, на что друг резко отреагировал, сказав, что начальник здесь он и все решения будет принимать сам. После этого случая мне больше никогда не хотелось выступать с инициативой. Когда я уходил из компании, он даже не попрощался. Хотя, надо отдать ему должное, он ко мне всегда относился хорошо, повышал и по должности, и по зарплате, но теплота и доверительность в отношениях пропала. Работать с друзьями даже на равных сложно, ибо может оказаться, что как профессионал твой друг совсем не то, что ты себе представлял, и можно не сработаться и испортить отношения».

Во-вторых, дружеские отношения могут повлиять на эффективность работы. Частые совместные чаепития и разговоры на отвлеченные темы могут отнимать не только значительную часть рабочего времени, но и вызвать недовольство остальных коллег.

Екатерина (31 год): «К нам на работу взяли девушку, которая была подружкой другой нашей сотрудницы — она ее и порекомендовала. Мы постоянно видели, что они то болтают о чем-то, не относящемся к работе, то бегают в курилку каждые полчаса, то уходят в обеденный перерыв часа на полтора вместо положенного часа. Конечно, мы пытались по-хорошему намекнуть на ситуацию, на что получили от них ответ — следите лучше за своими обязанностями, а мы свои проблемы сами решим. Все бы ничего, но стала страдать работа. Поэтому мы с еще одной коллегой пошли к нашей руководительнице и попросили решить эту проблему. Начальница уже не церемонилась, а жестко высказала претензии. А девушки еще потом на нас обижались и общались сквозь зубы».

В-третьих, возможна утечка личной информации. Например, друг-начальник не хочет распространяться о своей личной жизни или болезни своего родственника, а друг-подчиненный «по секрету» рассказывает все подробности другим сотрудникам, которые были не в курсе. Такой поступок не только по-человечески неприятен и может привести к разладу в отношениях с другом, но и излишние детали могут выставить начальника не в лучшем свете.

Мария (37 лет): «Моя подруга, устроившая меня на работу в компанию, в которой она занимала должность заместителя директора, пережила тяжелый развод. Остальные сотрудники не могли понять причин ее депрессивного настроения, пока я однажды не проболталась. Подруга об этом узнала, и мы „раздружились“. Конечно, уволиться она мне не предлагала, но наши отношения стали слишком натянутыми, и это было тяжело выдержать психологически. Так что в скором времени я сама решила сменить место работы. С подругой, к сожалению, мы так и не помирились и больше не общаемся».

Дружба VS работа

Так стоит ли работать вместе с друзьями? Иван Тютюнджи, руководитель пресс-службы HeadHunter (Москва), считает: «Можно, но это всегда сложнее, чем с ранее не знакомыми коллегами. Вся тонкость в том, что уже существующие друзья в работе могут ссылаться на выстроенную ранее систему взаимоотношений. Например, „Мы же всегда раньше делали с тобой так“, но в бизнесе это часто не работает. У людей всегда будет внутренний конфликт: с одной стороны, взять на работу друга — значит, получить надежного человека и всегда иметь рядом хорошего собеседника, с которым комфортно. С другой стороны, если друг будет подчиненным, то это может вызвать конфликт и распад дружеских отношений. Молодые бизнесмены часто берут в бизнес друзей. Если бизнес оказывается успешным, то дружба обычно распадается. Универсального рецепта нет».

Многие предприниматели с большим жизненным опытом придерживаются особого мнения: никогда не работайте с друзьями, если не хотите их потерять. Как показывает практика, уже не одна настоящая дружба была загублена, когда два друга начинали вместе работать, особенно если сфера деятельности связана с бизнесом и большими деньгами. «Дружба дружбой, а денежки врозь» — гласит известная пословица. И именно материальные ценности нередко в первую очередь становятся камнем преткновения и причиной разлада.

Так есть ли возможность сохранить дружеские отношения? По мнению Ивана Тютюнджи, «все зависит от самого друга — насколько он готов работать на общих условиях. Если вы разделяете базовые принципы взаимоотношений „начальник-подчиненный“ на работе, то конфликта может и не возникнуть. Если же взгляды разные, то работать вместе лучше не стоит». Если вы готовы идти на уступки, умеете разделять личные и рабочие отношения и всегда открыты для обсуждения конфликтных ситуаций, то нет смысла отказываться от работы с хорошим другом.

Советы другу-начальнику

— прежде чем принимать друга на работу, тщательно обсудите все условия работы «на берегу». Желательно заранее составить договор, в котором необходимо прописать права и обязанности сотрудника, его сферы ответственности, критерии хорошей работы и другие подробности, чтобы сослаться на это в случае возникновения спорных ситуаций;

— относитесь к коллеге-другу так же, как и к остальным работникам, не делая ни для кого исключений, — это поможет сохранить благоприятную атмосферу в коллективе, поскольку другие сотрудники увидят, что правила едины для всех и поблажки не делаются никому, даже друзьям;

— при возникновении трудностей в рабочих вопросах обязательно выходите с другом-подчиненным на откровенный разговор и обсуждайте ситуацию, вместе продумывая пути для решения проблемы.

Советы другу-подчиненному

— строго разделяйте дружбу и работу. Если в обычной жизни ваш друг-начальник хорошо относится к вам, а в рабочей обстановке вдруг становится требовательным, проявляет жесткость и принципиальность, не обижайтесь. Скорей всего, руководитель пытается сохранить субординацию и избежать конфликтов в коллективе;

— не показывайте слишком откровенно другим коллегам свои дружеские отношения с начальником. В течение рабочего дня общайтесь с ним официально и только по профессиональным вопросам, а неформальное общение оставьте на свободное время — на вечер или выходные. И даже если вы уже не один десяток лет привыкли называть друг друга Таней и Маней и на «ты», то в рабочей обстановке стоит забыть о подобной фамильярности, обращаясь к руководителю более официально — по имени и отчеству и на «Вы»

— не ждите от друга-начальника снисходительного отношения. Если у вас что-то не получается или вы не успеваете — это не повод надеяться на то, что друг закроет глаза на ваши промашки и оправдания. Лучше прямо скажите о своих проблемах.

3162 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.