18+

ЕГЭ: зона высокого напряжения

ЕГЭ: зона высокого напряжения

ЕГЭ: зона высокого напряжения

Психолог Светлана Мерченко том, как помочь ребенку справиться со стрессом и сдать Единый государственный экзамен

Я знаю крайне мало людей, которые любят сдавать экзамены. Обычно экзаменов боятся, перед ними волнуются, переживают, не могут уснуть. Почему они вызывают такое напряжение? Может, потому что там происходит оценивание не просто фактических знаний, а наших способностей, амбиций, социального «я»? Или потому что от результата этой «оценки» зависит наша уверенность в ­себе?

Единый государственный экзамен для родителей — это тоже суперстресс. Для многих это тест на родительскую профпригодность — «Мы проходим по баллам, а вы?». Для большинства важен именно результат, ведь от набранных баллов зависит финансовая сторона дальнейшего обучения. В общем, сплошной стресс и напряжение. Как же пройти этот сложный период с наименьшими ­потерями?

Эти страшные три буквы

Единый государственный экзамен, или ЕГЭ, — главная страшилка учителей начиная с седьмого класса. «Эта тема даже в ЕГЭ есть, если сейчас не поймете, потом будет сложно!» — предупреждают они на уроках. «И что ты потом на ЕГЭ напишешь, если сейчас делаешь элементарные ошибки?». К выпускным классам обстановка накаляется до предела. Редкий школьный день проходит без напоминания о зловещем ЕГЭ. Одни дети тщательно выбирают вуз, профильные дисциплины, выясняют условия поступления по предыдущим годам и тоже, безусловно, волнуются. А другие, напротив, не вполне осознают «необратимость процессов» — отмена ежегодных экзаменов расслабляет, экзамен им больше напоминает лотерею, поэтому кропотливый труд у них не в почете. Но даже им дома не особо удается расслабиться — там их ждут перепуганные ­родители.

Ирина (41 год), сын которой уже студент, вспоминает то время: «Перед ЕГЭ родителей собирали в школе и начинали пугать сложностью процедуры, не говоря о самих заданиях. Хотя мы и так уже все были запуганы! В течение последнего года обучения ребенок писал пробные ЕГЭ в школе, я видела его невысокие баллы и начинала нервничать, понимая, что с этими баллами он не поступит в вуз, в который хочет! И думала: "Что же делать? Что же делать? Осталось уже мало времени! Наверное, надо срочно искать репетиторов!". У меня просто ужасные воспоминания о том ­периоде».

 Процедура ЕГЭ — новинки

Все мы помним, что дома и стены помогают, поэтому экзамен вне привычной школы, в незнакомом помещении, в непривычной обстановке вызывает дополнительное волнение. Наверное, хуже всего то, что процедура проведения экзамена постоянно меняется, каждый год вносятся новые правила и ограничения. Так, в этом учебном году, в отличие от предыдущего, на итоговой аттестации будет обязательным видеонаблюдение, причем с ведением записи. Для детей это дополнительный стресс, ощущение, что за ними ­следят.

Второе нововведение — обязательный проход через рамку металлоискателя. Наверняка у многих был опыт такого прохода в аэропортах, крупных учреждениях. Даже если тебе нечего скрывать, тело само сжимается в нервном напряжении. А вдруг? Чем больше у ребенка непривычных факторов, новых ощущений, тем большее напряжение он испытывает. А если всё это усилить давлением и ­ответственностью?

К тому же вузы объявляют набор профильных дисциплин, необходимых для поступления, лишь в феврале, когда учебный год в разгаре и дети давно определились с предметами, которые будут сдавать. И снова ­стресс.

Экзамен настолько сложно организован, что к его проведению в образовательных ведомствах готовятся не просто ответственно, а сверхответственно. Однако чем больше у нас опыта и знаний в любом вопросе, тем меньше пустого ­волнения.

Любой родитель может ознакомиться с документом, в котором подробно расписана процедура ЕГЭ. Ее регламентирует приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31 205). Этот очень обширный документ оговаривает все правила и нюансы ­ЕГЭ.

Именно информированность ребенка, а не запугивание, поможет ему держаться уверенно. В школах и на собраниях неоднократно уточняют, к примеру, какие предметы нельзя приносить с собой на экзамен. Так, в данном документе оговаривается, что недопустимо «иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации». Нельзя не то что пользоваться — приносить. В случае обнаружения нарушения результаты ЕГЭ провинившегося ученика будут аннулированы. Если ребенок привык в течение школьной жизни списывать, подглядывать и как‑то выкручиваться, то на итоговой аттестации шансов на это не ­будет.

Репетируем?

Итоговый экзамен, безусловно, ответственен, сложен, непредсказуем, с каждым годом шансов сдать «наудачу» становится всё меньше, поэтому кажется, что только репетитор поможет ребенку успешно справиться с этой задачей. Почему сложно обойтись школьными уроками? Я узнала мнение нескольких сторон: детей, родителей и самих ­репетиторов.

Марина (45 лет) рассказала, как она пришла к мысли о репетиторстве: «В начале учебного года на родительском собрании педагоги стали очень убедительно рассказывать про сложности и ужасы ЕГЭ и про то, что «такого слабого класса за всю историю школы не было". Родители, естественно, в панике. В качестве выхода нам предложили брать уроки репетиторов. После я узнала, что всем классам на параллели было сказано то же самое. У меня создалось впечатление, что так педагоги снимают с себя ответственность и пополняют свой бюджет, зарабатывая на индивидуальных занятиях. В результате в нашем классе обычной московской школы все без исключения дети имели репетиторов как по основным предметам, так и по тем, что сдают по выбору. Конечно же, ситуация с массовым, вынужденным репетиторством мне не кажется ­правильной».
Кому‑то репетиторы действительно очень помогают. Всеволоду из Сибири (19 лет) результаты ЕГЭ позволили поступить в столичный вуз: «Для меня в психологическом плане самой сложной была именно подготовка к экзамену. Учителя давят, говорят, что всё серьезно, очень и очень сложно, никакой моральной поддержки с их стороны не было. Мне очень хорошо помогли репетиторы. Дополнительные занятия в школе — не очень. Родители могут помочь ребенку тем, что будут подбадривать, не станут заставлять заниматься круглыми сутками, — это, наоборот, хуже. Да и помощь репетиторов — это тоже помощь ­родителей».
Однако репетитор не может быть панацеей. Лидия Юрьевна (63 года) — репетитор со стажем, так комментирует ситуацию с ЕГЭ: «Родители ставят перед репетитором разные задачи. Кому‑то надо просто "сдать", а кому‑то для поступления в конкретное заведение нужен высокий балл. Могу одно сказать точно: если ребенок не старается, ни один репетитор не поможет. Иногда дети настолько расслабляются, что возникает ощущение, будто в школе они даже не пытаются ни думать, ни вникать, ни запоминать. Зачем? Ведь у меня есть репетитор! Тратятся дополнительное время, силы и деньги родителей. Другие дети, напротив, сверхмотивированы, просто "выкачивают" из меня все знания и опыт. Думаю, что в школе они тоже не спят на уроках. Поэтому для одного помощь репетитора — это как слону дробина, а для другого — реальная палочка-­выручалочка».


Возможность заниматься с репетитором отчасти снимает напряжение как с детей, так и с родителей. Но помимо академических знаний для успешной сдачи ЕГЭ нужны и другие навыки: внимательность, так как задания формулируются «с подвохом», стрессоустойчивость, когда нет кругом родных стен и лиц, и многое другое. Поэтому в Москве уже появилась новая специальность — «техник ЕГЭ». Это человек, который поможет ребенку сконцентрироваться, распределить время, выделить опорные слова, просчитать возможные варианты ответа. Да, правильно говорится, что спрос рождает предложение. В результате массовой паники вокруг ЕГЭ востребовано не только репетиторство, но и новые услуги. Родителям остается только вздохнуть и ­заплатить.

Как не нужно сдавать ЕГЭ

В нашей стране распространено мнение, что «если нельзя, но очень хочется, то можно». Всем известно, какие предметы нельзя приносить на экзамен, что учиться нужно всегда, а не в последний момент, но… Вот несколько историй, когда определенные поступки не позволили детям успешно сдать ЕГЭ, хотя они вполне могли это сделать. Может, эти примеры помогут вам сделать правильные выводы и избежать ­неудач.

  1. «Как‑нибудь сдадим, на первом месте у нас спорт», — рассуждали родители Паши и возили его несколько раз в неделю на тренировки в другой город, не считая спортивных занятий в родном поселке. Школа, естественно, систематически пропускалась, считалось, что репетиторы возместят эти пропуски. Однако Паша не смог набрать заветных баллов ни по математике, ни по русскому. Результат: отсутствие аттестата, невозможность поступить в вуз в этом году и необходимость учиться еще один год, уже ­самостоятельно. Вывод: Родители должны правильно расставлять приоритеты, адекватно оценивая возможности ­ребенка
  2. Неудачно выпавшая шпаргалка стала причиной аннулирования результатов по математике у Маши. Девочка училась без троек. На экзамене она пошла в туалет, и вместе с платком из кармана выпал листочек с формулами. И хотя это произошло в коридоре, наблюдающий это видел и не мог оставить без внимания. Сама Маша объяснила, что ходила в этих джинсах к репетитору, а на экзамен хотела идти в форме, и листок оказался при ней случайно. Родители подали в суд, но дело ­проиграли. Вывод: Если родители знают о том, что ребенок берет на экзамен «справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации», они должны понимать, чем это может ­закончиться.
  3. «Может, договоримся?» — с улыбкой спросил Семен, когда наблюдающий увидел выглядывающий из кармана телефон. Причем один телефон Семен сдал перед началом экзамена, а второй решил оставить. Родители подали апелляцию, взяли распечатки счета, доказывающие, что никаких звонков в период экзамена не было. Однако ребенок остался без возможности поступить в вуз, так как недопустимо «иметь при себе средства связи», даже если они не ­используются. Вывод: И дети, и родители должны понимать, что нарушение установленных правил имеет свои логические ­последствия.
  4. У Кати во время экзамена зазвонил телефон. Забавно, что он находился в бюстгальтере, а выдал Катю сработавший не вовремя будильник. Несмотря на все старания родителей доказать, что это не телефон, а портативный будильник, экзамен Кате пришлось сдавать еще раз, через ­год. Вывод: Недопустимо «иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру», как бы вы ни решили ее ­называть.

Стресс, стресс, стресс

Действительно, на ЕГЭ возлагается двойная задача: получение школьного аттестата и возможность поступить в вуз. Но двойное запугивание никак не поможет ребенку быть в два раза умнее и внимательнее. Поэтому не стоит еще больше нагнетать обстановку своим давлением. Часто родителям кажется, что ребенок недооценивает важность момента, халтурит, не старается, не прилагает усилий. Если по высказываниям ребенка чувствуется, что он обесценивает предстоящее испытание, скорее всего, это не отсутствие старания, а защитная реакция на зашкаливающие ­эмоции.

Ребенку от родителей нужно разумное сочетание контроля и поддержки. Несмотря ни на какие экзамены — он просто ваш ребенок, который нуждается в заботе и любви. Он должен знать и чувствовать, что вы на его стороне, что любую неудачу можно пережить, что испытания нужно и можно преодолевать. Что ни один, даже самый важный экзамен не стоит того, чтобы решаться из‑за него на страшные поступки. Тем не менее каждый год поступают тревожные сведения. В 2012 году в Сахалинской области школьница пыталась покончить с собой из‑за несданного ЕГЭ — выбросилась из окна собственного дома. Девушка получила тяжелые травмы и была доставлена в больницу. Сама школьница не помнит, как это произошло, однако объяснила свой поступок тем, что получила отрицательный результат по ­ЕГЭ.

 
Пережить стресс без ущерба для результата экзамена ребенку поможет стрессоустойчивость — способность длительное время работать в условиях физических и психологических нагрузок, сохраняя эмоциональную ­устойчивость.
Вот несколько упражнений, которые можно порекомендовать ребенку в качестве первой помощи при остром ­стрессе:
  1. «Стоп!» Если не удается справиться с волнением, сбивается дыхание, плывет в глазах, путаются мысли, не получается сосредоточиться — значит, вы под воздействием острого стресса. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!»
  2. Противострессовое дыхание. Дыхание — это очень важно! Просто дышите: медленный вдох, медленный выдох. Представляйте, как с каждым продолжительным выдохом вы понемногу избавляетесь от стрессового ­напряжения.
  3. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого ­дыхания.
  4. «Инвентаризация». Чтобы успокоиться и прервать неуправляемый поток стресса и волнения, сделайте следующее: оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно опишите все предметы один за другим. Говорите мысленно самому себе: «Я вижу коричневый письменный стол, белые занавески, красную вазу для цветов» и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей ­обстановки.
  5. «Рациональность». Возьмите бумагу с карандашом и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит переключить внимание. Постарайтесь вспомнить какой‑нибудь особенно примечательный день вашей жизни, прочувствуйте его и подсчитайте, каким по счету был этот день в вашей ­жизни.

Спокойствие, только ­спокойствие!

Наблюдая за суетой вокруг ЕГЭ, который предстоял сыну, муж моей подруги решил сам сдать пробный экзамен по русскому языку за прошлый год. Это может сделать каждый — зайдя на специальный сайт или купив компьютерный диск. Результат удивил всех: муж подруги с первого раза, без подготовки, набрал максимальный балл. Не зря, видимо, тридцать лет назад окончил школу с золотой медалью. «Ерунда этот ваш ЕГЭ», — с усмешкой и гордостью сказал он, выпускник технического ­вуза.

К сожалению, большинство родителей не могут так спокойно и легко относиться к итоговой аттестации, хотя все мы знаем, что лишнее беспокойство только ухудшает результат. Поэтому родителям стоит запастись терпением и оптимизмом, а детям — уверенностью в себе и знаниями — ибо, как говорила моя любимая учительница, «лучшая шпаргалка — это та, что прячется в голове!».


2165 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.