18+

Акцент на БАД

Акцент на БАД

Интервью о будущем БАД в России и в мире, и о том, как развитие сегмента БАД может повлиять на будущее отечественных аптек

В уходящем 2024 году в центре внимания отрасли и регулятора вновь оказались биодобавки. Среди главных причин этого — маркировка (с первого ноября функционирующая в разрешительном режиме для данного вида продукции) и маркетплейсы (где неоднократно обнаруживались добавки с запрещёнными и опасными веществами либо без регистрационных документов). С другой стороны, необходимость в качественных витаминах и микроэлементах никто не отменял, и они должны оставаться доступными для пациента.

Какими могут быть пути развития сложившейся ситуации? Как вероятные сценарии будущего отразятся на работе аптечных организаций? Какие преимущества из популярности биодобавок может извлечь отечественное здравоохранение? И какие глобальные тренды уже сейчас влияют на формат и ассортимент фармрозницы? Ответы на эти и другие вопросы специально для читателей «КС» постарался найти генеральный директор компании VPLab, эксперт по рынкам Китая, США и ОАЭ, член контрольного комитета СРО «Союз производителей БАД» и генерального совета «Деловой России» Юрий Клюшенков.

«КС»: По данным DSM Group, в аптечном звене БАД находятся на втором месте после лекарств — и по объёму продаж, и по среднему количеству ассортиментных позиций, реализуемых в одной аптеке. Юрий Александрович, с чем вы связываете такой интерес наших соотечественников к биодобавкам?

Юрий Клюшенков: Большой спрос на названную категорию сегодня наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Пандемия научила человечество тому, что болеть ни в коем случае нельзя. Изменился сам подход к функционированию здравоохранения: сейчас и врачи, и пациенты нацелены на профилактику заболеваний. Внимательное, грамотное отношение к собственному самочувствию становится жизненной стратегией современного человека, а регулярный приём витаминов и биодобавок — важной её частью.

Другие мировые тренды, которые также влияют на популярность БАД, — увеличение продолжительности жизни и старение населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей в возрасте 60 лет и старше и их доля в общей численности жителей Земли продолжают расти беспрецедентно высокими темпами. В 2019 году это был 1 миллиард, к 2030 году цифра вырастет до 1,4 миллиарда, а к 2050 году — до 2,1 миллиарда. По подсчётам учёных, к 2050 г. (т. е. через четверть века) каждый шестой человек на планете будет пожилым. Эти глобальные демографические трансформации уже сегодня меняют, например, рынок труда. Компании всё чаще нанимают или стараются удержать на работе сотрудников старшего возраста.

Вот почему люди хотят не просто долго жить, им важно хорошо себя чувствовать, оставаться активными, работоспособными и в 60, и в 70, и в 80 лет. А это значит, что сердцу, суставам, мышцам, иммунной системе, мозгу, всем важнейшим органам и системам организма нужна дополнительная поддержка. Клинические испытания, которые проводятся в разных странах, показывают, что такой поддержкой наряду со здоровым образом жизни могут стать биодобавки, витаминно-минеральные комплексы. Так что неудивительно, что мы наблюдаем такой активный рост мирового рынка БАД. По разным оценкам, к 2032 году его объём может составить уже 800 миллиардов долларов в год. В России же данный рынок ежегодно растёт двузначными темпами и уже в 2023 году перешагнул отметку в 127 миллиардов рублей.

«КС»: Руководители государства тоже всё чаще проявляют интерес к рынку БАД и витаминов…

Юрий Клюшенков: Совершенно верно. Президент России Владимир Владимирович Путин в этом году специально отметил важность употребления витаминов: «В предстоящие годы предстоит серьёзно изменить принципы, подходы к системе здравоохранения. Предстоит задействовать весь потенциал передовых цифровых и медицинских технологий — индивидуальные лекарства, новое медицинское оборудование и методы лечения заболеваний, подбор витаминов — всё это должно быть направлено на конкретного человека».

Напомню, что глава государства поставил цель увеличить среднюю продолжительность жизни в России к 2030 году не менее чем до 78 лет, а к 2036 году — до 81 года. При этом президент особо подчеркнул, что речь должна идти об ожидаемой продолжительности активной и здоровой жизни. Оздоровление населения становится первостепенной задачей национального масштаба.

К сожалению, не может не огорчать статистика, приведённая министром здравоохранения РФ: 40 миллионов россиян страдают ожирением, которое чревато развитием и других серьёзных заболеваний. Особую группу риска составляют мужчины, которые живут в среднем на 10 лет меньше, чем женщины. Они реже посещают врачей, чаще работают на вредном производстве, хуже справляются со стрессом, более подвержены пагубным зависимостям.

Поэтому необходима просветительская работа с населением — о принципах здорового питания, важности регулярной физической нагрузки, комплексной работе со стрессом. И здесь трудно переоценить роль провизоров и фармацевтов. Все мы знаем, что нашим гражданам иногда комфортнее посоветоваться с сотрудником первого стола в аптеке, чем записаться на приём к врачу.

«КС»: А что говорит мировой опыт? Существуют ли в зарубежных странах национальные программы оздоровления с применением биодобавок?

Юрий Клюшенков: Самый яркий пример — Япония, где после атомных бомбардировок во время Второй мировой войны наблюдался угрожающий рост проблем со здоровьем. Тогда правительство страны совместно с учёными составило «Программу спасения нации». Комплекс мер включал очищение земли от радионуклидов, всеобщую диспансеризацию населения и оптимизацию питания граждан: их рацион обязательно должен был включать в себя морепродукты и биологически активные добавки. Программа оказалась успешной. В результате принятых мер продолжительность жизни японцев выросла с 54 до 84 лет. Более того, сегодня система здравоохранения в Японии считается одной из самых развитых и передовых в мире, а 93 % жителей страны регулярно принимают БАД.

«КС»: Из России ушли крупные зарубежные интернет-площадки по продаже косметики и БАД. Как это изменило национальный рынок?

Юрий Клюшенков: Уход иностранных игроков подтолкнул развитие отечественной индустрии. Только за год количество российских производителей биодобавок выросло на целых 70 %. Всего в нашей стране сегодня порядка 1200 производителей БАД. Около 900 из них — отечественные. А количество ассортиментных единиц, представленных только в аптеках, составляет уже более 17 тысяч.

По данным аналитического агентства Data Insight, ведущим каналом продажи биодобавок и витаминов в нашей стране остаются аптечные организации, их мобильные приложения и интернет-платформы. Однако с недавних пор серьёзную конкуренцию аптекам составляют маркетплейсы.

Причём если аптеки работают в условиях строгого госрегулирования, то эффективных инструментов для контроля качества продукции на маркетплейсах пока что не появилось, и недобросовестные продавцы продолжают этим пользоваться. Не так уж редко встречаются и откровенные махинации, когда, например, к карточке товара в интернет-магазине прикрепляется свидетельство о государственной регистрации (СГР), относящееся совершенно к другому продукту.

Да, конечно, категория БАД настолько популярна, что сейчас почти у каждой крупной аптечной сети есть собственные торговые марки биодобавок и витаминов (по данным DSM Group, в 2023 году доля СТМ уже составила порядка 20,7 % аптечных продаж в рублях и 28,5 % в упаковках). Данный вид продукции появляется и у крупных продовольственных ритейлеров, и у косметических гипермаркетов, и даже у автозаправок. Это также говорит о том, что спрос на товары для здорового образа жизни сегодня необычайно высок.

Однако важно обеспечить качество и безопасность подобной продукции. Для покупателей (то есть нас с вами) безопаснее всего покупать биодобавки в аптеках. Там, где самые высокие стандарты контроля.

«КС»: Как вы считаете, какой канал продаж биодобавок будет основным в ближайшие годы?

Юрий Клюшенков: Наша компания была первой, кто начал поставлять спортивное питание и БАД в дистанционные каналы продаж ещё до того, как это стало мейнстримом. Очевидно, что для производителя онлайн — это несомненный плюс. Интернет-площадка даёт возможность быстро реализовывать свою продукцию, одновременно занимаясь маркетингом и продвижением.

И ещё один момент: онлайн-торговля — это скорость внедрения трендов. Маркетплейсы зачастую более технологичны, чем сайты традиционных аптек. Например, мне как производителю хотелось бы видеть в онлайн-аптеке инструменты для продвижения БАД, для диалога с покупателем, с фармспециалистами. А на интернет-платформах новые технологии реализовать проще, чем в классической аптеке.

С другой стороны, несмотря на бурное развитие «электронной коммерции», «каменная» аптека с её прозрачной товаропроводящей цепочкой, профессиональными провизорами и фармацевтами, возможностью получить личную консультацию всё ещё остаётся важнейшим каналом реализации не только лекарств, но и биодобавок. Людям необходим личный контакт: прийти, посоветоваться, проконсультироваться у специалиста.

«КС»: Как Вы считаете, как будет развиваться аптека в ближайшем будущем?

Юрий Клюшенков: Вся мировая индустрия приходит к тому, что необходимо создавать для клиента комплексное предложение. Здесь показателен пример Арабских Эмиратов. Ещё два года назад аптеки в этой стране не отличались от отечественных, а сегодня они работают уже в новом «расширенном» формате. Это огромные «бутики», в которых посетитель может:

  • найти косметику, витамины, лекарственные препараты, спортивное питание;
  • проверить зрение и приобрести линзы;
  • сдать анализы на наличие дефицитных состояний (анемии, недостаточного уровня тех или иных витаминов);
  • получить консультацию врача и подобрать биодобавки;
  • оформить медицинскую страховку;
  • заказать доставку купленной продукции на дом;
  • отследить все названные действия в приложении.

Думаю, что российским аптекам тоже предстоит в той или иной степени развиваться в этом направлении. Если аптечным сетям удастся создать собственные онлайн-платформы с той чёткостью, ясностью и полезностью, к которой привыкли их посетители, важной социальной миссией — помощью государству в поддержании здоровья населения, и дополнительными услугами в виде консультаций врачей, никакой маркетплейс не сможет с ними конкурировать. Несомненно, для этого фармрознице необходима помощь и поддержка регулятора.

«КС»: Как вы относитесь к маркировке БАД, считаете ли её эффективной мерой защиты от поддельной и некачественной продукции?

Юрий Клюшенков: Я думаю, что все добросовестные производители и поставщики биодобавок заинтересованы в маркировке и других мерах, которые делают рынок более прозрачным, контролируемым и, в конечном счёте, более безопасным для покупателя. Мы как компания отвечаем за свою продукцию, отбираем самое качественное сырьё, находим лучшие производственные площадки, проверяем, регистрируем и маркируем БАД в соответствии со всеми стандартами и требованиями государства. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы конкурировать с такими же сильными и ответственными брендами а не с фирмами-однодневками, которые наводнили маркетплейсы.

По данным ЦРПТ, национального оператора системы маркировки, на сегодня объём нелегальной продукции на российском рынке биодобавок составляет около 50 %. А это серьёзный риск для жизни и здоровья людей. И я надеюсь, что маркировка поможет в значительной степени очистить сегмент БАД от фальсификата и контрафакта.

Что касается регулирования «циркуляции» биодобавок в каналах «электронной коммерции», то эта проблема не первый год остаётся предметом горячих дискуссий на отраслевых мероприятиях с участием органов государственной власти, аптечных сетей, дистрибьюторов и производителей. На мой взгляд, помимо маркировки, российскому фармацевтическому рынку также не хватает единой цифровой платформы, которая содержала бы реестр добросовестных производителей и помогала обучать фармацевтов, провизоров и врачей работе с новыми препаратами, а аптекам — обмениваться информацией по текущим рабочим вопросам (например, об остатках тех или иных лекарств и т. д.). Все участники фармотрасли, мне кажется, были бы заинтересованы в появлении такого ресурса.

«КС»: Сейчас много говорят о назначении БАД врачами, есть даже соответствующие инициативы. Некоторые эксперты относятся к этой идее скептически, а Вы?

Юрий Клюшенков: Уверен, что данное направление обязательно нужно развивать. В США и Японии, где эффективность биодобавок подтверждена длительными и дорогостоящими клиническими исследованиями, врачи, например, часто назначают пациентам, коэнзим Q10, поскольку уже доказано, что это вещество обладает противоопухолевым эффектом. Если же говорить о российском опыте, то наверняка все помнят, что в разгар пандемии Минздрав рекомендовал назначать пациентам полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3, цинк, аминокислоты — чтобы люди или не заболели, или быстрее восстановились после заболевания. Как видно, наработки по применению БАД в клинической практике уже есть.

У нашей компании тоже есть опыт применения биодобавок во время пандемии. Мы отправляли витаминные наборы пожилым людям, врачам, работающим в красной зоне, медицинскому персоналу скорой помощи. Многие адресаты звонили нам и выражали благодарность.

Уверен, что российские производители БАД (и, в частности, витаминов) совместно с медицинским сообществом и аптечными организациями при участии государства могли бы вести программы поддержания здоровья для разных категорий людей: офисных работников, спортсменов, людей пенсионного возраста. Сами мы уже занимаемся выполнением таких проектов. Например, недавно подписали соглашение о сотрудничестве с ВДСО «Трудовые резервы»: будем готовить наборы спортивного питания и биодобавок с учётом специфики разных видов спорта.

Конечно, в том, что касается медицинского назначения БАД, остаётся множество вопросов и трудностей: классификация биологически активных добавок, выбор дозировки, дополнительное обучение врачей, фармацевтов и провизоров. Но при правильном выверенном подходе все эти трудности преодолимы. Ведь в долгосрочной перспективе применение биодобавок должно помочь сохранению здоровья наших граждан и достижению целей национальных проектов.

Автор статьи
Екатерина Алтайская
Филолог, журналист
Медицинский журналист

1324 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.