18+

Андрей Младенцев

Андрей Младенцев

 Андрей Младенцев о перспективах фармацевтического бизнеса  

Фото: Ольга Вилисова

КС: Андрей Леонидович, Ваш профессиональный путь весьма неординарен – Вы окончили радиофизический факультет, работали в банковской сфере, но решили все изменить и ушли в фармакологию. Чем был обусловлен этот шаг?

Андрей: Я физик по образованию, но, как и многие молодые люди, на момент учебы не обладал достаточным видением своей будущей жизни, пытался делать то, что, как я считал, у меня лучше всего получается. Окончив с отличием радиофизический факультет Нижегородского государственного университета, получил образование по фундаментальной физике – в частности, глубоко изучал теорию вероятности и методы управления стохастическими процессами. В силу самых различных обстоятельств в начале девяностых начал работать на рынке ценных бумаг, где в полной мере применял навыки принятия решений в условиях неопределенности – занимался акциями, облигациями, ценными бумагами. Я работал с разными предприятиями – моими клиентами были Горьковский автомобильный завод, Нижегородская макаронная фабрика, Нижегородский химико-фармацевтический завод. На некоторых из этих предприятий были сложные взаимоотношения между руководством и акционерами, и необходимо было создавать новую систему управления предприятием на основе общепринятых мировых корпоративных стандартов. Так же и на «Нижфарме» корпоративная культура только зарождалась – акционеров, которые владели до 20% акций компании, даже не пускали на территорию завода, не говоря уже о реальном участии в управлении предприятием! Как раз в это время на предприятии должны были произойти выборы нового состава совета директоров. Я принял в них участие, и за меня проголосовали. Таким образом, в течение года я исполнял обязанности члена совета директоров и через год стал председателем совета. Потребовалось три года упорной работы, чтобы найти и привлечь инвестиции в развитие компании – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал нашим партнером. После этого при формировании новой команды управления представителям ЕБРР пришла в голову безумная идея – предложить мне должность генерального директора. А у меня появилась безумная идея на это согласиться (смеется).

 

Досье КС:

Андрей Младенцев

Город: Москва

Должность: управляющий группой компаний OBL Pharm

Увлечения: восточные единоборства, горы

Семейное положение: женат, двое детей.

 

КС: В 31 год Вы стали директором фармацевтического завода – Вас не пугала такая ответственность? Насколько быстро Вы адаптировались в этой должности?

Андрей: Для меня «Нижфарм» не стал какой-то неожиданной, неизведанной ответственностью. Меня выбрали на должность генерального директора в мае 1999 года. С 1994 я, помимо работы с ценными бумагами, уже руководил хозяйствующими субъектами и юридическими лицами. Когда я впервые попал на «Нижфарм», завод продавал продукции на 5 миллионов долларов в год. Для сравнения, в то время – это стоимость одной титановой подводной лодки, которая выпускалась на Нижегородском заводе «Красное Сормово» и не имела аналогов в мире. А когда я стал директором, мы стали выпускать продукции на 30 млн долларов. На самом деле я не считал это сверхдостижением – предприятие должно эффективно работать, вот и все. Поэтому не было никакой гордости, и я никак не соизмерял свою деятельность с судьбой российского народа или российской фармацевтической промышленности. Однако в начале 2000-х мы осознали, что должны быть не местным заводом, а российским фармацевтическим производителем. И если мы хотим выйти на федеральный уровень, значит, должны развиваться. 

 

 

КС: Вы достигли значительных успехов в достаточно короткие сроки – за два года компания «Нижфарм» оказалась в пятерке лидеров отрасли. Чем Вы объясняете этот успех – Вашими личными качествами или совпадением удачных моментов?

Андрей: Поскольку я достаточно много занимался теорией вероятности, то могу сказать – определенная доля случайности в этом все-таки есть. Но я также знаю, что любая случайность – не что иное, как цепь закономерностей. Стечение обстоятельств на сценарии развития событий может сказаться как благотворно, так и отрицательно. Моя задача была собрать картину из обстоятельств таким образом, чтобы она способствовала развитию компании. Например, мы решили привлекать большие иностранные инвестиции, потому что понимали, что это – лучшее средство развития и роста компании.

 

КС: Андрей Леонидович, примерно в это время Вы являлись экспертом Intrados IMG (США) в рамках совместного проекта Федеральной комиссии по ценным бумагам и правительства РФ – насколько этот пост способствовал развитию российского фармацевтического рынка?

Андрей: Дело в том, что данный проект реализовывался в середине 90-х годов комиссией по ценным бумагам, а инициировал его Анатолий Борисович Чубайс. Что волновало правительство в то время? Привлечение иностранных инвестиций и развитие фондового рынка. Это как кровеносные сосуды в организме страны: нельзя думать о каких-то иностранных инвестициях, увеличении капитала, если ты не сделал инфраструктуру фондового рынка. На тот момент я занимался развитием инфраструктуры рынка ценных бумаг в Нижнем Новгороде. Если же говорить об этом проекте в контексте фармацевтического рынка, то он случился как раз в переломный момент моей деятельности – я уже был членом совета директоров «Нижфарма», но и подумать не мог, что стану генеральным директором этого предприятия. В итоге, участие в проекте помогло мне привлечь первые иностранные инвестиции после кризиса 1998 года – и привлечь их именно в «Нижфарм».

 

КС: А Вы не боялись, что может случиться так, что компания полностью уйдет под иностранный капитал и будет потеряна для России?

Андрей: Нет. Любую идею я проверял на целесообразность и на логику. Когда приходит иностранный инвестор, деньги идут в Россию, а не из нее. Появляется возможность создавать рабочие места, поднимать престиж предприятия. Я никогда не находился в плену каких-то иллюзий, мне было интересно пробовать новое, созидать, развивать.

 

КС: Вот уже более 18 лет Вы работаете в фармации. Как, на Ваш взгляд, изменился рынок и каковы перспективы отрасли?

Андрей: Если говорить о производстве лекарственных средств, то мы немного отстаем во внедрении на рынке стандартов качества при производстве лекарственных средств. Это означает только одно – доступ на российский рынок не так сложен, как в Европе, и могут появляться новые участники, которые производят лекарственные средства. С одной стороны, появление новых участников создает определенные неудобства существующим, с другой – увеличивает конкуренцию, что благоприятно для потребителя.

Однако если мы посмотрим на проблемы производства с глобальной точки зрения, есть два фактора, на которые я хотел бы обратить внимание. Во-первых, в России более 20 тысяч регистраций лекарственных средств. То есть у нас в 2 раза больше препаратов на одну химическую молекулу, чем в Европе и США! И, как следствие, конкуренция в 2 раза выше, чем на рынках США и Европы. Скорее всего, рынок уже насыщен с точки зрения количества лекарственных средств и в дальнейшем количество наименований будет только сокращаться.

Во-вторых – глобальные рынки перестали расширяться. Отсутствие прорывных решений, увеличивающих производительность труда, и отсутствие расширения рынков приводит к тому, что количество денежной массы не меняется. В то время как компании хотят расти по 10–15% в год, рынок уже не растет, как прежде! Это значит только одно – фармацевтический рынок вошел в эру слияний и поглощений, когда конкуренты или устраняются, или поглощаются. И нас ждет укрупнение предприятий. Сегодня у нас более 600 производителей лекарственных средств. Я думаю, что в течение 10 лет их количество уменьшится до 30.

 

КС: Андрей Леонидович, Вы участвуете не только в бизнес-проектах, но и поддерживаете общественные начинания: за свою практику принимали участие и состояли в попечительских советах многих премий. И вот теперь Вы в попечительском совете Международной премии аптекарей «Золотая ступка». Почему Ваш интерес вызвала именно она?

Андрей: Меня не так часто можно увидеть на публичных мероприятиях. Более того, я не вижу на них и других эффективных менеджеров – вероятно, им просто некогда. Мое участие в каких-либо событиях значит, что это мероприятие проводят люди, с которыми я состою в доверительных, долгосрочных отношениях, и хочу поддержать их инициативу. Проект «Золотая ступка» интересен фармацевтическому рынку, и поэтому я хочу, чтобы он удался.

 

КС: По Вашему мнению, важны ли подобные мероприятия для отрасли? Почему?

Андрей: Представители аптечного сообщества, так или иначе, должны друг друга знать, обмениваться знаниями, опытом. Я сам некоторое время – правда, весьма непродолжительное – занимался розничной торговлей. Непродолжительное потому, что душой прикипел именно к производству. Но за то время, что я был в торговле, мне стало совершенно очевидно, насколько важно поддерживать коммуникации между коллегами. Если вернуться к Премии, я считаю, что на организаторах и членах комиссии лежит огромная ответственность по поиску талантов аптечного дела.

 

КС: На Ваш взгляд, какова цель премии «Золотая ступка»? Выявить лидеров области, дать шанс малым предприятиям показать себя, помочь топ-менеджменту развить сеть контактов или что-то другое?

Андрей: Премия – один из способов получить признание или выявить определенные точки роста. Это возможность для небольших предприятий показать себя. В аптечном бизнесе, как и в любом другом, важно получить признание, оценку своего труда, проснуться знаменитым, поверить в свои способности и с новыми силами продолжать свою работу. А может быть, получить продвижение? Так или иначе, это очень важно для игроков рынка.

 

КС: Что бы Вы хотели пожелать соискателям и Премии в целом?

Андрей: Если кому-то из участников суждено получить общественное признание, то пусть это будет мощным мотивирующим фактором на дальнейшее развитие своего профессионализма. Пусть кому-то это поможет поверить в свои силы и понять, что он делает работу, которая признается коллегами по цеху, и это станет стимулом для дальнейших ярких свершений, которые, в свою очередь, станут для других примером. 

4078 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.