18+

Александр Гришин: «Мифы и реалии дистанционного повышения квалификации»

Александр Гришин: «Мифы и реалии дистанционного повышения квалификации»

Александр Гришин: «Мифы и реалии дистанционного повышения квалификации»

Интервью с доктором фармацевтических наук, профессором, ректором АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

Технологический прогресс всё активнее внедряется в деятельность фармацевтических организаций, и они все чаще используют ресурсосберегающие технологии. К этим технологиям можно отнести и дистанционную форму повышения квалификации для провизоров и фармацевтов. Она позволяет существенно сократить затраты на повышение квалификации работников, при этом качество образование при этом не снижается. Дистанционное образование уже успело обрасти различными мифами, легендами и слухами. Постараемся взвесить все за и против этой важной инновации на фармацевтическом рынке.

grishin_305.png

КС: Александр Владимирович, у вас уже 10‑летний опыт внедрения дистанционной формы фармацевтического образования. Каковы достижения этого направления в области повышения квалификации сотрудников аптек?

Александр Гришин: Эффективность дистанционного повышения квалификации провизоров и фармацевтов не вызывает сомнения. Наш анализ показал, что дистанционная форма экономит до 50 % затрат на повышение квалификации работников. Экономия обеспечивается исключением из бюджета, предусмотренного для повышения квалификации специалистов, командировочных расходов; затрат на оплату труда лиц, замещающих работников на время учебы. Дистанционная форма, в свою очередь, позволяет образовательным организациям за счет экономии своих издержек существенно снижать стоимость образовательных услуг, что тоже выгодно для фармацевтических организаций и аптек.

КС: Если экономические выгоды столь очевидны, что сдерживает развитие этого направления повышения квалификации фармацевтических специалистов?

Александр Гришин: На мой взгляд, недостаточная информированность фармацевтических работников о преимуществах этой формы повышения квалификации порождает мифы о ее малой эффективности.

Миф первый. Дистанционное обучение является временным модным веянием, которое постепенно утратит свою актуальность.

Действительно ли это так? Международный опыт свидетельствует, что уже весь образовательный процесс на две трети осуществляется дистанционным методом.

Миф второй. В дистанционном обучении отсутствует живой контакт между обучающимся и преподавателем, что существенным образом влияет на качество обучения.

Действительно, дистанционное образование не предусматривает больших временных объемов общения преподавателя с обучающимся. Однако давайте посмотрим на формы очного обучения специалистов. Обучающийся практически не общается с преподавателем на лекциях. В общей сложности прямое общение с преподавателем при традиционной очной форме учебного процесса занимает всего 2–3 %. При дистанционной форме обучения у обучающегося есть возможность задать вопрос и получить ответ преподавателя на онлайн-вебинаре, через текстовое сообщение, при онлайн-собеседовании через Skype. Общение с преподавателем принимает индивидуальный характер, чего практически невозможно добиться при очном обучении. Кроме того, направляя вам ответ через текстовое сообщение, преподаватель может развернуто привести свои аргументы со ссылками на конкретные положения нормативных документов. Это при личном общении трудно осуществить, а тем более со слов запомнить. Так что и второй миф не состоятелен.

Миф третий. В дистанционном обучении отсутствует дух соревнования между обучающимися, который оказывает хорошее мотивирующее действие.

С этим трудно не согласиться. Однако результаты европейских и американских исследований показывают, что 55 % обучающихся никогда не сравнивают свои результаты, например, со средними итогами обучения по группе или результатами других обучающихся. Их эти вопросы даже не интересуют.

Миф четвертый. При виртуальном обучении могут быть только виртуальные знания.

Очень спорное утверждение. Все знания считаются виртуальными, независимо от способа их получения. И здесь очное обучение ничем не отличается от дистанционного учебного процесса. Не следует оставлять без внимания и мотивационные моменты. Специалисты, проходящие курс дистанционным методом, очень сильно мотивированны. Они осознают, что итоговые результаты обучения в большей степени зависят от них самих.

Миф пятый. Очное обучение дает более высокое качество знаний, чем дистанционное образование.

Это высказывание напрямую зависит как от участников процесса образования, так и от качества обучающих программ. В принципе, оно применимо для любого способа обучения. Разве не бывает в очной форме «двоечников»? И чему могут научить «образовательные сайты-посредники», которые готовы подготовить фармацевта за три месяца из кого угодно, не имея в своем штате даже профессионала? Стоит ли реально рассматривать предложения «псевдоучителей» о том, что обучение у вас не займет много времени, вы только заполните тест по предлагаемым вам готовым вариантам ответа?

Очень важно понять: как и в других областях, нельзя сравнивать очевидную профанацию с серьезной профессиональной работой профессоров в области фармации и медицины по повышению квалификации. Дистанционная форма обучения — это очень эффективный инструмент учебного процесса. Важно лишь определить, в чьих руках находится этот инструмент. В руках профессионалов он будет очень полезен. А в руках случайных людей — профанация.

Основную роль здесь играет мотивационная заинтересованность специалистов в повышении своей компетенции. Обучающиеся должны быть сами ориентированы на освоение дополнительной профессиональной информации, а не на получение только «корочек».

Миф шестой. Для дистанционного обучения нужно осваивать специальные программы и прекрасно владеть компьютером.

Это далеко не так. В дистанционном обучении используются популярные программы, хорошо известные всем. Любой человек, применяя предлагаемые простые функционалы, сможет легко составить, отправить и получить письмо, прикрепить к нему файл, перейти по гиперссылке с одной страницы на другую, написать, скопировать и отредактировать текст. Для этого не потребуется специальных знаний и навыков. Опыт нашей работы также свидетельствует о том, что специалисты возраста 60+ успешно обучаются дистанционно.

Миф седьмой. Дистанционное образование представляет собой лишь чтение текстов с экрана.

Да, основой большинства дистанционных курсов являются тексты. Однако, кроме них, обучающимся предлагаются интерактивные формы: видеолекции, онлайн-собеседование с преподавателем и др. Процесс восприятия существенно облегчается, упрощается навигация в любом, даже самом сложном документе. Значительно способствуют обучению контрольные тесты в режиме реального времени, интерактивные вопросы по закреплению полученной информации.

Миф восьмой. Дистанционное образование подразумевает легкость и комфортность обучения, можно учиться, когда захочешь, что способствует расслаблению и некачественному усвоению материала.

Насчет удобства и комфортности невозможно возразить. Но это скорее достоинство, чем недостаток.

Миф девятый. При обучении дистанционно сдавать зачеты и экзамены очень легко, есть время на списывание.

Это не совсем верно. Во время итоговой аттестации списывание теряет смысл, так как здесь просто нет традиционных экзаменационных билетов. Дистанционные программы обучения практикуют использование профессионально-ориентированных задач и тестов, для решения которых помощь дополнительных материалов и учебников даже приветствуется.

Миф десятый. Дистанционное образование предполагает проведение занятий дома, что значительно сокращает досуг.

И это мнение ошибочно. Наш анализ показал, что три четверти слушателей включаются в процесс обучения именно с рабочего места, причем половина из них делает это в рабочее время. Но всё же выбор, где и когда повышать свою квалификацию, остается за специалистом.

КС: Получается, отрицательных сторон у дистанционной формы повышения квалификации фармацевтических специалистов нет?

Александр Гришин: И меня очень волнует этот вопрос. Мы на своем образовательном портале просим наших обучающихся высказываться о своих впечатлениях по итогам проведенного цикла повышения квалификации, и очень им благодарны за советы и предложения. В дополнение к этой форме обратной связи я при онлайн-собеседовании со специалистами задаю вопрос: «Чем же в лучшую сторону для вас отличается очная форма обучения?». Регулярно получаемый ответ меня поразил до глубины души: «На очной форме обучения можно хоть отдохнуть от работы». Вот это тот негатив, с которым можно согласиться!

КС: В заключение не могли бы вы остановиться на своих ближайших планах и дать рекомендации провизорам и фармацевтам, как выбирать эффективные образовательные организации для дистанционной формы повышения квалификации?

Александр Гришин: Сотрудники нашей академии в своей работе руководствуются важным принципом клиентоориентированного бизнеса: «Единственная причина того, что наши потребители удовлетворены нашей работой, заключается в том, что мы не удовлетворены никогда». Поэтому постоянно находимся в процессе совершенствования.

Так, за последний месяц мы провели ребрендинг нашего официального сайта, сделали его более удобным и информативным. Мы также ввели систему лояльности «СИБФАРМА+» для корпоративных и постоянных клиентов. Мы можем себе позволить для этих категорий клиентов снижать стоимость наших образовательных услуг до 40 %. Благодаря этому стоимость сертификационного цикла для них снижена до 3600 рублей.

Мы очень ценим партнерские отношения с журналом «Катрен-Стиль» и предоставляем для участников его вебинаров 10 %-ную скидку на все наши образовательные услуги. Процесс совершенствования не останавливается ни на день.

Большинство наших сотрудников и преподавателей являются провизорами, докторами и кандидатами наук, хорошо представляют, что современным аптечным организациям требуются конкурентоспособные и высокообразованные работники. Поэтому в завершение хочется предостеречь провизоров и фармацевтов от издержек контактов с дистанционными «псевдообразовательными» организациями:

  1. Проверьте наличие действующей лицензии на образовательную деятельность на сайте Рособрнадзора.
  2. Воздержитесь от сотрудничества с организациями-посредниками, т. к. при риске потери денег вы уже точно теряете право на получение, в соответствии со ст. 219 НК РФ, социального налогового вычета.
  3. Поинтересуйтесь на сайте образовательной организации о ее профессорско-преподавательском составе.
  4. Воздержитесь от обучения на сайтах, предлагающих образовательные программы по множеству специальностей — от сантехников до юристов. Отдавайте предпочтение узкоспециализированным образовательным организациям.
  5. Стоит воздержаться от сотрудничества с организациями, которые предполагают получение профессионального досье от специалиста в электронном виде (нарушение Закона № 152‑ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»).
  6. Существенное количество предлагаемых дистанционных образовательных программ положительно характеризует образовательную организацию, тем более если они аккредитованы на сайте непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
  7. Уточните, какой объем информации вам будет предоставлен в рамках учебного процесса.
  8. Отдайте предпочтение организации, которая обеспечивает онлайн-связь с менеджерами и преподавателями (тьюторами) при обучении.
  9. Поинтересуйтесь, какие выдаются документы по окончании обучения, как, в какой срок вы их получите и соответствуют ли эти документы действующим квалификационным требованиям.
  10. Убедитесь, что стоимость обучения соответствует критерию цена/качество, имеются ли у организации промоакции (скидки).
  11. Уточните, нужно дополнительно приезжать (частично) или обучение полностью проходит дистанционно.
  12. Еще очень важно знать, что система дополнительного профессионального образования не предполагает переквалификацию медицинских сестер, фельдшеров, врачей и других специалистов в фармацевтов и провизоров! Согласно действующей нормативно-правовой базе, регулирующей квалификационные требования к фармацевтическим работникам, право занимать фармацевтические должности имеют только специалисты с базовым фармацевтическим образованием и дипломом государственного образца по специальности «фармация». Диплом о профессиональной переподготовке в соответствии с Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ такого статуса не имеет.

8315 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать