18+

Хорошая новость, отличный прием

Хорошая новость, отличный прием

Софья Сименюра предложила семь способов оптимизировать амбулаторный прием пациентов

Норма времени, установленного на прием одного человека, — вот «точка кипения» любого врача. Во многих поликлиниках терапевту предлагается провести полноценный прием пациента за двенадцать минут, хирург должен успеть за шесть минут, а педиатр и вовсе за пять. Причем за это время нужно не просто понять, что, где и когда у пациента случилось, но и выполнить сопроводительную бумажную работу — заполнить карту, выписать рецепты, выдать направления к узким специалистам, оформить справки и листы нетрудоспособности, заполнить карты на санаторно-курортное ­лечение.
 
Как уложиться в нормативы времени и не обделить пациентов вниманием? Предлагаем несколько способов сделать прием оперативнее. Некоторые из них требуют тщательной подготовки, поддержки руководства и — в идеале — системных подвижек. Остальные можно начать использовать буквально сразу, дочитав эту статью до ­конца.
 
Досье КС
Софья Сименюра — студентка 6 курса лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова. С 2013 сотрудник кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи под руководством д.м.н., профессора Аркадия Львовича Верткина, известного своим новаторским подходом ко многим вопросам медицины.
Способ № 1.
Оптимизация рабочего пространства
На столе врача можно встретить горы медицинских карт, бланков и справочников, стаканчики с ручками, шпателями и термометрами — всё это захламляет рабочее пространство и приводит к нерациональным тратам времени. В среднем терапевту за трехчасовой прием приходится порядка четырех раз искать затерявшиеся документы, при этом поиски могут продолжаться от десяти секунд до трех с половиной ­минут.
«Съедает» время и нерационально расположенная мебель — соблюдение правил эргономики позволит врачу удобнее и быстрее работать в пределах рабочего пространства, что повысит скорость и качество ­работы.
 
Способ № 2.
Отработанная тактика
Значительно ускорит работу использование специальных диагностических алгоритмов — листочков-шпаргалок, в которых кратко будет собрана вся важная информация по основным заболеваниям: ХОБЛ, анемии, артериальной гипертензии, сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, ожирению и другим популярным ­болезням.
 
В каждую «шпаргалку» стоит внести факторы риска, наиболее частые причины болезни, дифференциальную диагностику, схемы лечения. Тогда вам не придется каждый раз лезть в справочники, чтобы освежить знания, а прием станет более эффективным и максимально быстрым. Кстати, подобные «шпаргалки» уже с нового года вы сможете найти в выпусках «Катрен-Стиль ­врач».
 
Очень важно не просто опросить пациента, заполняя при этом карту, но и поддерживать визуальный контакт — периодически смотреть ему в глаза. Это даст пациенту почувствовать уверенность в участии врача, что повышает доверие с его стороны и, как следствие, — качество врачебного приема. Такое совмещение опроса и записи в карту может сократить время сбора анамнеза до трех минут, а постановка диагноза и назначение лечения при помощи заготовленных «шпаргалок» займет не более пяти ­минут.
 
Способ № 3.
Удобная документация
Бумажная волокита — настоящий бич всех участковых. Стандартные документы каждого приема — амбулаторную карту и рецептурный бланк — врач в среднем заполняет четыре и три минуты соответственно, то есть на «писанину» уходит большая часть рабочего ­времени.
Идеальным решением было бы использование автоматизированного производства нормативной отчетности, но на уровне местных поликлиник попытки сформировать электронную документацию пока безуспешны. Даже в Москве, где работает единая медицинская информационно-автоматизированная система (ЕМИАС), врачи не отказываются от стандартных амбулаторных карт по различным ­причинам.
 
Осенью 2013 года в столичных поликлиниках Северного административного округа было проведено исследование с целью поминутной фиксации действий терапевта на приеме. Исследование показало: на сбор жалоб и уточнение анамнеза уходит до шести минут, пять минут врач тратит на изучение выписки, осмотр занимает четыре минуты, а оформление эпикриза на ВК или направления на МСЭК — до двенадцати ­минут.
 
Выход пока один: создать удобную документацию в бумажном формате, заполнение которой будет максимально быстрым и удобным. Намного проще проставить данные пациента в форму с уже прописанными фразами или подчеркнуть нужный вариант из предложенных, чем каждый раз полностью писать одно и то же. Такие документы, разработанные с учетом современных стандартов и положений, помогут значительно сократить время ­приема.
 

Очень удобно давать пациентам специально подготовленные отпечатанные памятки: рекомендации по наиболее распространенным состояниям, списки основных профилактических мер или адреса медицинских учреждений, где можно пройти дополнительные обследования и получить узкоспециальные консультации. Подобные памятки врач сможет выдавать вместо устных объяснений, тем самым экономя свое ­время.

Очень важно приучить себя аккуратно фиксировать информацию. Выборка амбулаторных карт в поликлиниках САО Москвы показала: в них часто нет клинических диагнозов, не соблюдается рубрикация по МКБ 10, не выделяются основное, фоновое и сопутствующее заболевания, не указываются осложнения. Иногда в случае летального исхода патологоанатомы даже не могут сопоставить клинический диагноз с патологоанатомическим — им просто не с чем сравнить. Так что аккуратная работа с документацией поможет оптимизировать работу не только терапевта, но и других его ­коллег.
 
Способ № 4.
Сплоченная команда
Эффективность ведения приема во многом зависит от психологической совместимости пары «врач — медицинская сестра». Эту совместимость можно улучшить, поискав точки соприкосновения: общие взгляды, интересы, убеждения. Также важно выработать индивидуальный стиль совместной ­работы.
 
Да, существует четкое распределение обязанностей, но врач и медсестра действуют не в строгом соответствии с должностными инструкциями, они заранее распределяют между собой обязанности так, чтобы было комфортно обоим. В одной команде компьютерную работу выполняет медицинская сестра, в другой ей удобнее заняться врачу, в третьей медсестра берет на себя часть работы врача по ознакомлению пациента с профилактическими мерами. Всё это вполне ­допустимо.
 
Главное, постараться выстроить такой контакт, чтобы медсестра работала на опережение, взаимодействовала с врачом так, словно она читает его следующее действие или распоряжение без ­слов.
 
Стоит обратить внимание и на будущих коллег по цеху — студентов-практикантов и врачей-ординаторов. Сегодня в поликлиниках студенты медицинских колледжей и вузов проходят практику в основном бестолково, «отбывая повинность». Между тем им вполне по силам «легкая» врачебная работа: выдача справок, рецептов, талонов к специалистам, заполнение документации, оформление направлений на обследования, выписка рецептов. Одним словом, всё то, что отнимает изрядное время у ­специалиста.
 
Более того, активное включение студентов в деятельность участкового врача не только на порядок облегчит ведение приема, но и может заинтересовать практикантов, мотивировать их к работе. И, вполне возможно, увеличить приток новых кадров в амбулаторно-поликлиническую ­службу.
 
Способ № 5.
Управление очередью
Во многих поликлиниках уже появились терминалы электронной очереди, но и с их помощью не удается полностью избежать ожидания около кабинета врача. Причины банальны: треть всех посещений в поликлиниках переносится на другое время. Кроме того, регулярные сдвиги в запланированном графике приема создают пациенты-льготники: ветераны войны, многодетные матери, беременные женщины, чернобыльцы и прочие. Врач то простаивает, то работает в режиме цейтнота, а длительное ожидание вызывает в очереди недовольство. Но выход ­есть.
 
Во-первых, не надо держать очередь в неведении, пациентам важно знать, что врач заинтересован в их приеме. Объясняйте причины задержки — людям проще ждать, когда они знают, чего и почему ­ждут.
 
Во-вторых, можно организовать досуг в очереди. Книги, журналы, памятки, рекомендации, наглядные пособия, анкеты-опросники о состоянии здоровья помогут посетителям успокоиться и с пользой провести время. Еще одна действенная мера — присвоение номеров пациентам очереди. С их помощью пациенты смогут ненадолго отходить от двери кабинета — в туалет или просто размяться — вместо того чтобы «охранять» свое ­место.
 
Минимизировать «затор» к терапевту помогут специальные брошюры-путеводители по симптомам болезней, которыми терапевт мог бы снабжать свой участок. С их помощью дома, отвечая на вопросы «да» или «нет», пациенты смогут оценить свое самочувствие и понять, как им поступить: «переболеть» дома, экстренно вызвать скорую помощь или прийти к врачу в плановом порядке. Эти же брошюры помогут определить профиль нужного специалиста. Еще один плюс подобной меры — решение проблемы малой информированности населения о методах профилактики, отсутствия навыков самостоятельной диагностики и незнания способов оказания первой ­помощи.
 
И самое главное — эффектное завершение ожидания. Ведь самые негативные воспоминания об очереди обязательно померкнут в свете продуктивного для пациента ­приема.
 
Способ № 6.
Отдельный кабинет для экстренной помощи
Что же делать в случаях с экстренной помощью? По регламенту, она всегда оказывается без очереди и записи. И тут счет временных затрат врача идет на десятки минут. Рутинная практика до приезда скорой помощи — сбор жалоб и анамнеза, осмотр, первичная запись — занимают до восемнадцати минут. Вызов СМП и направление на госпитализацию — еще десять. После приезда скорой как минимум тридцать минут понадобится на осмотр больного врачом СМП, заполнение медицинской документации и «диалог» врачей участка и СМП. То есть почти час от приемного времени терапевта, в течение которого без внимания останутся другие ­пациенты.
 
Патовая ситуация. Выбраться из нее без сторонней помощи невозможно. Но многие поликлиники уже пошли по пути создания отдельных кабинетов неотложной помощи, где прием ведет дежурный врач. В такой кабинет можно оперативно пригласить на консультацию врачей нужных специальностей, заведующего отделением и врача медико-социальной экспертизы. Возможно, будет не лишним поднять этот вопрос на планерке — кто знает, вдруг руководство оценит вашу ­инициативу?
 
Способ № 7.
Самодисциплина
Нельзя забывать о постоянном профессиональном самосовершенствовании. Медицинская наука не стоит на месте, врачу важно постоянно быть в курсе последних новинок фармацевтики, клинических разработок и других важных событий в мире медицины. Стоит также осведомляться и об излюбленных «народных» методах лечения, которые пациенты любят назначать сами себе, — зачастую самолечение искажает клиническую картину заболевания и усложняет постановку ­диагноза.
 
Итак, расставить мебель, прибрать на столе, привлечь студентов, наделать шпаргалок — и еще несколько не менее важных дел — и наверняка качество и скорость амбулаторного приема уже вскоре изменятся к лучшему. Ведь дорогу осилит ­идущий.

1238 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать