18+

Чем раньше, тем лучше?

Чем раньше, тем лучше?

 Психолог Светлана Мерченко о том, чем вредно раннее развитие детей

 

Такого количества детских центров раннего развития, как сейчас, наша страна не знала никогда. В крупных городах в каждом спальном районе найдется сразу несколько. Чему там детей учат и как развивают? А главное, что это дает ребенку, пользу или вред? Если существует такое количество развивающих центров, значит, именно родители рублем «голосуют» за их существование. Они всегда хотят детям добра, хотят видеть ребенка образованным, развитым и успешным в будущем. Детские центры дают эту надежду родителям, вопрос в том – оправданна ли она? Могут ли родители быть уверены в том, что раннее развитие позволит им увидеть успешных, психологически зрелых и социально приспособленных детей?

Тело, эмоции, интеллект

В жизни любого человека существуют три вектора развития: тело, эмоции, интеллект (иногда выделяют еще и духовность, но чаще ее соединяют с эмоциями). Эти три вектора развития, с одной стороны, живут в триединстве, а с другой – каждый может «тянуть одеяло на себя». Если представить себе типичного спортсмена, с накачанными мускулами, кубиками пресса, широкими плечами, то что мы можем сказать о его интеллектуальных способностях и внутреннем мире? Безусловно, есть спортсмены, читающие Толстого, но это, скорее, исключение, нежели правило… А типичный физик-ядерщик, молодой ученый, интеллектуал-философ в нашем воображении не вяжется со статной фигурой и накачанными мышцами. Тело в упадке, его потребности причисляются к низшей категории, все силы отдаются уму, интеллекту. Может быть, вам доводилось встречаться с очень умными, высокоинтеллектуальными людьми, которых интересует только узкий аспект их интеллектуальной жизни, а быт, человеческие отношения, эмоции они воспринимают как досадное недоразумение и предпочитают оставаться в своем мире, сводя человеческие контакты с людьми к минимуму? Это пример того, когда система дает сбой: один из параметров развития игнорируется, и человек не может использовать весь свой потенциал. Ведь тело, эмоции и интеллект сильны именно во взаимодействии, как сообщающиеся сосуды. Если один из параметров в запустении, он тормозит все остальные. Как это ни парадоксально, но, чтобы поднять свой интеллектуальный потенциал, нужно не прочесть еще одну бизнес-статью, а заняться спортом: сходить в бассейн или пробежаться по лесу. Наше благодарное тело, которому мы уделили долгожданное внимание, передаст нужный импульс куда следует – и ясность мышления вам обеспечена!

 

Плавать раньше, чем ходить

Игорь Чарковский – российский педагог, физиолог. На основе исследований и экспериментов им была создана система водного развития ребенка. Роды в воде, плавание, ныряние новорожденных и грудных младенцев, закаливание холодной водой, динамическая гимнастика новорожденных. Система упражнений и приспособлений призвана не только оздоравливать ребенка, но и развивать его способности.

По порядку

Когда мы думаем о наших детях, то должны тоже помнить об этом триединстве, однако последовательность развития должна быть определенной. Сначала у ребенка развивается тело вместе с эмоциями, потом в большей степени эмоции, и уж только затем – интеллект! Почему же не наоборот? Почему неполезно учить ребенка читать в 6 месяцев по системе Домана? А потому, что природа задумала все в своей последовательности. Сначала малыш быстро развивает тело: учится держать головку, переворачиваться, ползать, ходить. Параллельно он пытается понять язык взрослых, их эмоциональные сигналы и проявить себя: захныкать, зарыдать, улыбнуться, засмеяться! А уже потом он осваивает взаимосвязи предметов в этом мире, причинно-следственные связи, делает первые выводы. Ведь чтобы построить дом, сначала нужен фундамент, затем стены и только потом крыша! Мы очень удивимся строителям, которые начинают дом с крыши, игнорируя фундамент и стены. Однако при этом не удивляемся желанию развивать интеллект ребенка, не заботясь об эмоциях и теле.

Родители, которые заботятся о своих детях без экстремальных методик, просто ухаживают за ними с рождения, разговаривают, поют колыбельные, делают мягкую гимнастику, на самом деле дают возможность развития и заботятся и об их интеллекте. Ребенок ползает и познает мир через рот, хватая все подряд? Не запирайте его в манеж, а уберите опасности. Ребенок не верит с первого раза, что «горячо» оказывается правда «горячо», –  и  он начинает ставить эксперименты, делает свои выводы. Разве это не развитие? Разве не интеллект? Затем идут игры в песочнице, прогулки на пруду, чтение сказок и так далее. Если просто жить с ребенком в активном режиме, к трем годам его мозг будет способен сам (без всяких карточек) запомнить большой объем нужной ему информации. Взрослый создает ребенку возможность для развития, когда находится рядом, чувствует малыша и дает ему определенную свободу.

 

Чтение с пеленок

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт, создатель «Института достижения потенциала человека», разработавший подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически ставятся точки в количестве от одной до бесконечности, пишутся слова, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем в течение дня их необходимо сериями показывать ребенку. Приверженцы этой системы утверждают, что из каждого ребенка можно сделать гения.

В одном направлении

Но самая большая опасность раннего обучения таится в другом. Если родители решили развивать у младенца интеллект, заниматься ранним чтением, логикой, бэби-йогой, динамической гимнастикой, нырянием, иностранными языками – ребенок стерпит всё! Но только за счет чего-то. Количество энергии у ребенка не безгранично: весь ресурс, заложенный природой для плавного, постепенного вхождения в мир, освоения собственного тела и понимания эмоциональной жизни, перенаправляется в другую область. Другими словами, если где-то прибудет, значит, где-то убудет. Нагружая и стимулируя одну сферу, невольно игнорируешь другую. Приведу наглядный пример из жизни. Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, на перекличке первоклассников, как всегда, впервые знакомилась с учениками и родителями. В процессе беседы один мальчик подошел и начал методично пытаться расстегнуть блузку учительницы. Учитель, конечно, остановила ребенка, но, мягко говоря, была очень удивлена. Мальчик не обратил на запрет ни малейшего внимания и продолжил свои действия. Такой вот любознательный первоклассник без всяких навыков поведения в обществе. Потом оказалось, что мама занималась ранним развитием и обучением ребенка. Ее сын действительно был силен в математике, но у него не складывались отношения с детьми – он не мог понять их, а они его. Мальчику пришлось сменить несколько школ, но картина везде была схожей. Мама считала, что ее ребенок слишком гениален, чтобы быть понятым обычными людьми…

 

Порядок и самостоятельность

Мария Монтессори – итальянский педагог, гуманист. Идея ее методики в том, чтобы взрослый не делал что-то за ребенка, а помогал ему действовать самостоятельно. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много: различные подносы, щетки, бусины, коробочки. Педагог предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Взрослый действует не за ребенка, а рядом с ребенком.

 

Неожидаемый результат

В развитии ребенка опасен любой экстрим: зачем заставлять работать организм в чрезвычайной стимуляции, если на то нет показаний? Примечательно, что практически все методики раннего развития (системы Игоря Чарковского, Гленна Домана, Марии Монтессори) изначально были разработаны для детей с трудностями в развитии, а лишь затем адаптированы для обычных детей. Общаясь с родителями, которые усердно занимаются с ребенком по какой-либо методике, всегда хочется спросить: «Зачем? Зачем вы этим занимаетесь, чего хотите достичь?» В ответах зачастую фигурируют такие слова, как «больше», «супер», «гипер», «самый», «сверх» и тому подобные. Только чьи это «сверх» и «супер» – ребенка или самого родителя? Уже мелко гордиться ребенком, читающим стихи с табуреточки, можно сделать более выгодные вложения?

Несколько лет назад ко мне на консультацию пришла мама трехлетней девочки с проблемой: ребенок противится ходить на горшок и приходится использовать одноразовые подгузники. В процессе выяснилось, что ребенок до сих пор не ест самостоятельно – хлеб нужно разламывать на крошки, а яблоко тереть на терке, иначе девочка подавится. Еще оказалось, что ребенок никогда не общается со сверстниками, потому что «дети нынче жестокие и могут обидеть» и вообще, с малышами неинтересно. В детском саду ситуация усугублялась тем, что девочка вообще не владела навыками самообслуживания, не могла самостоятельно раздеваться, а остальных детей воспринимала как игрушек, могла толкнуть, сесть на них, начать закутывать в пеленку. Соответственно, дети реагировали как могли, в целом избегая общества непредсказуемой девочки. При этом мама безумно гордилась тем, что ребенок читает с полугода, занимаясь по системе Домана. Ну как же, дочь в свои три года знает все породы собак, а сейчас они работают над изучением провинций Франции! Было еще много разных «побочных эффектов», которые маму ничуть не смущали, зато меня, как специалиста, очень напрягали. Мое мнение и советы по поводу раннего развития и его последствий, конечно же, были неприятны маме, которая на самом деле от всей души любила свою дочь и в любую свободную минуту занималась ее развитием. К тому же родители потратили слишком много времени и сил, чтобы останавливаться на половине пути. Через несколько лет я снова наблюдала девочку – уже по другим проблемам. К сожалению, ситуация только усугубилась, у ребенка нет контакта ни с кем, кроме родителей, дети ее игнорируют, педагоги придумывают разные «фишки», чтобы убедить в элементарных вещах. Истерики и непонимание усиливаются, появились навязчивые ритуалы, а родители пришли ко мне посоветоваться – вводить два иностранных языка одновременно или по очереди.

Психологически ребенок страдает от действий родителей, которые в погоне за своей идеей воспитать гения совершенно игнорируют реальность, не видя страданий ребенка и объясняя все симптомы тем, что «общество не принимает незаурядных личностей». Это лишь один из примеров того, как родительская гордыня и желание доказать свою уникальность через ребенка заставляет детей страдать и вредит их психологическому здоровью.

Родительская мотивация

Самым распространенным мотивом заняться ранним обучением и развитием ребенка является сознательная или плохо сознаваемая гордыня, желание проявить свое «эго» через демонстрацию достижений ребенка. Такие родители последовательны, системны и энергичны. Их не пугают нагрузки, они верят в успех и пользу. Других родителей в эту гонку толкает страх будущей неуспешности ребенка: «Гения нам не надо, но чтобы и не хуже других». Такие быстро сдаются, когда понимают, что все методики – это родительский труд, время и силы. Они начинают ходить на занятия, но потом все как-то незаметно «рассасывается» или наступает разочарование. И третий, весьма распространенный мотив – это, как ни странно, материнская скука. Мамам бывает скучно и одиноко сидеть с ребенком в четырех стенах, а в школах развития можно и отвлечься от монотонности, и пообщаться с другими мамами. В этом нет ничего плохого, мамы имеют право на «отдых». Однако будет польза или вред от посещения школы развития – очень сильно зависит от сущности самой школы. Я не против школ развития как таковых, я против фанатизма, гиперстимуляции и ложных родительских надежд на ребенка, который потом должен либо подтвердить свою гениальность, либо разочаровать. Поэтому, выбирая школу ребенку до трех лет, отслеживайте следующие параметры:

  • Будьте внимательны, если слышите от педагога, что ребенок «должен». В плане обучения и познавательного интереса он точно ничего не должен. Он имеет право хотеть размешивать краску в стаканчике с водой, а не рисовать.
  • Любое обучение, где ребенку надо что-либо запоминать, и где существуют «правильные» и «неправильные» ответы – из группы риска.
  • Самым безопасным является «деятельностный подход», при котором ребенок занимается свойственными его возрасту вещами: разматывает рулоны туалетной бумаги, пропихивает в трубу предметы, экспериментирует с тем, что катится, а что не очень… Педагог создает условия для экспериментов и идет за ребенком, комментируя действия без привычных нам «правильно», «хорошо» и «плохо».
  • Творческие занятия обычно бывают полезны и радостны для ребенка, если они совместны с родителями, их темп соответствует ребенку и нет чрезмерно жесткой дисциплины.
  • Любая гиперстимуляция, будь то физическая или интеллектуальная, заставляет тратить энергию только в определенном направлении и дает ребенку понять, что родители от него что-то хотят. Решите – ребенок должен соответствовать вашим представлениям или имеет право быть собой?
  • Развитие эмоциональной сферы, умение понимать эмоции других, контролировать свои желания, адекватно выражать свои чувства – задача более важная, чем научиться читать в два года.

 

О любви и ожиданиях

Мы любим своих детей. Или любим себя в своих детях? Принимая любое решение за ребенка, мы ответственно должны спросить себя: «Зачем мы это делаем?» Желание гордиться ребенком есть у каждого родителя, однако некоторые в стремлении быть уникальными и идти «против закостенелого общества» втягивают детей в свои игры. Заставить подростка ходить в музыкальную школу гораздо сложнее, чем научить младенца плавать, читать… да хоть летать! Малыши очень зависимы и ради одобрения родителей готовы на многое. Только причем тут любовь?

2198 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.