18+

Андрей Сухинин

Андрей Сухинин

Андрей Сухинин о путешествиях по всему миру и удивительных открытиях подводного мира

Фото: Ольга Фомина, из личного архива Андрея Сухинина

КС: Андрей, расскажите о Ваших путешествиях — где Вы побывали? Андрей: Мне очень повезло, и я побывал во многих уголках мира — Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Океании, Азии. Конечно, особую ценность для меня представляют путешествия на острова — Галапагосы, Филиппины, Индонезия, Мальдивы, Сейшелы, острова Французской Полинезии, архипелага Палау, Командорские острова и даже необитаемые острова Чукотки!

 

КС: Часто ли удается выбраться на моря и океаны? Андрей: Путешествую довольно много, за год в среднем получается около 10 поездок, из них морских 3‑4. Когда чувствую, что пора, тянет под воду — все бросаю и уезжаю нырять, хотя дайверы чаще используют слово «погружаться». Очень люблю море! Наверное, потому, что сам Рыба по гороскопу.

Досье КС

Андрей Сухинин

Генеральный директор компании «Олтри»

Член президиума Ассоциации индустрии детских товаров, председатель Комитета по качеству Ассоциации индустрии детских товаров

Город: Москва

Увлечения: дайвинг, подводная фотография, сноуборд

46 лет, женат, отец двоих детей: сын 22 лет, дизайнер, живет в Лондоне, дочь 11 лет, учится в средней школе

Уверен, что для успеха в жизни очень важно найти свой рецепт гармонии и душевного равновесия

 

КС: С чего началось Ваше увлечение дайвингом? Андрей: Плавать и нырять любил всегда. Лет 10 назад попробовал себя в подводной охоте. А потом появился дайвинг, самое серьезное увлечение в моей жизни. На сегодняшний день за плечами несколько сотен погружений в самых разных условиях. Для этого пришлось пройти обучение по нескольким подводным специальностям: погружения в холодной воде, подводное ориентирование, ночные погружения, использование дыхательных смесей, погружения в пещеры, борьба со стрессом, оказание первой помощи под водой и на поверхности. Ну и, конечно, подводная фотография! Короче, мастер на все руки (смеется). Моя квалификация так и называется — «Мастер-дайвер». Это наивысшая ступень в рекреационном (непрофессиональном) дайвинге. Вода не является обычной средой обитания человека, поэтому чем больше знаешь и умеешь, тем меньше риски, тем увереннее чувствуешь себя на глубине, да и на суше тоже.

 

КС: А как появилось увлечение подводной фотографией? Андрей: Оказавшись под водой в первый раз, я был просто поражен красотой подводного мира! Там настолько все удивительно, что камера сама просится в руки! Суша занимает лишь 30% поверхности Земли, остальные 70% — вода! Представляете, сколько там неизведанного! Это невозможно держать в себе, этим хочется делиться с друзьями, коллегами и родственниками!

 

КС: Семья разделяет Ваши увлечения? Андрей: Да, моя супруга тоже морская душа, водный знак по гороскопу и дизайнер по профессии. Путешествуем и погружаемся только вместе, в прошлом году Алиса сделала свои первые снимки под водой. Сын у меня взрослый, он уже сделал свой выбор: живет в Лондоне и занимается дизайном. Он Лев, и все, что связано с водой, не вызывает у него восторга. Его первую и последнюю встречу под водой с настоящей акулой часто вспоминаем вместе. Я думал, он мне руку сломает, так сильно ее сжимал! Дочке сейчас 11, в дайвинг ей пока рановато, но я планирую, что лет с 13 мы начнем погружаться вместе.

 

КС: А друзья, коллеги? Андрей: Довольно сложно заниматься дайвингом в одиночку — как правило, это некий клуб единомышленников, мы часто встречаемся на тренировках в бассейне или пересекаемся в поездках, экспедициях и морских сафари. Я тренируюсь в «Марина-Клаб» на Ленинградке, у меня замечательный тренер, и в клубе много близких по духу людей. Иногда мы арендуем яхту и уходим на несколько дней в море, живем на борту одной командой, совершаем до четырех погружений в день. Но для получения по‑настоящему хороших снимков лучше погружаться небольшой группой — проще сливаться с природой, «договариваться» с объектами съемки, выбирать необходимые ракурсы, точно выставлять освещение. Поэтому сейчас я больше ориентирован на индивидуальный подход к планированию своих поездок.

 

КС: Вы предпочитаете сами подбирать маршрут? Или все‑таки доверяете турфирмам? Андрей: Приобретение билетов, бронирование отелей и визовую поддержку полностью доверяем агентствам, с некоторыми из них у нас давние партнерские отношения. А супруга занимается разработкой маршрутов, контактами с дайв-центрами, бронированием катеров и яхт, поиском опытных дайв-гидов — специально подготовленных инструкторов, которые хорошо знают местные условия, помогают спланировать погружения и найти под водой то, что я хочу снять.

 

КС: За сколько времени вы начинаете планировать поездку? Андрей: Все зависит от направления. Если это традиционные туристические маршруты, к примеру, Индонезия, Таиланд, Египет, то за 3‑4 месяца. А если вы хотите, к примеру, арендовать яхту на Большом барьерном рифе или на Галапагосских островах, то лучше это делать заранее, минимум за шесть месяцев. Кроме того, есть редкие места, которые являются природными заповедниками или пограничной зоной. Там необходимо дополнительно оформлять специальные разрешения на проход судов или использование специального оборудования под водой.

 

КС: У вас есть проверенный маршрут или каждый раз предпочитаете новые направления? Андрей: Мое любимое место — это Мальдивские острова, там я бываю чаще всего. Поистине райское место — отличное мягкое солнце, самое красивое на планете море, очень богатая флора и фауна. Это беспроигрышный вариант для любителей романтики, дайвинга и подводной фотографии!

 

КС: Заниматься дайвингом можно круглый год или есть наиболее активные сезоны? Андрей: К счастью, круглый год! Обычно мы пользуемся специальными путеводителями для дайверов, которые содержат рекомендации, в какой сезон куда лучше ехать. К примеру, каждый год в июле у берегов ЮАР происходит невероятное природное действо — так называемый «ход сардин». В одном месте собираются огромные стаи этой рыбы, и подводные хищники со всей округи сходятся на грандиозное морское пиршество. Одних только акул семь видов!

 

КС: Андрей, дайвинг — увлечение достаточно опасное. Вы не просто погружаетесь, Вы фотографируете морских обитателей — а если животное ядовитое или кусачее? Андрей: Самый лучший способ минимизировать риски — хорошо изучить повадки животных и строго соблюдать необходимые правила поведения. В этом, конечно, помогают дайв-гиды. В основе подавляющего большинства неприятных случаев под водой — так называемый «человеческий фактор», результат грубого нарушения границ дозволенного. К примеру, меня три раза кусали мурены, когда я во время съемки вторгался на их законную территорию. Один раз ночью на нас напала большая морская черепаха, когда мы разбудили ее светом своих фонарей. Как выяснилось, тоже кусачая! Но реально опасных хищников, к примеру, больших белых акул (они совсем кусачие), я снимаю только в специальной стальной клетке. И необходимо соблюдать самое главное правило рекреационного дайвинга — погружаться как минимум вдвоем. Должен быть партнер, так называемый «бади», который всегда рядом, у которого есть запасной комплект снаряжения и который может прийти на помощь.

 

КС: Сколько в среднем длится погружение и на какую глубину? Андрей: В любительском дайвинге максимальная глубина составляет 40 метров. Погружаться глубже нет никакого смысла, если речь не идет о спортивных рекордах. Туда почти не проникает солнце, там беднее флора и фауна, существенно больше нагрузка на организм. В среднем погружение длится около часа и, как правило, обусловлено емкостью баллона с дыхательной смесью и допустимыми пределами насыщения крови азотом. Иногда продолжительность погружения связана с активностью снимаемого животного, ведь чтобы получить хорошие динамичные снимки, фотографу надо стать одним из них: затеять с ними игру, интенсивно работать ластами. К примеру, морские львы перемещаются под водой со скоростью до 40 километров в час! Во время съемки идет очень быстрый расход воздуха, поэтому погружение может длиться и меньше часа. А у начинающих фотографов, как правило, еще и заканчивается карта памяти в фотоаппарате, и садятся все аккумуляторы.

 

 

КС: А каким должен быть фотоаппарат для съемки под водой? Андрей: Чаще всего для серьезной подводной съемки используется фототехника двух марок — Canon и Nikon, если не считать огромного количества любительских «мыльниц», которые продаются даже на пляже. Я предпочитаю Canon, у меня стандартная профессиональная камера. Она помещается в герметичный бокс, и управление осуществляется с помощью различных кнопочек, рычажков и колесиков, расположенных на корпусе. Для решения подавляющего большинства творческих задач достаточно всего трех объективов — fish-eye (для съемки китов, мант, акул и затонувших кораблей), широкоугольника (для съемки объектов среднего размера и подводных пейзажей) и макрообъектива (для всякой подводной мелочи). Отдельная история — это вспышки. Особенность подводной фотографии заключается в том, что более 90% всех снимков делается с использованием внешнего освещения. Дополнительный свет позволяет раскрыть истинные цвета морских растений и животных, которые исчезают с каждым метром глубины. Подводные вспышки — это довольно серьезные устройства на длинных «руках» (они так и называются — arm), которые разводятся как можно дальше от камеры. Все это довольно тяжелое и выглядит очень громоздко.

 

КС: При таком серьезном увлечении, требующем подготовки, постоянного саморазвития, получается ли отдохнуть? Андрей: Я не сторонник классического пляжного отдыха. Лежать в шезлонге с флаконом крема — совсем не мое. Я или под водой, или на суше, где занимаюсь оборудованием, камерами, обрабатываю снимки. Это очень захватывает! Когда сделаешь какой‑то удачный кадр, то бегом бежишь в номер, перекачиваешь его на компьютер, смотришь что получилось. Для меня этот спортивный азарт и есть отдых. Если дневных погружений оказывается маловато, мы после ужина берем ласты, маски, фонари и уходим просто поплавать на «домашнем» рифе. Ночью под водой все совсем по‑другому! Конечно, не высыпаемся, и в привычном смысле отдыха не получается, но я и не называю это отдыхом. Для меня это некий reset — полная перезагрузка организма!

 

КС: Андрей, что для Вас важнее — снять интересный кадр или получить новые эмоции от погружения в неизвестном месте? Андрей: Одно неотделимо от другого. Чтобы сделать удачный снимок, лучше сначала сформировать его в своей голове. Только начинающие фотографы снимают все, что случайно проплывает мимо камеры. Обычно подготовка начинается за несколько месяцев до поездки, еще в Москве. На этом этапе я анализирую все, что сняли мои коллеги, много читаю. Потом все это обсуждаем с дайв-гидами на месте, вместе ищем подходящую фотомодель. Это некий комплекс впечатлений, ощущений и эмоций! Совсем недавно я снимал горбатых китов на Таити. Снимки получились не самые впечатляющие, прозрачность воды была недостаточной, но от самого процесса получил невероятное удовольствие!

 

КС: Есть растиражированная история про то, как профессиональный фотограф, снимавший разрушения в ЮАР, сделал удачный кадр умирающей от голода девочки и стервятника, расхаживающего около нее. При этом сам фотограф так и не помог ребенку. А что делаете Вы, если видите какую‑то несправедливость в подводном мире? Андрей: Ну, во‑первых, я не профессионал. Профи — это люди, для которых это занятие является источником дохода, они заинтересованы в таких кадрах. Для меня подводная фотография — источник огромного расхода (смеется). Все эти поездки я оплачиваю сам, и фото для меня не коммерция — дарю их друзьям, печатаю, выставляю на конкурсах. Я понимаю, о чем вы говорите. Сейчас на рынке профессиональной фотографии огромная конкуренция, и она заставляет идти на некорректные вещи, например, жестокое обращение с животными. Очень часто животных прикармливают, подвергают воздействию различных препаратов (в том числе и под водой), мне приходилось сталкиваться со случаями, когда ради удачного снимка птице простреливали крыло. На фотоконкурсах, в которых я участвую, существуют специальные комиссии, которые оценивают каждый снимок на предмет жестокого обращения. И при выявлении подобных случаев участника конкурса просто дисквалифицируют. Сам я очень люблю природу и стараюсь снимать ее такой, какая она есть.

 

КС: Вы упомянули конкурсы — в каких Вы участвуете? Андрей: На протяжении нескольких лет я участвую в российском конкурсе «Золотая черепаха», он проходит один раз год. Стартует в Москве, в «Новом Манеже», и дальше выставка едет по городам России. Работы успевают увидеть около полутора миллионов человек! Сейчас конкурс стал по‑настоящему международным и престижным, я неоднократно становился финалистом, и мои работы попадали в топ-200 лучших фотографий дикой природы по итогам года. Было несколько попыток выйти на международный уровень, один раз мне даже удалось попасть в финальную стадию самого престижного мирового конкурса Wildlife Photographer of the Year, который проходит в Великобритании! Но там, конечно, сложно конкурировать с профессионалами. Победа в конкурсах не является самоцелью, мне важнее сама атмосфера соревновательности, которая является мощнейшим стимулом для дальнейшего развития.

 

КС: Нет ли у Вас желания устроить персональную выставку? Андрей: Довольно часто получаю подобные предложения, только в этом году их было два, одно из столицы Чехии. Безусловно, приятно, но мне кажется, что есть масса более достойных авторов, мне пока рановато. Но и, честно говоря, пока руки не доходят, сами поездки отбирают много времени, а еще стараюсь не забывать про работу! (смеется)

 

КС: Подводная фотография — увлечение редкое. Много ли у Вас единомышленников? Андрей: Если не считать всех обладателей подводных «компактов», а это каждый третий дайвер, то в России не более 20 человек, в их числе немало талантливых девушек. Здесь важно сочетание сразу нескольких качеств — любви к дикой природе и особенно к морю, отличное здоровье, достаточное количество свободного времени и других ресурсов (смеется). Мы все друг друга знаем, мне посчастливилось быть лично знакомым с несколькими мастерами мирового уровня. На фотоконкурсах номинация «Подводное фото» — это «голубая кровь», элита в мире фотографии. Очень приятно хоть каким‑то образом приобщиться к их числу!

 

КС: Андрей, куда Вы мечтаете еще съездить? Андрей: Австралия, Большой барьерный риф — это мечта любого дайвера! Собирался в мае прошлого года, но пришлось отменить полностью спланированную поездку. Обязательно хочу поснимать на Сипадане, это небольшой островок в Малайзии, не был на Кокосе в Коста-Рике. К счастью, список мест, о которых мечтают «подводные» туристы, намного шире, чем у «сухопутных»!

 

КС: Заниматься дайвингом можно только за пределами России? Андрей: Что Вы, в России масса интересных мест! Мне приходилось снимать в холодных водах Баренцева моря, на границе с Норвегией, пытался на задержке дыхания снимать серых китов на Чукотке, со временем планирую опуститься под лед в Северном Ледовитом океане. А мои коллеги очень успешно снимают лягушек в пруду, кувшинки, лилии. На фотоконкурсах всегда есть такие работы, и это очень красиво!

 

КС: Как Вы считаете, у подводных фотографов особый характер? Андрей: Сложно говорить. Наверное, как и в любой творческой специальности, что‑то должно быть заложено, а что‑то надо развивать. Существует негласная формула успешного снимка: на 40% результат зависит от техники, на 40% — от мастерства фотографа и на 20% — от удачи. Мне кажется, что достаточно быть просто счастливым человеком, иметь любовь к морю в генах, ну и еще я бы, наверное, добавил немного смелости и безрассудства! (смеется)

 

КС: Наверняка в путешествиях с Вами не раз случались интересные истории — поделитесь? Андрей: В прошлом году мы снимали ход сардин в ЮАР. У нас был очень известный в морском мире шкипер, один из немногих, кому удается приручать тигровых акул, самых опасных для человека. Я поделился с ним своей идеей сделать силуэтные снимки горбатых китов. Для этого необходимо поднырнуть под них на задержке дыхания. «Что‑нибудь придумаем»,— коротко ответил он, хотя позже признался, что не очень верил в затею. В один из дней мы возвращались после многочисленных погружений и заметили трех китов, которые отдыхали на воде — почти неподвижно, расслабленно лежали на поверхности, лениво поднимая то плавник, то хвост. «Go!» — с улыбкой сказал Уолтер, и я прыгнул в воду. Три взрослых кита одновременно — это просто фантастика, каждый размером с «Икарус»! Сразу постарался найти самое безопасное место и спрятался за плавником одного из них. Я отлично знал, что не стоит приближаться к хвосту, можно получить перелом ребер, даже если кит тебя не коснется, просто потоком воды. Это были фантастические эмоции! У китов очень плохое зрение, поэтому два других кита по очереди подплывали, чтобы получше разглядеть меня. Я видел их глаза, я чувствовал их кожу, я слышал, как они общаются друг с другом! Это невозможно передать словами! Это просто невероятно! Когда я вернулся на лодку, у меня глаза были размером с маску!

 

КС: Дадите несколько советов тем, кто хочет заняться дайвингом и подводной фотографией? Андрей: Совет очень простой, но им часто пренебрегают: необходимо пройти полноценное обучение. Есть много горе-дайверов, которые едут в Египет, проходят там однодневные курсы и сразу лезут под воду. Иногда пытаются спускаться совсем без обучения — в формате «чайного пакетика», когда опытный дайвер не выпускает из рук новоявленного подводника. Впоследствии можно либо серьезно пострадать, либо на всю оставшуюся жизнь отбить у себя желание погружаться. Поэтому я очень рекомендую пройти серьезное обучение в бассейне, с теоретическими занятиями в классах, со сдачей экзаменов. После этого желательно сделать несколько десятков учебных погружений, и только потом, когда появится уверенность под водой, можно брать в руки камеру. Для того чтобы стать хорошим подводным фотографом, необходимо, прежде всего, быть отличным дайвером: чтобы успешно снимать обитателей глубин, надо самому превратиться в одного из них (смеется).

4256 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.